Роль и значение малого бизнеса в развитии рыночной экономики. Понятие лизинга

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,24 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и значение малого бизнеса в развитии рыночной экономики. Понятие лизинга

Содержание

 

1. Место малого бизнеса в развитии социально-ориентированной рыночной экономики

2. Порядок регистрации малого предприятия

3. Лизинг и его использование в малом бизнесе

Список использованных источников

 

1. Место малого бизнеса в развитии социально-ориентированной рыночной экономики

 

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малое предприятие определяет свое место в хозяйственном механизме в тот момент, когда определяет собственную экономическую стратегию. Экономическая стратегия МП формируется на основе бизнес-идеи исходя из особенностей экономической среды, в которой будет действовать МП. Выделяются следующие типы хозяйственной стратегии компании, определяющие ее место в механизме воспроизводства национальной экономики: виолентная стратегия (силовая), патиентная стратегия (нишевая), комутантная стратегия (приспособительная), эксплерентная стратегия (пионерская).

В классическом варианте виолентная стратегия предполагает доминирование компании на обширном сегменте рынка; для МП это не характерно. Виолентная стратегия МП в общем виде - это конкуренция на основе низких издержек производства; это возможно в отраслях с небольшим минимальным эффективным масштабом производства (МЭМП) либо с широким диапазоном МЭМП, позволяющим конкурировать по издержкам малым и крупным предприятиям. Виолентная стратегия МП предполагает конкуренцию на рынке сравнительно дешевых товаров среднего качества.

При патиентной стратегии МП специализируются на производстве продукции высокого качества, ориентированного на специфический спрос, доминируют на узком сегменте рынка.

Эксплерентная стратегия характерна для инновационных фирм; стратегия МП ориентирована на разработку новых продуктов и технологий, внедрение их на рынок и получение на этой основе высокой прибыли.

Комутантная стратегия МП предполагает ориентацию на удовлетворение небольшого по объему краткосрочного спроса, отсутствие постоянных клиентов, быструю смену не только видов производимой продукции, но и видов деятельности в соответствии с изменением спроса.

В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать по следующим направлениям.

В области хозяйственного механизма малый бизнес (МБ) позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. МП как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МП лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. МП обеспечивают возможность специализации производства крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.

В области общественной психологии малый бизнес воспитывает у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, МБ позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.

В области социальной структуры общества МБ является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий.

Среди конкурентных преимуществ МП необходимо выделить следующие:

- большая динамичность, оперативность в принятии решений, возможность быстрого перелива капитала из-за небольших безвозвратных потерь;

- низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство;

- короткий технологический цикл, сокращенные запасы в незавершенном производстве, ускорение оборачиваемости средств. Например, у мелкой фирмы оборот капитала в 2 - 2,5 раза выше, чем у концерна; это повышает уровень доходов, которые получает предприниматель, позволяет быстрее окупить инвестиции, уменьшает уровень экономического риска;

- более низкие накладные расходы за счет предельно рациональной организации и управления производства;

- устойчивый сбыт продукции благодаря ориентации на конкретных потребителей;

- быстрая приспособляемость к меняющимся требованиям рынка;

- высокая скорость прохождения управленческой информации, что позволяет малым фирмам оперативно реагировать на любые изменения условий конкуренции.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями, это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства.

По информации Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.07.2008 г. в Республике Беларусь функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на 01.07.2007 г. - 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или 36,7%). Списочная численность работающих на малых предприятиях за I полугодие 2008 г. составила 450,7 тыс. человек (за I полугодие 2007 г. - 407,5 тыс. человек). По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,6% от общего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,2%, в строительстве - 16,5%, на транспорте - 8,1%.

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта. За I полугодие 2008 г. субъектами малого предпринимательства произведено 7,4 % от общего объема промышленного производства (за I полугодие 2007 г.- 7,1%); 14,5% от общего объема розничного товарооборота (за I полугодие 2007 г.- 11,0%); 15,0% от общего объема внешнеторгового оборота. Удельный вес выручки, полученной за I полугодие 2008 г. малыми предприятиями, составил 17,6% и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 1,3 процентных пункта. Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в I полугодии текущего года составила 17,6 %, удельный вес убыточных малых предприятий составил 23,8% от общего их количества.

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 40,2%, промышленности - 20,9%, в строительстве - 10,3%, в транспорте - 8,3%, в сельском хозяйстве - 4,3%, другие отрасли - 16 %.

 

2. Порядок регистрации малого предприятия

Порядок создания и закрытия малых предприятий (МП) определяется Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.

Деятельность без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, или осуществление ими деятельности, не указанной в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.

Государственная регистрация МП осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по регистрации местным исполнительным и распорядительным органам. Если МП создается в свободной экономической зоне, его регистрация производится администрацией СЭЗ. Государственная регистрация производственных предприятий осуществляется также Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Могилевским горисполкомами.

До подачи документов в регистрирующий орган один из учредителей (участников) создаваемого МП должен согласовать с этим органом наименование предприятия.

- заявление;

- анкету установленного образца;

- копию решения о создании предприятия;

- учредительные документы;

- документы, подтверждающие внесение вклада в уставный фонд;

- документы, содержащие сведения о собственниках имущества;

- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение МП по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию. Плата за регистрацию создаваемого предприятия составляет 60 евро, за внесение изменений и дополнений в учредительные документы - 15 евро.

В учредительных документах юридического лица, кроме сведений, установленных законодательством, предусматриваются:

- виды деятельности (в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), которые будут осуществляться (осуществляются) коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем;

- сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах).

