Современные проблемы безработицы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,29 kb
  • Опубликовано:
    2010-08-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные проблемы безработицы

Оглавление


Введение

Глава 1 Теоретическая основы занятости и безработицы

1.1 Сущность безработицы

1.2 Классификация безработицы

Глава 2 Современные проблемы безработицы

2.1 Ситуация на рынке труда в мире

2.2 Роль государства в сокращении безработицы

2.3 Воздействие на занятость населения в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.

Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Рынок рабочей силы отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Он существует как на макро-, так и на микроуровне. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов, появляются трудовые отношения, осуществляется мотивация труда.

Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость.

Цель исследования – рассмотреть понятие, структуру и виды безработицы.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и классификацию безработицы.

2. Определить ситуацию на рынке труда в мире в современных условиях.

3. Проанализировать роль государства в сокращении безработицы.

Объект исследования – экономические проблемы занятости и безработицы.

Предмет исследования – виды безработицы и меры по сокращению безработицы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Розанова Н.М., Носова С.С., Новичкова В.И. и других.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретическая основы занятости и безработицы

 

1.1 Сущность безработицы

Одним из признаков макроэкономической нестабильности считается безработица.

Безработица — это состояние, когда трудоспособное население ищет, но не может найти работу. Все население страны можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное[1].

Трудоспособное население — это люди, в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), которые хотят и могут работать.

Нетрудоспособное (экономически неактивное) население — это все остальные категории граждан:

1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения;

2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности;

3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми;

4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски;

5) военнослужащие срочной службы;

6) лица, находящиеся в местах лишения свободы или на принудительном излечении;

7) лица, у которых нет необходимости работать (например, иждивенцы и тунеядцы)[2].

Рабочая сила — это часть трудоспособного населения, которая имеет желание работать, а не реализовывать свой труд в пределах домашнего хозяйства.

Часть рабочей силы, занятую в производстве, частном бизнесе, сфере услуг, государственной службе, принято называть занятыми.

Часть рабочей силы, которая не имеет своего рабочего места, но имеет желание работать, называется безработными.

Согласно законодательным актам Российской Федерации, безработными признаются люди, которые:

1) не имеют работы и заработка;

2) зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы;

3) готовы приступить к работе в любой момент.

В зависимости от обстоятельства, из_за которого человек не имеет работу, безработных можно классифицировать на 4 группы:

а) впервые ищущие работу;

б) вышедшие на рынок труда после перерыва;

в) потерявшие работу после увольнения;

г) добровольно оставившие работу.

Для более конкретной характеристики безработицы в экономической теории применяют 3 взаимосвязанных показателя: уровень безработицы, естественный уровень безработицы, полная занятость.

Уровень безработицы — это отношение числа безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Естественный уровень безработицы — это минимально возможный в стране уровень безработицы при полной занятости (5-6%). Число свободных рабочих мест приблизительно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость — это состояние в обществе, когда безработица не превышает своего естественного уровня (5—6%).

Кроме того, необходимо различать численность безработных, зарегистрированных на биржах труда (в службах занятости) и общую численность безработных, при расчете которой к безработным относятся все те, кто не имеет работы, активно ищет ее и готов к ней приступить в кратчайшие сроки.

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП[3].

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1 : 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% — то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы:

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Безработица нуждается в государственном регулировании.

Существует две точки зрения в решении этого вопроса:

1) теория Кейнса состоит в том, что причиной безработицы является недостаточный уровень совокупного спроса; при этом если увеличить совокупный спрос, то и пропорционально уменьшится безработица;

2) государственная политика занятости, осуществляемая по двум направлениям:

а) регулирование уровня и продолжительности безработицы; при этом необходимо использовать службу трудоустройства (занятости), которая сокращает время поиска человеком работы, информируя его об имеющихся вакансиях; кроме того, эти службы призваны решать вопросы переквалификации работников;

· выплата пособий по безработице;

· предоставление компенсации работникам, увольняемым с предприятий при сокращении численности штатов, реорганизации или ликвидация предприятия;

· выплата стипендии на период повышения квалификации или переподготовки.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты. Во-первых, безработные — это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых, конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

Большинство зарубежных и отечественных ученых в настоящее время полностью признают отрицательные последствия безработицы, поскольку она приводит к потере квалификации рабочей силы, деморализует психику вынужденно незанятых. Все это закономерно приводит к социальной напряженности и преступности, а в конечном счете - к недополучению объема валового внутреннего продукта (А. Оукен, Э. Долан, К. Макконнелл, Д. Кейнс, А. Пигу и др.).

