Организация инновационной деятельности на промышленном предприятии
Содержание
Введение
1.
Определение
инновации и цели инновационной деятельности
2.
Виды
инновации
3.
Инновация
как объект деятельности предприятия
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В
условиях рыночной экономики инновационная политика промышленных предприятий
является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим
условия для реализации запросов потребителей. Причем, наибольшего успеха
добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение
нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной
активностью.
Управление
инновационной активностью предприятий опирается на маркетинговые исследования и
оценки. Место и роль маркетинга, как координирующей и интегрирующей функции, в
управлении инновационной политикой промышленных предприятий изучалась и была
представлена в работах зарубежных исследователей: Ф. Котлера, Дж. Эванса, П.
Диксона, П.Дойля, Ж. Ламбена, М. Портера, Б.Бермана, Д. Энджела и других;
отечественных ученых: Д.Н Баркана, И.Н. Герчиковой, А.Н. Романова, Т.П. Данько,
Е.П. Голубкова, П. С. Завьялова, Р. А Фатхутдинова и других.
В
то же время в проведенных исследованиях недооценивался тот факт, что успешное
внедрение новых товаров является важным компонентом маркетинговых программ, и
что необходима точная координация действий маркетинговых, технических и других
служб предприятия. Маркетинговый подход к управлению инновационными процессами
- это комплексный подход, рассматривающий товар и инновацию одновременно с
точки зрения и производителя и потребителя. Только такое видение проблемы позволит
добиться обеспечения потребностей потребителей и поддержания длительных
отношений между ними и предприятием.
Предприятия,
которые пренебрегают инновационной политикой, неминуемо морально устаревают,
идут на спад и выбывают из борьбы за потребителя. В периоды больших перемен,
каковым является сегодняшний этап развития российской экономики, спад
происходит значительно быстрее. Как только отдельное предприятие начинает
оглядываться назад, смотреть в прошлое, повернуться лицом к будущему становится
чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно. Добиться больших успехов можно
лишь на пути сознательной, целенаправленной инновационной и предпринимательской
деятельности.
1. Определение
инновации и цели инновационной деятельности
Существуют
многочисленные определения инновации. В самом общем виде инновация - это
"процесс использования знания и информации для создания и внедрения
чего-либо нового и полезного".
Общая
цель инновационной деятельности фирмы - выживание и развитие компании путем
выпуска новых/улучшенных видов продукции и совершенствования методов её
производства, доставки и реализации.
Инновационная
деятельность фирмы может включать значительный спектр частных целей (задач),
как то:
-
замена устаревших видов продукции
-
расширение ассортимента выпускаемой продукции
-
внутри основной специализации фирмы
-
вне основной специализации фирмы
-
проникновение на новые рынки
-
внутри страны за рубежом
-
усиление гибкости производства
-
снижение издержек производства путем:
-
снижения удельных трудозатрат
-
снижения удельного потребления материалов
-
снижения энергопотребления
-
снижения уровня отбраковки изделий
-
снижение затрат на разработку новых изделий
-
ускорение проектирования и освоения производства новых изделий
-
повышение качества продукции
-
улучшение условий труда
-
снижение уровня загрязнения окружающей среды.[1]
Изучение
внутренней среды предприятий и его организационного поведения предусматривает,
в первую очередь, оценку степени воздействия отраслевых и производственных
факторов на развитие того или иного предприятия. Среди отраслевых факторов
выделяют однородность отрасли, жесткость конкуренции, неопределенность спроса,
уровень профессиональной подготовки кадров и пр., а среди производственных
факторов или факторов предложения - структурные производственные и рыночные
факторы.
