Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    117,71 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Кафедра общей экономической теории






Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория» на тему

«Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России»

Выполнила студентка 1 курса заочной формы

обучения факультета «Коммерция», группы КЗ-13

Контанистова Каролина Алексеевна

Руководитель – к.э.н. доцент Шушарин В.Ф.



Пермь 2010г.

РЕФЕРАТ

В данной работе будут рассмотрены такие понятия как малый и средний бизнес, его специфические особенности и наиболее острые проблемы, стоящие перед ним в современных рыночных отношениях. Так же будут выработаны и обоснованы меры по повышению эффективности государственной политики России в области малого и среднего бизнеса на основе обобщения опыта его развития в странах-членах Европейского Союза. Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальном уровне. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

Развитие МСП имеет ряд преимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.

Целью данной работы является обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышению эффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опыта его развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились и решались следующие основные задачи:

• определить категории МСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современной экономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;

• проанализировать основные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннюю оценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;

• разработать комплекс мер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ в Российской Федерации на основании опыта зарубежных стран.

Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент МСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, что исследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в области организационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития сектора малого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетом многостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

1.1 Понятие малого и среднего предприятия

Малый и средний бизнес (МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. В научных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольно широко апробированная мировым опытом истина, суть которой состоит в том, что малый и средний бизнес - это важнейший стратегический ресурс, внутренний источник устойчивого экономического развития и обеспечения материального благосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования.

Предприятия сегмента МСБ осуществляют свою деятельность наряду с крупными предприятиями. При этом каждый выполняет свою, свойственную ему, экономическую и социальную функцию.

Если в научной литературе есть довольно стройная экономическая

теория «предпринимательства», то понятие «малое предпринимательство» еще находится в стадии систематизации. Многие ученые дают свое определение малого предприятия и малого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов отмечает что «малое предприятие - не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный и наиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [9]. Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как «фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своей отрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числу занятых и реализации объемов производства» [8,c.129].

В Большом экономическом словаре под редакцией А. Азрилияна приводится следующее определение: «малый бизнес - это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике». В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия», «предприятия малого и среднего бизнеса». В российском законодательстве официально принят термин «малое и среднее предпринимательство».

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям [3,c.168]:

· Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

· Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

· С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства [6]:

микропредприятия — 60 млн. рублей;

малые предприятия — 400 млн. рублей;

1.2 Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

Развитие экономики ставит насущную задачу создания такого типа предприятий, которые сумели бы решить проблемы, неэффективные для крупных монополий. Такими предприятиями стали так называемые «малые и средние предприятия» (МСП), относящиеся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ). Малый бизнес, рассматривавшийся в 1950 гг. как отживающий рудимент, как признак неразвитости производительных сил и

производственных отношений, который должен быть устранен путем поглощения крупными монополиями, в настоящее время стал панацеей для поступательного развития экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры предприятий достигается не столько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального сочетания предприятий различных размеров. При этом конкретные комбинации крупных, средних и малых предприятий в каждой стране и в каждой отрасли складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.

Таким образом, можно обозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению, воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:

1) экономическая необходимость, усиленная закономерностями развития НТР объективно требует синтеза крупного, среднего и малого производства;

2) социальные причины, сгруппированные главным образом вокруг проблемы занятости.

Сектор малого и среднего бизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым, смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальных перенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому в промышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые и средние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка, производство пищевых продуктов, предоставление услуг[4,c.375].

Оживление предпринимательства, проникновение малого бизнеса и поддержка передовых отраслей промышленности стимулируется различными мерами государственного регулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.

Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики.

Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

В настоящее время среди английских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблеме роли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первой группы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производстве и занятости резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение, что малый бизнес - дело прошлого и неуместен в настоящем. Эту точку зрения разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт [7,c.81].

Совершенно противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики.

Сторонники третьей точки зрения, к которым относятся профессор Кранфильдской школы менеджмента П. Берне, преподаватель Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый и средний бизнес в основном как источник создания рабочих мест.

Представители четвертого направления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорд и К. Ливики.

Таким образом, теоретики второй, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет и автор: малый и средний бизнес - это сектор экономики, который уже существует, который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже.

1.3 Организационно-правовые нормы малых и средних предприятий России

Организационно-правовая форма МП устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.

МСП как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. МСП, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др. [14,c.416].

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить три пути создания малых предприятий:

· переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;

· выделение малых и средних предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;

· создание новых малых и средних предприятий.

В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МСП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией. Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [11,c.224].