Между тем некоторые ученые считают вполне допустимым существование определенного уровня вынужденной незанятости (так называемая естественная норма безработицы, в пределах от 5 до 7% численности экономически активного населения). Они объясняют это функционированием и неизбежными издержками как самой рыночной экономики, так и необходимостью постоянного повышения эффективности живого труда (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Гумалензи)[4].

При переходе к рынку с его закономерным проявлением массового высвобождения рабочей силы и перепрофилированием производства, с безработицей приходится считаться как с реальной неизбежностью. Задача в данном случае должна заключаться в умелом и оптимальном стимулировании трудоспособного незанятого населения к своевременной переквалификации и в разумной материальной поддержке безработных со стороны государства. В этом суть современной политики занятости. По отношению к сельской местности решение данной проблемы имеет более важное значение, чем в городе. Это объясняется тем, что на селе выбор вакансий и рабочих мест явно ограничен, а возможности трудоустройства сведены к минимуму.

На селе масштабы и уровень безработицы определяются не только новыми экономическими отношениями, но и сезонным характером самого сельскохозяйственного производства, естественным и миграционным приростом населения, оперативностью работы органов государственной федеральной службы занятости. Поэтому при разработке основных мероприятий по смягчению и предупреждению массовой безработицы следует учитывать указанные моменты.

Основные формы безработицы как на селе, так и в городе могут быть сведены к двум основным: открытой и скрытой. Нередко эти формы называют соответственно явная и неявная безработица.

Первая форма включает в себя официально зарегистрированных по линии органов службы занятости безработных лиц, а также тех, кто самостоятельно прилагает усилия по нахождению работы или доходного занятия. Численность последних может быть определена в соответствии с методикой Международной Организации Труда (МОТ). В нашей стране она учитывается региональными органами статистики. Характерно указать, что на долю безработных лиц, официально зарегистрированных в органах службы занятости субъектов Южного Федерального округа приходится в настоящее не более 2% численности рабочей силы указанных регионов (за исключением некоторых республик Северного Кавказа). Однако, реальная их численность (по сведениям статистических органов, использующих методику МОТ) нередко превышает 12-14%.[5]

 

1.2 Классификация безработицы

Обычно безработица определяется в виде удельного веса незанятых в общей численности желающих работать. В связи с этим различают добровольную и вынужденную безработицу.

В условиях рыночной экономики в каждой стране есть трудоспособные граждане, которые не желают работать. Эта категория людей, как правило, статистикой не учитывается.

К безработным относят вынужденных безработных, тех, которые хотят работать, ищут работу, но не находят места работы.

Существует множество классификаций безработицы. Ни одна из них не может быть признана безупречной. В современной экономической литературе насчитывается около 60-70 типов безработицы и их классификаций. Это разнообразие объясняется неодинаковостью подходов к исследованию безработицы, а также теми целями, которые преследуются исследователями.

Например, при исследовании причин безработицы может использоваться одна классификация, а при выяснении методов ее сокращения — другая.

Существенное влияние на классификацию безработицы оказывает доступность статистической информации о занятости, ее достоверность и полнота. В эмпирических исследованиях доминируют «статистические» подходы к классификации, часто опирающиеся на социологические опросы и выборочные обследования. В публикациях теоретического характера преобладают «аналитические» классификации, подверженные часто субъективной оценке.

В соответствии с общепринятой в мире классификацией безработица сводится к четырем ее основным типам: фрикционной, сезонной, структурной, циклической. В основу этой классификации положены продолжительность безработицы и главные причины, ее объясняющие.

Фрикционная (от лат. frictio — трение, действующий под влиянием трения) безработица является следствием постоянного перемещения людей, связанного с переменой места работы или места жительства. Этот тип безработицы — результат несовершенства информации в рыночной экономике, а также недостатка времени для того, чтобы работнику и работодателю найти друг друга.

По советской терминологии этот тип безработицы назывался текучестью кадров. Несмотря на постоянную борьбу с этой формой незанятости, жесткость трудового и миграционного законодательства, закрытость городов эта форма временной безработицы вместе с тем носила постоянный характер.

Каждый работник может пребывать в этой форме безработицы недолго.

Однако его место занимает другой, третий и т.д. Точнее говоря, это временно-постоянный тип безработицы.

Даже при достижении равновесия спроса и предложения на рынке труда всегда есть временно безработные, нашедшие или готовые найти новое рабочее место. Эта форма безработицы характеризует работников и предприятия, ищущих наилучшие условия занятости.

