Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики
РЕФЕРАТ
по курсу «Основы экономики»
по
теме: «Малый бизнес как неотъемлемая часть экономики»
1. Малый бизнес как составная часть рыночной экономики
Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка.
Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса,
являются:
активизация структурной перестройки экономики;
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников,
высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно
переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости
основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП
(внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет
пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в
малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по
экономике — 0,73 рубля.
Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение
Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого
предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после
регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то
оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в
течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот
принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на
которые этот Закон распространяется.
Способствует развитию предпринимательства постановление
правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых
требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов
деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли
подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и
издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде
других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания
объединений малых предприятий.
И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за
рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности
Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США
— свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно
возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса. Так, в Германии ежегодно
возникало 370—450 тыс. предприятий. В это число включаются все
«производственные единицы» — от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней
рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование
330—360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год
310—350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150—180 тыс.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и
мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению
их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не
становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых
видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение,
расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия,
«открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент»,
свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при
благоприятных условиях — и крупными.
Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания
и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной
экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в
Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной
продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % —
розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.
Предпринимательство и предпринимательская деятельность — это
инициативная и самостоятельная деятельность граждан или их объединений,
направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой
страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах.
Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если
они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые
гарантии и поддержку.
Предпринимательство, которое осуществляется без применения
наемного труда, раньше регистрировалось как индивидуальная трудовая
деятельность. Предпринимательство с применением наемного труда регистрировалось
как предприятие. Новый Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) такой
организационно-правовой формы не предусматривает. Поэтому индивидуальное
(семейное) частное предприятие подлежало до 1 июля 1999 года преобразованию в
хозяйственное товарищество, общество или кооператив.
Федеральная программа господдержки малых предприятий на 2006-2008
годы предусматривает дальнейшее развитие малого предпринимательства и ставит
следующие задачи: наполнение рынка товарами и услугами малых предприятий,
повышение уровня зарплаты работников в малом секторе экономики, увеличение субъектов
малого предпринимательства, увеличение количества рабочих мест, увеличение
налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, рост объема
инвестиций в сфере малого бизнеса.
Основные разделы программы:
финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования и
кредитной кооперации;
имущественная поддержка;
развитие объектов инфраструктуры;
образовательно-информационная поддержка;
устранение административных барьеров;
поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.
На меры по поддержке малого бизнеса в 2005 году было выделено 1,5
млрд рублей. В 2006 г. выделено уже 3 млрд рублей. Регионы тоже должны
увеличить выделение средств из региональных бюджетов на поддержку
маломасштабного сектора экономики.
К концу 2006 г. количество малых предприятий должно превысить 1
млн, а число занятых в них работников — 11,4 млн человек или 17,5 %
экономически активного населения.
В настоящее время в России действуют два критерия предприятий
малого бизнеса: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность
работающих на предприятии. В соответствии с первым критерием, согласно
вступившему в силу в 1995 г. закону «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» в редакции от 21.03.2002 г. №
31-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ выделяется пять
отраслевых групп малых предприятий:
промышленность, строительство и транспорт;
сельское хозяйство и научно-техническая сфера;
оптовая торговля;
розничная торговля и бытовое обслуживание;
остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности малому
предприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количество
работающих: в промышленности, строительстве и транспорте — 100 человек, в
сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек, в оптовой торговле
— 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в
остальных отраслях и других видах деятельности — 50 человек.
Таким образом, термин «малое предприятие» означает размер
предприятия по двум установленным критериям. Соответственно, малым может быть
предприятие (коммерческая организация) любой организационно-правовой формы, в
том числе и кооператив. Причем в уставном капитале малого предприятия доля
участия государства, общественных и религиозных организаций, благотворительных
и иных фондов не должна превышать 25 %. Также не должна превышать 25 % и доля
одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого
предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит и
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Создание и развитие малых предприятий является важной задачей
государства. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым
формирует республиканский и местный товарный рынки, поддерживает
предпринимательскую деятельность. Вопрос о помощи малым предприятиям со стороны
государства включает в себя два основных направления — организационное и
экономическое.
