Проектно-сметное дело
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Проектно-сметное дело»
Днепропетровск
2005
Содержание
1. Задание 1.
Рассматриваются два варианта сооружения лесных складов на двух шахтах:
строительство отдельных складов на каждой шахте или строительство одного
группового склада, который будет снабжать лесом обе шахты. Проанализировать и
записать в виде таблицы факторы (или условия) благоприятствующие и
неблагоприятствующие осуществлению каждого из вариантов
2. Задание 2.
Что такое проект, его стадии, с какой целью устанавливаются стадии
проектирования
3. Задание 3.
Определить наиболее целесообразный вариант проекта по следующим данным:
Исходные параметры
проекта
|
1 вариант
|
2 вариант
|
3 вариант
|
Отказ от проекта
|
1. Объем производства,
тыс.ед./год
|
10
|
12
|
9,5
|
4,9
|
2. Себестоимость
продукции, грн./ед
|
150
|
140
|
183
|
175
|
3. Рентабельность, в %
|
12
|
13
|
11
|
9
|
4. Капитальные
вложения, тыс.грн.
|
360
|
420
|
270
|
78
|
Перечень
источников ссылок
1. Задание 1.
Рассматриваются
два варианта сооружения лесных складов на двух шахтах: строительство отдельных
складов на каждой шахте или строительство одного группового склада, который
будет снабжать лесом обе шахты. Проанализировать и записать в виде таблицы
факторы (или условия) благоприятствующие и неблагоприятствующие осуществлению
каждого из вариантов
Решение
Проект группового
склада
|
Проект отдельных
складов
|
благоприятст-вующие
факторы
|
Неблагоприят-ствующие
факторы
|
благоприятст-вующие
факторы
|
Неблагоприят-ствующие
факторы
|
1. Снижение расходов на
подъездные пути к единому складу
|
1. Повышение транспортных
расходов от склада до шахты
|
1. Снижение
транспортных расходов от склада до шахты
|
1. Повышение расходов
на создание двух инфраструктур подъездных путей к складам
|
2. Снижение расходов на
создание материальной инфраструктуры единого склада
(погрузка –разгрузка)
|
2. Повышенная площадь
объединенного склада и расходы на отведение участка
|
2. Снижение территории
склада и расходов на отведение участка
|
2. Повышенные расходы
на создание удвоенной материальной инфраструктуры двух складов
(погрузка-разгрузка)
|
3. Снижение расходов на
оплату труда охранникам объединенного склада
|
3. Повышение расходов
на создание материальной части охраны объединенного склада
|
3. Снижение расходов на
создание материальной части охраны маленьких складов
|
3. Повышение в два раза
расходов на охрану двух складов
|
4. Снижение расходов на
оплату труда администрации объединенного склада
|
4.
|
4.
|
4. Повышение в два раза
расходов на оплату труда администрации двух складов
|
5. Возможность
оптимизационного снижения запасов лесоматериалов для объединенного склада с
учетом объединенного страхового резерва
|
5.
|
5.
|
5. Повышенный объем
страхового резервирования лесных материалов на каждом отдельном складе
|
6. Объединенные финансы
двух шахт для восполнения запаса лесных материалов на складах с учетом
разновременности поступления средств от реализации угля по шахтам
|
6. Создание избытка
лесных материалов при неравномерной работе по скорости проходки на каждой из
шахт
|
6. Оптимизация расходов
на лесные материалы в зависимости от скорости проходки по каждой шахте
|
6. Финансовая
неустойчивость по восполнению запасов леса на каждом складе при задержке
поступления средств от реализации угля по каждой шахте
|
2. Задание 2.
Что такое
проект, его стадии, с какой целью устанавливаются стадии проектирования
Проект – это
общность действий и задач, которые вследствие их уникальности и неповторимости
имеют следующие отличительные признаки [1]:
- четкие
цели, которые достигаются одновременным выполнением определенных технических,
экономических и других требований;
- внутренние и
внешние взаимосвязи задач, работ, операций и ресурсов, которые требуют четкой
координации в процессе реализации проекта;
-
определенная степень уникальности проекта и условий его осуществления;
Определяют
несколько основных показателей типов проектов, которые определяют: масштаб,
сложность, сроки реализации, ограничения ресурсов, требования к качеству[4].
По срокам
реализации различают проекты краткосрочные(до 1 года), среднесрочные (1-3 года)
и долгосрочные (более 3 лет).
По масштабам
в международной практике проекты делят на малые (до 10 млн.долл.), средние
(10-50 млн.долл.), большие (50-100 млн.долл.) и грандиозные (более 100
млн.долл.).
