Нормирование труда в системе управления коммерческой организацией
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный экономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Экономика предприятия»
Тема:
Нормирование труда в системе управления коммерческой организацией
Выполнил: студент 3 курса, ФМ
специальность: «Экономика и управление»
группа: ЭУП-1
заочное отделение
Минск
2009
Содержание
1. Нормирование труда
в
системе управления коммерческой организацией
Список использованных источников
1. Нормирование
труда в
системе управления коммерческой организацией
Высокий уровень организации труда и его
нормирование во многом определяют прибыльность производства и в конечном итоге
конкурентоспособность коммерческой организации.
Целью
нормирования труда
в коммерческих
организациях является обеспечение эффективного использования его
производственного и трудового потенциала, конкурентоспособности выпускаемой
продукции на основе проведения целенаправленной работы по снижению трудовых
затрат в результате внедрения достижений науки и передового опыта,
своевременного их отражения в нормах труда.
Как зарубежный, так и отечественный опыт
свидетельствует о признании роли нормирования труда с позиции его комплексного
воздействия на все стороны деятельности коммерческой организации. В этих
условиях возрастают и требования к точности, обоснованности, прогрессивности,
реальности норм затрат труда, а следовательно, к методам и способам их
установления. Нормы
труда могут использоваться
в целях:
- планирования труда (определения
плановой трудоемкости работ; расчета необходимой численности работников как по
профессиям, так и по квалификации и т.д.);
- оценки и контроля издержек
производства, в т.ч. на рабочую силу (определения средств на оплату труда,
количества необходимого оборудования; обоснования мероприятий по повышению
производительности труда; разработки оптимальных вариантов организации и
обслуживания рабочих мест и т.д.);
- разработки премиальных систем в
зависимости от точности и напряженности установленных норм затрат труда и для
других целей [3].
Основными принципами
нормирования труда являются:
- максимально возможное расширение сферы
нормирования труда, обеспечивающее оптимизацию затрат труда на производство продукции,
товаров (работ, услуг), измерение и оценка трудового вклада каждого работника в
результаты деятельности коммерческой организации;
- установление единых норм труда на
одинаковые работы, выполняемые в аналогичных организационно-технических
условиях;
- обеспечение обоснованности норм труда
с учетом как организационно-технических, так и экономических,
психофизиологических и социальных факторов;
- использование достижений науки и
практики в нормировании трудовых затрат;
- изменение норм труда по мере совершенствования
технологии, организации труда и производства, а также улучшения условий труда [5].
В своей основе процесс установления норм включает:
- анализ производственного процесса,
разделение его на части;
- выбор оптимального варианта технологии
и организации труда;
- проектирование рациональных режимов
работы оборудования, приемов и методов труда, системы обслуживания рабочих
мест, режимов труда и отдыха;
- расчет норм в соответствии с
особенностями технологического и трудового процессов;
- внедрение и последующая корректировка
норм по мере изменения организационно-технических условий производства.
Для нормирования труда используются
опытно-статистические (суммарные) и аналитические методы. В зарубежной практике
нормирования все более широкое распространение получают методы линейного
программирования, многофакторный регрессивный анализ, разновидности
статистических методов изучения затрат времени.
Выбор метода нормирования труда
определяется характером нормируемых работ и условиями их выполнения [7].
Под научнообоснованной понимается норма, установленная на основе анализа и
учета технических, организационных, психофизиологических, экономических,
социальных и правовых факторов и условий, влияющих на ее величину, и
предусматривающая эффективное использование средств производства и самого
труда.
Устаревшими считаются нормы, действующие на работах, трудоемкость
которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и
труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных
навыков работников.
Ошибочными считаются нормы, при установлении которых были
неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в
применении нормативных материалов либо в проведении расчетов.
Нормы труда могут устанавливаться на:
- отдельную операцию - операционная или
дифференцированная норма;
- взаимосвязанную группу операций -
укрупненная норма;
- законченный комплекс работ -
комплексная норма.
