Предмет методология и задачи курса "Экология и экономика природопользования"
Предмет,
методология и задачи курса
«Экология
и экономика природопользования»
Природопользование как объект изучения курса
Курс «Экология и экономика
природопользования» рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина,
которая синтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных.
При таком подходе избран единый объект изучения – природопользование.
Родоначальниками этого термина стали ученые-биологи, впервые употребившие его в
научных дискуссиях в конце 50-х годов ХХ ст., однако вскоре это понятие стало
широко использоваться всеми специалистами, исследующими разнообразные аспекты
данной проблемы.
Понятие «природопользование» в
современной науке применяется как в широком, так и в узком смысле слова. В
первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия
общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучение, выявление
запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором
— деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования,
относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям.
Воздействие людей на природу может
осуществляться путем целенаправленного, сознательного использования элементов и
сил природы, т.е. как трудовой процесс, в ходе которого природные вещества
преобразуются в необходимый продукт. По сути, вся производственная деятельность
людей представляет собой преобразование природы в формы, приемлемые для
использования человеком. Однако возможно и косвенное, случайное воздействие
человека на природные системы, причиняющее им зачастую колоссальный вред
(многочисленные техногенные аварии, разрушение озонового слоя и т.п.). Поэтому
под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как
непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную
среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как
сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.
Такое представление о
природопользовании сложилось не сразу. Первоначально оно отождествлялось с
ресурсопотреблением — использованием природных ресурсов в хозяйственных целях.
Рост производства и нагрузок на природу привел к конфликтам между
природопользователями и населением в целом, что породило необходимость
целенаправленных мер по охране природных факторов жизни людей. Таким образом,
развитие природопользования исторически шло от использования нужных свойств
природы к их охране, затем к воспроизводству и далее к улучшению и
совершенствованию. Природопользование в широком смысле понимается сейчас
как особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач
ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и
охраны разнообразия природы.
В отраслевом разрезе
природопользование включает в первую очередь природохозяйственные отрасли
экономики, занимающиеся выявлением, использованием и воспроизводством природных
богатств (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное,
водное хозяйство и т.п.). Однако по определению природопользование
подразумевает не только прямое, но и косвенное воздействие на природную среду,
приводящее к ее нарушению, прежде всего загрязнению, поэтому объектами
управления в природопользовании являются практически все структурные звенья как
материального производства, так и сферы нематериальных услуг (туризм,
рекреационная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.), в той или
иной степени взаимодействующие с природной средой. Очевидно, что
природопользование — органическая часть общественного воспроизводства, элемент
экономической системы общества, многофункциональная сфера деятельности.
Широкое признание этого факта не
случайно, оно сформировалось на таком этапе социально-экономического развития,
когда выявились ограниченность природного потенциала, исчерпаемость доступных
ресурсов природы, возникли кризисные ситуации в состоянии окружающей среды.
Однако понадобился достаточно долгий и трудный опыт науки и практики для
осознания того, что разрозненные действия по охране отдельных природных
компонентов, увеличению отдачи конкретных природных угодий, преобразованию
ландшафтов не только не эффективны экономически и социально, но и приводят к
деградации природных систем, дестабилизации происходящих в них естественных
процессов. Благодаря накопленному обществом опыту в сфере взаимодействия с
окружающей средой, была признана необходимость единства подхода к деятельности
по использованию природы, ее сохранению и воспроизводству.
Усиление природоохранного и
ресурсовоспроизводящего аспектов природопользования привело к возникновению в
научной литературе нового понятия — «экологическая сфера». Чаще всего
этот термин используется как синоним понятия «природопользование». Однако в
ряде исследований подчеркивается такая особенность экологической сферы, как
направленность функционирующего в ней труда на охрану, восстановление,
приумножение и рациональное использование ресурсов живой природы для
удовлетворения эколого-ресурсных потребностей человеческого общества.
Возникновение экологической сферы
вызвано не выпуском новых видов продукции, а необходимостью выполнения обязательных
производственных функций по охране природы и целенаправленного решения
возникающих в обществе экологических проблем. Экологическая сфера все чаще
рассматривается не только как окружающая нас природная среда, но и как
природоохранный труд, связанный с ее воспроизводством.
Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем
взаимодействия природы и общества
Проблемы функционирования
экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний.
Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе
исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.
Естественные науки (естествознание) —
это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие
сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей
использования полученных знаний в практической деятельности человека.
Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология,
физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей
естествознания в исследовании процессов природопользования особое место
занимает экология.
Экология как наука сформировалась в
недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о
многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только
строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания
подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального
изучения.
Термин «экология» был введен в науку
известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая
морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух
греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле
экология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял экологию как
«общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком
смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э. Геккелю,
экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана
исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно
обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука
превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их
совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой
обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии
и органического вещества.