При современных методах распространения информации и перемещения работников, не требующих затрат, этот процесс мог бы происходить мгновенно. Однако создание таких идеальных условий нереально. Фрикционная безработица неизбежна, являясь продуктом как динамичности в развитии экономики, так и изменений в спросе и предложении на рынке труда.

Размеры фрикционной безработицы зависят от частоты перемещений рабочей силы и вакансий, скорости и эффективности, с которыми люди ищущие работу, и предприятия ее предлагающие, находят друг друга.

Специфические черты этой безработицы: охватывает относительно большое количество людей во всех демографических группах, сферах деятельности и регионах; относительно непродолжительна для каждого человека; определенная величина этой безработицы неизбежна при любых условиях[6].

Содержание фрикционной безработицы определяет методы государственных служб к ее снижению. Это прежде всего совершенствование информации о занятости, а также устранение причин нежелательных перемещений рабочей силы.

Сезонная безработица— результат колебаний на труд из-за сезонных изменений в производстве и занятости. Этот тип безработицы часто отождествляют с фрикционной. Но сезонная безработица имеет специфику, отличающую ее от фрикционной. Учет этой специфики способен оказать влияние на своевременность снижения ее размеров и стабилизацию социальной напряженности в регионах, связанных с сезонным производством.

Структурная безработица является следствием несоответствия между свободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочей силой, желающей получить работу. Несоответствие в предложении и спросе на рабочую силу объясняется особенностями образования, специальной подготовки, географическим размещением производства и рабочих мест, возрастными характеристиками. Структурная безработица возникает в случае создания новых видов производств, требующих специальной подготовки и высококвалифицированных работников, в то время как имеющаяся рабочая сила не отвечает этим требованиям. Структурная безработица является следствием структурных изменений в национальной экономике (отраслевых и территориальных). Она увеличивается и усложняется в период существенных научно-технических преобразований.

Характерные особенности структурной безработицы: в отличие от фрикционной она затрагивает работников, на которых оказали влияние технологические сдвиги, упадок традиционных отраслей экономики, конверсия военного производства или региональные перемещения рабочих мест; этот тип безработицы носит долговременный характер.

Природа структурной безработицы диктует и необходимость определенной экономической политики государства по ее ограничению. Это программы развития определенных сфер экономической деятельности в стране и регионах, а также в области переквалификации рабочей силы; перемещение безработных из депрессивных регионов страны; предоставление рабочих мест в государственном секторе экономики.

Другой формой безработицы является структурно-технологическая, обусловленная структурной перестройкой экономики, перепрофилированием отраслей и производств, переориентацией их в соответствии с требованиями рыночной экономики. Эта форма безработицы существует постоянно (наряду с фрикционной) и всегда будет себя проявлять, поскольку процесс совершенствования производства неизбежен и неограничен. В то же время данная форма безработицы именно в условиях перехода к рынку проявляет себя в наибольшей степени. Она предполагает постоянную переквалификацию рабочей силы, ее профессиональное совершенствование и качественный рост. Вместе с тем реальный уровень этой безработицы (и, прежде всего, в сельской местности) несколько завуалирован.

Общая численность фрикционных и структурных безработных определяет так называемый естественный уровень безработицы, который, по мнению ученых, не должен превышать 5-7% экономически активного населения страны (региона). Если этот уровень превышает указанный предел, то говорят о наличии циклической безработицы. В нашей стране наиболее отчетливо она проявила себя в середине и конце 90-х годов. В настоящее время появилась надежда на определенную стабильность в занятости, хотя и незначительную[7].

Циклическая безработица (иногда ее называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской) возникает вследствие неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. В отличие от фрикционной и структурной безработицы, являющейся следствием несоответствия рабочих мест и рабочей силы, циклическая безработица — результат недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из-за снижения темпов экономического роста. Циклическая безработица связана с движением экономического цикла: в фазе подъема она существенно снижается, в фазе кризиса и депрессии резко возрастает.

Однако циклическая безработица возникает не только вследствие цикличности экономического развития, но и в результате хронического экономического застоя. В этом случае ее называют «долговременной стагнацией».

Особенности циклической безработицы состоят в наличии существенных ежегодных колебаний занятости, связанных с общим экономическим циклом; как и фрикционная, циклическая безработица распространена в масштабе всей экономики; продолжительность циклической безработицы, как правило (но не обязательно), превышает продолжительность структурной.

Для борьбы с циклической безработицей требуется разработка и реализация государственных программ, способствующих стабилизации в развитии национальной экономики и повышению совокупного спроса на рабочие места.

Наряду с отмеченными явными формами безработицы наблюдается существование скрытой ее формы, или так называемой безработицы на рабочем месте (ряд отечественных авторов называет ее внутрипроизводственной).

