Понятие рынка труда и тенденций его развития

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    85,20 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие рынка труда и тенденций его развития

План работы

Введение

Понятие рынка труда, его элементы и функции

Модели рынков труда

Типы рынков труда

Гибкая форма рынка труда

Разновидности рынков труда

Сегменты рынков труда

Специфика российского рынка труда

Влияние миграции на рынок труда

Выводы и предложения

Используемая литература

 


Введение


В работе я рассматриваю вопросы рынка труда, как динамической системы, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма рабочей силы и обмена ее на реальную зарплату.

Мы рассмотрим элементы рынка труда и его функции, т.к. наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального функционирования рынка труда. Раскроем типы и формы, разновидности и сегменты рынков труда.

Рынок труда очень сложный элемент рыночной экономики и проявляется он в различных моделях. Мы рассмотрим некоторые зарубежные модели рынков труда. А так же рассмотрим российскую модель рынка труда, которая находится в стадии становления.

Целью работы является изучение рынка труда и основных его характеристик, а так же специфики российского рынка труда, который имеет ряд особенностей, влияние миграции на него, поскольку миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России.

Все это мы будем подробно рассматривать в данной работе.

 


Понятие рынка труда, его элементы и функции.


Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.

Поэтому явления, происходящие на рынке труда в России, необходимо изучать с двух сторон: с одной стороны - как проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике;

с другой стороны – с учетом российской специфики формирования рыночной среды.

Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видами формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности

Таким образом,

Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). [1]

Рынок труда характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов (рис. 1).


РЫНОК ТРУДА


Спрос на рабочую силу

Цена рабочей силы

Предложение рабочей силы


Емкость рынка труда

Конъюнктура рынка труда

Резервы рабочей силы

Конкуренция на рынке труда

Рис. 1 Элементы рынка труда[2].

Эти элементы формируют структуру рынка. Выделяют следующие компоненты:

1. Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди.

Субъекты рынка труда – это наемные работники и их объединения – профсоюзы, работодатели и его органы.

Наемные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного воспроизводства на основе продаж своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства. Работодатель- это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного или более человек. Государство как субъект рыночных отношений представлен федеральными, региональными и местными органами самоуправления.

2. Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда, экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами.

Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимодействие между субъектами рынка труда, четко определяли их права, создавали равные возможности к труду всех участников рыночных отношений и т.д.

3. Рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы, центров профессиональной ориентации и т.д. Основные элементы рыночной инфраструктуры: государственная служба занятости, службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, рекламные фирмы и др.

4. Безработица и социальные выплаты, связанные с ней. Чтобы подержать высвобождаемы персонал в период отсутствия работы законом занятости населения предусмотрена выплата пособий по безработицы, компенсаций при увольнении, выплата стипендий во время учебы и др.

5. Конъюнктура рынка - соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:

· регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в Целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

· обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

· установление равновесной (доминирующей) цены;

· содействие полной, но экономически эффективной занятости.

Модели рынков труда


Под моделью понимается схема построения или описание явления, процесса. Анализ характера спроса и предложения на рынках труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда в зависимости от степени конкуренции. Среди них:

· чисто конкурентный рынок труда,

· модель монопсонии (монополии одного покупателя),

· модели с учетом действий профсоюзов,

· модель двусторонней монополии[3].

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующим:

1) с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;

2) с другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;

3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Монопсонический рынок труда - рынок с монополией одного покупателя - характеризуется следующими чертами:

1) работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;

2) данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т.е. при имеющейся специальности и квалификации работник не может найти другое место работы, не сменив их;

3) заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.

В малых городах и в отдаленных районах при наличии там крупного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно становится практически полным монопсонистом по отношению к работникам. Монопсонист - наниматель ресурсов считает выгодным сокращать занятость, чтобы снижать ставки заработной платы ниже конкурентных.

Если монопсонию на рынке труда держит небольшое число фирм, то в этом случае имеет место олигопсония.

