Основы недропользования в Росии
1. Определения
Недра - являются частью
земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже
земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин,
доступных для геологического изучения и освоения.
Полезные ископаемые -
минеральные образования земной коры,
химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно
использовать их в сфере материального производства.
Минеральные ресурсы
(запасы полезных ископаемых) — количество минерального сырья и органических полезных ископаемых
в недрах Земли, на её поверхности, на дне водоёмов и
в объёме поверхностных и подземных вод,
определяемое по данным геологической разведки, применительно к существующим
технологиям добычи.
Топливно-энергетические
ресурсы - запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне
техники могут быть практически использованы человеком для производства
материальных благ (различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть,
горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морских
приливов, ветра; солнечная и атомная энергия).
2. Значение недр для
человека, использование недр
Значение недр для
человека определяются их полезностью для
человека (общества) и состоит в том, что они являются источником материального
сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также
научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и
коммуникаций – таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многое
другое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы
мер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое
понятие "недра" не отождествляется с содержащимися в недрах полезными
ископаемыми. Недра – более широкое понятие, чем полезные ископаемые.
3. Состояние минерально-сырьевой
базы России
Отличительной чертой
минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя
практически все виды полезных ископаемых:
- Топливно-энергетические
ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран);
- Черные металлы
(железные, марганцевые, хромовые руды);
- Цветные и редкие
металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам,
молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений,
скандий, стронций и др.);
- Благородные металлы и
алмазы (золото, серебро, платиноиды);
- Неметаллические
полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый
шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье,
драгоценные и поделочные камни и др.).
Из недр России ежегодно
извлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд,
22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов,
золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийных
солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.
4. Причины ухудшения
минерально-сырьевой базы России в 1990 г. –х
Отказ государства от
монополии на недропользование, и в то же время отсутствие системы управления
недропользованием. Только к 1996 г. практически завершено создание системы
государственного управления недропользованием, адаптированной к рыночным
экономическим отношениям. В процессе реформирования отрасли можно выделить два
основных этапа:
- 1992-1993 гг. -
создание первичной законодательной основы введения платного недропользования
(Закон РФ "О недрах", организация Комитета РФ по геологии и использованию
недр, Положение "О порядке лицензирования пользованиями недрами и ряд
других ведомственных нормативных документов);
- 1994-1996 гг. -
накопление и обобщение опыта законопроектных работ и правоприменительной
практики (новая редакция Федерального закона "О недрах", законы
"О соглашениях о разделе продукции", "О порядке лицензирования
пользования недрами", утверждение Федеральной программы развития
минерально-сырьевой базы России на 1994-2000 годы, создание Министерства
природных ресурсов РФ).
Снижение прироста запасов.
Резкое падение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы. Происходит
устойчивое снижение ежегодно приращиваемых объемов разведанных запасов
большинства видов полезных ископаемых. Сравнивая прирост запасов с объемами
добычи полезных ископаемых по всем видам полезных ископаемых объемы добычи
стали превышать прирост запасов. Мировая практика свидетельствует о том, что
соотношение этих показателей должно быть обратным, то есть, прирост запасов
должен опережать объем добычи в 1, 5-2 раза.
Потери сырья. Во-первых,
приостановление идущих работ (в 30-70% от Гос. баланса) и признание
нерентабельности предприятий из-за переоценки разведанных запасов с учетом
мирового рынка. Высокая энергоемкость добывающего производства, резкое
возрастание транспортировки и др. факторов сделала многие действующие
предприятия банкротами. Во-вторых, недостаточная комплексность в использовании
добытых из недр полезных ископаемых, прежде всего в связи с отставанием в
технологии их добычи и переделов, ограниченность инвестиций, приводит к потерям
до 50% от учтенных в недрах запасов. В частности, в больших объемах теряются
попутный газ и сера при добыче нефти. Значительные потери имеют место на стадии
переработки добытых руд, так из апатитовых руд для получения глинозема
перерабатывается лишь 15% нефелина, практически не извлекаются стронций и
редкоземельные элементы, платиноиды и кобальт. Из комплексных медных,
свинцово-цинковых, медно-никелевых и др. месторождений не извлекается до 40%
золота. В-третьих, утрата рентабельной части минерально-сырьевой базы бывшего
СССР в связи с его распадом. Так сырьевая база по марганцу, хрому, титану,
цирконию, каолину, бариту и ряду других видов полезных ископаемых создавалась
на территориях других республик бывшего Союза, имевших более благоприятные
геолого-экономические условия для их добычи.
