Машиностроительный комплекс Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,41 kb
  • Опубликовано:
    2010-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Машиностроительный комплекс Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ

1.1 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ОТРАСЛИ

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Общей чертой машиностроения и строительства является то, что в машиностроении создается активная часть основного капитала экономики (машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты), которые через инвестиционно-строительную деятельность превращаются в основной капитал экономики, тем самым образуя производственный аппарат страны.

В машиностроительный комплекс Республики Беларусь входит 135 предприятий станкостроения, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, дорожно-строительного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и легкой промышленности, инструментального производства и металлургии.

В подотрасль строительно-дорожного машиностроения Республики Беларусь на сегодняшний день входит 11 предприятий. Крупнейшими из них являются ОАО "Амкодор", завод "Могилевтрансмаш" и Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин.

Целью данной контрольной работы является изучение развития отрасли строительно-дорожного машиностроения в Республике Беларусь на современном этапе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Дать общую характеристику развития отрасли в Республике Беларусь;

Проанализировать динамику показателей функционирования отрасли;

Осветить перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ


1.1 Анализ развития отрасли в Республике Беларусь


Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение специализируется на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной техники, оборудования для промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства. Выпускаются бульдозеры, погрузчики, аэродромные уборочные машины, троллейбусы, трамваи, снегоочистители, тротуароуборочные машины, бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, компрессоры, насосы и др.

Отрасль включает более 10 предприятий, выпускающих большую часть машин, оборудования и инструмента, необходимого дорожникам, строителям и коммунальщикам [8, c. 216].

За последние годы освоено немало новых изделий, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами. В их числе автомобильные гидравлические краны, контейнеровозы, тротуароуборочные машины, монтажные подъемники, манипуляторы для работы с лесоматериалами. Предприятия производят также бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, краскопульты, машины для нанесения битумных мастик, диафрагменные компрессоры, насосы и другое оборудование для строительно-отделочных работ.

Концерн "Амкодор" в г. Минске выпускает погрузчики, машины аэродромные уборочные, снегоочистители, тротуароуборочные машины, автобусы.

Завод "Могилевтрансмаш" выпускает автомобильные полуприцепы открытые, с тентом, рефрижераторы, трубовозы, контейнеровозы, панелевозы, автомобильные краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн, подъемники, мусоровозы, изотермические фургоны [5].

Мозырский завод мелиоративных машин выпускает навесное оборудование к мелиоративным и дорожно-строительным машинам (бульдозер, корчеватель, рыхлитель), косилки роторные дорожные, навесное оборудование к сельскохозяйственным погрузчикам. Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин выпускает бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, машины для нанесения битумных мастик, краскопульты, компрессоры, насосы [5].

Таблица 1.1 – Продукция основных предприятий отрасли

Предприятие

Выпускаемая продукция

ОАО "Амкодор"

Погрузчики, машины аэродромно-уборочные, снегоочистители, тротуароуборочные машины, катки дорожные, машины лесопромышленного комплекса

Филиал РУП "МАЗ" - завод "Могилевтрансмаш"

Автомобильные полуприцепы открытые, с тентом, трубовозы, контейнеровозы, панелевозы, автомобильные краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн, подъемники

РУП "Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин

Бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, машины для нанесения битумных мастик, краскопульты, компрессоры, насосы


Активизация инвестиционной деятельности в последующие годы стимулирует выпуск продукции. На предприятиях подотрасли разработаны программы дальнейшего развития производства, рассчитанные на предстоящее обновление машин и механизмов в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, других секторах экономики.

 

1.2 Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли


ОАО "Амкодор" - это структура холдингового типа, объединяющая 9 юридических лиц: ОАО "Амкодор" (заводы "Ударник", "Дормаш" и "Дормашмет"), ЗАО "Амкодор-Уникаб", ЗАО "Амкодор-Пинск", ООО "Амкодор-Можа", ЗАО "Амкодор-Унимод", ЗАО "Амкодор-Спецсервис", ОАО "Экспериментальный завод имени Н. Гастелло", ЗАО "Амкодор-Шклов", УП "Амкодор-Торг" [1].