Модели рынка труда при участии на нем профсоюзов. Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.

Спрос на труд профсоюзы могут увеличивать следующими способами: увеличением спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы; требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают, влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах; и др. Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за сокращение детского труда, поддержки обязательного выхода на пенсию лиц пенсионного возраста, сокращения рабочей недели.

Модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы.

Понятие о моделях рынка труда возникает также при рассмотрении особенностей политики занятости, проводимой в разных странах. Здесь сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда. Она складывается из сочетания и преобладания той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. По комбинациям этих решений различают:

· японскую модель рынка труда,

· модель США,

· шведскую модель и др.

Кратко остановимся на их особенностях.

Американская модель (модель США)[4].

Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятий. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством каждого из штатов. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой

политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безра6отицы, что характеризует преобладание внешнего рынка. Но в США имеется и внутренний рынок труда.

Японская модель. Отличительная черта японской модели рынка труда - «система пожизненного найма», предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Эти гарантии результат сложившейся практики отношений между наемными работниками и предпринимателями, собственниками капитала. Они законодательно не оформлены, но поддерживаются профсоюзами. Это закрытая модель рынка труда, внутренний рынок. Внешний рынок Японии похож больше на классический, обслуживающий мелкие предприятия. И для внутреннего, и для внешнего рынка Японии важнейшей чертой является стабильная занятость. Использование работников в течение длительного времени позволяет компании организовать профессиональную подготовку и повышение квалификации. Руководство фирмы по своему усмотрению перемещает работника с одного места на другое. Имеются особенности и в формировании заработной платы. Она в течение длительного времени зависела в основном от стажа и возраста, но сегодня учитывается квалификация и эффективность труда.

Шведская модель[5].

Своеобразие шведской модели в активной политике занятости, проводимой государством. Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

«Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную оплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату ниже их возможностей, а малоприбыльные - сокращать число занятых или прекращать свою деятельность.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. И хотя она не обеспечивает работу всем, но ограничивает безработицу небольшим удельным весом. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются.

Российская модель[6].

Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки.

Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.

Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот в настоящее время формирует российский внутренний рынок труда.

Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих происходит преимущественно в государственных учебных заведениях всех типов и за государственный счет. Доля учащихся частных учебных заведений пока невелика. По своей внутренней сущности образование общественное благо и роль государства в его осуществлении всегда будет высокой. Это создает предпосылки для формирования доминирующего внешнего рынка труда. Разукрупнение предприятий и появление множества мелких фирм способствуют его становлению. Передача социальных объектов предприятий в собственность муниципальных органов самоуправления укрепляет российский внешний рынок труда. Но сохраняется солидная база для подготовки кадров и у предприятий. Это служит основой для роста внутреннего рынка труда, который сейчас формируется в большей степени за счет деятельности коммерческих структур.

Рассмотренные модели национальных рынков не являются статичными, неизменяемыми. Они зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка. На их успехи или неудачи влияет способность приспосабливаться к новым, возникающим в экономике страны изменениям.

 

Типы рынков труда


Выделяют два типа рынка туда - внешний (профессиональный) и внутренний (внутрифирменный)[7]. Основными их различиями являются система профессиональной подготовки, методы повышения профессионально-квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования на основе коллективного договора. Каждому типу рынков соответствуют определенные системы производственных отношений.

Внешний (профессиональный или межфирменный) рынок труда ориентирован на:

· законченную профподготовку, о которой свидетельствуют диплом и сертификат об образовании у работника;

· основную форму профподготовки - систему ученичества;

· мобильность рабочей силы между фирмами и предприятиями в силу наличия у работников профессий, которые могут использоваться разными фирмами (организациями);

· регулирование производственных отношений на жесткой классификации работ, четких границах содержания каждой работы, с тем, чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров;

· организацию профсоюзов по отраслевому и профессиональному признаку.

