Основные разделы бизнес-плана
Содержание
Введение
1 Отчет о прибылях и убытках
2 Прогнозный баланс
3 Отчет о движении денежных средств
4. Выбор нормативов для проведения финансо-экономических расчетов
бизнес-плана
5 Способы финансирования проекта
Заключение
Список литературы
Введение
Создание новых проектов
предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности,
последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых
конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не
только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта,
но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Большая часть
имеющихся программных продуктов по бизнес-планированию помогает в построении
именно финансового плана как наиболее сложного и важного раздела бизнес-плана.
В этом разделе приводятся расчеты всех затрат и доходов, оговоренных в
предыдущих разделах бизнес-плана, а также делаются выводы о прибыльности или
убыточности предлагаемого проекта. Финансовый план любого достаточно крупного
инвестиционного проекта включает три основных финансовых документа: отчет
о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, прогнозный баланс.
1.
Отчет о прибылях и убытках
Отчет
о прибылях и убытках
отражает операционную деятельность предприятия и показывает покрытие
производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или
услуг, а также полученную прибыль. Для построения отчета о прибылях и убытках
требуются данные:
·
из плана продаж —
выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам;
·
из плана издержек
— сумма переменных затрат с учетом плана производства за расчетный период;
·
плана издержек -
сумма постоянных затрат за отчетный период. При этом следует помнить, что
данный вид затрат включает в себя амортизационные отчисления и проценты по кредитам.
Общий
вид отчета о прибылях и убытках приведен в табл. 1.
Таблица 1
Отчет
о прибылях и убытках
Наименование
|
1-й год
|
1 квартал
|
II квартал
|
1-й мес.
|
2-й мес.
|
3-й мес.
|
4-й |мес.
|
5-й мес.
|
6-й мес.
|
1. Выручка от
реализации продукции
|
|
|
|
|
|
|
12. Потери и налоги с
продаж
|
|
|
|
|
|
|
3. Чистый объем
продаж (3 = 1 -
2)
|
|
|
|
|
|
|
4. Сырье и материалы
|
|
|
|
|
|
|
5. Комплектующие
изделия
|
|
|
|
|
|
|
6. Сдельная заработная
плата
|
|
|
|
|
|
|
7. Другие переменные
издержки
|
|
|
|
|
|
|
8. Итого,
переменные издержки (8 = 4 + 5 + 6 + 7)
|
|
|
|
|
|
|
9. Валовая прибыль
(9 = 3-8)
|
|
|
|
|
|
|
10. Налоги с дохода и
на активы
|
|
|
|
|
|
|
11. Оперативные
издержки
|
|
|
|
|
|
|
12. Торговые издержки
|
|
|
|
|
|
|
13. Административные
издержки
|
|
|
|
|
|
|
14. Итого,
постоянные издержки (14=10+11 + 12+13)
|
|
|
|
|
|
|
15. Амортизация
|
|
|
|
|
|
|
16. Проценты по
кредитам
|
|
|
|
|
|
|
17. Суммарные
калькуляционные 1 издержки (17 =15+16)
|
|
|
|
|
|
|
18. Другие доходы
|
|
|
|
|
|
|
19. Другие затраты
|
|
|
|
|
|
|
20. Прибыль до
выплаты налога (20 = 9- 14- 17+18- 19)
|
|
|
|
|
|
|
21. Налог на прибыль
|
|
|
|
|
|
|
22. Чистая прибыль
(22 = 20-21)
|
|
.... ........ J
|
|
|
|
Имеются только 2 способа
повышения эффективности деятельности предприятия : продавать дороже и больше
и / или производить дешевле.
2.
Прогнозный баланс
Прогнозный
баланс отражает
финансовое состояние предприятия в определенный момент времени и состоит из
двух частей: актива и пассива, суммарные значения которых должны быть равны
между собой. Это равенство означает, что-то, чем предприятие владеет, оно
должно или кредиторам, или его владельцам.
Актив представляет собой перечень того,
что имеет предприятие в собственности.
Пассив показывает, кому и сколько
предприятие должно.
Общий
вид прогнозного баланса приведен в табл. 2.