На предприятиях общества трудится около 5 тысяч человек. Общество является одним из крупнейших производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники в СНГ и Европе. Модельный ряд ОАО "Амкодор" насчитывает более 80 моделей и модификаций машин – погрузчики одноковшовые фронтальные и шасси погрузочные многофункциональные, погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, шасси с телескопической стрелой и машины аэродромные уборочные, снегоочистители и траншеекопатели, бульдозеры- погрузчики и экскаваторы-погрузчики, фрезерные и бурильно-крановые машины, харвестеры и форвардеры, зерноочистительно-сушильные комплексы и другие. Выпускаемые машины эксплуатируются более чем в 30 странах мира. Ежегодно предприятиями общества выпускается более 5000 единиц специальной техники.

На предприятиях ОАО "Амкодор" идет непрерывный процесс реконструкции и технического перевооружения, осваиваются новейшие технологические процессы, внедряется прогрессивное оборудование, что позволяет существенно приблизить номенклатуру к потребностям конкретного потребителя. Развивает компания и свою элементную базу. На специализированных заводах выпускаются рамы, кабины, ведущие и управляемые мосты, гидромеханические передачи, гидроцилиндры и др. Машины общества уникальны тем, что более 60 процентов составляющих их деталей, узлов и агрегатов выпускается на предприятиях ОАО.

За многие годы машины с маркой "Амкодор" завоевали репутацию высокого качества и надежности, они неприхотливы, выносливы и производительны в жестких условиях эксплуатации на самых разных работах. Качество продукции подтверждено сертификатами СТБ ИСО 9001-2001 и DIN EN ISO 9001-2000. Техника ОАО "Амкодор" выгодно отличается от продукции конкурентов своим дизайном и дополнительным оборудованием, комфортностью - мягкие сидения, отопление и кондиционеры в кабинах.

Популярность техники предприятий ОАО "Амкодор" высока. Компания имеет торговые связи со многими государствами мира. Создана и функционирует дилерская сеть по продаже и сервисному обслуживанию выпускаемой техники [1].

ОАО "Амкодор" использует комбинацию всех видов продвижения своей продукции на рынках. Прим этом делается акцент на рекламу и участие совместно с дилерами в выставках специальной техники.

В настоящее время с обществом работают более 50 дилеров в странах СНГ и Прибалтики, дальнего зарубежья. Создавая дилерскую сеть, общество организовывает предпродажное обслуживание продаваемой техники, гарантийный и послегарантийный сервис, капитальный ремонт, поставку запасных частей, как на самом ОАО "Амкодор", так и на станциях технического обслуживания дилеров. Применяется гибкая система расчетов.

ЗАО "Амкодор-Пинск" – одно из крупнейших дочерних предприятий ОАО "Амкодор". Завод специализируется на выпуске грунтовых и асфальтовых катков массой от 2,7 до 16 т, фрезерно-роторных снегоочистителей, техники для торфодобывающей отрасли, шнеко-роторных снегоочистителей на автошасси Урал-4320, другой техники на базе трактора МТЗ 82.П "Беларус". На данный момент номенклатура выпускаемой продукции ЗАО "Амкодор – Пинск" в ассортименте составляет 23 вида. Предприятие постоянно наращивает объемы производства, улучшает его оснащение и расширяет рынки сбыта. На заводе ведутся работы по техническому перевооружению, улучшению качества, внедрению новых методов контроля продукции, в частности технологические паспорта сборки и сдачи машин.