Внутренний (внутрифирменный: горизонтальный и вертикальный[8]) рынок труда нацелен на:

· подготовку работников по профессиям и работам, специфическим для конкретной фирмы;

· движение кадров внутри предприятия либо по горизонтали (работник перемещается на новое рабочее место, сходное с прежним по выполняемым функциям и характеру работы), либо по вертикали (перемещение на более высокие должности или разряды);

· ограничение профессиональной мобильности и текучести кадров, что позволяет предпринимателям ориентироваться на более длительный период профподготовки и повышения квалификации работников, вкладывая значительные средства в «системы непрерывного образования»;

· регулирование производственных отношений, сосредоточенных на гарантиях занятости и стимулирования длительного стажа работы на предприятии: классификация работ основана на взаимосвязи рабочих мест, стажа работы на предприятии и повышения профессионально - квалификационного уровня работников; производственный процесс рассчитан на труд работников широкого профиля;

· создание профсоюзных организаций внутри компаний.

Современные условия характеризуются ослаблением внутреннего рынка труда. Фирмы все больше ориентируются на внешние по отношению к ним источники кадрового обеспечения.

Внутренний рынок труда представляет собой систему социально- трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которой назначение цены (заработной платы) рабочей силы, ее размещение и распределение определяются не спросом и предложением, а административными правилами и процедурами. Основными причинами возникновения и существования внутренних рынков труда следует считать: специальную квалификацию работников; профессиональную подготовку на рабочем месте; обычаи и традиции, существующие на данном предприятии; неоднородность благ, обмениваемых на рынке труда; экономию на издержках на труд, связанных с обучением и переподготовкой работников.

Практика свидетельствует об эффективности внутреннего рынка труда - он уменьшает текучесть трудовых ресурсов, сокращает транзакционные издержки, издержки на обучение персонала, уменьшается вероятность продвижения по службе непроизводительного работника. Принцип старшинства необязательно означает неэффективное распределение трудовых ресурсов. Работник, обладающий необходимыми способностями и стажем, быстрее продвинется по службе, чем работник, имеющий лишь большой стаж. Внутренний рынок труда способствует долгосрочной эффективности; выигрыш от более эффективного использования существующих на данный момент квалификации и навыков работников является краткосрочным, в то время как выигрыш от улучшения знаний и навыков сотрудников может быть неограниченным во времени. Существование служебной лестницы стимулирует молодых работников повышать производительность труда. Все это свидетельствует о пользе внутреннего рынка труда.

Рассмотренная классификация рынка труда реализуется в зарубежных странах с учетом особенностей экономического развития каждой страны. Поэтому модели рынка труда по странам существенно различаются. Западные специалисты считают, что внешний (профессиональный) рынок труда отвечает потребностям циклического развития производства, а внутренний рынок труда - структурным изменениям в экономике.

На практике деление рынка труда на два типа весьма условно, поскольку общие тенденции развитии производства сближают эти модели.

 

Гибкая форма рынка труда


Как форму можно назвать гибкий рынок труда в отличие от традиционного. Он является сравнительно новым проявлением рыночных отношений в сфере труда. Появление и развитие гибкого рынка труда, который можно характеризовать как форму приспособления рынка труда к структурной перестройке экономики в промышленно развитых странах, приведшей к сокращению удельного веса занятых в сфере производства и росту доли, занятых в сфере услуг. Такое оказалось возможным вследствие существенного роста производительности труда в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве на основе научно-технического прогресса, технологической революции, использования достижений научной организации труда и производства. На смену жесткой регламентации рабочего времени, преобладавшей в промышленности, пришли гибкие формы занятости, и гибкие режимы рабочего времени, которые получили широкое распространение в сфере услуг. Их применение привело к росту эффективности производства, так как они позволяют целесообразно использовать возможности разных категорий работников, таких, например, как женщины с детьми, пожилые люди, инвалиды, иммигранты и др. Гибкие формы занятости достигаются введением на предприятиях, в фирмах, учреждениях:

режимов неполного рабочего времени (таб. 1 и таб. 2),

надомного труда, работы по вызовам,

гибких режимов рабочего времени,

а также приемом временных работников,

поощрением, так называемой, самостоятельной занятости, когда люди сами за свой счет и на свой риск организуют свою работу и работу членов своей семьи по производству продукции и услуг.

