Налогообложение в Литовской республике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансовый менеджмент, финансовая математика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,95 kb
  • Опубликовано:
    2010-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение в Литовской республике

СОДЕРЖАНИЕ

Налогообложение в Литовской Республике

Список использованной литературы

1.  

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Литва, входившая ранее в числе других союзных республик в состав Советского Союза, расположена на восточном побережье Балтийского моря и является ближайшим западным соседом нашего государства. В сентябре 1991 г. Литва получила независимость, тогда же республика стала членом ООН. 1 мая 2004 г. Литва вступила в Европейский союз и в НАТО.

После провозглашения независимости большинство промышленных предприятий республики, созданных во времена существования СССР, оказались в сложной экономической ситуации, потеряв производственные связи, и многие из них были закрыты.

Сегодня основу промышленности Литвы составляют 580 предприятий в области энергетики, машиностроения и металлообработки, а также химии. Поскольку значительная территория республики занята лесными массивами, хорошо развита лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Валовой внутренний продукт Литвы в 2009 г. составил 32329,3 млн. евро (в расчете на одного жителя - 9613 евро) и по сравнению с 2008 г. увеличился на 3,2%.

Спектр организационно-правовых форм предприятий, существующих в Литве, представлен следующими их видами:

- Akcine Bendrove - Открытая акционерная компания с ограниченной ответственностью;

- Uzdaroji Akcine Bendrove - Закрытая акционерная компания с ограниченной ответственностью;

- Tikroji Ukine Bendrija - Партнерство с неограниченной ответственностью;

- Komanditine Ukine Bendrija - Партнерство с ограниченной ответственностью;

- Zemes Ukio Bendrove - Сельскохозяйственная компания с ограниченной ответственностью;

- Valstybine Imone - Государственное предприятие;

- Savivaldybes Imone - Муниципальное предприятие;

- Kooperatine Bendrove - Кооператив;

- Personaline Imone - Частный предприниматель;

- Branch - Филиал иностранной компании;

Налогообложение в Литве производится в соответствии с законом о налоговом регулировании, а также рядом законов об отдельных видах налогов и сборов.

Главным налоговым органом Литовской Республики является Государственная налоговая инспекция. Налог на пользование государственными природными ресурсами, налог на пользование нефтегазовыми ресурсами, а также налог на загрязнение окружающей среды взимаются Министерством по вопросам окружающей среды.

Основные виды налогов и сборов:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизный сбор;

- подоходный налог;

- налог на прибыль юридических лиц;

- налог на недвижимое имущество предприятий и организаций;

- земельный налог;

- налог на пользование государственными природными ресурсами;

- налог на пользование нефтегазовыми ресурсами;

- налог на аренду государственных земель и водных объектов.

К косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость, общая ставка которого составляет 19%.

Особые ставки по НДС применяются на:

- услуги по отоплению - 9%;

- услуги маршрутного пассажирского транспорта - 5%;

- экспортные операции - 0% [1, с.446].

В соответствии с законом о НДС, объектом налогообложения для этого налога является добавленная стоимость, созданная и реализованная в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также импорта товаров. НДС не взимается с медицинских и стоматологических услуг, медикаментов, медицинских товаров и оборудования; социальных услуг, предоставляемых центрами дневного ухода и домами для престарелых; образовательных, научных и культурных услуг, предоставляемых соответствующими организациями; почтовых услуг (кроме пересылки посылок), страховых и банковских услуг (в соответствии с перечнем, установленным Правительством Литовской Республики). НДС не взимается также с операций по купле-продаже ценных бумаг. От уплаты НДС освобождаются предприятия, зарегистрированные в свободных экономических зонах.

НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет юридическими лицами, организациями без статуса юридического лица, подразделениями иностранных предприятий и организаций, осуществляющими деятельность на территории Литвы, а также физическими лицами. Обязаны зарегистрироваться в качестве плательщика НДС лица, чей годовой доход от реализации товаров и услуг превышает 29000 евро. Лица с доходом менее 29000 евро не обязаны регистрироваться в качестве плательщиков НДС.