История ЗАО "Амкодор-Пинск" начинается с 1993 года, когда по решению правления концерна ОАО "Амкодор" был приобретен недостроенный завод крупнопанельного домостроения в г. Пинске и организовано акционерное общество закрытого типа негосударственной формы собственности, имевшее целью наладить производство дорожно-строительной техники. Вскоре предприятие стало ведущим производителем в Беларуси. За свои успехи общество занесено на городскую Доску почета.

Всего в модельном ряду уплотнительной техники ЗАО "Амкодор-Пинск" 6 наименований катков, различающихся техническими параметрами, массой и габаритами. В приводе вальцов всех катков ОАО "Амкодор" применяются только хорошо зарекомендовавшие себя в мире высокомоментные гидромоторы фирмы Poclain [1].

Могилевский завод транспортного машиностроения основан в 1982 году. Его первой продукцией были машины и оборудование сельскохозяйственного назначения.

После освоения производства фронтальных погрузчиков завод в 1991 году переходит на выпуск автомобильных полуприцепов.

Завод Могилевтрансмаш обладает передовой технологией в производстве прицепной и строительной техники и занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе Республики Беларусь.

Выпускаемая продукция:

Более 30 наименований автомобильных полуприцепов грузоподъемностью от 15.0 до 33 тонн, бортовые и тентованные с объемом кузова до 82 м3.

Автомобильные полуприцепы специального назначения - контейнеровозы, панелевозы, лесовозы, бензовозы, молоковозы [3].

Рефрижераторы и изотермические фургоны с объемом от 75 до 82 м3.

Автомобильные гидравлические краны грузоподъемностью 15 и 25 тонн.

Коммунальная техника, а также машины для пищевой промышленности.

Запчасти к выпускаемым полуприцепам и к другой продукции.

Товары народного потребления [3].

РУП "Волковысский завод кровельных и строительно-отделочных машин" в 2007 году отметило свое тридцатилетие. Предприятие является активным участником национальных строительных выставок.

Завод создавался как специализированное предприятие по производству строительно-отделочного и кровельного оборудования, выпускаемые им машины и агрегаты хорошо известны строителям Беларуси и стран СНГ. Предприятие много работает над освоением новых видов продукции. Производимые им штукатурные агрегаты и смесители могут работать на любых сухих смесях. Предприятие также выпускает целую гамму малярных и шпаклевочных агрегатов, растворобетоносмесители, растворонасосы, передвижные воздушные компрессорные установки для нанесения горячих и холодных мастик и битумов. Осваивается оборудование для производства неавтоклавного пенобетона. Предприятие имеет большой опыт изготовления оборудования по эксклюзивным заказам.

Сегодня РУП "Волковысский завод КСОМ" приступил к выпуску мобильных мини-заводов "Пенобетон МК-1". Такой мини-завод предназначен для получения непрерывным методом неавтоклавного пенобетона в построечных условиях (теплоизоляция крыш, полов, заливка колодцевых кладок, мансард, производство пенобетонных блоков). Производительность мини-завода — от 2 до 14 м3/ч, плотность получаемого пенобетона — от 200 до 1400 кг/м3 [2, c. 4].

В технологической схеме мини-завода применен прогрессивный способ непрерывного производства пенобетона из поризованных смесей. При создании мини-завода использован четырехлетний опыт ООО "Сотим Плюс" и ООО "Приват Деал" в применении штукатурных агрегатов и поризатора для производства пенобетона.

Купив мини-завод, производитель в течение одного рабочего дня может приступить к работе по производству пенобетона — в комплект мини-завода входит все необходимое для его функционирования оборудование (к тому же, не требующее монтажа). Необходимо только произвести расконсервацию оборудования и установить его в нужном месте. В состав мини-завода входят агрегат для приготовления раствора, поризатор, компрессорная установка, две емкости для воды, водонасосная станция, водяной насос, электрический и гидравлический пульты управления, комплект принадлежностей.

Рынок строительной и дорожной техники можно определить как рынок монополистической конкуренции с сильно дифференцированной продукцией. Между собой предприятия отрасли практически не конкурируют.