Таблица №1.[9]


Таблица № 2. [10] Динамика численности работников, работавших неполное рабочее время


Работали неполное рабочее время

Имели отпуска

 

по инициативе работодателя

по соглашению между работником и работодателем1)

с частичным сохранением заработной платы по инициативе работодателя

без сохранения заработной платы по заявлению работника

 

тыс. человек

в % к предыдущему месяцу



тыс.человек

в % к предыдущему месяцу

тыс. человек

в % к предыдущему месяцу



 

2008г.

 

Декабрь

594,6

-

-

-

451,4

-

1580,1

-

 

2009г.

 

Январь

825,9

138,9

-

-

515,6

114,2

1106,4

70,0

 

Февраль

1012,2

122,6

-

-

408,6

79,2

991,2

89,6

 

Март

759,3

75,0

609,1

-

383,8

93,9

926,9

93,5

 

Апрель

702,7

92,5

719,5

118,1

345,2

89,9

917,3

99,0

 

Май

602,1

85,7

693,5

96,4

428,2

124,1

930,7

101,5

 

Июнь

586,2

97,4

629,4

90,8

307,7

71,9

845,8

90,9

 

Июль

488,6

83,4

572,9

91,0

281,8

91,6

905,6

107,1

 

Август

369,4

75,6

491,2

85,7

336,5

119,4

899,3

99,3

 

Сентябрь

473,0

128,1

476,0

96,9

174,4

51,8

844,6

93,9

 

Октябрь

438,9

92,8

434,0

91,2

150,8

86,5

726,3

86,0

 

Ноябрь

405,3

92,4

386,6

89,1

166,9

110,7

668,8

92,1

 

Декабрь

346,8

85,6

378,0

97,8

276,4

165,6

876,2

131,0

 

1) Сбор сведений осуществляется с отчета за март 2009 года.

 

 


Данная форма в настоящее время способствует выходу из кризиса, экономическому росту, повышению эффективной работы предприятий, более полному использованию трудового потенциала общества, повышению уровня жизни.

Одновременно она порождает и увеличивает рабочие места с неустойчивыми формами занятости, со слабой социальной защитой прав работников, следовательно, с возможным нарастанием нестабильности в обществе. Решение этих проблем не под силу одному рынку труда. Необходимо регулирующее воздействие со стороны государства, чтобы обеспечить определенное сочетание гибкости и стабильности.

 

Разновидности рынков труда


Кроме типов, для целей полного учета ресурсов труда выделяют еще некоторые разновидности рынков труда. Среди них открытый и скрытый рынок труда.

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

1) организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования;

2) неофициальную часть - тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или с негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидности рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату. Такое положение сегодня наблюдается в российской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, а также отсутствием по различным причинам новых взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей (или тех и других) и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния[11].

 

Сегменты рынков труда


Сегментация рынка труда - это его разделение на отдельные части, сектора (сегменты) по определенным признакам. B зависимости от степени развития рынка, целей анализа и применяемых критериев можно выделить на рынке разные его сегменты.

Сегментарный рынок труда - это рынок с четко обозначенными частями - сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников (последние не являются конкурентами другим работникам в иных частях рынка труда).

Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.[12]

B последние годы в экономической литературе по критерию стабильности трудовых отношений рынок труда делится на три сектора - ядро, периферия и безработные.

Наиболее устойчивый сектор - «ядро» - первичный рынок труда. Персонал этого сектора имеет стабильную занятость, работает в режиме полного рабочего времени, получает высокую заработную плату. Ему созданы условия для профессионального роста, овладения смежными специальностями. Его привлекают в той или иной степени к управлению производством. На рабочих местах применяются прогрессивные технологии; в этом секторе действуют сильные профсоюзы.