Основным
содержанием маркетингового подхода к данной проблеме является изучение
структуры товарного рынка, уровня производства продукции и услуг, а также
принятие решений о формах и методах развития конкурентной среды на данном
рынке. Второму аспекту проблемы уделено наибольшее внимание. Это связано с тем,
что инновационные решения затрагивают все функции промышленного предприятия,
своеобразный "диалог" между которыми организует маркетинг. В процессе
принятия инновационных решений маркетинг как функция предпринимательской
деятельности способствует поддержанию баланса экономических связей в промышленности
в соответствии с желаниями и спросом потребителей. Однако именно этот аспект
недооценивается чаще всего.
Исходя
из изложенного, важным является исследование маркетингового подхода к
формированию действенной инновационной политики как системы управленческой,
экономической, организационной и научно - технической деятельности,
обеспечивающей достижение и поддержание определенного желаемого уровня
производства, а также мероприятий, направленных на развитие и внедрение
технических нововведений в производство в соответствии с требованиями
потребителей и рынка.
Поэтому
инновация рассматривается с двух позиций: с точки зрения
потребителей и с точки зрения производителей новых товаров или услуг. Подобный
комплексный подход вполне вписывается в современную методологию маркетинга.
С
позиции потребителя инновация определяется как творческая и успешная реализация
прогрессивного открытия, изобретения или просто концепции, в которой можно
выделить три составляющих: потребность, подлежащая удовлетворению, то есть
набор функций, которые нужно выполнить;
концепция
совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, то есть новая идея;
компоненты,
представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных
технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния. Рассматривая
инновацию с точки зрения их влияния на производителя товаров или услуг,
целесообразно выделить три критерия классификации инноваций:
характер
концепции, на которой основана инновация,
интенсивность
инновации.
2. Виды
инноваций
Инновации
в промышленных фирмах могут быть разделены на следующие виды:
·
технологические
(производственные) инновации:
·
освоение
нового продукта или качественное изменение в существующем продукте;
·
освоение
новых методов производства и распределения (складирования, доставки и
реализации) продукта;
·
маркетинговые
инновации:
·
проникновение
(освоение) новых рынков сбыта;
·
развитие
новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;
·
организационные
инновации:
·
внедрение
новых методов и стандартов управления,
·
внедрение
значительно измененных структур управления,
·
реализация
новых или значительно измененных стратегических ориентиров компаний;
·
финансовые
инновации:
·
реализация
новых источников (схем) получения финансовых ресурсов
·
реализация
новых методов организации использования финансовых ресурсов.
Сердцевиной
всей инновационной деятельности фирмы являются технологические
(производственные) инновации, то есть освоение (коммерциализация) новых видов
продукции или методов её производства, доставки и реализации.
Технологические
продуктовые инновации - внедрение (коммерциализация)
продуктов с улучшенными характеристиками. Технологические процессные инновации
- внедрение новых или значительно улучшенных методов производства и
распределения. Это может включать изменения в оборудовании, человеческих
ресурсах, персонале или их комбинация.
Технологически
новый продукт - это продукт, чьи технологические
характеристики или варианты возможного использования значительно отличаются от
ранее производимых продуктов. Подобные инновации могут базироваться на
радикально новых технологиях, комбинировании известных технологий по-новому или
могут быть результатом использования новых знаний.
Технологически
улучшенный процесс - это внедрение технологически новых
или значительно улучшенных методов производства, включая методы распределения,
доставки и реализации. Данные методы могут включать изменения в оборудовании,
организации производства или комбинация данных изменений. Данные методы могут
быть направлены на производство или доставку (реализацию) технологически новых
или улучшенных продуктов, которые не могут быть произведены (реализованы) с
помощью существующих методов производства или на значительное повышение
эффективности производства (доставки) существующих продуктов. [2]
В
современных условиях главной проблемой большинства отечественных промышленных
фирм является реализация продуктовых инноваций, то есть выпуск новых
(улучшенных) продуктов, имеющих успех на рынке.
Общая
классификация продуктовых инноваций включает три типа:
1.продукт,
новый для рынка;
2.продукт,
новый для фирмы;
3.улучшенный
продукт, производимый фирмой.
3.