Лица, годовой доход которых превышает 29000 евро, вправе зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС и рассчитывать и уплачивать суммы НДС в государственный бюджет начиная со следующего месяца после месяца регистрации. НДС на операции по импорту взимается по ставке 19% согласно порядку уплаты таможенной пошлины.

- товары, импортируемые в качестве помощи (в порядке и в случаях, установленных правительством республики);

- товары, импортируемые частными лицами, в объеме, не превышающем установленный предел;

- товары, импортируемые иностранными посольствами, консульствами и международными организациями;

- иные товары согласно положениям законодательства Литовской Республики.

Согласно статье 25 Закона Литовской Республики о НДС нулевая ставка НДС для операций по экспорту применяется в следующих случаях:

- экспорт товаров, в том числе товаров, временно ввезенных для переработки, и произведенных из них товаров, которые были вновь вывезены за границу Литвы;

- международная перевозка пассажиров и (или) грузов (включая дополнительные услуги - погрузку, разгрузку и пр., связанные с международной перевозкой грузов), а также посреднические услуги, если они связаны с оказанием перечисленных выше услуг;

- определенные услуги туристических агентств;

- предоставление, комплектование, ремонт, эксплуатация и аренда средств воздушного и водного транспорта для перевозки пассажиров и грузов по международным маршрутам;

- помещение товаров под режим таможенного склада, в магазин беспошлинной торговли, в свободную экономическую зону и в свободный склад;

- непосредственная оплата иностранными резидентами товаров и услуг, связанных с производством товаров для экспорта и реэкспорта [3, с.270].

Нулевая ставка НДС применяется к следующим услугам:

- услугам, связанным с недвижимым имуществом, создаваемым (или намечаемым к созданию) за пределами Литвы; услугам агентов и оценщиков, подрядчиков, проектировщиков, архитекторов, технического строительного надзора и пр.;

- услугам, оказываемым за пределами Литвы, в сфере искусства, культуры, науки, спорта, обучения и образования, а также оказываемым за пределами Литвы услугам по обслуживанию движимого имущества;

- услугам по передаче авторских и сопутствующих прав, исключительных прав на использование патента, промышленного образца и модели, торговой марки, а также консультационным, юридическим, аудиторским, бухгалтерским, рекламным услугам, услугам по исследованию рынка, обеспечению связи, созданию программного обеспечения и посредническим услугам (связанным с оказанием вышеперечисленных услуг) - при условии, что услуга оказывается иностранному юридическому лицу;

- услугам по аренде движимого имущества, финансовой аренде (так называемому лизингу) движимого имущества, если услуга оказывается иностранному юридическому лицу, и при условии представления арендодателем документов, подтверждающих, что имущество будет использоваться за пределами Литвы.

Плательщик НДС, желающий применить нулевую ставку НДС, должен иметь документы, подтверждающие, что товары признаны экспортированными в соответствии с правилами, установленными Таможенным управлением Министерства финансов Республики Беларусь.

Акцизный сбор в Литве уплачивается юридическими и физическими лицами, являющимися производителями и (или) импортерами товаров, облагаемых акцизным сбором. Исключением является уплата акцизного сбора со сжиженного газа для автомобилей, в этом случае акциз уплачивается продавцом сжиженного газа. Предприятия, зарегистрированные в свободной экономической зоне, освобождаются от уплаты акцизного сбора.

В соответствии с законом о налоге на прибыль прибыль и (или) доход литовского налогоплательщика (т.е. юридического лица, зарегистрированного в порядке, установленном литовским законодательством) и иностранного налогоплательщика облагается налогом на прибыль. Литовские налогоплательщики уплачивают налог на прибыль с прибылей и (или) доходов, полученных от деятельности в любой стране мира. Иностранные налогоплательщики (нерезиденты) уплачивают налог на прибыль с прибылей и (или) доходов, полученных от деятельности на территории Литвы [1, с.454].