Второй сектор - «периферия» - вторичный рынок труда. Для него характерна частичная занятость, труд в течение неполного рабочего времени, сезонность работ, работа по краткосрочным контрактам, рабочие места не престижны, трудоемки, примитивны, уровень оплаты труда низкий, возможности для профессионального роста ограничены, социальная защита слабая, профсоюзы, как правило, отсутствуют.

Третий сектор объединяет безработных. Это трудовой резерв для первого и второго секторов, т.е. безработные, могут пополнить ряды как первичного, таки вторичного рынка.[13]

По степени государственного воздействия на рынок рабочей силы в узком смысле можно выделить два сегмента:

· рынок, контролируемый, регулируемый государственной службой занятости. Он включает всех безработных, зарегистрированных в Федеральной службе занятости, ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке.

· неконтролируемый рынок рабочей силы - сегмент рынка рабочей силы в узком смысле - представляет собой часть предложения рабочей силы и вакансий рабочих и ученических мест, не охваченных услугами официальных органов трудоустройства. Занятость этого контингента обеспечивается на основе непосредственных контактов безработных и работодателей, руководителей отделов кадров предприятий.

Сегментирование рынка труда имеет большое значение для:

ü   анализа рынка;

ü   изучения его структуры и емкости;

ü   выявления контингента, образующего предложение труда и спрос на него;

ü   определения перспектив рынка труда.

Подобное изучение составляет содержание маркетинга рынка труда. Сегментирование производится по разным критериям и в зависимости от различных признаков:

1. географическое положение (регион, город, район и др.), демографические характеристики (половозрастной и семейный состав населения),

2. социально-экономические характеристики (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.),

3. экономические показатели (распределение покупателей по формам собственности, по их финансовому состоянию; распределение продавцов труда по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.),

4. психографические показатели (личные качества работников, их принадлежность к определенным слоям и прослойкам общества, и др.), поведенческие характеристики (мотивация занятости и др.)[14].

Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены малоконкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе:

· молодежь, вступающая в трудоспособный возраст;

· пожилые работники;

· инвалиды 3-й группы;

· женщины с детьми,

· т.е. все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

Мобильность данных категорий работников ограничена. Они могут преобладать в отдельных отраслях и профессиях, которые, в свою очередь, могут сосредоточиваться в отдельных регионах, образуя замкнутые рынки труда. Государство вынуждено регулировать условия найма и труда указанной рабочей силы специальными законодательными актами или выделением специальных разделов в общих законах.

 

Специфика российского рынка труда


Российский рынок труда имеет ряд особенностей. Он формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены. Развитие российского рынка труда происходит в условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой экономики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 1999г. численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн. человек, или около 14% всех занятых в экономике России. Следует отметить, что статистика не способна объективно оценить масштабы теневой занятости в стране. На современном этапе, по разным оценкам, в России производится от 35 до 50% ВВП в теневом секторе экономики. Российским рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости. Наиболее явно это отражается в структуре ВВП по видам первичных доходов (таб. 3.)

Таблица №3[15] Структура ВВП по видам первичных доходов. (в процентах к итогу)


2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:








официальная оплата труда наемных работников

35,2

35,8

34,3

32,0

31,7

33,4

33,1

скрытые оплата труда и смешанные доходы

11,5

11,3

11,7

11,8

12,8

12,8

12,5


Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах. Эти различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климатическими условиями, Наличием полезных ископаемых и другими факторами.

Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.

Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все ЭТО вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

В реальной экономической жизни на формирование и динамику рынка труда воздействует целый комплекс факторов (рис. 2).

