Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,28 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики»

1. Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

активизация структурной перестройки экономики;

насыщение потребительского рынка товарами;

преодоление отраслевого и регионального монополизма;

расширение конкуренции;

создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

укрепление экономической базы местных органов власти;

развитие сел, небольших городов;

возрождение художественных промыслов.

Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП (внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике — 0,73 рубля.

Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот Закон распространяется.

Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.

И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США — свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Так, в Германии ежегодно возникало 370—450 тыс. предприятий. В это число включаются все «производственные единицы» — от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 330—360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 310—350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150—180 тыс.

Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при благоприятных условиях — и крупными.

Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.

Предпринимательство и предпринимательская деятельность — это инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.

Предпринимательство, которое осуществляется без применения наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось как предприятие. Новый Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) такой организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное (семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственное товарищество, общество или кооператив.

Федеральная программа господдержки малых предприятий на 2006-2008 годы предусматривает дальнейшее развитие малого предпринимательства и ставит следующие задачи: наполнение рынка товарами и услугами малых предприятий, повышение уровня зарплаты работников в малом секторе экономики, увеличение субъектов малого предпринимательства, увеличение количества рабочих мест, увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, рост объема инвестиций в сфере малого бизнеса.

Основные разделы программы:

финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования и кредитной кооперации;

имущественная поддержка;

развитие объектов инфраструктуры;

образовательно-информационная поддержка;

устранение административных барьеров;

поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.

На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1,5 млрд рублей. В 2006 г. выделено уже 3 млрд рублей. Регионы тоже должны увеличить выделение средств из региональных бюджетов на поддержку маломасштабного сектора экономики.

К концу 2006 г. количество малых предприятий должно превысить 1 млн, а число занятых в них работников — 11,4 млн человек или 17,5 % экономически активного населения.

В настоящее время в России действуют два критерия предприятий малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих на предприятии. В соответствии с первым критерием, согласно вступившему в силу в 1995 г. закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в редакции от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ выделяется пять отраслевых групп малых предприятий:

промышленность, строительство и транспорт;

сельское хозяйство и научно-техническая сфера;

оптовая торговля;

розничная торговля и бытовое обслуживание;

остальные отрасли и другие виды деятельности.

С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности малому предприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количество работающих: в промышленности, строительстве и транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в остальных отраслях и других видах деятельности — 50 человек.

Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер предприятия по двум установленным критериям. Соответственно, малым может быть предприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, в том числе и кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %. Также не должна превышать 25 % и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.


Создание и развитие малых предприятий является важной задачей государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует республиканский и местный товарный рынки, поддерживает предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления — организационное и экономическое.

Именно в таких формах существует государственная поддержка малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.

С 1 января 2002 г. изменился порядок исчисления и уменьшился размер некоторых налогов, установленных малому предпринимательству, в соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Налоговый кодекс устанавливает два объекта для плательщиков — на выбор (это преимущество предоставляется до 1 января 2005 г.): «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Кодекс в статьях 346.15-346.18 детально расписывает порядок определения доходов и расходов, порядок их признания (установлен кассовый метод), состав расходов, порядок определения налоговой базы. Рассчитываются доходы и расходы нарастающим итогом с начала года.

Малые предприятия, выбравшие себе объектом доходы, будут платить налог по ставке 6 % (ранее платили 8 %). Если же объект — доходы уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составит 15 % (ранее платили 20 %).

Глава 26.2. Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Упрощенная система налогообложения», установившая этот специальный режим налогообложения, применяется с 1 января 2003 года. Переход на упрощенную систему будет по-прежнему добровольным. Теперь она может применяться не только малым предприятием, но и другими предприятиями, которые имеют численность работников до 100 человек (ранее устанавливалась численность работников до 15 чел.), а стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности не превышает 100 млн рублей (ранее устанавливалась выручка не более 100.000 МРОТ). И еще вводится одно общее ограничение: доход от реализации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подала заявление о переходе на упрощенную систему, не будет превышать 15 млн рублей. Этот доход определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ. Причем есть организации, которые в принципе не могут перейти на упрощенную систему (ст. 246.12 НК РФ).