Скрытая безработица проявляется прежде всего в превышении численности кадров, в существовании вынужденных простоев и отпусков.

Большей частью это относится к средним и крупным по своим размерам промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которые содержат излишек рабочей силы для выполнения сезонных работ или на случай внезапного повышения уровня деловой активности предприятия. Некоторым предприятиям иногда выгодно иметь скрытых безработных, поскольку затраты на увольнение лишнего работника превышают издержки, связанные с сохранением его на прежнем рабочем месте: выгоднее отправить работника в отпуск без содержания, чем выплачивать ему при увольнении соответствующее пособие.

Скрытая форма безработицы служит в настоящее время своего рода социально-экономическим стабилизатором между занятостью и безработицей. В то же время с течением времени эта неявная ее форма будет трансформирована в явную (открытую). И если не принять соответствующих радикальных мер по ее смягчению, то данная тенденция в скором будущем может привести к социальному взрыву[8].

Масштабы безработицы сохраняются, сдерживаемые в основном скрытой ее формой и ростом неформальной занятости. При этом структурно-технологическая безработица носит не прогрессивный, а скорее регрессивный характер. За годы реформы, численность работников науки сократилась примерно на треть; среди безработных значительно увеличилась доля высококвалифицированных специалистов и молодежи. Молодые трудоспособные лица нередко переходят в разряд не обучающихся иждивенцев, либо занятых в неформальном секторе экономики. Данная тенденция ведет к замедлению процесса обновления кадров в отраслях материального производства.

К тому же в настоящее время мало эффективны целевые комплексные программы по сдерживанию массовой безработицы и созданию альтернативных рабочих мест, практически не совершенствуются программы профориентации молодежи, а значит, не осуществляется необходимая переподготовка кадров на перспективу, не определены приоритеты развития сфер производственной и непроизводственной деятельности, в том числе и в сельской местности.

 


Глава 2 Современные проблемы безработицы

 

2.1 Ситуация на рынке труда в мире

Мировой кризис нашел свое отображение и на рынке труда. Всплеск безработицы произошел в большинстве стран планеты. Миллионы людей остались без работы, находятся в активных поисках нового места, ожидая наступления лучших времен. Но вопрос вот в чем: скоро ли удастся выйти из кризиса? Ответ следующий: каждой стране по-разному, всё зависит от политики правительства и направления денежных средств в нужное русло. Но, к сожалению, прогнозы на год грядущий неутешительные. Рассмотрим ситуацию на рынке труда некоторых стран мира.

Безработица, Украина

В ноябре 2008 г. официальный уровень безработицы составил 2,3%, количество зарегистрированных в службе занятости безработных по состоянию на 1 декабря 2008 г. достигло почти 640 тыс. чел. При этом действительный уровень безработицы в стране (с учётом незарегистрированных), намного выше. В следующем году уровень безработицы может значительно увеличиться до 8%, а по оценкам некоторых экспертов – до 15%.

Безработица, Россия

По состоянию на 1 декабря 2008 г. число безработных в стране составило 5 млн. чел., уровень безработицы зафиксировано на отметке 6,6%. Согласно прогнозам экспертов, уровень безработицы в России в следующем 2009 году может достичь 7,6%, что составит 5,4 млн. чел.

Безработица, Латвия

В Латвии сейчас уровень безработицы составляет 6,1%, с учетом незарегистрированных в Госагентстве занятости – около 10%. В 2009 г. прогнозируется рост данного показателя до 15-20%.

Безработица, Чехия

По состоянию на 1 декабря 2008 г. уровень безработицы в стране составлял 5,3%, около 300 тыс. чел. По прогнозам специалистов, уровень безработицы в 2009 г. в Чехии может достичь 6%.

Прогнозы для рынка труда Германии также неутешительные: в 2009 г. количество безработных возрастет на 0,5 млн. чел., а в 2010 г может достичь 4-6 млн. чел.

Безработица, Великобритания

Безработица в Великобритании также бьет рекорды. По состоянию на 1 декабря 2008 г. число безработных составляло почти 2 млн. чел. Уровень безработицы зафиксирован на отметке 6% - это самый высокий показатель за последние 10 лет. По прогнозам экспертов, к Новому Году в стране уже будет насчитываться 2,5 млн. безработных.

Безработица, Испания, Словакия, Нидерланды, Австрия, Дания

В Испании по состоянию на 1 декабря 2008 г. зафиксировано рекордный уровень количества безработных за последние 10 лет – около 3 млн. чел. Страна в конце октября 2008 г. имела самый высокий уровень безработицы среди всех стран Евросоюза – 12,8%, за ней следовала Словакия – 10%. Самые низкие значения показателя наблюдались в Нидерландах (2,5%), Австрии (3%) и Дании (3,2%).

