Количественная теория полезности
Вариант №24
1. Задача. Фирма проводит
рекламную кампанию на рынке монополистической конкуренции, в результате которой
ее издержки на рекламу увеличились с 220 до 440 ден. ед. в месяц. При этом до проведения
кампании функция спроса на продукт была Q = 81 – P, а в
связи с проведением рекламной кампании Q = 69,5 – 0,5P. Предельные
издержки фирмы постоянны и равны 15 ден. ед. Определите, как изменилась прибыль
фирмы в результате рекламной кампании.
Решение
Монополистическая конкуренция
- это структура рынка, на котором множество продавцов предлагают дифференцированные
продукты.
На рынке действует относительно
большое число фирм, которые имеют небольшие доли рынка до 10%. Товар каждой фирмы
является несовершенным заменителем товаров, реализуемых другими фирмами
При выборе объемов продаж
и цен на товары фирма не считается с реакцией своих конкурентов. Поскольку на рынке
действует большое число продавцов, изменение объемов продаж одного из них незначительно
сказывается на продажах других фирм.
Монополист получает максимальную
прибыль при условии
MR = MC (предельный доход равен предельным издержкам)
До проведения рекламной кампании:
Объем продаж Q = 81 – P = 81 – 15 = 66
Выручка V = Q*P = 66*15 = 990 ден. ед.
Издержки = Постоянные + Переменные
TC = FC + VC = 220 + VC
Прибыль = Выручка - Издержки
= 990 – 220 – VC = 770 – VC ден. ед.
После проведения рекламной
кампании:
Объем продаж Q = 69,5 – 0,5P = 69,5 – 0,5*15 =
62
Выручка V = Q*P = 62*15 = 930 ден. ед.
Издержки = Постоянные + Переменные
TC = FC + VC = 440 + VC
Прибыль = Выручка - Издержки
= 930 – 440 – VC = 490 – VC ден. ед.
П = 770 – VC – (490 – VC) = 280
ден. ед.
Ответ: в результате проведения
рекламной кампании прибыль уменьшится на 280 ден. ед.
Доводы в ПОЛЬЗУ рекламы
-
Реклама предоставляет
покупателю информацию, необходимую для разумного потребительского выбора
-
Реклама поддерживает
(финансирует) национальные СМИ.
-
Реклама стимулирует
нововведения, требует наличия в товарах уникальных, полезных качеств
-
Реклама стимулирует
конкуренцию
-
Реклама, стимулируя
спрос, способствует повышению занятости
Доводы против рекламы:
-
Давление на покупателя,
поскольку часто реклама не информирует, а убеждает
-
Расходы на рекламу
являются непроизводительными, отвлекают значительные ресурсы общества
-
Большая часть рекламы
имеет тенденцию к самонейтрализации
4. Задача. При C = 0,6Yd, I = 120; G = 100; t = 0,25. На рынке благ установилось равновесие, но существующие
производственные мощности позволяют увеличить национальный доход в 1.25 раза. Как
государство должно изменить расходы на покупку благ и (или) ставку подоходного налога,
чтобы обеспечить полное использование производственных мощностей при сбалансированности
государственного бюджета?
Решение
Национальный доход
Yd = MPC(Yd - t∙Yd) + I + G
Yd = 0,6(Yd – 0,25∙Yd) + 120
+ 100
Упростим выражение
Yd = 0,6*0,75*Yd + 120 + 100
Равновесный объем
С учетом производственных
мощностей
Yd’ = 1,25Yd = 1,25*400 = 500
Yd = 0,6(Yd – 0,25∙Yd) + 120
+ 100
500 = 0,6(500 – t∙500) + 120 + 100
t = 0,067
Для сбалансирования можно
уменьшить ставку подоходного налога до 0,067.
2. Объясните следующее сообщение
из английского города Х: «Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня,
которые местные комментаторы назвали «катастрофическими», и все это из-за дефицита
картофеля. Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, которое входит
в меню почти любого кафе, а именно рыбы с жарено картошкой».
Речь идет о взаимодополняемых
товарах. Если нет картофеля, то не покупают и рыбу. Если нет спроса - цена снижается.
3. Чем отличается порядковый
подход к анализу потребностей и спроса от количественного подхода? Каковы их общие
черты?
Количественная оценка полезности
какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный
характер. В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности,
а субъективные оценки потребителей. Относительно способности индивида количественно
оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались
сомнения с момента появления этой теории.
Количественная
теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных
благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в специальных единицах.
В качестве такой единицы предлагалось использовать единицу, названную «ютил» (от
англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы
полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек
от потребления какого-либо блага.
Анализ поведения
потребителя на основе количественной теории полезности предполагает использование
следующих гипотез.
1.
Рациональный потребитель
в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы получить максимальное
удовлетворение (максимум полезности) от всей совокупности потребляемых благ.
2.
Каждый потребитель
может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага.
Предполагается, что шкала измерения полезности определена с точностью до линейного
преобразования, поэтому она образует кардинальную, или строгую, меру.
3.
Предельная полезность
блага убывает, т.е. полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный
момент, меньше полезности предыдущей единицы. Принцип убывающей предельной полезности
часто называют «первым законом Госсена».
Таким образом,
в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную
оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора.
Порядковый подход к анализу
полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких
предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять
полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно
лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по
их "предпочтительности".
В порядковой теории полезности
понятие "полезность" означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение
"Набор А предпочтительнее набора B" эквивалентно утверждению "Набор
А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В". Вопрос о
том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор А предпочтительнее
(или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача
максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного
товарного набора из всех доступных для него.