Современная экология в структурном
отношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяется
на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей
экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также
экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления,
исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды
(аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей
(демэкология, синэкология).
В последние десятилетия произошло
расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее
изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью
и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали
называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой.
Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в
различные области науки и практики, т.е. к экологизации знаний и
хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей
экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии
человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и
частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей
среды.
Известный американский эколог Ю.Одум
еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в
его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область
знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и
обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других
соответствует современному пониманию экологии.
В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и
общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану
окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким
образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился,
хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической
«геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая
по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько
самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую
экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет
экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам
взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является
теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в
разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого
развития.
Общественные науки (философия, история,
социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст.
также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. В
системе экономических наук формируется новое направление – экономика
природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в
70-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная
дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и
прикладном значении новой отрасли знаний.
экология экономика
природопользование финансирование
Исследование единого объекта –
природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений:
экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических
знаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальных
учебных заведений. Так, в различных странах мира читаются курсы экономической
экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала
90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются
«Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном
техническом университете — «Экономические основы экологии».
В Белорусском государственном
экономическом университете, как и в других вузах страны, преподавание новой
интегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования»
ведется с 1995/96 учебного года. Предметом изучения этой дисциплины
являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия
с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и
восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и
совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального
природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в
удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий
для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды;
эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы,
предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем
путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в
окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей категорией учебной
дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» выступают
эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономические
отношения понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой
взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного
производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической
системы — региональность, развитие на определенной территории. В одном случае
пространственные границы такой системы может определять территория
производственной деятельности — географические границы национальной экономики
Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и
т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При
другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными
факторами — Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.
Изучение проблем любой науки, учебной
дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность
которых представляет собой ее методологию. «Основы экологии и экономика
природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные,
прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и
другими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг своих специфических
методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики.
Всеобщим методом познания, общей
философской основой всех наук является диалектический метод, согласно
которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение
и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование
экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом
развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение
практики в теорию познания. Изучение курса «Основы экология и экономика
природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования,
научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления
прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.
Для эколого-экономических
исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить
динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий
необходимо как для лучшего понимания современного состояния
эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов
особенностей их развития.
Важнейшим методом исследования в
экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в
определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с
ними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупности
внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования
позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и
воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния
окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке
комплексных программ природопользования, системном анализе проблем
воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.
Специфическим методом исследования в
экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая
роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая
концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и
т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных
нагрузок на природу. Используются и другие нормативы — отходов,
ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без
должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей
деятельности и рационализации использования природных ресурсов.
Особо нужно сказать об экономико-математическом
моделировании в экологии и экономике природопользования. Первоначально в
эколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппарат
линейного программирования, позволявший решать задачи распределения
ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее стал
осуществляться учет экологических факторов (объемы загрязнения, отходы
производства) в балансовых моделях, что позволило определять направления и количественные
параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Более совершенный
уровень применения экономико-математических методов представляют собой
оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального
экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для
определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок
природных ресурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды и
других эколого-экономических параметров.
Эколого-экономические процессы
протекают на определенной территории и для анализа их распространения,
выявления взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека велика роль картографических
методов. С помощью этих методов дают оценку природных ресурсов (размещение,
запасы, продуктивность и другие характеристики), прогнозируют природные явления
в регионах, недоступных непосредственному наблюдению, определяют
природоохранные меры, направленные на предотвращение опасных явлений, сохранение
и воспроизводство природных ресурсов. В Беларуси картографические методы
исследования широко используются для оценки радиационной ситуации в отдельных
регионах страны, прогнозирования этих процессов, для разъяснения населению
возможной радиационной опасности.
Среди новейших направлений следует
отметить перспективность космических методов исследования. Космическая
съемка, осуществляемая с помощью аппаратуры, размещаемой на искусственных
спутниках нашей планеты, космических станциях и кораблях, необычайно расширяет
информацию о Земле, позволяет вести наблюдение за глобальными природными
процессами. Осуществляется изучение структуры и изменчивости атмосферы,
гидросферы, литосферы, почвенного и растительного покрова, а также некоторых проявлений
хозяйственной деятельности человека (следов антропогенного воздействия на
окружающую среду, включая содержание и распространение аэрозолей в атмосфере,
оценку загрязнения водоемов, размещение отходов и т.п.). Научная и практическая
значимость космических методов исследования обусловлена главным образом значительной
обзорностью космических снимков и хорошим отражением на них взаимосвязей между
компонентами природной среды и отдельными видами производственной деятельности.