Безработица, США

В США по состоянию на 1 декабря 2008 г. наблюдается рекордный уровень безработицы за последние 15 лет – 6,7%, что составило 10,3 млн. чел., которые зарегистрировались на бирже труда. По прогнозным оценкам, в следующем году данный показатель может вырасти до 7,6%.

Безработица, Япония

По прогнозам правительства Японии, уровень безработицы в 2008 финансовом году, который закончится 31 марта, достигнет 4,2%, а в 2009 финансовом году - 4,7%, что станет самым высоким показателем за последние 8 лет.

Как видим, нестабильная ситуация на рынке труда существует во всем мире. Тот факт, что безработица сильно выросла уже на начальном этапе кризиса, внушает серьезные опасения насчет дальнейшего «оздоровления» рынка труда, особенно в краткосрочной перспективе.

 

2.2 Роль государства в сокращении безработицы

При рыночной экономике существует противоречие между развитием производительных сил и решением социальных проблем, среди которых занятость населения занимает особое место. Конечно, возможно создание экономической ситуации, при которой формально существует полная занятость, что и имело место в России на протяжении десятилетий. Но при этом заработная плата была оторвана от трудового вклада человека, имело место уравнительное распределение, людьми не осознавалась необходимость борьбы за повышение эффективности экономики. При низкой производительности труда всем хватит работы: где низкая производительность труда, там всегда нужна рабочая сила, но там всегда воспроизводится и бедность. Другими словами, можно дать работу всем, но не получить необходимых товаров, удовлетворяющих потребительский спрос. Вместе с тем, общество, которое не может удовлетворить потребность граждан в труде не может быть признано социально прогрессивным[9].

В этой ситуации возникает вопрос о том, возможно ли решить проблему безработицы в условиях рынка, установить ситуацию полной занятости и повысить эффективность труда[10].

При ответе на него следует учитывать, что рынок все время воспроизводит конкуренцию, обусловленную необходимостью получения большей прибыли. В этой ситуации всегда найдутся люди, не выдерживающие конкуренции, будут «нерадивые» работники, сильные будут вытеснять слабых. Люди неравны по своим способностям, квалификации, психофизиологическим возможностям, поэтому между ними всегда будут различия в эффективности их труда. Экономика не может быть уравнительной, если она хочет в условиях рынка прогрессивно развиваться, она должна быть эффективной как в сфере производства, так и в создании условий для удовлетворения потребностей населения.

До тех пор, пока рыночные отношения будут способствовать развитию производительных сил, они будут жить, наполняться новым содержанием. За этим процессом должны пристально следить соответствующие государственные структуры. Рыночная экономика, которая несовершенна, имеет и свои недостатки, например несовпадение спроса и предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Признавая безработицу как необходимый элемент развития рыночной экономики, общество тем самым показывает бессилие человеческого разума перед экономической стихией. Однако именно через рынок и конкуренцию общество может добиться мощного развития производительных сил.

Уровень жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей, что само по себе обусловливает потребность в труде, в рабочей силе, в рабочих местах, в занятости. Чем выше уровень занятости, тем больше степень удовлетворения потребностей. Занятость населения - ключ к его благосостоянию. Общество должно думать об уровне занятости и производительности труда. Оно должно сделать все возможное для раскрытия созидательных потенций. Для этого необходимо связать, через отношения собственности, личные интересы человека с коллективными и государственными. Именно личный интерес движет развитие производительных сил[11].

Научно-технический прогресс, сокращая численность работающих на действующих предприятиях, обусловливает возникновение новых отраслей и видов производства, порождает новые потребности, что ведет к дополнительному спросу на рабочую силу. Кроме того, усиливается тенденции расширения занятости в сфере обслуживания и духовного производства. Следовательно, несмотря на сокращение занятости в материальном производстве, занятость в целом не имеет тенденцию к сокращению, что связано в первую очередь с растущими потребностями населения.

Если общество не может обеспечить трудоспособного человека работой, должно обеспечить его вынужденное бездействие или организовать его переобучение. Можно предложить безработному работу вообще, независимо от его квалификации и способностей, или работу по специальности. Первый вариант экстенсивен, второй – интенсивен, они выражают разные ступени зрелости общества. Доля занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства меняется под влиянием не только потребностей рынка, но и использования результатов научно-технического прогресса в производстве и роста на этой основе производительности труда. Положение о том, что в наиболее эффективных и рентабельных отраслях экономики обязательно должно быть больше работников, занятого трудоспособного населения, не соответствует истине. Чем меньше занято в конкретной отрасли трудоспособного населения, и чем больше удовлетворяет она общественную потребность, тем существеннее ее вклад в создание валового национального продукта, выше производительность труда. НТП диктует интенсивный путь развития[12].