По сложности
различают такие проекты:
-
простые
(монопроект) – отдельные конкретные проекты четко определенной ориентации и
масштаба, допускающие определенные упрощения относительно проектирования и
реализации, а также формирования команды проекта;
-
мультипроекты
– комплексные проекты, которые состоят из нескольких монопроектов;
-
мегапроекты
– комплексные проекты развития регионов, секторов экономики, которые состоят из
монопроектов и мультипроектов, объединенных одними целями.
Отдельно стоят бездефектные проекты, основным признаком
которых является повышенное качество (атомные электростанции, плотины и т.д.).
По видам –
различают проекты коммерческие и некоммерческие в зависимости от цели проекта:
получение прибыли или социального эффекта.
По характеру
и сферам деятельности различают следующие проекты:
-
промышленные
– направленные на выпуск и реализацию новых видов продукции (как правило, они
связаны со строительством, совершенствованием технологий, расширением
присутствия на рынке, реконструкцией и модернизацией существующих производств);
-
экономические
– направленные на приватизацию предприятий, развитие рынка капиталов,
реформирования налогообложения и другие макроэкономические изменения;
-
организационные
– направленные на реформирование системы управления, проведения различных
конференций и семинаров, создание новых организаций;
-
исследовательские
– сосредоточенные на научно-исследовательской деятельности, разработке
программного обеспечения, материалов и конструкций;
-
социальные
– связанные с реформированием системы социальной защиты, охраны здоровья и
окружающей среды, преодолением природных и экологических катастроф, социальных
потрясений.
Стадии
проектного цикла различаются в зависимости от сферы деятельности и принятой
системы организации работ, однако каждый проект, также как и план, в
независимости от сложности и объемов необходимых для его реализации ресурсов
обязательно предполагает две стадии: когда проекта еще нет и когда проекта уже
нет. Период между появлением проекта и его закрытием называется – «жизненным
циклом проекта»[2].
В проекте
можно отделить два больших блока работ:
-
основная
деятельность по проекту;
-
обеспечение
проекта.
Основная
деятельность по проекту содержит:
-
доинвестиционные
исследования;
-
планирование
проекта;
-
разработка
технической, проектной и бюджетной документации;
-
проведение
торгов и заключение контрактов;
-
материализация
проекта (строительно-монтажные работы);
-
выполнение
пуско-наладочных работ;
-
сдача
проекта;
-
эксплуатация
проекта;
-
выпуск
продукции;
-
ремонт
оборудования;
-
развитие
производства;
-
демонтаж
оборудование(закрытие проекта);
Обеспечение
проекта содержит:
-
организационную
деятельность;
-
правовое
обеспечение;
-
финансовое
обеспечение;
-
материально-техническое
обеспечение;
-
коммерческую(маркетинговую)
деятельность;
-
кадровое
обеспечение;
-
информационное
обеспечение.
К основным
стадиям проектов относятся:
-
доинвестиционная
стадия;
-
стадия
реализации;
-
стадия
эксплуатации;
Доинвестиционная
фаза проекта объединяет:
-
изучение
прогнозов и направлений развития фирмы, региона,страны;
-
анализ
условий для внедрения начальной задумки;
-
разработка
концепций проекта; разработка бизнес-плана проекта и предварительное
обоснование инвестиций – оценка жизнеспособности проекта;
-
выбор
и обоснование места размещения проекта;
-
экологическое
обоснование;
-
анализ
и перспективу;
-
предварительное
инвестиционное решение;
-
разработка
предварительного плана реализации проекта;
На
доинвестиционной фазе проекта выпускаются 4 основные документа:
- анализ
инвестиционных возможностей;
-
бизнес-план
с предварительным технико-экономическим обоснованием;
-
уточненное
технико-экономическое обоснование;
-
доклад
по вопросам инвестиционных возможностей;
Инвестиционная стадия проекта содержит четыре больших блока
работ:
1) разработка
проектной документации и подготовка проекта к материальной реализации
(строительство);
2) проведение
торгов, заключение контрактов, организация закупок и поставок;
3)
материализация проекта(строительно-монтажные работы);
4) завершение
реализации проектных решений;
К 1-му блоку
относятся:
-
разработка
плана проектно-исследовательских работ;
-
подготовка
задания на разработку технико-экономического обоснования;
-
разработка
ТЭО;
-
согласование,
экспертиза и утверждение ТЭО, а также задания на проектирование;
-
принятие
окончательного решения об инвестировании;
-
подготовка
задания на разработку проекта исполнения работ;
-
разработка
плана реализации проекта;
Ко 2-му блоку
относятся следуюшие работы:
-
проведение
тендеров и заключение контрактов на проведение проектно- исследовательских
работ;
-
планирование
поставки оборудования и выполнения подрядных работ;
-
разработка
планов (графиков) поставки оборудования;
К 3-му блоку
относятся следующие работы:
-
разработка
оперативных планов материализации проекта (строительства);
-
составление
различных графиков использования рабочей силы, машин и оборудования;
-
поставка
ресурсов и материалов;
-
материализация
проекта (выполнение строительно-монтажных работ);
-
мониторинг
и контроль;
К 4-му блоку
относятся следующие работы:
-
пуско-наладочные
работы;
-
сдача
объекта заказчику;
-
мобилизация
ресурсов и анализ результатов реализации проекта;
Стадия
эксплуатации содержит следующие этапы проекта:
-
эксплуатация;
-
ремонт
и развитие производства;
-
закрытие
проекта (демонтаж, ликвидация);
Значимость каждой стадии (фазы) проекта оценивают по
трудозатра-там на 5 фазах проекта:
-
разработка
концепции – 2-3%;
-
планирование
проекта – 4-5%;
-
проектирование
– 10-20%;
-
материализация
проекта – 60-70%;
-
закрытие
(ликвидация) проекта – 10-12%.
