Налогообложение в Литовской республике
СОДЕРЖАНИЕ
Налогообложение
в Литовской Республике
Список использованной литературы
1.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Литва, входившая ранее в числе других союзных
республик в состав Советского Союза, расположена на восточном побережье
Балтийского моря и является ближайшим западным соседом нашего государства. В
сентябре 1991 г. Литва получила независимость, тогда же республика стала членом
ООН. 1 мая 2004 г. Литва вступила в Европейский союз и в НАТО.
После провозглашения независимости большинство
промышленных предприятий республики, созданных во времена существования СССР,
оказались в сложной экономической ситуации, потеряв производственные связи, и
многие из них были закрыты.
Сегодня основу промышленности Литвы составляют 580
предприятий в области энергетики, машиностроения и металлообработки, а также
химии. Поскольку значительная территория республики занята лесными массивами,
хорошо развита лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Валовой внутренний продукт Литвы в 2009 г. составил
32329,3 млн. евро (в расчете на одного жителя - 9613 евро) и по сравнению с 2008
г. увеличился на 3,2%.
Спектр организационно-правовых форм предприятий,
существующих в Литве, представлен следующими их видами:
- Akcine Bendrove - Открытая акционерная компания с
ограниченной ответственностью;
- Uzdaroji Akcine Bendrove - Закрытая акционерная
компания с ограниченной ответственностью;
- Tikroji Ukine Bendrija - Партнерство с
неограниченной ответственностью;
- Komanditine Ukine Bendrija - Партнерство с
ограниченной ответственностью;
- Zemes Ukio Bendrove - Сельскохозяйственная
компания с ограниченной ответственностью;
- Valstybine Imone - Государственное предприятие;
- Savivaldybes Imone - Муниципальное предприятие;
- Kooperatine Bendrove - Кооператив;
- Personaline Imone - Частный предприниматель;
- Branch - Филиал иностранной компании;
Налогообложение в Литве производится в соответствии
с законом о налоговом регулировании, а также рядом законов об отдельных видах
налогов и сборов.
Главным налоговым органом Литовской Республики
является Государственная налоговая инспекция. Налог на пользование
государственными природными ресурсами, налог на пользование нефтегазовыми
ресурсами, а также налог на загрязнение окружающей среды взимаются
Министерством по вопросам окружающей среды.
Основные виды налогов и сборов:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизный сбор;
- подоходный налог;
- налог на прибыль юридических лиц;
- налог на недвижимое имущество предприятий и
организаций;
- земельный налог;
- налог на пользование государственными природными
ресурсами;
- налог на пользование нефтегазовыми ресурсами;
- налог на аренду государственных земель и водных
объектов.
К косвенным налогам относится налог на добавленную
стоимость, общая ставка которого составляет 19%.
Особые ставки по НДС применяются на:
- услуги по отоплению - 9%;
- услуги маршрутного пассажирского транспорта - 5%;
- экспортные операции - 0% [1, с.446].
В соответствии с законом о НДС, объектом
налогообложения для этого налога является добавленная стоимость, созданная и
реализованная в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания
услуг, а также импорта товаров. НДС не взимается с медицинских и
стоматологических услуг, медикаментов, медицинских товаров и оборудования;
социальных услуг, предоставляемых центрами дневного ухода и домами для
престарелых; образовательных, научных и культурных услуг, предоставляемых
соответствующими организациями; почтовых услуг (кроме пересылки посылок),
страховых и банковских услуг (в соответствии с перечнем, установленным
Правительством Литовской Республики). НДС не взимается также с операций по
купле-продаже ценных бумаг. От уплаты НДС освобождаются предприятия,
зарегистрированные в свободных экономических зонах.
НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет
юридическими лицами, организациями без статуса юридического лица,
подразделениями иностранных предприятий и организаций, осуществляющими
деятельность на территории Литвы, а также физическими лицами. Обязаны
зарегистрироваться в качестве плательщика НДС лица, чей годовой доход от
реализации товаров и услуг превышает 29000 евро. Лица с доходом менее 29000
евро не обязаны регистрироваться в качестве плательщиков НДС.
Лица, годовой доход которых превышает 29000 евро,
вправе зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС и рассчитывать и
уплачивать суммы НДС в государственный бюджет начиная со следующего месяца
после месяца регистрации. НДС на операции по импорту взимается по ставке 19%
согласно порядку уплаты таможенной пошлины.