На сегодняшний день абсолютное высвобождение огромного числа российской рабочей силы в результате спада производства и других причин, возникновение резервной армии труда – безработицы, официально признанной государством, обусловливает необходимость ее перераспределения между существующими и вновь возникающими отраслями народного хозяйства, что не может не отразиться на структуре занятости. Должны быть активизированы все формы мобильности – между сферами занятости, сферами и отраслями народного хозяйства, предприятиями, территориями, профквалификационной структурой работников. Регулирование процессами перераспределения необходимо для обеспечения занятости населения. Чем меньше времени уходит на перераспределение работников, тем лучше действует система, управляющая этим процессом. Структура занятости и ее прогноз тесно связаны с потребностью в рабочей силе. Погоня за прибылью и конкуренция заставляют предпринимателей и предприятия высвобождать и притягивать рабочую силу. Рыночные отношения способствуют более экономному использованию рабочей силы на производстве по сравнению с государственными предприятиями[13].

Cостояние российского рынка труда вполне объяснимо, ибо этот рынок находится пока еще в начальной стадии своего становления и не может быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда (равно и других рынков).

Социальная защита населения в современных цивилизованных странах мира складывается из трех элементов: системы социальных гарантий, социального страхования и социальной помощи. Эти же элементы являются составляющими системы социальной защиты населения от безработицы. Правовой базой этой системы является конвенция Международной Организации Труда «О содействии занятости и защиты от безработицы», которая была принята в 1989 г. Конвенция и рекомендации МОТ играют в современном мире существенную роль в регулировании рынка труда, защиты безработных и людей наемного труда. Конвенция рекомендует государствам, являющимся членами МОТ разработать политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. В Конвенции социально выделены такие группы населения как женщины, молодежь, продолжительное время не работающие, инвалиды и другие люди, сталкивающиеся с трудностями в поисках занятости. Учитывая основополагающие рекомендации, суверенные государства разрабатывают и реализуют программы решения проблем занятости и социальной защиты безработных.

Социальная политика современных государств, направленная на регулирование занятости населения, является достаточно многообразной, основные особенности которой обусловлены историческими, экономическими, социальными, политическими факторами. Так, на современном этапе, особенности американской социальной политики определяются задачами, которые сформулированы в их программе обеспечения населения занятостью: формирование в сознании человека установки, что ему выгоднее работать, чем быть зависимым от пособий государства; создании условий и привлечении к труду работающих матерей, являющихся представителями средних и обеспеченных слоев; оформлении новых социальных контрактов, стимулирующих усилия для получения работы вместо государственных пособий.

Обобщение опыта различных стран наглядно показывает, что составление и реализация программы повышает эффективность деятельности государства в решении проблем безработицы и способствует интенсификации экономического роста, стабилизации политической и социальной ситуации в обществе[14].

Основы социальной поддержки и защиты безработных, обеспечения занятости заложены в Конституции нашей страны, которые далее детализированы в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В этом законе впервые в России безработица признана как закономерный процесс формирования и функционирования рынка рабочей силы.

Этот закон гарантирует обеспечение всем гражданам Российской Федерации, которые постоянно проживают на ее территории, равные возможности в реализации права на труд, свободный выбор занятости, обеспечения социальной защиты.

 

2.3 Воздействие на занятость населения в России


Регулирующее воздействие на занятость населения оказывают в России три основных субъекта: государство, работодатели и профсоюзы. К сожалению, в стране роль профсоюзов в решении проблем занятости близка к нулю.

Государство решает стратегические вопросы занятости населения, определяет основные контуры социально-экономической политики занятости и сокращения безработицы. Для их реализации разрабатывает программы обеспечения занятости населения, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечивает гарантии для безработных граждан. Государство, не вмешиваясь во внутрипроизводственную деятельность предприятий, воздействует через налоговую систему, денежную и кредитную политику на его деятельность, аккумулирует денежные средства на решение социальных вопросов занятости.

В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены такие гарантии как: бесплатная профессиональная ориентация; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; выплата пособия по безработице и т. д.

Работодатели, являющиеся вторым субъектом регулирования занятости, свою функцию в этом плане осуществляют путем сохранения создания и предложения рабочих мест на рынке труда. Но при этом создание рабочих мест и предложение его на рынок труда для работодателя в целях сокращения безработицы носит необязательный характер.