Большая скорость получения и передачи информации, возможность проведения многократных
съемок одних и тех же территорий позволяют оперативно исследовать из космоса
многие экологические процессы в их динамике, увереннее осуществлять прогноз и
разрабатывать природоохранные мероприятия.
Подготовка экономистов широкого
профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс «Основы
экологии и экономика природопользования» имеет наиболее тесные контакты с
экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы
общественного производства, распределения и потребления материальных благ.
Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ
эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном
производстве.
Велика роль взаимосвязей и с другими
экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической
деятельности которых используются при изучении «Основ экологии и экономики
природопользования»: государственным регулированием, прогнозированием и
планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом
хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой,
размещением производительных сил, региональной экономикой и др.
В свою очередь во многих экономических
дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что
обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей
взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого
взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие
общественного производства немыслимо без его экологической перестройки,
экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные
научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процес-се —
статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного
производства, туризма и др.
В условиях становления рыночных
отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования,
что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий,
обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм
собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для
экономики природопользования представляют так называемые "рыночные"
экономические науки — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и др, из которых
она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики и ее
возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.
Совершенствование преподавания
экологии и экономики природопользования связано с использованием многих
теоретических положений и информационных данных естественных и технических
наук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих
отраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением,
метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на
необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые
вовлекаются в эколого-экономические отношения.
Большое значение имеет взаимосвязь
курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы
регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях
все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.
Связь экологии и экономики
природопользования с техническими науками обусловлена тем, что экологизация
производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия
производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших
достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования.
Функции и задачи эколого-экономических исследованийи учебного
курса
В переходный период
социально-экономического развития возникает серьезная опасность ухудшения
экологической ситуации вследствие разрушения стабильных хозяйственных связей,
использования низкокачественных и некондиционных видов топлива, финансовых
трудностей субъектов хозяйствования, ограничивающих возможности природоохранной
деятельности, недостаточности бюджетного финансирования экологической сферы и
т.п. Многие специалисты считают, что «чисто рыночная» экономика является
наиболее опасным для природы способом хозяйствования, поскольку частный
собственник в условиях слабо регулируемого рынка в погоне за максимальной
прибылью стремится к сокращению своих непроизводительных расходов, к которым в
первую очередь и относят затраты на экологию. А это, конечно же, приведет к
ухудшению экологической обстановки.
В связи с этим эколого-экономические
исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции:
- координирующую (сбалансирование
важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных
интересов природопользователей с экологическими интересами общества);
- стимулирующую (активизация
природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).
- Выполнение этих функций в свою
очередь выдвигает перед экономикой природопользования как наукой следующие задачи:
- разработка стратегических направлений
ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;
- формирование системы государственного
регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;
- исследование и научное обоснование
хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных
отношений;
- совершенствование организационных
основ управления природопользванием;
- разработка экономического механизма
охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных
рычагов;
- теоретическое обоснование и выработка
методических подходов к определению экономических показателей природоохранной
деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую
среду;
- установление путей и методов
повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства,
усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов
производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях
сокращения вредного воздействия на окружающую среду.
Главной задачей курса «Основы
экологии и экономика природопользования» является формирование системы знаний о
рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического
развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма
природопользования, адекватного рыночной экономике. Это предопределило изучение
в данном курсе следующих составных частей механизма регулирования сферы природопользования:
- системы планирования и
прогнозирования природопользования;
- управления и регулирования
природопользованием, правовой защиты природной среды;
- системы наблюдения, учета и контроля
в области охраны окружающей среды;
- финансирования и кредитования
природоохранных мероприятий;
- экономического стимулирования
рационального природопользования и природоохранной деятельности.
В задачи курса «Основы
экологии и экономика природопользования» составной частью входит изучение
эколого-экономических проблем Республики Беларусь и путей их решения. Это
охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны, охрана и рациональное
использование водных ресурсов, улучшение использования и сохранение плодородия
земельных ресурсов, повышение эффективности использования и охраны лесных и
минерально-сырьевых ресурсов. Сложность экологической ситуации обусловлена
совмещением в ряде регионов производственного и радиационного загрязнения.
Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования в
условиях радиационного загрязнения территории страны.
Знания в области экологии и экономики
природопользования помогут будущим специалистам осуществлять необходимые
расчеты по экономической оценке природных ресурсов, определению размеров
экологических платежей, экологических издержек производства, экономической
эффективности проводимых природоохранных мероприятий и т.п.
Одна из главных задач
эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства
понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии
окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно,
сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.
Для устойчивого развития страны
необходимо, чтобы каждый гражданин был сознательным и активным участником
процесса сбережения, умножения и рационального использования природных ресурсов
в целях обеспечения нормальных условий проживания и деятельности настоящего и
будущих поколений.