Именно в таких формах существует государственная поддержка малого
бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой.
С 1 января 2002 г. изменился порядок исчисления и уменьшился
размер некоторых налогов, установленных малому предпринимательству, в
соответствии с Федеральным законом «О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах».
Налоговый кодекс устанавливает два объекта для плательщиков — на выбор (это
преимущество предоставляется до 1 января 2005 г.): «доходы» или «доходы,
уменьшенные на величину расходов».
Кодекс в статьях 346.15-346.18 детально расписывает порядок
определения доходов и расходов, порядок их признания (установлен кассовый
метод), состав расходов, порядок определения налоговой базы. Рассчитываются
доходы и расходы нарастающим итогом с начала года.
Малые предприятия, выбравшие себе объектом доходы, будут платить
налог по ставке 6 % (ранее платили 8 %). Если же объект — доходы уменьшенные на
величину расходов, налоговая ставка составит 15 % (ранее платили 20 %).
Глава 26.2. Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Упрощенная система
налогообложения», установившая этот специальный режим налогообложения,
применяется с 1 января 2003 года. Переход на упрощенную систему будет
по-прежнему добровольным. Теперь она может применяться не только малым
предприятием, но и другими предприятиями, которые имеют численность работников
до 100 человек (ранее устанавливалась численность работников до 15 чел.), а
стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности не
превышает 100 млн рублей (ранее устанавливалась выручка не более 100.000 МРОТ).
И еще вводится одно общее ограничение: доход от реализации по итогам девяти
месяцев того года, в котором организация подала заявление о переходе на
упрощенную систему, не будет превышать 15 млн рублей. Этот доход определяется в
соответствии со статьей 249 НК РФ. Причем есть организации, которые в принципе
не могут перейти на упрощенную систему (ст. 246.12 НК РФ).
Малые предприятия при переходе на «упрощенку» не будут платить
налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество. Однако должны
платить страховые взносы в ПФР. Все остальные налоги малые предприятия,
перешедшие на «упрощенку», платят в общем порядке. Установлен налоговый период
для «упрощенки» — не менее календарного года.
Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности применяется с 1 января 2003
г. Этот налог вводится в действие законом субъектов РФ. Малые предприятия,
перешедшие на уплату единого налога, освобождаются от уплаты налога на прибыль,
НДС, налога продаж, налога на имущество и единого социального налога (ЕСН).
Однако будут платить страховые взносы в ПРФ.
Полномочия субъектов РФ по сравнению с нынешними сужены, регионы
не могут увеличить сумму вмененного налога. В распоряжении местных властей
остаются коэффициенты, но они — только «понижающие», учитывающие совокупность
«прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. ассортимент
товаров (работ), сезонность, время работы величину доходов и иные особенности»
(ст. 346.26, 346.27 НК РФ).
Объект налогообложения — вмененный доход. Налоговая база —
величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой деятельности
и величины физического показателя, характеризующего этот вид деятельности.
Налоговый период — квартал, ставка-15%.
К важным нововведениям относится порядок списания стоимости
приобретенных основных средств (амортизации) и возможность учета в составе расходов
убытков, понесенных малым предприятием.
Ускоренная амортизация может применяться к основным средствам
независимо от того, приобретены они до или после периода на упрощенную систему.
Стоимость основных средств, приобретенных в период действия «упрощенки»
включается в полном объеме в состав расходов в момент их ввода в эксплуатацию
(подп. 1 п. 2 ст. 346-16 НК РФ). Порядок включения стоимости основных средств,
приобретенных до перехода на «упрощенку» зависит от срока полезного
использования (подп. 2 п. 3 ст. 346-16 НК РФ).