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ


Развитие отрасли строительно-дорожного машиностроения возможно анализировать лишь в составе отрасли машиностроения в целом, так как отдельные данные по отрасли в опубликованных статистических сборниках отсутствуют.

Проанализируем динамику объемов производства в разрезе отраслей промышленности. Данные приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика объемов производства отраслей промышленности в 1990-2007 годах


1990

2000

2003

2004

2005

2006

Вся промышленность

42

10501

33387

48530

62545

77267

95515

Машиностроение и металлообработка

14,4

2152,7

7278,4

10773,7

14010,1

18389,5

23401,2


В стоимостном выражении отрасль машиностроения демонстрирует стабильное увеличение объемов производства.

Рассчитаем удельные веса отрасли машиностроения за ряд лет. Результаты расчетов занесем в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 - Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности (в процентах к итогу)


1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

Вся промышленность

100

100

100

100

100

100

100

100

Машиностроение и металлообработка

34,2

23,3

20,5

21,8

22,2

22,4

23,8

24,5


Можно заметить, что структура промышленного производства в целом стабильна. Наибольшая доля машиностроительной промышленности имела место в 1990 году (34,2%), наименьшая – в 2000 году (20,5)%.

В 1990-2000 годах имело место снижение удельного веса отрасли, однако на протяжении 2001-2007 годов она демонстрирует устойчивый рост.

Рассмотрим динамику стоимости основных фондов по отрасли. Данные приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Производственно-промышленные основные средства по отраслям промышленности на начало года по восстановительной стоимости, млрд.руб.


2001

2004

2005

2006

2007

2008

Вся промышленность

26846,1

62020,6

77837,3

80178,0

94456,6

105939,8

Машиностроение и металлообработка

7754,3

16711,0

20655,0

20845,0

23844,5

26028,8


Итак, имеет место стабильный рост основного капитала в анализируемой отрасли. Рассмотрим динамику производства отдельных видов строительных и дорожных машин Республики Беларусь за ряд лет.

Год

Экскаваторы

Бульдозеры

Бетоносмесители

Скреперы

Снегоочистители

1990

149

226

-

1847

329

1995

60

11

512

74

73

2000

116

69

177

39

50

2004

383

32

14

22

3

2005

535

57

216

19

47

2006

906

83

203

21

55

2007

1315

70

255

45

55


Итак, проанализируем имеющиеся данные.

Выпуск экскаваторов после трансформационного спада первой половины 90-х годов начиная с 1995 года начал стабильно возрастать и в 2007 году составил 1315 штук.

Производство бульдозеров было наибольшим в 1990 году (226 штук), далее имело место значительное падение до 11 штук в 1995 году. Далее производство развивалось крайне нестабильно, имели место как периоды роста (2004-2006 годы), так и падения (2007 год).

Бенотосмесители на территории Республики Беларусь до 1994 года не производились. В 1995 году их выпуск составил 512 штук, однако потом наступил период резкого падения объемов производства до 177 штук в 2000 году и 14 штук в 2004 году.

Объем выпуска скреперов в Беларуси в 1990 году превысил 1800 шт., что явно превосходило потребности национальной экономики в данном виде техники. Соответственно после развала СССР выпуск сократился до 74 штук в 1995 году и 39 штук в 2000 году.

Падение остановилось лишь в 2007 году, когда выпуск увеличился до 45 штук против 21 штуки в предыдущем году.

Итак, отрасль машиностроения в Республике Беларусь стабильно развивается. Однако производство строительной и дорожной техники в Беларуси развивается нестабильно.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Модернизация и комплексная перестройка строительной базы, технологии и строительного производства потребует разработки новых подходов к механизации строительных работ и организации строительства. Предстоит решить проблему обновления парка строительной техники (изношенной по отдельным видам на 90 процентов и более), необходимо техническое обеспечение ручных процессов средствами малой механизации, создание мобильных подразделений, выполняющих строительство жилья на селе, и пр.[6, c. 4].