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МСП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. [12]. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

Федеральная Служба Государственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого и среднего предпринимательства:

На 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (в том числе 1065тыс. микропредприятий) и 17971 средних предприятий [13].

По регионам развитие малых предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменение числа малых предприятий за последние четыре года представлены на рисунке 1.

 





Рис1. Число малых предприятий России в период с 2005г.-2008г. [17].

В 2008 г. на МСП работали 10,44 млн. человек. Выручка, полученная МСП в 2008 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 21,79 трлн. рублей, в т.ч. около трети приходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность (70,5 трлн.). По сравнению с 2007 годом выручки, исключая влияние цен, увеличилась на 30% [10]. Оборот средних предприятий по субъектам Российской Федерации представлен в приложении 1, малых предприятий в приложении 2.

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является

развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

В таблице 1 представлены основные проблемы Российского частного предпринимательства.

Таблица 1 Основные проблемы частного предпринимательства в России [1,c.94].

Порядок значимости

Основные проблемы

1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Невыгодность инвестиций

30

Конкуренция

31

Несовершенство рынка

32

Недоверие западных партнеров

33

Отрицательное отношение к предпринимателям


Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы [16].

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

2.2 Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложиться только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство. Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Однако отмечу ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.

Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.

Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом.

И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям [15,c.87]:

· создание институциональных основ;

· управленческая научно-методическая поддержка;

· правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

· финансово-кредитная поддержка;

· налоговая политика;

· антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса. Динамичное развитие малого предпринимательства, его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров [16]. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей [16].

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий [2,c.144].

Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа [16].

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее время является наиболее актуальной.

При этом очень важную роль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Не секрет, что практически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью, приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только под залог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у него ни основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать на федеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая общества взаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисления от доходов всех участников.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) [8,c.292].

Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. [10]. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центров женщин-предпринимателей.

Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства[8,c.268-270]. Следует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многое другое.

В современных условиях механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса[15,c.94]. Для этого, в первую очередь, необходимо:

· формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;

· разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;

· совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

· совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране;

· совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;

· развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

· активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.

Подводя итог можно сделать вывод: если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и среднего бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авилова А.В. и Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. РНИСиНП, Москва,1995г.

2. Архипов А.И., Большаков А.К.. Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2006г.

3. Джеффри Фокс. Как делать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2008г.

4. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д.. Предпринимательство и малый бизнес.1997

5. Иохин В.Я.. Экономическая теория. 2006г.

6. Колодина И.. Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2008г. www.rg.ru

7. Лебедева Л.. США: малое предпринимательство как образ жизни,2005г.

8. Марцинкевич В. Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практики управления. 2005г.

9. Общественный фонд «Деловая перспектива» www.ofdp.ru

10.   Российский статистический ежегодник. 2008г.

11.   Социально-экономическая статистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.

12.   Статистика: курс лекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.

13.   Федеральная служба государственной статистики www.gsk.ru

14.   Экономика предприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 1997г.

15.   Юсупова Н. Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международные отношения. 2001г.

16.   Интернет-ресурс «Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru

17.   Интернет-ресурс «Статистические данные» www.e-stat.by.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Оборот средних организаций по субъектам РФ за 2008 год[1].

Субъект

Оборот (млрд. руб.)