Уровень выполнения норм труда рабочего со сдельной формой оплаты труда может
рассчитываться по формуле
(1),
где Нnpi - норма времени на единицу i-го
вида изготовленной продукции (выполненных работ), нормо-ч;
qi - количество i-го
вида изготовленной продукции (выполненных работ), ед.;
n - количество видов изготовленной продукции
(выполненных работ), ед.;
Тф -
фактически затраченное время на изготовление продукции (выполненные работы) по
табелю, ч.
Выполнение норм труда в
целом по юридическому лицу может определяться как средневзвешенный процент
выполнения норм труда по численности работников по следующей формуле:
(2),
где Чpni - среднесписочная численность работников с i-м
процентом выполнения норм труда, чел.;
Пi - i-й процент выполнения норм труда, %;
Чр - среднесписочная численность
работников, по которым определяется процент выполнения норм труда, чел [8,
с.51].
Нормирование труда - важнейший инструмент мобилизации трудовых и
материальных ресурсов, направленный на повышение производительности труда и
эффективности производства.
Отсутствие прогрессивных норм труда
приводит к снижению производительности труда, утрате заинтересованности
работников в повышении эффективности своего труда, ухудшению организации труда
и управления производством, утере зависимости размера оплаты труда от конечного
результата работы, необоснованному росту цен и, как следствие, снижению
эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой
нормирование труда рассматривается в качестве важнейшего составляющего звена
внутрифирменного управления.
Кроме того, научно обоснованные нормы труда являются действенным средством социальной защиты
работников, направленным на предотвращение чрезмерной интенсификации их труда и
на этой основе способствующим сохранению их нормальной работоспособности на
протяжении всего периода трудовой деятельности, а следовательно, росту
производительности и качеству труда.
Начиная с конца 2004 года в Республике Беларусь
активизировалась работа по совершенствованию нормирования труда как на
республиканском уровне, так и на уровне организаций. За этот период:
- принят ряд решений Главы государства и
Правительства Республики Беларусь, направленных на качественное улучшение
нормирования труда в республике;
- создан на электронных носителях Республиканский
банк норм и нормативов, в котором по состоянию на 1 апреля 2008 г. содержится 424 сборника (более 6 тыс. норм и
нормативов);
- разработано и утверждено 29 отраслевых
(региональных) программ по разработке новых и совершенствованию действующих
норм и нормативов для нормирования труда на 2008-2012 годы.
Проводимая в республике работа по
совершенствованию нормирования труда позволила повысить в общей численности
работающих удельный вес работников, труд которых нормируется, а также
существенно улучшить качество применяемых норм труда.
В 2007 году пересмотрено более 142 тыс.
норм, снижена трудоемкость выполняемых работ на 4,9 млн. чел.-ч, сэкономлено
около 8,8 млрд. руб. фонда заработной платы, за 1 квартал 2008 г. - более 31
тыс. норм, более 1,2 млн. чел.-ч, около 3,5 млрд. руб. соответственно.
Для того чтобы коммерческие организации
могли правильно организовать нормирование труда своих работников, ниже приведен
перечень основных организационно-методических материалов по нормированию труда
(табл.1).