Таблица 2
Прогнозный баланс
Наименование
|
1-й год
|
1 квартал
|
II квартал
|
1-й
мес.
|
2-й мес.
|
3-й мес.
|
4-й мес.
|
6-й мес.
|
1. Организационные
расходы
|
|
|
|
|
|
|
2. Патенты, лицензии,
товарные 1 знаки и т. д.
|
|
|
|
|
|
|
3. Иные аналогичные
права и активы
|
|
|
|
|
|
|
4. Итого,
нематериальные активы 1 (4=1+2 + 3)
|
|
|
|
|
|
|
5. Земельные участки и
объекты 1 природопользования
|
|
|
|
|
|
|
6. Здания, машины,
оборудование и 1 другие основные средства
|
|
|
|
|
|
|
7. Незавершенное
строительство
|
|
|
|
|
|
|
8. Итого, основные
средства (8 = 5
+ 6 + 7)
|
|
|
|
|
|
|
9. Инвестиции в
дочерние общества
|
|
|
|
|
|
|
10. Инвестиции в
зависимые общества
|
|
|
|
|
|
|
11. Инвестиции в
другие операции
|
|
|
|
|
|
|
12. Займы,
предоставленные
организации на срок
более 12 месяцев
|
|
|
|
|
|
|
13. Прочие финансовые
вложения
|
|
|
|
|
|
|
14. Итого,
долгосрочные финансовые вложения (14 = 9 + 10 + 11 + 12 + 13)
|
|
|
|
|
|
|
15. Итого,
внеоборотные активы (15 = 4 + 8+14)
|
|
|
|
|
|
|
16. Сырье, материалы,
комплетующие
|
|
|
|
|
|
|
17. Затраты в
незавершенном производстве
|
|
|
|
|
|
|
18. Готовая продукция,
товары для перепродажи и товары отгруженные
|
|
|
|
|
|
|
19. Расходы будущих
периодов
|
|
|
|
|
|
|
20. Итого, запасы
(20= 16 + 17+18+
19)
|
|
|
|
|
|
|
21. Начисленный
налог на добавленную стоимость на остаток имущества
|
|
|
|
|
|
|
22. Просроченная
дебиторская задолженность*
|
|
|
|
|
|
|
23. Срочная
дебиторская задолженность*
|
|
|
|
|
|
|
24. Итого,
дебиторская задолженность (24 = 22 + 23)
|
|
|
|
|
|
|
25. Займы,
предоставленные оганиза- циям на срок менее 12 месяцев
|
|
|
|
|
|
|
26. Собственные акции,
выкупленные у
акционеров
|
|
|
|
|
|
|
27. Прочие финансовые
вложения
|
|
|
|
|
|
|
28. Итого,
краткосрочные финансовые вложения (28 = 25 + 26 + 27)
|
|
|
|
|
|
|
29. Расчетные счета
|
|
|
|
|
|
|
30. Валютные счета
|
|
|
|
|
|
|
31. Прочие денежные
средства
|
|
|
|
|
|
|
32. Итого, денежные
средства (32 = 29 + 30 + 31)
|
|
|
|
|
|
|
33. Итого,
оборотные активы (33 = 20 + 21 +24 + 28 + 32)
|
|
|
|
|
|
|
34. Непокрытые убытки
прошлых лет
|
|
|
|
|
|
|
35. Убыток отчетного
периода
|
|
|
|
|
|
|
36. Итого, убытки
(36 = 34 + 35)
|
|
|
|
|
|
|
37. Итого, актив
(37 = 15 + 33 + 36)
|
|
|
|
|
|
|
38. Уставной
капитал
|
|
|
|
|
|
|
39. Добавочный
капитал
|
|
|
|
|
|
|
40. Резервы,
образованные в
соответствии с
законодательством
|
|
|
|
|
|
|
41. Резервы,
образованные в соответствии с учредительными документами
|
|
|
|
|
|
|
42. Итого,
резервный капитал (42=40 + 41)
|
|
|
|
|
|
|
43.
Нераспределенная прибыль прошлых лет
|
|
|
|
|
|
|
43.
Нераспределенная прибыль прошлых лет
|
|
|
|
|
|
|
45. Кредиты банков,
подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
|
|
|
|
|
|
|
3.