- товары, импортируемые в качестве помощи (в порядке
и в случаях, установленных правительством республики);
- товары, импортируемые частными лицами, в объеме,
не превышающем установленный предел;
- товары, импортируемые иностранными посольствами,
консульствами и международными организациями;
- иные товары согласно положениям законодательства
Литовской Республики.
Согласно статье 25 Закона Литовской Республики о НДС
нулевая ставка НДС для операций по экспорту применяется в следующих случаях:
- экспорт товаров, в том числе товаров, временно
ввезенных для переработки, и произведенных из них товаров, которые были вновь
вывезены за границу Литвы;
- международная перевозка пассажиров и (или) грузов
(включая дополнительные услуги - погрузку, разгрузку и пр., связанные с
международной перевозкой грузов), а также посреднические услуги, если они
связаны с оказанием перечисленных выше услуг;
- определенные услуги туристических агентств;
- предоставление, комплектование, ремонт,
эксплуатация и аренда средств воздушного и водного транспорта для перевозки
пассажиров и грузов по международным маршрутам;
- помещение товаров под режим таможенного склада, в
магазин беспошлинной торговли, в свободную экономическую зону и в свободный
склад;
- непосредственная оплата иностранными резидентами
товаров и услуг, связанных с производством товаров для экспорта и реэкспорта
[3, с.270].
Нулевая ставка НДС применяется к следующим услугам:
- услугам, связанным с недвижимым имуществом,
создаваемым (или намечаемым к созданию) за пределами Литвы; услугам агентов и
оценщиков, подрядчиков, проектировщиков, архитекторов, технического
строительного надзора и пр.;
- услугам, оказываемым за пределами Литвы, в сфере
искусства, культуры, науки, спорта, обучения и образования, а также оказываемым
за пределами Литвы услугам по обслуживанию движимого имущества;
- услугам по передаче авторских и сопутствующих
прав, исключительных прав на использование патента, промышленного образца и
модели, торговой марки, а также консультационным, юридическим, аудиторским,
бухгалтерским, рекламным услугам, услугам по исследованию рынка, обеспечению
связи, созданию программного обеспечения и посредническим услугам (связанным с
оказанием вышеперечисленных услуг) - при условии, что услуга оказывается
иностранному юридическому лицу;
- услугам по аренде движимого имущества, финансовой
аренде (так называемому лизингу) движимого имущества, если услуга оказывается
иностранному юридическому лицу, и при условии представления арендодателем
документов, подтверждающих, что имущество будет использоваться за пределами
Литвы.
Плательщик НДС, желающий применить нулевую ставку
НДС, должен иметь документы, подтверждающие, что товары признаны
экспортированными в соответствии с правилами, установленными Таможенным
управлением Министерства финансов Республики Беларусь.
Акцизный сбор в Литве уплачивается юридическими и
физическими лицами, являющимися производителями и (или) импортерами товаров,
облагаемых акцизным сбором. Исключением является уплата акцизного сбора со
сжиженного газа для автомобилей, в этом случае акциз уплачивается продавцом
сжиженного газа. Предприятия, зарегистрированные в свободной экономической
зоне, освобождаются от уплаты акцизного сбора.
В соответствии с законом о налоге на прибыль прибыль
и (или) доход литовского налогоплательщика (т.е. юридического лица, зарегистрированного
в порядке, установленном литовским законодательством) и иностранного
налогоплательщика облагается налогом на прибыль. Литовские налогоплательщики
уплачивают налог на прибыль с прибылей и (или) доходов, полученных от
деятельности в любой стране мира. Иностранные налогоплательщики (нерезиденты)
уплачивают налог на прибыль с прибылей и (или) доходов, полученных от
деятельности на территории Литвы [1, с.454].
Общая ставка налога на прибыль предприятий (за
исключением сельскохозяйственных) с 2009 г. - 20%. Нулевая ставка применяется
налогоплательщиками, выпускающими сельскохозяйственную продукцию и оказывающими
специализированные услуги предприятиям сельского хозяйства, но лишь в том
случае, если указанные виды деятельности налогоплательщика приносят более 50%
прибыли компании. Ставка 13% применяется всеми налогоплательщиками, прибыль
которых за налоговый период не превышает 500000 литов (144810 евро), а число
работников не превышает 10 человек. Дополнительные льготы предоставляются
налогоплательщикам, зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую
деятельность в свободных экономических зонах.