Инновации как объект деятельности предприятия
В процессе инновационной деятельности предприятие
может функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь
на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействий
факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная
классификация инноваций, их свойств и возможных источников финансирования.
Наиболее характерными показателями нововведений
являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна,
приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации,
конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования,
способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности,
экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути,
воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его
конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих
факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и
прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и
долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности.
Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень
производства в целом.
По степени новизны, инновации подразделяются на
принципиально новые, не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и в
зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Для принципиально
новых видов продукции, технологии и услуг особенно важен показатель их
патентной и лицензионной чистоты и защиты, ибо они являются не только
интеллектуальными продуктами первого рода, т.е. обладают приоритетностью,
абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого
тиражированием получают новшества-имитации копии или интеллектуальный продукт
второго рода. Интеллектуальный продукт защищается правом собственности, вот почему
предприятию для развития инновационной деятельности необходимо наличие
патентов, лицензий, изобретений и ноу-хау
Среди инноваций-имитаций различают технику,
технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества
сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных
предприятиях) и нововведения – усовершенствования. В свою очередь,
нововведения-усовершенствования по предметно - содержательной структуре
подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.[3]
Российскими предприятиями накоплен успешный опыт
организации инновационной деятельности по следующим уровням:
·
создание
комитетов по инновационным проектам;
·
целевые
группы;
·
внутренние
инновационные проекты;
·
создание
системы внутренних венчурных проектов
·
создание
внутренних венчурных подразделений;
·
выделение
самостоятельных предприятий для реализации
·
инновационных
проектов;
·
инновационные
консорциумы.
В условиях динамичных преобразований структуры
экономической системы России возникает объективная необходимость в повышении
эффективности информационного обеспечения процесса управления предприятием.
Успешная деятельность организации предполагает ее постоянное развитие, активную
реакцию на изменения внешней среды, готовность руководства к последующим
переменам в содержании производственных процессов, получаемых результатов и, в
конечном итоге, трансформации самой организации.
Изучение внутренней среды предприятий и его
организационного по- ведения предусматривает, в первую очередь, оценку степени
воздействия отраслевых и производственных факторов на развитие того или иного
предприятия. Среди отраслевых факторов выделяют однородность отрасли, жесткость
конкуренции, неопределенность спроса, уровень профессиональной подготовки
кадров и пр., а среди производственных факторов или факторов предложения -
структурные производственные и рыночные факторы.
Основным
содержанием маркетингового подхода к данной проблеме является изучение
структуры товарного рынка, уровня производства продукции и услуг, а также
принятие решений о формах и методах развития конкурентной среды на данном
рынке. Второму аспекту проблемы уделено наибольшее внимание. Это связано с тем,
что инновационные решения затрагивают все функции промышленного предприятия,
своеобразный "диалог" между которыми организует маркетинг. В процессе
принятия инновационных решений маркетинг как функция предпринимательской деятельности
способствует поддержанию баланса экономических связей в промышленности в
соответствии с желаниями и спросом потребителей. Однако именно этот аспект
недооценивается чаще всего.
Список
использованной литературы
1.
В.П.
Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и
статистика, 2005. – 208 с.
2.
И.Т.
Балабанов Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2006. – 437 с.
3.
Н.В.
Сергеев Экономика предприятий: Учебное пособие. – 2-е изд., - М.: Финансы и
статистика, 2005. – 310 с.
4.
Н.И.
Зайцев Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА - М, 2003. – 259 с.
5.
П.Н.
Завлина, А.К. Казанцева Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.:
Наука, 2004. – 270 с.
6.
Экономика
предприятия: Учебник /Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ,
2004. - 608 с.
[1]
И.Т. Балабанов Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2006. – 437 с.
[2] Н.В. Сергеев Экономика
предприятий: Учебное пособие. – 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2005. –
310 с.
[3] П.Н. Завлина, А.К.
Казанцева Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Наука, 2004. – 270
с.