Если одним из собственников имущества (учредителей, участников) создаваемой коммерческой организации неоднократно в течение года до подачи документов для государственной регистрации допускались нарушения налогового законодательства, а также если коммерческая организация намерена осуществлять виды деятельности с повышенным предпринимательским риском, отнесенные к таковым законодательством, регистрирующие органы вправе потребовать создания коммерческой организации в организационно-правовой форме, предусматривающей субсидиарную ответственность ее учредителей (участников).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимости получения дополнительных сведений о собственниках имущества регистрирующий орган вправе продлить срок регистрации до двух месяцев с уведомлением об этом собственников имущества.

Государственная регистрация МП для их производственной деятельности производится в первоочередном порядке.

На основании представленных документов и при необходимости дополнительных сведений регистрирующие органы принимают решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

Причиной отказа могут служить следующие обстоятельства:

1) малое предприятие расположено в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения другого юридического лица;

2) на момент государственной регистрации уставный фонд не сформирован в соответствии с требованиями законодательства;

3) учредитель (участник) МП имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

4) в отношении одного из учредителей МП не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

- имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;

- является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

3. Лизинг и его использование в малом бизнесе

В рыночных условиях существует объективная необходимость интеграции, взаимодействия крупного и мелкого бизнеса. Для этого компании могут использовать следующие основные договорные формы взаимодействия: субподрядные соглашения, франчайзинговые соглашения, лицензионные соглашения, лизинговые соглашения и механизм венчурного финансирования.

Лизинг решает проблему обеспечения МП основными фондами в случае высокого уровня единовременных капитальных затрат, а также позволяет крупным компаниям-производителям оборудования организовать сбыт собственной продукции.

Лизинг - это контрактное соглашение, в соответствии с которым арендодатель передает арендатору право использовать определенное имущество на определенный срок в обмен на согласованные, периодические платежи. В лизинговой сделке участвуют три основных субъекта: компания, производящая оборудование (крупное предприятие), лизингодатель (специализированные лизинговые компании, подразделения коммерческих банков), лизингополучатель (малое предприятие).

Лизинг предоставляет МП ряд важных преимуществ:

1) возможность получить оборудование и начать собственное производство без несения крупных единовременных затрат. Часто для малых компаний лизинг является единственным способом обеспечения основными фондами ввиду высокой чувствительности малых фирм к постоянным затратам и недоступности банковских кредитов соответствующей величины;

2) возможность совмещать в рамках одной сделки операции купли-продажи оборудования и кредитного соглашения, хотя проценты за кредит по лизинговой сделке несколько выше.

3) снижение риска морального износа оборудования, поскольку по окончании сделки объект лизинга возвращается к лизингодателю. В отдельных случаях договор лизинга может предусматривать право арендатора досрочно прекратить аренду и вернуть оборудование; это условие страхует МП на случай непредвиденного морального старения оборудования, позволяет своевременно освобождаться от арендуемого имущества, если в нем нет потребности;

4) дополнительные возможности в области налогового планирования (по налогу на прибыль, налогу на недвижимость).

Выделяются два основных типа лизинга:

Финансовый лизинг - период лизингового договора охватывает период полной амортизации арендуемого имущества. Размер лизинговых платежей включает возмещение арендодателю полной стоимости имущества плюс проценты за кредит и прибыль; возмещение осуществляется путем периодических платежей и имеет форму арендной платы.

Оперативный лизинг - период лизингового договора меньше периода полной амортизации объекта лизинга.

Для крупных компаний-производителей лизинг обеспечивает дополнительный рынок сбыта и удовлетворение потенциального спроса, при лизинговых операциях компания-производитель может использовать дополнительные налогово-амортизационные льготы, крупная компания имеет возможность получить доход от временно простаивающих производственных мощностей.

Развитие лизинговых операций - это лишь одно из направлений привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Данная отрасль способна развиваться только при наличии определенных факторов и предпосылок: политическая стабильность, постоянство правительства в области проведения экономических реформ и реальные шаги по их осуществлению, а также многое другое. Но основной проблемой Республики Беларусь, на мой взгляд, является ее неспособность четко определить приоритеты во внешне и внутренней политике: строим мы “гражданско-правовое общество, ориентированное на общечеловеческие ценности” или “рыночный социализм”.

Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприниматель может начать дело, располагая лишь частью (примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования (имущества). Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходом которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. При этом лизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов.

Лизинг обладает высоким потенциалом экономического сотрудничества с зарубежными странами, в связи с чем международный лизинг получает все более широкое распространение.

Вместе с тем успешному развитию лизинга в Республике Беларусь препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:

1) нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний. Лизинг позволяет предпринимателю начать дело, располагая одной третью средств, для приобретения у лизинговой компании необходимого оборудования. Однако лизинговая компания должна приобретать оборудование у производителя за полную стоимость, для чего ей требуется кредит. Лизинговым компаниям банки дадут кредиты охотнее, чем множеству лизингополучателей, с этой точки зрения становление финансового лизинга содействует снижению риска кредитования;

3) отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, развитой сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников лизингового рынка;

4) отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы наличие постоянно восполняемой и доступной информации о предложениях лизинговых услуг;

5) отсутствие опытных кадров для лизинговых компаний.

С учетом существующей в настоящее время в Беларуси нормативно-правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга в общем объеме инвестиций до 30 %.

Список использованных источников

 

1.   Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253 с.

2.   Германович Г., Пятишсин С. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы // Белорус. банк. бюл. 2003. № 7.

3.   Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. - Мн.: Элайда, 2002. - 176 с.

4.   Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.

5.   Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - Мн.: БГЭУ, 2005 . - 231 с.

6.   www.economy.gov.by

Похожие работы на - Роль и значение малого бизнеса в развитии рыночной экономики. Понятие лизинга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!