Таблица
1
Перечень
организационно-методических материалов по нормированию труда
Наименование
документа
|
Краткое содержание
|
Постановления
Совета Министров Республики Беларусь
|
Предусмотрена
обязанность министерств и иных органов государственного управления, а также
организаций по принятию мер по улучшению состояния нормирования труда
|
2) от 31 мая 1999 г. № 806
«О
совершенствовании организации нормирования затрат на производство и
реализацию товаров (продукции, работ, услуг)»
|
Поручено
министерствам и иным органам государственного управления, а также
организациям осуществить замену устаревших норм трудовых затрат на
прогрессивные и разработать комплекс мер, направленных на совершенствование
организации нормирования затрат, в т.ч. и трудовых
|
3) от 9 ноября 1999 г. № 1748 «О
дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и
качественного труда»
|
Предусмотрена
обязанность министерств и иных органов государственного управления, а также
организаций произвести проверку качества применяемых норм трудовых затрат и
по результатам принять меры по совершенствованию нормирования труда. При
увеличении выпуска продукции, товаров (работ, услуг) предусмотрено применение
прогрессивно возрастающих до 10% сдельных расценок
|
4) от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда
работников коммерческих организаций»
|
Поручено
государственным органам принять меры по качественному улучшению нормирования
труда в подчиненных им организациях, направленные на обеспечение опережающего
роста производительности труда над ростом заработной платы. При включении
сдельного заработка в затраты по производству и реализации продукции, товаров
(работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, выполнение
норм труда ограничено 200%
|
Постановления
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
|
1) от 26 ноября 2004 г. № 134 «Об
утверждении Методических рекомендаций по установлению норм и нормативов для
нормирования труда рабочих»
|
В Методических
рекомендациях предусмотрены основные принципы нормирования труда; виды норм
труда и нормативных материалов для нормирования труда; методы нормирования
труда и состав норм труда; классификация и структура трудовых процессов;
классификация затрат рабочего времени исполнителя и времени использования
оборудования; факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда; порядок
изучения затрат рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования
и обработки результатов наблюдения; этапы и порядок разработки нормативных
материалов для нормирования труда; порядок разработки дифференцированных и
укрупненных нормативов времени на основе базовой системы микроэлементных
нормативов (БсМ-1); порядок разработки нормативов для нормирования
труда рабочих, занятых на нестабильных работах по объему и повторяемости;
порядок проведения апробации сборников норм и нормативов в производственных
условиях
|
2) от 29 декабря 2004 г. № 163 «Об утверждении Методических рекомендаций по
установлению норм управляемости для руководителей производственных
структурных подразделений коммерческих организаций»
|
В Методических
рекомендациях определены: последовательность разработки норм управляемости;
подходы к выбору базовых организаций и факторов, оказывающих влияние на трудоемкость
руководства подчиненными работниками; порядок сбора, систематизации, анализа
и обобщения исходных данных; порядок расчета численности начальников цехов и
участков; порядок оформления и апробации в производственных условиях норм
управляемости
|
3) от 30 сентября 2005 г. № 125 «Об утверждении Методических рекомендаций по
определению нормативов времени на отдых и личные надобности работников в
отраслях экономики»
|
В
рекомендациях приведена методика установления нормативов времени на отдых и
личные надобности, а также формулы определения таких показателей, как
интенсивность труда, коэффициенты времени занятости, темпа работы,
фактическое время занятости
|
4) от 27 декабря 2005 г. № 187 «Об утверждении Межотраслевых нормативов
численности работников кадровых служб коммерческих организаций»
|
Приведены
формулы для определения численности табельщиков, дежурных бюро пропусков,
штатной численности работников кадровых служб; определены основные функции
кадровой службы, а также укрупненные нормативы численности работников
кадровых служб в зависимости от списочной численности работающих в среднем за
год
|
5) от 14 ноября 2006 г. № 143 «Об
утверждении Межотраслевых нормативов численности работников, занятых бухгалтерским
учетом и финансовым обеспечением деятельности организаций»
|
Приведены
формулы для определения численности бухгалтеров, экономистов, штатной
численности работников бухгалтерских и финансовых служб; определены основные
функции бухгалтерских и финансовых служб, а также укрупненные нормативы
численности работников указанных служб в зависимости от списочной численности
работающих в среднем за год, бухгалтерского и финансового учетно-отчетного
документооборота
|
6) от 22 декабря 2006 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в некоторые
постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»