В ряде случаев НК РФ ограничил право малого предприятия применять
льготный порядок амортизации (гл. 25 НК РФ).
Государство не только гарантирует малым предприятиям льготные
стартовые условия в их конкурентной борьбе с крупными и средними
предприятиями-монополистами, но и поощряет малое предпринимательство на
дальнейшее развитие предприятий малого бизнеса, укрепление их
материально-технической базы, предоставляя на определенное время целый ряд
дополнительных льгот, помимо снижения налоговых ставок.
Все предприятия малого бизнеса, независимо от сферы деятельности,
организационно-правовой формы, формы собственности, в течение всего времени их
работы имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая
направляется на следующие цели:
на финансирование, в том числе в порядке долевого участия,
капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;
на погашение кредитов банка, использованных как капитальные
вложения производственного и непроизводственного назначения;
на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, а также в Российский фонд технологического развития. Российский фонд
фундаментальных исследований, но не более 10 % налогооблагаемой прибыли;
на благотворительные цели по перечню, утвержденному
правительством, но не более 3 %;
в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки
предпринимательства и развития конкуренции. Все эти налоговые льготы не должны
уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на
50 %. Указанные виды льгот предоставляются также всем другим, не малым
предприятиям.
освобождаются от уплаты авансовых взносов на прибыль;
суммы налогов на добавочную стоимость, уплаченные при приобретении
основных средств и нематериальных активов, вычитаются в полном объеме при вводе
в эксплуатацию основных средств и принятии на учет нематериальных активов;
освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица;
с июня 1995 г. не менее 15 % государственных заказов должно в
обязательном порядке размещаться на малых предприятиях, то есть генеральный
заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из
федерального бюджета, должен не менее 15 % от объема заказа разместить на малом
предприятии в соответствии с договором;
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный
на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГАК
России, может выдавать гарантии банку на возврат кредита, при этом Фонд может и
сам выдавать кредиты;
малые предприятия представляют статистическую и бухгалтерскую
отчетность в упрощенном порядке и не чаще одного раза в квартал.
В настоящее время действуют косвенные льготы для малого бизнеса,
то есть льготы по налогообложению предоставляются не малым предприятиям
непосредственно, а учреждениям, организациям, которые в своей работе
взаимодействуют, «работают» с малыми предприятиями. Известно, что малый бизнес
— это бизнес повышенного риска. Банки, страховые компании неохотно идут на
сотрудничество с малыми предприятиями, поэтому, чтобы заинтересовать эти
учреждения в сотрудничестве с малым бизнесом, правительство установило, что
налог на прибыль, уменьшенный в 1,5 раза, уплачивают:
банки, предоставляющие не менее 50 % общей суммы кредитов
крестьянским хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным
предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым
предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или
закупочную деятельность);
страховщики, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетный
период получено от страхования имущественных интересов крестьянских хозяйств,
колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и всех малых
предприятий.
Индивидуальной предпринимательской деятельности без образования
юридического лица предоставляется ряд весомых льгот. Гражданин-предприниматель
уплачивает только подоходный налог 13 %, страховые взносы в Пенсионный фонд
составляют 5 % и в Фонд медицинского страхования — 3,6 % с дохода.
Предприниматель не является плательщиком всех остальных налогов, возлагаемых на
предприятия. Любое взыскание имущества (в том числе денежных средств) предпринимателя
производится только в судебном порядке, что является надежным гарантом от
незаконных действий налоговых органов.
Список литературы
1) Альбеков А.У., Согомонян С.А.. Экономика коммерческого
предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
2) Белоусова Е.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., и др. Экономика
предприятий торговли -Мн.: БГЭУ, 2006.
3) Байнев В.Ф. Экономика предприятия и организация производства:
Учеб. пособие. -Мн.: БГУ, 2006.
4) Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности. Изд. «Проспект», 2006.
5) Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия, ред. -
ЮНИТИ, 2007.
6) Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации
(предприятия). Практикум., - Инфра-М, 2003.