Общая ставка налога на прибыль предприятий (за исключением сельскохозяйственных) с 2009 г. - 20%. Нулевая ставка применяется налогоплательщиками, выпускающими сельскохозяйственную продукцию и оказывающими специализированные услуги предприятиям сельского хозяйства, но лишь в том случае, если указанные виды деятельности налогоплательщика приносят более 50% прибыли компании. Ставка 13% применяется всеми налогоплательщиками, прибыль которых за налоговый период не превышает 500000 литов (144810 евро), а число работников не превышает 10 человек. Дополнительные льготы предоставляются налогоплательщикам, зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую деятельность в свободных экономических зонах.

Вновь созданные юридические лица освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первого налогового периода. Однако во втором налоговом периоде налогоплательщики, выбравшие схему авансовых платежей исходя из результатов деятельности за прошлый год, начинают их перечисление с десятого месяца налогового периода. Если сумма дохода за предыдущий налоговый год не превысила 29000 евро, налогоплательщик не обязан в текущем налогвоом году уплачивать налог на прибыль в авансовом порядке.

Налогоплательщик обязан подать налоговые декларации по налогу на прибыль за последний календарный год (налоговый период) не позднее 1 октября последующего года (т.е. первого числа десятого месяца следующего налогового периода). Если сумма налога, исчисленная в налоговой декларации, превышает сумму, уплаченную в течение налогового периода, - налогоплательщик обязан не позднее последнего дня срока подачи налоговой декларации уплатить разницу в указанных суммах. Если сумма налога, исчисленная в налоговой декларации, меньше суммы, уплаченной в течение налогового периода, налогоплательщику возмещается разница.

Ставка 10% применяется к прибыли (без каких бы то ни было вычетов) иностранного юридического лица, полученной от реализации (продажи, передачи, сдачи в аренду и финансовую аренду) недвижимого по своей природе имущества, расположенного на территории Литвы. Иностранное юридическое лицо, получившее прибыль от такой реализации, имеет право обратиться в местный налоговый орган с заявлением о перерасчете суммы налога на прибыль, которая уже была исчислена и уплачена. Проценты по кредитам также облагаются налогом на дивиденды по ставке 10%. Прибыль, полученная в виде процента на депозиты и субординационные займы, отвечающие критериям, установленным нормативно-правовыми актами Литовского банка, налогами не облагается. Проценты по государственным ценным бумагам, размещенные на международном фондовом рынке, также не облагаются налогами. Проценты по кредитам, предоставленным литовским юридическим лицам иностранными банками и международными финансовыми организациями, включенными в одобренный министром финансов перечень, облагаются налогом по ставке 10% с 1 января 2003 г. Дивиденды, полученные и выплаченные литовскими юридическими лицами, а также иной доход, полученный в результате распределения прибыли, облагаются налогом по ставке 20%. При условии, что литовское юридическое лицо обладает не менее чем 10% голосующих акций (уставного капитала) литовского или иностранного юридического лица, дивиденды, получаемые им непрерывно в течение не менее чем 12 месяцев, не облагаются налогом на прибыль. Однако это положение не применяется в случае, если налогооблагаемая прибыль литовского юридического лица, выплачивающего дивиденды, не облагается налогом.

Литва подписала соглашения об избежании двойного налогообложения с Арменией, Беларусью, Германией, Данией, Ирландией, Исландией, Италией, Канадой, Китаем, Казахстаном, Латвией, Молдовой, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Словакией, Словенией, США, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией [7, с.39].

Если соответствующие льготы не предусмотрены договором об избежании двойного налогообложения, литовские юридические лица могут получить налоговый кредит по иностранным налогам, уплаченным с полученной за границей прибыли. В целях налогообложения в Литве все компании рассматриваются как отдельные и независимые субъекты налогообложения, поэтому подача консолидированных налоговых деклараций не предусмотрена. Физическое лицо признается резидентом, если оно находится на территории более 183 дней в рамках любого 12-месячного периода, начинающегося или заканчивающегося в течение соответствующего налогового года, или если это лицо имеет постоянное место жительство в Литве. Все литовские резиденты обязаны уплачивать подоходный налог по различным ставкам в зависимости от вида источника дохода. Нерезиденты уплачивают подоходный налог с дохода, полученного на территории Литвы. Юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность в свободной экономической зоне, имеют право на налоговую льготу по налогу на прибыль в размере 80% в течение первых пяти лет с момента регистрации и на налоговую льготу по тому же налогу в размере 50% в течение последующих пяти лет.