Центральный федеральный округ

1025,4

Белгородская область

29,2

Брянская область

11,1

Владимирская область

28,8

Воронежская область

37,9

Ивановская область

15,1

Калужская область

24,4

Костромская область

9,2

Курская область

33,2

Липецкая область

19,5

Московская область

190,6

Орловская область

12,0

Рязанская область

26,6

Смоленская область

22,9

Тамбовская область

13,6

Тверская область

26,4

Тульская область

31,4

Ярославская область

25,1

г. Москва

468,3

Северо-Западный федеральный округ

457,3

Республика Карелия

7,7

Республика Коми

20,7

Архангельская область

25,9

Ненецкий авт. округ

0,9

Вологодская область

30,7

Калининградская область

11,5

Ленинградская область

47,2

Мурманская область

15,8

Новгородская область

11,1

Псковская область

18,3

г. Санкт-Петербург

268,5

Южный федеральный округ

326,2

Республика Адыгея

4,7

Республика Дагестан

8,6

Республика Ингушетия

0,4

Кабардино-Балкарская республика

3,4

Республика Калмыкия

1,3

Карачаево-Черкесская Республика

1,9

Республика Северная Осетия

1,9

Краснодарский край

118,4

Ставропольский край

38,4

Астраханская область

7,8

Волгоградская область

41,4

Ростовская область

98,1

Приволжский федеральный округ

578,5

Республика Башкортостан

62,6

Республика Марий Эл

17,5

Республика Мордовия

13,4

Республика Татарстан

70,2

Удмуртская Республика

49,1

Чувашская Республика

24,8

Пермский край

51,0

Кировская область

Нижегородская область

81,6

Оренбургская область

40,6

Пензенская область

18,6

Самарская область

73,1

Саратовская область

38,2

Ульяновская область

17,4

Уральский федеральный округ

244,8

Курганская область

9,6

Свердловская область

76,5

Тюменская область

102,6

Ханты-Мансийский авт. округ

44,1

Ямало-Ненецкий авт. округ

11,9

Челябинская область

56,1

Сибирский федеральный округ

341,3

Республика Алтай

1,1

Республика Бурятия

5,5

Республика Тыва

0,8

Республика Хакасия

7,2

Алтайский край

34,4

Красноярский край

48,8

Иркутская область

55,5

Кемеровская область

47,0

Новосибирская область

70,3

Омская область

36,1

Томская область

23,1

Забайкальский край

11,5

Дальневосточный федеральный округ

126,2

Республика Саха (Якутия)

13,0

Камчатский край

7,6

Приморский край

27,2

Хабаровский край

48,3

Амурская область

13,3

Магаданская область

5,4

Сахалинская область

9,3

Еврейская авт. область

2,1


Приложение 2

Оборот малых организаций по субъектам РФ за 2008 год[2].

Субъект

Оборот (млрд. руб.)

Центральный федеральный округ

3073,1

Белгородская область

99,4

Брянская область

43,1

Владимирская область

67,9

Воронежская область

89,5

Ивановская область

50,1

Калужская область

84,9

Костромская область

27,9

Курская область

57,7

Липецкая область

40,7

Московская область

930,4

Орловская область

35,2

Рязанская область

82,6

Смоленская область

36,6

Тамбовская область

38,5

Тверская область

62,0

Тульская область

73,3

Ярославская область

173,7

г. Москва

1079,6

Северо-Западный федеральный округ

1585,6

Республика Карелия

29,2

Республика Коми

57,1

Архангельская область

57,6

Ненецкий авт. округ

16,9

Вологодская область

65,7

Калининградская область

75,8

Ленинградская область

137,5

Мурманская область

59,5

Новгородская область

46,0

Псковская область

26,0

г. Санкт-Петербург

1031,1

Южный федеральный округ

1181,9

Республика Адыгея

11,4

Республика Дагестан

24,9

Республика Ингушетия

0,7

Кабардино-Балкарская республика

8,4

Республика Калмыкия

2,7

Карачаево-Черкесская Республика

5,9

Республика Северная Осетия

11,9

Чеченская Республика

4,4

Краснодарский край

350,6

Ставропольский край

117,9

Астраханская область

34,2

Волгоградская область

200,1

Ростовская область

408,6

Приволжский федеральный округ

1898,1

Республика Башкортостан

352,5

Республика Марий Эл

25,5

Республика Мордовия

31,9

Республика Татарстан

230,6

Удмуртская Республика

78,3

Чувашская Республика

53,5

Пермский край

217,4

Кировская область

85,8

Нижегородская область

194,3

Оренбургская область

76,0

Пензенская область

31,4

Самарская область

359,4

Саратовская область

106,9

Ульяновская область

54,4

Уральский федеральный округ

836,8

Курганская область

29,8

Свердловская область

383,6

Тюменская область

224,0

Ханты-Мансийский авт. округ

96,7

Ямало-Ненецкий авт. округ

18,9

Челябинская область

199,3

Сибирский федеральный округ

1184,9

Республика Алтай

3,0

Республика Бурятия

31,7

Республика Тыва

2,5

Республика Хакасия

11,1

Алтайский край

210,9

Красноярский край

23,8

Иркутская область

188,2

Кемеровская область

135,4

Новосибирская область

163,9

Омская область

241,4

Томская область

104,7

Дальневосточный федеральный округ

333,0

Республика Саха (Якутия)

32,9

Камчатский край

24,8

Приморский край

117,5

Хабаровский край

62,6

Амурская область

32,7

Магаданская область

14,1

Сахалинская область

40,6

Еврейская авт. область

4,9

Чукотский авт. округ

2,9




[1] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru

[2] Центральная База Статистических Данных/Федеральная Служба Государственной Статистики www.gks.ru

Похожие работы на - Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!