Эти 5 стадий(фаз) отражают типовой «жизненный цикл»
правильно построенного проекта. Решение на продолжение проекта необходимо по
окончанию каждой из первых 3-х фаз, а на четвертой и пятой фазах решение принимается
перед началом каждой фазы. Все вышеприведенные стадии (фазы) проекта являются
своеобразными минипроектами с определенными целями, ограничениями и подходами к
управлению. Успешное окончание каждой фазы – это своеобразная веха проекта,
контрольная точка его выполнения. Для примера можно привести состав стадий
проекта реальной фирмы по разработке программного обеспечения:
Стадии
проекта фирмы Digital Design
Каждый
проект - это уникальная задача, которую мы решаем, используя весь свой
аналитический, технологический и инженерный потенциал. Управление проектом
осуществляется в соответствии с принципами, разработанными Project Management
Institute. Глава департамента разработки программного обеспечения Digital
Design Анатолий Суркис имеет статус PMP (Project Management Professional), и
является членом Project Management Institute.
Методология
разработки ПО в Digital основана на RUP и модели Microsoft Solution Framework.
Наша технология сертифицирована на соответствие стандартам ISO 9001:2000 и CMMI
Level 3.
Типичный
проект включает в себя следующие стадии:
Анализ
Проектирование
Реализация
Тестирование
Внедрение
и поддержка
Анализ
На
этом этапе с заказчиком работают наши эксперты по созданию программных систем.
Клиенту достаточно предоставить список бизнес целей, которые будут переработаны
аналитиками в формализованный документ - меморандум, содержащий основные
требования к разрабатываемой системе.
Аналитики
Digital Design работают в непосредственном контакте с клиентом, досконально
обсуждая детали функциональности системы, что создает прочный фундамент для
процесса разработки и гарантирует 100% качество. Результатом этого этапа
является оценка времени и ресурсов разработки. Контракт подписывается только в
случае, если стороны пришли к полному согласию во всех аспектах проекта.
Проектирование
Работу
на этом этапе осуществляет группа проекта, в которую входят
- руководитель
проекта,
- бизнес-аналитики,
- системные
аналитики,
-
разработчики,
- технические
писатели,
- дизайнеры
графического интерфейса.
Этап
проектирования проходит в тесном взаимодействии с сотрудниками заказчика, в
ряде случаев организуется совместная рабочая группа, включающая представителей
заказчика и исполнителя и действующая на протяжении всего проекта. Контакт
поддерживается посредством e-mail, instant messaging, теле - и
видео-конференций.
При
проектировании активно используются case-средства, процесс разработки
регламентирован и опирается на стандартизованные модели разработки ПО, такие
как RUP.
На
этапе проектирования детализируется функциональная спецификация системы:
прорабатывается архитектура системы, определяются требования к аппаратному
обеспечению, набор организационных мероприятий, необходимых для внедрения
системы.
Реализация
Процесс
разработки организован в соответствии с моделями инкрементого или эволюционного
типа жизненного цикла ПО с использованием прототипирования. Отчеты о ходе
проекта предоставляются клиенту еженедельно, а внутри группы проекта -
ежедневно. Исходный код комментируется и сохраняется в базе данных Microsoft
Visual SourceSafe database.
Руководитель
проекта уточняет с заказчиком все детали, производится демонстрация прототипов
решения и примеров пользовательского интерфейса, с тем, чтобы учесть все
пожелания заказчика на стадии разработки, а не на стадии эксплуатации.
Результатом
этапа разработки является рабочая версия продукта.
Тестирование
Внутреннее
тестирование.