Российским государством для проведения единой политики в стране создана служба по труду и занятости. Эта система имеет три уровня: федеральный уровень, уровень субъектов федерации и уровень муниципальных образований. Система службы занятости должна выполнять такие функции, как анализ современного состояния рынка т руда и прогнозирования его на обозримое будущее, разработка и реализация целевых программ содействия занятости, учет безработных и оказание им помощи в трудоустройстве, организация подготовки и переподготовки работников, профессиональная ориентация, выплата пособий, консультации по вопросам трудоустройства, социальная поддержка безработных в решении различных вопросов, связанных трудоустройством, оказание помощи в подборе кадров для предприятий и учреждений[15].

Вместе с тем следует отметить, что службы занятости занимаются в настоящее время в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т. п. При этом важно отметить, что информация, получаемая данными службами, не всегда полная и всесторонняя, ибо поступает она в эти организации главным образом со стороны государственных предприятий, коммерческие структуры пытаются, как правило, решать вопросы набора рабочей силы, особенно исполнителей интеллектуального труда, посредством своих внутренних каналов. Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры занятости и биржи труда должны заниматься не только перечисленными выше проблемами, но также и выработкой стратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в ее профессионально-квалификационном срезе, регулирование процессов подготовки и переподготовки работников и т. д.

В Законе Российской Федерации о занятости предусмотрено, прежде всего, содействие трудоустройству, но в деятельности Государственной Службы занятости населения перекос сделан в настоящий период, преимущественно в сторону защиты безработных. Это не способствует решению проблем занятости и формирует как и в других странах мира, в России, состоящих на учете, на пассивность в поиске работы. По некоторым данным более половины средств Государственного Фонда занятости населения РФ уходит на пассивную политику занятости населения.

Все три уровня системы службы занятости, естественно, выполняют свои функции, но они всегда должны быть состыкованными и дополнять друг друга. Так, если федеральные органы занимаются разработкой и финансированием государственных программ, разработкой стандартов, процедур и форм контроля за работой служб занятости страны, то региональные службы адаптируют общегосударственные программы к местным условиям, реализовывают их, руководят работой местных служб занятости, которые находятся под их юрисдикцией, включая планирование, финансирование и контроль за их деятельностью. Администрации субъектов России могут за счет своих средств, средств благотворительных организаций, спонсорских вливаний увеличить финансовые ресурсы содействия занятости.

Обобщение деятельности ряда субъектов Российской Федерации показывает, что этим пользуются, прежде всего, так называемые, «республики и области доноры». Они по сравнению с общероссийскими стандартами устанавливают более длительные сроки выплаты пособий по безработице, устанавливают доплату к ним, увеличивают стипендии лицам, проходящим профессиональное переобучение, способствуют созданию новых рабочих мест[16].

В последние годы проблемам занятости и сокращения масштабов безработицы начали заниматься и негосударственные структуры. Эти структуры решают вопросы трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, информированием населения о рабочих местах и потребностях в кадрах с соответствующей профессией и квалификацией. К негосударственным структурам относятся коммерческие биржи труда, рекрутинговые фирмы, некоторые учебные центры, коммерческие агентства по подбору кадров, различные общества занятости и т. п. В г. Москве и Московской области получили широкую известность такого характера учреждения как общество «Триза», корпорация «Исида» и «Инфо-Сервис». В Республике Башкортостан также имеются такие организации. К ним относятся «Клуб ищущих работу», «Новый старт», «Аяк», «Универсум» и др. Предпринятые негосударственными структурами шаги по решению проблем безработицы безусловно заслуживают положительной оценки.

При регулировании занятости и безработицы работодатели как государственных, так и негосударственных предприятий должны строить свою деятельность на основе принципа добровольности труда, который складывается из следующих моментов: свобода выбора гражданином между занятостью и незанятостью в общественном производстве; свобода выбора профессионального приложения труда; право выбора форм собственности при приложении своего труда; выбор работником более благоприятного для него режима труда; добровольный выбор географического места приложения труда. Однако все эти названные формы проявления свободы в реальности в условиях высоких показателей безработицы резко сужаются, тем более в ситуации, когда в стране государственный фонд занятости населения ликвидирован.

Как известно, этот Фонд относится к государственным внебюджетным фондам и был создан прежде всего для защиты населения от безработицы. Его средства направлялись на выплату пособий по безработице, на мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест, на возмещение затрат, связанных с назначением досрочных пенсий безработным, на оплату расходов на профессиональную подготовку и переподготовку безработных, на организацию общественных работ, на разработку программ занятости и т. д. Все это, естественно, способствовало в известной мере решать проблемы безработицы в стране.