В настоящее время актуальной проблемой является стимулирование продвижения отечественной строительной техники на рынке.

Ярким подтверждением этого может стать процесс развития молодой амбициозной компании "Строительная техника".

ЧУП "Строительная техника" основано 9 декабря 2004 г. Учредителем является известная на российском рынке компания ЗАО "АМКОДОР-Оптим".

За годы существования компания ЧУП "Строительная техника" завоевала доверие со стороны белорусских предприятий. Сегодня она поставляет необходимую для проведения строительных работ технику; от коммерческого грузового и специального автотранспорта до тяжелых гусеничных экскаваторов и навесного оборудования.

Сервисная служба ЧУП "Строительная техника" предлагает спектр услуг по ремонту, техническому обслуживанию и установке дополнительного навесного оборудования к технике концерна "Амкодор".

Мобильные сервисные бригады располагают всем необходимым оборудованием для диагностики и ремонта на объектах заказчика и месте эксплуатации техники [7, c. 103].

Фирма предлагает:

- проведение предпродажной подготовки;

- обучение операторов клиента эксплуатации техники;

- ввод техники в эксплуатацию;

- проведение планового технического обслуживания;

- проведение срочного гарантийного ремонта;

- послегарантийные ремонты и обслуживание;

- поставку запасных частей к технике различных производителей.

лизинговый договор может быть составлен с учетом сезонности строительных работ;

уменьшается размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость;

лизинг не требует отвлечения значительных ресурсов для начала крупных строительных проектов и т.д.

Главное, что предоставляет "Строительная техника" - поставку машин без предварительной оплаты. Компания также готова идти на установление отсрочки платежа, если потребитель остро в этом нуждается. Такой подход соответствует основным принципам компании: она рассматривает потребителей техники не как клиентов, а как деловых партнеров, отношения с которыми необходимо строить на долгосрочной основе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение работы сделаем следующие выводы.

Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение специализируется на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной техники, оборудования для промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства. Выпускаются бульдозеры, погрузчики, аэродромные уборочные машины, троллейбусы, трамваи, снегоочистители, тротуароуборочные машины, бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, компрессоры, насосы и др.

Отрасль включает более 10 предприятий, выпускающих большую часть машин, оборудования и инструмента, необходимого дорожникам, строителям и коммунальщикам.

За последние годы освоено немало новых изделий, успешно конкурирующих с зарубежными аналогами.

Модернизация и комплексная перестройка строительной базы, технологии и строительного производства потребует разработки новых подходов к механизации строительных работ и организации строительства. Предстоит решить проблему обновления парка строительной техники (изношенной по отдельным видам на 90 процентов и более), необходимо техническое обеспечение ручных процессов средствами малой механизации, создание мобильных подразделений, выполняющих строительство жилья на селе, и пр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.   Деятельность ОАО "Амкодор" [Электронный ресурс] / Офиц. сайт ОАО. – 2008. – Режим доступа: www.amkodor.by.

2.   Зотолов С. Эти машины нужны грамотным подрядчикам // Строительство и недвижимость. – 2007. – 16 окт. – С.4.

3.   Основные виды деятельности [Электронный ресурс] / РУП "МАЗ". – 2008. – Режим доступа: www.maz.by

4.   Промышленность Республики Беларусь. – Мн.: Минстат РБ, 2008. – 182 с.

5.   Промышленный комплекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство промышленности Республики Беларусь. – 2008. – Режим доступа: www.minprom.gov.by.

6.   Савицкий В. О программе развития строительной отрасли Республики Беларусь // Недвижимость Белоруссии. – 2008. – 25 апр. – С.3-4.

7.   Строим быстро и качественно // Архитектура и строительство. – 2008. - №8. – С.103 - 104.

8.   Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 751 с.

Похожие работы на - Машиностроительный комплекс Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!