После
того, как этап разработки завершен, рабочая версия продукта проходит так
называемое внутреннее тестирование в группе проекта, которое осуществляется
руководителем проекта и/или системными аналитиками.
Цель
внутреннего тестирования - удостовериться в том, что разработанная система в
точности соответствует функциональной спецификации.
Внешнее
тестирование.
Внешнее
тестирование осуществляется независимой группой тестирования, которая не
подчиняется руководителю проекта. Независимость процесса тестирования является
основополагающим фактором, обеспечивающим качество программного продукта.
Взаимодействие
группы тестирования и группы проекта формализовано. Ошибки, обнаруженные
тестерами в процессе тестирования, заносятся в базу данных, доступную как
группе тестирования, так и группе проекта. В базу данных заносятся имена
тестеров и разработчиков, что делает процесс четко прослеживаемым и легко
контролируемым. После анализа ошибок осуществляется их исправление, после чего
обновленная версия передается на повторное тестирование. Количество необходимых
итераций определяется группой тестирования. Окончание этапа тестирования определяется
положительным заключением тестера о качестве разработанной системы.
Внедрение и поддержка
На
этапе внедрения происходит установка системы, обучение пользователей, проверка
работоспособности системы в реальных условиях. Установка системы может быть
осуществлена самим заказчиком или нашими инженерами по внедрению.
К
каждой разработке Digital Design прилагается полный пакет документов, в который
входит руководства пользователя и администратора, описание системы, типовые
сценарии работы. Документирование осуществляется квалифицированными
техническими писателями, сочетающими знание информационных технологий и навыки
подачи специальной информации неподготовленным пользователям.
Круглосуточная
поддержка системы осуществляется Центром технической поддержки. Digital Design
- единственная компания в Северо-Западном регионе, имеющая статус Microsoft
Gold Certified Partner for Technical Support, что гарантирует высочайшее
качество услуг.
3. Задание 3.
Определить
наиболее целесообразный вариант проекта по следующим данным:
Исходные параметры
проекта
|
1 вариант
|
2 вариант
|
3 вариант
|
Отказ от проекта
|
1. Объем производства,
тыс.ед./год
|
10
|
12
|
9,5
|
4,9
|
2. Себестоимость
продукции, грн./ед
|
150
|
183
|
175
|
3. Рентабельность, в %
|
12
|
13
|
11
|
9
|
4. Капитальные вложения,
тыс.грн.
|
360
|
420
|
270
|
78
|
Решение:
1.
Рентабельность производства определяется как отношение чистой
прибыли после
налогообложения к затратам себестоимости производства продукции по следующей
формуле:
(3.1)
где N –
годовой объем производства продукции, ед /год;
Р - цена
реализации единицы продукции (без НДС), грн./ед;
S -
себестоимость единицы продукции, грн./ед.;
NPR – ставка
налога на прибыль, %;
Преобразуя
выражение (3.1) получаем формулу для вычисления чистой прибыли после
налогообложения PR:
(3.2)
2. С учетом
исходных данных, чистая прибыль после налогообложения для 4-х расчетных
вариантов определиться как:
3.
Сравнительную эффективность вариантов проекта определим по 1-му показателю
срока окупаемость капитальных вложений, когда сумма чистой прибыли проекта
сравняется с затратами капитальных вложений на его реализацию [2]:
По расчету
срока окупаемости капитальных вложений наилучшие характеристики имеет 4 вариант
– отказ от проекта.
4. Определим
сравнительные показатели NPV – потока чистого дохода[2] проектов через 3 года,
когда все 4 проекта самоокупятся и начнут давать чистый доход от эксплуатации
понесенных инвестиций(капитальных затрат):
5. Таким
образом по сумме ранговых мест проектные варианты распределились как [5]:
|
Ранговое место по
окупаемости капзатрат
|
Ранговое место по
чистому NPV-доходу
|
Сумма ранговых мест по
2-м показателям
|
1. Проект 1
|
4
|
3
|
8
|
2. Проект 2
|
3
|
2
|
5
|
3. Проект 3
|
2
|
1
|
3
|
4. Отказ от проекта
|
1
|
4
|
5
|
Таким образом,
проект № 3 является наиболее экономически выгодным.
Перечень источников ссылок
1. Кобиляцкий Л.С.
Управління проектами – МАУП, К.,2002, 198 с.
2.
Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. –
М.: «БЕК», 1996.
3. Москвін С.О., Бевз
С.М., Дідик В.Г. Проектний аналіз. – К.: Лібра, 1998.
4. Тян Р.Б., Холод Б.І.,
Ткаченко В.А. Управління проектами.– Д.: ДАУБП, 2000
5. Тян Р.Б. Планирование
деятельности предприятия.– К.: МАУП, 1999.