Отчет о движении денежных средств
Составление
отчета о движении денежных средств — завершающая стадия в финансовых расчетах
по проекту. Данный отчет показывает обеспеченность финансовыми ресурсами
процесса реализации проекта на каждом этапе.
Отчет
о движении денежных средств — основной документ, предназначенный для определения потребности в
капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также оценки
эффективности использования капитала. Он состоит из трех частей: потока
реальных денег от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Все
денежные поступления и платежи отражаются в отчете о движении денежных средств в
периоды, соответствующие фактическим датам осуществления этих выплат, с учетом
времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий,
условий реализации продукции, а также условий формирования производственных запасов.
Остаток
денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием на
обеспечение производственной деятельности последующих периодов, на инвестиции,
погашение займов, выплаты налогов и личное потребление. Таким образом Отчет о
движении денежных средств демонстрирует движение денежных средств и
отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду.
Следует
помнить: для финансовой реализуемости проекта необходимо, чтобы сальдо реальных
денег на каждом шаге расчетного периода было неотрицательным.
Общий вид отчета о
движении денежных средств приведен в табл.3.
Таблица 3
Отчет о движении денежных
средств
Наименование
|
1-й год
|
|
1 квартал
|
II квартал
|
|
1-й мес.
|
2-й мес.
|
3-й мес.
|
4.Й мес.
|
5-й мес.
|
6-й мес.
|
|
1. Поступления от
сбыта продукции
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Затраты на сдельную
зарплату
|
|
|
|
|
|
|
4. Поступления 1 от
других видов деятельности
|
|
|
|
|
|
|
5. Выплаты на другие
виды деятельности
|
|
|
|
|
|
|
6. Постоянные издержки
|
|
|
|
|
|
|
7. Налоги
|
|
|
|
|
|
|
8. Итого,
операционная деятельность 1 (8=1-2-3 + 4-5-6-7)
|
|
|
|
|
|
|
9. Затраты на
приобретение активов
|
|
|
|
|
|
|
10. Другие издержки 1 подготовительного
периода
|
|
|
|
|
|
|
11. Поступления от
продажи активов
|
|
|
|
|
|
|
12. Поступления
от71родажи активов 1 (12=11-10-9)
|
|
|
|
|
|
|
13. Собственный
(акционерный) капитал
|
|
|
|
|
|
|
114. Займы,
полученные/привлеченные
|
|
|
|
|
|
|
15. Погашение задолженности
по 1 кредитам
|
|
|
|
|
|
|
116. Выплаты
дивидендов
|
|
|
|
|
|
|
17. Выплаты процента
по займам
|
|
|
|
|
|
|
18. Банковские вклады
|
|
|
|
|
|
|
19. Доходы по
банковским вкладам
|
|
|
|
|
|
|
20. Итого,
финансовая деятельность (20=13 + 14-15-16-17-18+19)
|
|
|
|
|
|
|
21. Баланс наличности
на начало периода (21 =22-22 (предшествующего)
|
|
|
|
|
|
|
22. Баланс
наличности на конец периода (22 = 8+12 + 20 + 21)
|
|
|
|
|
|
|
4. Выбор нормативов для проведения
финансо-экономических расчетов бизнес-плана
Написание
этого раздела начинается с определения нормативов для финансово-экономических
расчетов, затем определяются постоянные и переменные затраты на производство
продукции, затраты на персонал, проводится калькуляция себестоимости,
составляется смета затрат на проект, уточняются источники финансирования и,
наконец, составляются основные финансовые документы:
·
Отчет о прибылях
и убытках
·
Прогнозный баланс
·
Отчет о движении
денежных средств
При
оценке финансового состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект,
рассматриваются данные за прошедший период. Если речь идет о финансовом плане
самого инвестиционного проекта, то все данные имеют прогнозный характер.
А. При выборе нормативов для проведения
финасово-экономических расчетов в первую очередь, нужно определить какие цены
вы планируете использовать:
·
текущие, с учетом
НДС;
·
текущие, без
учета НДС;
·
постоянные, с учетом
НДС;
·
постоянные, без
учета НДС;
·
в иностранной валюте;
·
в отечественной
валюте.