|
Утверждена
новая редакция Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки
работников Республики Беларусь, в п. 33 которой предусмотрено, что коллективным
договором, соглашением или нанимателем могут быть введены: для рабочих с
повременной оплатой труда -повышенные до 15% тарифные ставки, соответствующие
присвоенным им тарифным разрядам; для рабочих со сдельной оплатой труда -
расценки, прогрессивно возрастающие до 20%; для руководителей, специалистов и
других служащих - повышенные до 10% тарифные должностные оклады. Их введение
осуществляется за счет экономии фонда заработной платы, полученной
коммерческой организацией в результате проведения работы по нормированию
труда и снижению трудоемкости при условии фактического улучшения
эффективности хозяйствования и росте производительности труда
|
7) от 27 июня 2007 г. № 91
«Об
утверждении укрупненных норм затрат труда на разработку программного
обеспечения»
|
Укрупненные
нормы затрат труда на разработку программного обеспечения (далее - ПО)
являются основой для определения общей трудоемкости разработки ПО. Приведены
стадии разработки ПО; формулы определения объемов ПО, нормативной
трудоемкости ПО; каталог функций ПО; характеристики категорий сложности ПО;
нормативная трудоемкость разработки ПО, пример расчета общей трудоемкости
разработки ПО
|
8) от 24 сентября 2007 г. № 117 «Об утверждении Межотраслевых нормативов
численности работников служб организации труда и заработной платы
коммерческих организаций»
|
Приведены
формулы для определения численности работников служб организации труда и
заработной платы; определены их основные функции, а также приведены
укрупненные нормативы численности работников указанных служб
|
9) от 21 марта 2008 г. № 53
«Об
утверждении Инструкции о порядке организации нормирования труда»
|
Приведены
основные принципы и методы нормирования труда, виды норм труда, порядок
организации нормирования труда, виды наблюдений и порядок обработки их результатов,
порядок установления, замены и пересмотра норм труда, порядок разработки,
апробации и утверждения межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для
нормирования труда
|
Прочие
нормативные документы
|
1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий
рабочих (ЕТКС)
|
ЕТКС содержит
тарифно-квалификационные характеристики работ и профессий рабочих,
сгруппированные в разделы по видам производств и работ, независимо от
организационно-правовой формы и подчиненности организации, в которой имеются
эти производства и виды работ. В установленном порядке утверждено 68 выпусков
ЕТКС
|
2. Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД)
|
ЕКСД состоит
из укрупненных разделов, сформированных по виду деятельности и отраслевой
принадлежности, и входящих в них квалификационных характеристик должностей
служащих. В установленном порядке утверждено 35 выпусков ЕКСД
|
3. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии
рабочих и должности служащих» ОКРБ 006-96
|
Содержит все
применяемые в республике наименования профессий рабочих с указанием диапазона
тарифных разрядов, кодов профессий, номеров выпусков, в которых содержатся
тарифно-квалификационные характеристики, и должностей служащих с указанием
кодов категории служащего и должности
|
4. Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Занятия»
|
Содержит
классификацию занятий по международной системе стандартизации
|
Список использованных источников
1.
Алиев И. М., Горелов Н.А., Ильина Л. О., Шапошникова О. А. Экономика труда. РнД:
Феникс, 2009. - 400 с.
2.
Глубокий С.В., Борисевич И.В. Организация и нормирование труда в современном
производственном менеджменте. Мн.: Издательство Гревцова, 2008. - 320 с.
3.
Декрет Президента Республики
Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты
труда работников отраслей экономики» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный
ресурс] / ООО «Юрспектр», НЦПИ РБ. – Мн., 2009.
4.
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. N 29 «О дополнительных
мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и
исполнительской дисциплины».
5. Декрет Президента
Республики Беларусь 18 июля 2002 г. № 17 «О
некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» // КонсультантПлюс:
Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», НЦПИ РБ. – Мн., 2009.
6.
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 20.09.2002 г. № 123 «Об
утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников
Республики Беларусь» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО
«Юрспектр», НЦПИ РБ. – Мн., 2009.
7.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.1998 г. № 937 «О
мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики» //
КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», НЦПИ РБ. –
Мн., 2009.
8.
Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. Труд и заработная плата на промышленном
предприятии. М.: Юнити, 2009. - 351 с.
9.
Федченко А.А. Экономика труда: теоретический и практический анализ. М.:
Экзамен, 2007. - 510 с.
10.
Шуклин И.Н. Экономика и социология труда. М.: Экономика, 2007. - 446 с.