Факторы, воздействующие на формирование и развитие рынка труда

Фактор, воздействующий на спрос рабочей силы

Фактор, воздействующий на предложение рабочей силы

Фактор, воздействующий на формирование и функционирование рынка труда


Состояние экономической конъюнктуры

Демографические процессы

Развитие инфраструктуры рынка труда

Степень и особенности трудовой экономической активности социально-демографических и этнических групп населения

Научно-технический прогресс

Деятельность правительства на рынке труда


Потребности личности



Процессы миграции

Рис. 2. Классификация факторов, воздействующих на рынок труда.

Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.

Из-за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

Таблица №4[16]. Общая численность безработных (по данным обследований рабочей силы; тысяч человек)


1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Россия 1)

6684

7059

6288

6155

5683

5775

5208

4999

4246

5289

Зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения2)

2327

1037

1123

1500

1639

1920

1830

1742

1553

1522

Польша

2277

2785

3170

3431

3329

3230

3045

2344

1619

Австрия

144

139

143

161

169

195

208

196

186

Нидерланды

523

246

204

252

332

411

425

354

300

Норвегия

107

81

84

92

107

106

111

84

63

Соединенное Королевство (Великобритания)

2460

1619

1413

1519

1414

1361

1397

1649

1621

Бельгия

390

308

286

332

364

380

390

383

353

Болгария

565

559

661

599

449

400

334

306

240

Венгрия

417

263

233

239

245

253

304

317

312

Германия

4035

3127

3150

3486

4023

4388

4583

4279

3608

Франция

2899

2604

2305

2341

2299

2412

2429

2432

2215

Дания

196

131

137

134

158

163

143

118

115

Италия

2638

2495

2267

2163

2096

1960

1889

1673

1506

Швейцария

129

106

101

119

170

179

185

169

156


Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.

В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.

В российских условиях ситуация усугубляется тем, что становление рыночных отношений сопровождалось возникновением массы новых проблем, которые наложились на старые:

· сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10 - 25% работающих;

· значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;

· большие масштабы занятости неквалифицированным трудом (до 25 млн. человек);

· неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

· существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);

· сохранение психологических установок традиционного общества (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизма; скромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности)[17].

Переплетаясь, и, дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

 

Влияние миграции на рынок труда


Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения.

Миграция рабочей силы – пространственное перемещение трудоспособного населения, вызванное изменением в развитии и размещении производства, условиях существования рабочей силы.

Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.

Миграционный поток – это совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени. Пересечение государственных границ служит основанием выделения внешней миграции. Она получила название международная.

Представление о масштабах миграционных потоков дает таб. 5 «Международная миграция».

Таблица № 5. [18] Международная миграция (человек)


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Прибыло в Российскую Федерацию - всего

359330

193450

184612

129144

119157

177230

186380

286956

281614

в том числе:






из стран СНГ

346774

183650

175068

119661

110374

168598

177657

273872

269976

из стран дальнего зарубежья

12556

9800

9544

9483

8783

8632

8723

13084

11638

другие страны

924

709

505

481

497

652

617

871

722

Выбыло из Российской Федерации - всего

145720

121166

106685

94018

79795

69798

54061

47013

39508

в том числе:










в страны СНГ

82312

61570

52099

46081

37017

36109

35262

31329

26114

в страны дальнего зарубежья

63408

59596

54586

47937

42778

33689

18799

15684

13394

другие страны

646

527

441

421

431

588

437

378

366


С 1920-х годов идет процесс постепенного старения населения, он сопровождается ростом среднего возраста населения и изменениями возрастной структуры населения - снижением доли детей и ростом доли старших возрастов.

Напряженность на рынке труда очень велика и молодежь выталкивается за пределы своего региона. Наоборот, в сильно депопулирующих регионах приток молодежи невелик и ее трудоустройство происходит быстрее. В этих регионах уже сейчас спрос на рабочую силу в промышленности превышает предложение.