Наиболее
важной для проекта является сопоставимость цен. Кроме этого, принято, чтобы все
финансовые (проводимые на внутреннем рынке, включая посту реализации продукции
и затраты на приобретение сырья и материалов и комплектующих изделий,
привлечение акционерного и заемного капитала и т. д., осуществлялись и
учитывались в рублях.
Платежи
по экспортно-импортным операциям, а также по привлечению капитала и займов в
иностранной валюте производятся во второй валюте для внешнего рынка (доллары,
евро, и т.д.).
Перечень
и размер налогов должны быть установлены в соответствии с действующей системой
налогообложения и юридическим статусом реализующей проект фирмы.
Если вы
планируете осуществлять расчеты в текущих ценах, то необходимо учитывать
инфляцию. Следует помнить инфляция в России является существенно неоднородной,
т.е. темпы изменения цен товаров и услуг зависят не только от времени, но и от
характера товара или услуги. И необходимо брать не среднестатистическую по
России, а конкретную в конкретном регионе, определяемую на базе статистических
данных за последние шесть месяцев.
Финансово-экономические
расчеты обычно проводятся на первый год с периодом в один месяц, на последующий
год - поквартально, а затем — по годам. При определении предполагаемого
кредитного % следует ориентироваться на ставку Центрального банка РФ. Обычно
кредитный процент не превышает ставку рефинансирования больше чем на 10 %.[1]
Б. После того как определены основные
финансово-экономические нормативы, необходимо рассчитывать расходы на
персонал, исходные данные по которому приведены в
организационном плане. Обычно отдельно выделяют затраты:
•
на управленческий
персонал;
•
производственный
персонал;
•
персонал по
маркетингу и прочих сотрудников.
Общий
вид расходов на персонал приведен в табл.4.
Таблица 4
Расходы
на персонал
Количество человек
|
Оклад
|
Регулярность выплат
|
Использование
|
Сумма
|
примечание
|
тыс. руб.
|
долл.
|
с мес.
|
по мес.
|
тыс.
руб.
|
долл.
|
Управленческий анализ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производственный персонал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Персонал по маркетингу и прочие
сотрудники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО расходы на персонал
|
В. Переменные расходы на
производство продукции составляются по каждому продукту или услуге
отдельно. К переменным издержкам относятся такие издержки, величина которых
зависит от объема производимой продукции. Это затраты на материалы,
комплектующие, сдельная заработная плата и пр. В расчетах нужно учитывать
величину страхового и динамического запаса материалов. Величина страхового
запаса зависит от надежности поставщиков и указывается в процентах от месячной
потребности. Динамический запас вычисляется исходя из производственного цикла
изготовления продукта, периодичности и сроков поставки.
Г. К постоянным расходам
относятся затраты, связанные только с определенным периодом времени и
практически не зависящие от объема выпускаемой продукции. Сюда можно отнести затраты:
·
на управление
(коммунальные платежи, почту, связь, командировки и т. д.);
·
производство
(аренду помещений и оборудования, ремонт и обслуживание оборудования, топливо,
электроэнергию, вспомогательные материалы и т. д.);
·
маркетинг
(рекламу, мероприятия по продвижению продукции на рынок, ее реализацию и т.
д.).
Следует,
однако, помнить, что при значительном увеличении объемов производства
постоянные издержки также меняются, переходя на новый уровень, и остаются
независимыми объемов производства в определенных границах.
Д. После того как посчитаны постоянные
и переменные траты, расходы на персонал, можно переходить к определен сметы
затрат на проект, которая может составляться по следующим статьям:
·
изготовление
нестандартного оборудования;
·
проектные работы;
·
строительно-монтажные
работы;
обучение
и переобучение персонала;
·
материалы и
комплектующие на производство;
·
топливо и энергия
на производственные нужды;
·
аренда помещений;
·
аренда оборудования;
·
основная
зарплата;
·
дополнительная зарплата;
·
начисления на зарплату;
·
процент за кредит;
·
общепроизводственные
расходы;
·
внепроизводственные
расходы;
·
прочие расходы.
Подробный
перечень всевозможных затрат по проекту п веден в программных продуктах, разработанных
для cocтавления и оценки бизнес-планов,
таких как Project-Expert, Альт- Инвест и пр.