Вместе с ликвидацией Государственного фонда занятости населения в 2000 г. отменен платеж для страхования от безработицы, введен единый социальный налог, снижен размер платежей в Фонд социального страхования с 5,4 до 4 %. Таким образом, в настоящее время социальная поддержка оказывается из средств бюджета. В конце 90-х гг. в ХХ в. сумма в объеме 1,5 % от величины фонда оплаты труда принадлежала Государственному фонду занятости и закон запрещал ее переключать на финансирование каких-либо других мероприятий. На наш взгляд, это значительно ухудшило материальные основы социальной защиты безработных, поэтому вопрос о необходимости расширения возможностей решения занятости населения должен быть пересмотрен. Если будет снова восстановлен этот фонд, то он должен формироваться не только за счет работодателей, но и в виде страховых взносов для социальной защиты безработных как это делается во всех развитых странах мира.

Что же касается профсоюзов как общественной организации, защищающей интересы трудящихся в регулировании занятости и безработицы, законодательно подтверждена. В 21 статье Закона «О занятости населения в Российской Федерации» права профсоюзов они определены достаточно четко.

 


Заключение

Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, можно утверждать, что проблема безработицы и занятости, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Безработица – явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением.

Безработица, по определению Международной организации труда (МОТ), это наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.

Негативные последствия безработицы вызывают необходимость ее регулирования на государственном и региональном уровне. При этом выделяют два основных направления управления безработицей – во-первых, воздействие на снижение ее естественного уровня и, во-вторых, смягчение (устранение) циклической безработицы. В этой связи особое внимание должно уделяться эффективному функционированию системы трудоустройства и своевременной переподготовке сельских кадров по линии государственной службы занятости населения. Это предполагает предоставление доступной информации о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса, создание гибкой системы материальной поддержки безработных, разработку целевой программы профессиональной ориентации молодежи, реализацию программы по выполнению общественных работ.

Одновременно должны использоваться методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики государства.

Однако, проводя ее, не следует забывать о взаимозависимости между уровнем безработицы и темпами инфляции. Практика показывает, что жесткая бюджетная и кредитная политика позволяет снизить темп инфляции, поскольку повышение налогообложения уменьшает размеры дотаций убыточным предприятиям, снижает доступность кредитных ресурсов, способствует банкротству ряда фирм, падению производства и как следствие - высвобождению рабочей силы и росту вынужденной безработицы. И, наоборот, стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно-денежная политика сдерживает рост безработицы, но приводит к повышению инфляции. Иными словами, инфляция всегда выступает платой за низкую безработицу и высокую занятость.

Указанные моменты предопределяют более детальное изучение проблем, связанных с повышением занятости населения, формированием регионального рынка труда, смягчением и предупреждением массовой безработицы.

 


Список использованной литературы

1. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд – 2006. - № 9.

2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005.

3. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009.

4. Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2. - С. 16-22.

5. Нанавян А.М. Безработица в россии: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4. - С. 70-78.

6. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009.

7. Перова И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 1. - С. 70-76.

8. Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009.

9. Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009.

10.  Челюбеева Ю.В. Безработица как фактор экономической нестабильности глазами Адама Смита // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 10. - С. 363-367.


[1] Челюбеева Ю.В. Безработица как фактор экономической нестабильности глазами Адама Смита // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 10. - С. 363.

[2] Бреев Б.Д. Безработица в современной России. – М.: Наука, 2005. – с. 23.

[3] Челюбеева Ю.В. Безработица как фактор экономической нестабильности глазами Адама Смита // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 10. - С. 367.

[4] Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2. - С. 16.

[5] Крылова Е.Б. Безработица в странах с рыночной экономикой и в России: причины, динамика и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 2. - С. 18.

[6] Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009. – с. 125.

[7] Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009. – с. 115.

[8] Перова И. Безработица в оценках населения: опасения и ожидания // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. - № 1. - С. 70.

[9] Сарафанова Е.А., Татарников Е.А., Романова Е.В. Экономическая теория. Базовый курс. – М.: А-Приор, 2009. – с. 124.

[10] Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4. - С. 70.

[11] Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: Учебник. – М.: КноРус, 2009. – с. 131.

[12] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009. – с. 109.

[13] Нанавян А.М. Безработица в России: риски и экономические последствия // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 4. - С. 71.

[14] Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице / Э. Бородянский, В. Кузьмин // Человек и труд – 2006. - № 9.

[15] Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2009. – с. 114.

[16] Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник. – М.: Экономика, 2009. – с. 96.

Похожие работы на - Современные проблемы безработицы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!