Вновь созданные юридические лица освобождаются от
уплаты налога на прибыль в течение первого налогового периода. Однако во втором
налоговом периоде налогоплательщики, выбравшие схему авансовых платежей исходя
из результатов деятельности за прошлый год, начинают их перечисление с десятого
месяца налогового периода. Если сумма дохода за предыдущий налоговый год не
превысила 29000 евро, налогоплательщик не обязан в текущем налогвоом году
уплачивать налог на прибыль в авансовом порядке.
Налогоплательщик обязан подать налоговые декларации
по налогу на прибыль за последний календарный год (налоговый период) не позднее
1 октября последующего года (т.е. первого числа десятого месяца следующего
налогового периода). Если сумма налога, исчисленная в налоговой декларации,
превышает сумму, уплаченную в течение налогового периода, - налогоплательщик
обязан не позднее последнего дня срока подачи налоговой декларации уплатить
разницу в указанных суммах. Если сумма налога, исчисленная в налоговой
декларации, меньше суммы, уплаченной в течение налогового периода,
налогоплательщику возмещается разница.
Ставка 10% применяется к прибыли (без каких бы то ни
было вычетов) иностранного юридического лица, полученной от реализации
(продажи, передачи, сдачи в аренду и финансовую аренду) недвижимого по своей
природе имущества, расположенного на территории Литвы. Иностранное юридическое
лицо, получившее прибыль от такой реализации, имеет право обратиться в местный
налоговый орган с заявлением о перерасчете суммы налога на прибыль, которая уже
была исчислена и уплачена. Проценты по кредитам также облагаются налогом на
дивиденды по ставке 10%. Прибыль, полученная в виде процента на депозиты и
субординационные займы, отвечающие критериям, установленным
нормативно-правовыми актами Литовского банка, налогами не облагается. Проценты
по государственным ценным бумагам, размещенные на международном фондовом рынке,
также не облагаются налогами. Проценты по кредитам, предоставленным литовским
юридическим лицам иностранными банками и международными финансовыми
организациями, включенными в одобренный министром финансов перечень, облагаются
налогом по ставке 10% с 1 января 2003 г. Дивиденды, полученные и выплаченные
литовскими юридическими лицами, а также иной доход, полученный в результате
распределения прибыли, облагаются налогом по ставке 20%. При условии, что
литовское юридическое лицо обладает не менее чем 10% голосующих акций
(уставного капитала) литовского или иностранного юридического лица, дивиденды,
получаемые им непрерывно в течение не менее чем 12 месяцев, не облагаются
налогом на прибыль. Однако это положение не применяется в случае, если
налогооблагаемая прибыль литовского юридического лица, выплачивающего
дивиденды, не облагается налогом.
Литва подписала соглашения об избежании двойного налогообложения
с Арменией, Беларусью, Германией, Данией, Ирландией, Исландией, Италией,
Канадой, Китаем, Казахстаном, Латвией, Молдовой, Нидерландами, Норвегией,
Польшей, Португалией, Румынией, Словакией, Словенией, США, Турцией,
Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией,
Швецией, Эстонией [7, с.39].
Если соответствующие льготы не предусмотрены
договором об избежании двойного налогообложения, литовские юридические лица
могут получить налоговый кредит по иностранным налогам, уплаченным с полученной
за границей прибыли. В целях налогообложения в Литве все компании
рассматриваются как отдельные и независимые субъекты налогообложения, поэтому
подача консолидированных налоговых деклараций не предусмотрена. Физическое лицо
признается резидентом, если оно находится на территории более 183 дней в рамках
любого 12-месячного периода, начинающегося или заканчивающегося в течение
соответствующего налогового года, или если это лицо имеет постоянное место
жительство в Литве. Все литовские резиденты обязаны уплачивать подоходный налог
по различным ставкам в зависимости от вида источника дохода. Нерезиденты
уплачивают подоходный налог с дохода, полученного на территории Литвы.
Юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую
деятельность в свободной экономической зоне, имеют право на налоговую льготу по
налогу на прибыль в размере 80% в течение первых пяти лет с момента регистрации
и на налоговую льготу по тому же налогу в размере 50% в течение последующих
пяти лет.
Юридические лица, 30% капитала которых принадлежат
иностранному инвестору (инвесторам), вложившему не менее 1 млн. долларов, имеют
право на налоговую льготу по налогу на прибыль в течение первых пяти лет с
момента регистрации и на налоговую льготу по тому же налогу в размере 50% в
течение последующих десяти лет.
Важно отметить изменения, произошедшие в 2009 г. в
экономике Литовской Республики и затронувшие в первую очередь сферу
налогообложения.
Сейм Литвы утвердил "антикризисный" бюджет
на 2010 г., а под него "переписал" большинство налогов. Среди самых
важных изменений, которые вступили в силу с 1 января 2010 г., - увеличение
налога на прибыль с 15% до 20%, повышение ставки НДС с 18% до 19% и
одновременная отмена большинства льгот по нему. Повысились акцизы на сигареты,
алкоголь и горючее. Подоходный налог снизился с 24% до 21%.
Правительство планирует также с середины нынешнего
года ввести налог на автомобили, которые принадлежат как компаниям, так и
частным лицам. Правительство одобрило снижение ставки подоходного налога с
населения до 15%. Однако кроме подоходного налога с населения теперь
уплачивается самостоятельный 6-процентный взнос страхования здоровья.
Распределенная прибыль (дивиденды) будет облагаться 20-процентным подоходным
налогом.
Не облагаемый налогами размер доходов (далее - ННРД)
будет распространяться только на лиц, получающих низкие доходы. Годовой ННРД не
может быть выше 5640 литов или 470 литов в месяц. Такая сумма не будет
облагаться налогом, если годовой доход жителя не превысит 9600 литов (800 литов
в месяц). С ростом доходов ННРД последовательно уменьшается и не
распространяется на месячные доходы, превышающие 3150 литов [1, с.457].
Также в Литве решили отказаться от подоходного
налога на льготные проценты с кредита, взятого на строительство или
приобретение жилья.
С начала 2010 г. предусмотрено отказаться от
применяемых в настоящее время, а также от еще не вступивших в силу льготных
ставок НДС. Исключением пока стали только льготы на компенсируемые государством
лекарства и медицинские средства, отказаться от которых планируется с июля 2010
г. С сентября запланировано отказаться от льгот по НДС на отопление и горячую
воду.
Какова цель же таких радикальных изменений в
налоговой системе?
Литовское правительство надеется, что в результате
всех вышеперечисленных изменений государственный бюджет получит свыше 930 млн.
литов дополнительных доходов, из них почти половина суммы - за счет отказа от
льгот.
Вместе с проектом
бюджета представлены поправки к некоторым другим налоговым законам (налог на нефть
и газ, налог на игры и лотереи, налог на право доверия пользоваться
государственным имуществом). Благодаря этому в госбюджет должно поступить около
90 млн. литов дополнительных доходов.
Список использованной литературы
1. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т.,
Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Москва.: Гелиос АРВ, 2010. -
588 с.
2. Комиссарова И.П., Марель М.Б.
Экспорт, импорт: учет и налоги. Москва.: Налог Инфо, 2007. - 232 с.
3. Маслов Б.Г., Попова Л.В.,
Дрожжина И.А. Налоговые системы зарубежных стран. Москва.: Дело и сервис, 2008.
- 368 с.
4. Миляков Н.В. Налоги и
налогообложение. Москва.: Инфра-М, 2009. - 520 с.
6. Погорлецкий А.И. Налоговое
планирование внешнеэкономической деятельности. Санкт-Петербург.: Изд-во
Михайлова В.А., 2006. - 320 с.
7. Ржаницына В.С. Учет и
налогообложение операций с иностранными контрагентами. Москва.: Бухгалтерский
учет, 2009. - 184 с.
8. Черник Д.Г., Балакин В.В.,
Кирина Л.С. Налоговое консультирование. Москва.: Экономика, 2009. - 439 с.
9. Шевчук Д.А. Оффшоры: инструменты
налоговой планирования. Москва.: ГроссМедиа Российский бухгалтер (РОСБУХ),
2008. - 200 с.