Привлекательность для иммигрантов мы потеряли давно и по своей воле. Ведь впервые годы из стран СНГ к нам ехали квалифицированные люди, из которых две трети были русскими. Даже из числа титульных народов бывших республик к нам до недавнего времени ехали высокообразованные люди. И как их принимала Россия? С самого начала создавали на их пути барьеры. Почти все мигранты, которые поселились в больших городах, сами решали свои проблемы, а те, кого отправили в село или в малые города, в своей массе до сих пор не устроены.

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но, напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являлись прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предоставление информации мигрантам (через органы государственной власти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомендуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустройства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов третьих стран.

B настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также укрепляет институт представительств МВД России по делам миграции за рубежом. Функции ФМС усиливаются в области Осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции; подготовки предложений по основным направлениям государственной миграционной политики; разработки проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечения их реализации, подготовки предложений по совершенствованию законодательства в области миграции, исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев.

Высокий трудовой потенциал беженцев и вынужденных переселенцев и сложность его практической реализации в нынешней экономической ситуации на фоне ответственности России за обеспечение занятости этой категории мигрантов в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством предполагают необходимость разработки и целевого финансирования программы содействия занятости.

Россия сегодня является крупным принимающим центром и будет оставаться таким на протяжении долгого времени. Страна декларирует свою заинтересованность в приеме мигрантов. В этих условиях обязательно должна быть продуманная политика по интеграции мигрантов, которой пока в России не существует. Эта политика должна стать одной из составляющих общей миграционной и социальной политики

Выводы и предложения

Изучив все аспекты рынка труда становиться ясно, что российский рынок труда находить не только в стадии становления, но и в стадии зарождения. Нам необходимо брать положительный опыт зарубежных стран в формировании рынков труда. Так же немало важно учитывать и их ошибки в этом процессе. Но для реализации этого вопроса России необходимо грамотное регулирование государственных органов. В России очень большой сектор экономики находится в теневом бизнесе и если бы в стране существовало грамотное управление, то возможно большая часть этого сектора была бы легализована. Но не все так плачевно. Необходимость государственного регулирования экономики поддерживается теперь большинством экономистов и политических деятелей; приходит к этому и российское руководство.

Большое внимание в последние годы уделяется созданию малого бизнеса, так как это прямо и косвенно инициирует создание дополнительных рабочих мест. Более гибкие условия труда (нестандартные режимы рабочего времени) делают привлекательным малые предприятии для разных граждан.

Существенное влияние на российский рынок труда оказывает миграция. В России существует государственное регулирование миграционных потоков, так как в связи со старение населения мы нуждаемся в дополнительной рабочей силе как квалифицированной, так и не квалифицированной. Успешное преодоление негативных последствий стихийной миграции, создание условий для реализации прав мигрантов является главными целями государственной политики.

В критическом положении находится оплата наемного труда. Она в десятки раз ниже, чем в развитых странах, и не гарантирует ни обеспечение потребностей самого работника, ни определенное качество рабочей силы. Поэтому приближение цены рабочей силы к ее стоимости должно является важнейшей задачей экономики в ближайшее время.

Используемая литература

1. Государственного комитета статистики. Интернет ресурс: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2003. С. 39.

[2] Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособ. – 2-е изд., -М.: ИНФРА-М, 2007. С. 52.

[3] Интернет ресурс: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2003. С. 56

[5] Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2003. С. 58

[6] Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2003. С. 60

[7] Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособ. – 2-е изд., -М.: ИНФРА-М, 2007. С. 54

[8] Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2003. С.55

[9] По данным Государственного комитета статистики. Ссылка в интернете: #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] По данным Государственного комитета статистики.

[11] Интернет ресурс: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Интернет ресурс: #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Рынок труда: Учебник. / под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 2-е изд. – М.: Изд. «Экзамен», 2003. С. 62

[14] Интернет ресурс: #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2009.С. 318.

[16] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2009.С. 740

[17] Кутепова Н. Статья: Специфика российского рынка труда. Человек и труд. №5, 2003. Интернет ресурс: #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2009. С. 113.

Похожие работы на - Понятие рынка труда и тенденций его развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!