Е. Затем проводится калькуляция себестоимости
пpoдукции. Себестоимость обычно
составляется по следующим калькуляционным статьям:
·
сырье и материалы;
·
покупные
комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;
·
топливо и энергия
на технологические нужды;
·
зарплата основная;
·
зарплата
дополнительная;
·
начисления на
зарплату;
·
общепроизводственные
расходы;
·
амортизация
средств;
ИТОГО:
производственная себестоимость;
·
внепроизводственные
расходы;
ИТОГО:
коммерческая себестоимость.
5.
Способы финансирования проекта
Весьма
важным для понимания реализуемости инвестиционного проекта является подраздел
финансового плана «Источники, пути, размер, условия и сроки привлечения
необходимого капитала»[2]. Потребность в капитале
определяется на основании данных отчета о движении денежных средств. Обычно
выделяются следующие способы финансирования проекта:
•
акционерное
финансирование, представляющее
собой вклады денежных средств, передачу оборудования, технологий;
•
финансирование
из государственных источников, которое осуществляется непосредственно за счет инвестиционных
программ в форме кредитов (в том числе и льготных) и за счет прямого
субсидирования;
•
долговое
финансирование, производимое
за счет кредитов банков и займов юридических и физических лиц;
•
лизинговое
финансирование, которое
представляет собой долгосрочную аренду, связанную с передачей в пользование
оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества;
•
финансирование
за счет авансовых платежей будущих пользователей, заинтересованных в реализации
проекта, которое заключается в предоставлении ими финансовых средств,
материалов, оборудования, консалтинговых услуг на осуществление проекта. При
этом потребителям, внесшим средства в проект, предоставляется ряд льгот, но они
не являются собственниками проекта.
После
того как проведены все финансовые расчеты, составлены необходимые отчеты,
сметы, проанализированы источники финансирования и возможности выплат по ним,
нужно оценить значимость и эффективность проекта, условия участия государства в
его реализации.
Заключение
Бизнес-план описывает
процесс функционирования фирмы, показывает каким образом спланировать
деятельность, чтобы решить тактические задачи и достичь намеченные сроки
основные стратегические цели – получить или повысить прибыльность предприятия,
может подсказать пути роста фирмы, завоевания основных позиций на рынке,
получение инвестиций и кредитов, разработку концепции производства новых
товаров и услуг, выбора разных способов их реализации. Бизнес-план может
предостеречь от неверных действий и даже «посоветовать» не заниматься данным
бизнесом в данное время на данном рынке. Таким образом составление бизнес-плана
служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной,
хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого
плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего
бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия
самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы.
Список литературы
1. Черняк В.З. Бизнес-планирование : учеб. для вузов / В.З.
Черняк. – М. : ЮНТИ-ДАНА, 2003. – 470 с.
2. Бизнес-планирование / В.М Попова, С.И. Липунова, С.Г.
Млодика ; под. ред. В.М Попова. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 816 с.
3. Орлова Е.Р. Бизнес-план : методика состав и анализы
типовых ошибок : учебно-пракитическое пособие / Е.Р. Орлова. – М. : ОМЕГА-Л,
2006. – 160 с.
4. Грибов В.Д. Основы бизнеса : учебное пособие / В.Д.
Грибов. – М. : Финансы и статистика, 2000.- 207 с.
5. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-планов и
финансовому анализу предприятия : учебное пособие / Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова.-
М. : Финансы и статистика, 2005. – 189 с.
6. Маркова В.Д. Бизнес-планирование : учеб. для вузов / В.Д.
Маркова, Н.А. Кравченко. – Новосибирск : ЭКОР, 2004. - 256 с.
7. Бизнес-план инвестиционного проекта : Отечественный и
зарубежный опыт : учебное пособие / под ред. В.М. Попова. – М. : Финансы и
статистика, 2004. – 340 с.
[1] Сухова Л.Ф. Практикум по
разработке бизнес-планов и финансовому анализу предприятия / Л.Ф. Сухова. - М.
: Финансы и статистика, 2005. - С.45.
[2] Черняк В.З. Бизнес-планирование / В.З. Черняк. – М. : ЮНТИ-ДАНА, 2003.
– С.70