5. Основная причина
истощения минеральных ресурсов - отсутствие рационального природопользования и
охраны недр
Рациональное природопользование
— система, при которой достаточно полно используются добываемые природные
ресурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов),
обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и
многократно используется вторсырье и отходы производства, что позволяет
значительно минимизировать загрязнение окружающей среды. Рациональное
природопользование характеризуется интенсивным хозяйством, и наличием научно-технического
прогресса и организацией труда с высокой производительностью. Одними из
примеров рационального природопользования могут быть:
- безотходное
производство или безотходный цикл производства
- использование
вторсырья, отходов как собственных, так и других организаций,
- оборотное использование
сырья - многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из
рек, озер, буровых скважин.
6.
Основные пути рационального природопользования и охраны недр
Со
стороны государства является необходимым внедрение природно-ресурсной политики,
решающей проблемы: нормативно-правового, учетно-статистического, экономического
обеспечения рационального природопользования. Пути внедрения политики:
- совершенствование
законодательства, в частности усиление административной и уголовной
ответственности за его нарушение;
-
формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере
природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;
-
создании единой унифицированной информационно-аналитической и
учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений;
- введение
территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;
- создание
федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов
естественных богатств;
- осуществление
государственной поддержки научных исследований, как важнейшей части цикла в
области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
-
формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных
видов собственности на природные ресурсы;
- регулирование
системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
-
определение возмездного пользования всеми видами природных ресурсов,
вовлекаемых в хозяйственный оборот;
- создание
действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по
воспроизводству и охране природных ресурсов;
-
совершенствование системы платежей за природопользование, в т.ч. получение
льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные
полезные ископаемые;
- внедрение
системы страхования и аудита в практику природопользования;
-
соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций.
Дополнительно
основные
положения охраны недр
Основы законодательства
РФ о недрах устанавливают собственность государства на недра, определяют
главные требования к охране недр и рациональному их использованию.
Предъявляются следующие
требования к охране недр.
1. Полное и комплексное
геологическое изучение недр.
2. Соблюдение
установленного порядка предоставления в пользование недр, исключая самовольное.
3. Полное извлечение из
недр и рациональное использование запасов основных и совместно залегающих
полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов.
4. Исключение вредного
влияния связанных с пользованием недр на сохранность запасов полезных
ископаемых.
5. Охрана месторождений
полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других неблагоприятных
воздействий, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность
месторождений или осложняющих их разработку.
6. Запрещение
необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и
соблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей.
7. Исключение вредного
влияния связанных с пользованием недр работ на сохранность эксплуатируемых и
находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и подземных
сооружений.
8. Запрещение загрязнения
недр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных
веществ и отходов производства, а также при сбросе сточных вод.
7.
Способы охраны недр от истощения
Охрана
недр обеспечивается принятием и жестким соблюдением соответствующих нормативно-правовых
актов.
8.
Законодательные акты в области рационального природопользования и охраны недр
Федеральное
законодательство о природопользовании и охраны окружающей среды представлено основными
законами:
- "Об охране окружающей
среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
- "Об экологической
экспертизе" от 23.11.1995 № 174-ФЗ;
- "Об особо
охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 № 33-ФЗ;
- "Об охране
атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ;
- "О животном мире"
от 24.04.1995 № 52-ФЗ;
- "О лицензировании отдельных видов деятельности"
от 08.082001, N 128-ФЗ.
Федеральное
законодательство о недрах представлено основными законами:
- "О недрах" от
21.02.1992 № 2395-1;
- "О соглашениях о
разделе продукции" от 30.12.1995 № 225-ФЗ;
- "О континентальном
шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 № 187-ФЗ;
- "О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
от 31.07.1998 № 155-ФЗ;
- "Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 № 191-ФЗ.
9. Контроль за
использованием и охраной недр в России осуществляется
- Министерством природных
ресурсов и экологии Российской Федерации (МПРиЭ РФ);
- Федеральным агентством
по недропользованию Российской Федерации (РОСНЕДРА).