Малые предприятия при переходе на «упрощенку» не будут платить налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество. Однако должны платить страховые взносы в ПФР. Все остальные налоги малые предприятия, перешедшие на «упрощенку», платят в общем порядке. Установлен налоговый период для «упрощенки» — не менее календарного года.

Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности применяется с 1 января 2003 г. Этот налог вводится в действие законом субъектов РФ. Малые предприятия, перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС, налога продаж, налога на имущество и единого социального налога (ЕСН). Однако будут платить страховые взносы в ПРФ.

Полномочия субъектов РФ по сравнению с нынешними сужены, регионы не могут увеличить сумму вмененного налога. В распоряжении местных властей остаются коэффициенты, но они — только «понижающие», учитывающие совокупность «прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент товаров (работ), сезонность, время работы величину доходов и иные особенности» (ст. 346.26, 346.27 НК РФ).

Объект налогообложения — вмененный доход. Налоговая база — величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой деятельности и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности. Налоговый период — квартал, ставка-15%.

К важным нововведениям относится порядок списания стоимости приобретенных основных средств (амортизации) и возможность учета в составе расходов убытков, понесенных малым предприятием.

Ускоренная амортизация может применяться к основным средствам независимо от того, приобретены они до или после периода на упрощенную систему. Стоимость основных средств, приобретенных в период действия «упрощенки» включается в полном объеме в состав расходов в момент их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346-16 НК РФ). Порядок включения стоимости основных средств, приобретенных до перехода на «упрощенку» зависит от срока полезного использования (подп. 2 п. 3 ст. 346-16 НК РФ).

В ряде случаев НК РФ ограничил право малого предприятия применять льготный порядок амортизации (гл. 25 НК РФ).

Государство не только гарантирует малым предприятиям льготные стартовые условия в их конкурентной борьбе с крупными и средними предприятиями-монополистами, но и поощряет малое предпринимательство на дальнейшее развитие предприятий малого бизнеса, укрепление их материально-технической базы, предоставляя на определенное время целый ряд дополнительных льгот, помимо снижения налоговых ставок.

Все предприятия малого бизнеса, независимо от сферы деятельности, организационно-правовой формы, формы собственности, в течение всего времени их работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:

на финансирование, в том числе в порядке долевого участия, капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;

на погашение кредитов банка, использованных как капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения;

на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд технологического развития. Российский фонд фундаментальных исследований, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли;

на благотворительные цели по перечню, утвержденному правительством, но не более 3 %;

в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %. Указанные виды льгот предоставляются также всем другим, не малым предприятиям.

освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;

суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;

освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

с июня 1995 г. не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях, то есть генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15 % от объема заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором;

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и сам выдавать кредиты;

малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.

В настоящее время действуют косвенные льготы для малого бизнеса, то есть льготы по налогообложению предоставляются не малым предприятиям непосредственно, а учреждениям, организациям, которые в своей работе взаимодействуют, «работают» с малыми предприятиями. Известно, что малый бизнес — это бизнес повышенного риска. Банки, страховые компании неохотно идут на сотрудничество с малыми предприятиями, поэтому, чтобы заинтересовать эти учреждения в сотрудничестве с малым бизнесом, правительство установило, что налог на прибыль, уменьшенный в 1,5 раза, уплачивают:

банки, предоставляющие не менее 50 % общей суммы кредитов крестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность);

страховщики, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных интересов крестьянских хозяйств, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и всех малых предприятий.

Индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица предоставляется ряд весомых льгот. Гражданин-предприниматель уплачивает только подоходный налог 13 %, страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 5 % и в Фонд медицинского страхования — 3,6 % с дохода. Предприниматель не является плательщиком всех остальных налогов, возлагаемых на предприятия. Любое взыскание имущества (в том числе денежных средств) предпринимателя производится только в судебном порядке, что является надежным гарантом от незаконных действий налоговых органов.

Список литературы

1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.

3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства: Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.

4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. - ЮНИТИ, 2007.

6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2003.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!