Юридические лица, 30% капитала которых принадлежат иностранному инвестору (инвесторам), вложившему не менее 1 млн. долларов, имеют право на налоговую льготу по налогу на прибыль в течение первых пяти лет с момента регистрации и на налоговую льготу по тому же налогу в размере 50% в течение последующих десяти лет.

Важно отметить изменения, произошедшие в 2009 г. в экономике Литовской Республики и затронувшие в первую очередь сферу налогообложения.

Сейм Литвы утвердил "антикризисный" бюджет на 2010 г., а под него "переписал" большинство налогов. Среди самых важных изменений, которые вступили в силу с 1 января 2010 г., - увеличение налога на прибыль с 15% до 20%, повышение ставки НДС с 18% до 19% и одновременная отмена большинства льгот по нему. Повысились акцизы на сигареты, алкоголь и горючее. Подоходный налог снизился с 24% до 21%.

Правительство планирует также с середины нынешнего года ввести налог на автомобили, которые принадлежат как компаниям, так и частным лицам. Правительство одобрило снижение ставки подоходного налога с населения до 15%. Однако кроме подоходного налога с населения теперь уплачивается самостоятельный 6-процентный взнос страхования здоровья. Распределенная прибыль (дивиденды) будет облагаться 20-процентным подоходным налогом.

Не облагаемый налогами размер доходов (далее - ННРД) будет распространяться только на лиц, получающих низкие доходы. Годовой ННРД не может быть выше 5640 литов или 470 литов в месяц. Такая сумма не будет облагаться налогом, если годовой доход жителя не превысит 9600 литов (800 литов в месяц). С ростом доходов ННРД последовательно уменьшается и не распространяется на месячные доходы, превышающие 3150 литов [1, с.457].

Также в Литве решили отказаться от подоходного налога на льготные проценты с кредита, взятого на строительство или приобретение жилья.

С начала 2010 г. предусмотрено отказаться от применяемых в настоящее время, а также от еще не вступивших в силу льготных ставок НДС. Исключением пока стали только льготы на компенсируемые государством лекарства и медицинские средства, отказаться от которых планируется с июля 2010 г. С сентября запланировано отказаться от льгот по НДС на отопление и горячую воду.

Какова цель же таких радикальных изменений в налоговой системе?

Литовское правительство надеется, что в результате всех вышеперечисленных изменений государственный бюджет получит свыше 930 млн. литов дополнительных доходов, из них почти половина суммы - за счет отказа от льгот.

Вместе с проектом бюджета представлены поправки к некоторым другим налоговым законам (налог на нефть и газ, налог на игры и лотереи, налог на право доверия пользоваться государственным имуществом). Благодаря этому в госбюджет должно поступить около 90 млн. литов дополнительных доходов.

Список использованной литературы

1. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Москва.: Гелиос АРВ, 2010. - 588 с.

2. Комиссарова И.П., Марель М.Б. Экспорт, импорт: учет и налоги. Москва.: Налог Инфо, 2007. - 232 с.

3. Маслов Б.Г., Попова Л.В., Дрожжина И.А. Налоговые системы зарубежных стран. Москва.: Дело и сервис, 2008. - 368 с.

4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Москва.: Инфра-М, 2009. - 520 с.

6. Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности. Санкт-Петербург.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 320 с.

7. Ржаницына В.С. Учет и налогообложение операций с иностранными контрагентами. Москва.: Бухгалтерский учет, 2009. - 184 с.

8. Черник Д.Г., Балакин В.В., Кирина Л.С. Налоговое консультирование. Москва.: Экономика, 2009. - 439 с.

9. Шевчук Д.А. Оффшоры: инструменты налоговой планирования. Москва.: ГроссМедиа Российский бухгалтер (РОСБУХ), 2008. - 200 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!