Разграничение полномочий финансовых органов
Задание № 1
Условие
задачи:
Изобразите в
виде таблицы основные полномочия следующих органов: Федеральная налоговая
служба РФ; Федеральная служба страхового надзора РФ; Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора РФ; Федеральная служба по финансовому мониторингу
РФ; Федеральное Казначейство РФ. Сделайте выводы, какие функции этих органов
дублируют друг друга.
Решение:
Название органа
|
Полномочия:
|
1. Федеральная
налоговая служба РФ
|
1.осуществляет контроль
и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением
требований к контрольно-кассовой технике, полнотой учета выручки денежных
средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проведением
лотерей.
2.выдает в
установленном порядке лицензии (разрешения), в том числе на производство,
хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, оптовую
реализацию алкогольной продукции; производство табачных изделий; проведение
всероссийских лотерей.
3.ведет учет всех
налогоплательщиков, различные реестры выданных, приостановленных и
аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию
этилового спирта, алкогольной продукции, на производство табачных изделий и
прочее.
4.ведет единые
государственные реестров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и
налогоплательщиков также осуществляет Федеральная налоговая служба.
5. принимает решения об
изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
6. устанавливает формы
всевозможных документов в своей сфере деятельности (налоговые уведомления,
требования об уплате налога, заявление, уведомление, свидетельство о
постановке на учет в налоговом органе и прочее).
7.осуществляет в
установленном порядке проверки деятельности юридических, физических лиц,
крестьянских (фермерских) хозяйств.
|
2. Федеральная служба
страхового надзора РФ
|
а) принятие решений о
выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении,
приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
б) выдача и отзыв
квалификационных аттестатов;
в) ведение единого государственного
реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового
дела;
г) осуществление
контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового
законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
д)осуществление
контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых
принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности
или об их ликвидации;
е) получение, обработка
и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
ж) выдача предписаний
субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового
законодательства;
з) обращение в случаях,
предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела
- юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим
лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
и) обобщение практики
страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке
предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего
осуществление страхового надзора.
|
3. Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора РФ
|
1. осуществляет
контроль и надзор:
1.1. за использованием
средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а
также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
1.2. за соблюдением
резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных
бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов
органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за
соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
1.3. за соблюдением
требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями
финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской
Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
1.4. за исполнением
органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления законодательства Российской Федерации о
финансово-бюджетном контроле и надзоре;
2. осуществляет функции
главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу
функций;
3. осуществляет прием
граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок;
4. осуществляет в
рамках своей компетенции производство по делам об административных
правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
О должностных лицах
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять
протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях;
5. представляет в
установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской
Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6. обеспечивает
мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию
деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной
подготовке;
7. организует
профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение
квалификации и стажировку;
8. осуществляет в
установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной
документированной информации в установленной сфере деятельности;
9. обеспечивает
соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности
Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую,
налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной
информации;
10. осуществляет в
соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в
процессе деятельности Службы;
11. в установленном
порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
12. проводит в
установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для нужд Службы;
13. осуществляет иные
функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации;
14. в целях реализации
полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора имеет право:
14.1. проверять в
организациях, получающих средства федерального бюджета, средства
государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих
материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в
организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета,
гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных
ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского
учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие,
сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг,
материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения
должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по
вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии
документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
14.2. проводить в
организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации
денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей,
документов и данных с соответствующими записями, документами и данными
проверяемой организации (встречная проверка);
14.3. направлять в
проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения
представления или обязательные к исполнению предписания по устранению
выявленных нарушений;
14.4. осуществлять
контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями
и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в
финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения
средств;
14.5. запрашивать и
получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к
компетенции Службы вопросам;
14.6. заказывать
проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также
научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере
деятельности;
14.7. привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной
сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
14.8. давать
юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к
компетенции Службы;
14.9. осуществлять
контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных
организаций;
14.10. создавать
совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в
установленной сфере деятельности;
14.11. разрабатывать и
утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных
инспекторов.
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере
деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев,
устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации, а также управление государственным
имуществом и оказание платных услуг.
|
4. Федеральная служба
по финансовому мониторингу РФ
|
1. осуществляет
контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований
законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого
законодательства;
2. осуществляет сбор,
обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами
или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
3. осуществляет
проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с
денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения
по представленной информации;
4. выявляет признаки,
свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или
иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансированием терроризма;
5. осуществляет в
соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма контроль за операциями (сделками) с денежными
средствами или иным имуществом;
6. получает, в том
числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по
вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о
частной жизни граждан);
7. ведет учет
организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным
имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
8. формирует перечень
организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их
участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
9. издает в
соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций
с денежными средствами или иным имуществом;
10. разрабатывает и
проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской
Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма;
11. принимает в
пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации,
решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или
лица без гражданства в Российской Федерации;
|
5. Федеральное
Казначейство РФ
|
1. доводит до главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета
показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы
финансирования;
3. открываете в
Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по
учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с
законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов
федерального бюджета;
4. открывает и ведет
лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств
федерального бюджета;
5. ведет сводный реестр
главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального
бюджета;
6. ведет учет
показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных
обязательств и их изменений;
7. составляет и
представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную
информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об
исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
8. получает в
установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных
внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые
для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета Российской Федерации;
9. осуществляет
распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
10. осуществляет
прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
11. осуществляет
управление операциями на едином счете федерального бюджета;
12. осуществляет в
установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
13. обеспечивает
проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов
бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в
установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
14. осуществляет
предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального
бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств
федерального бюджета;
15. осуществляет
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает
разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в
рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
16. обобщает практику
применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере
деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации
предложения по его совершенствованию;
17. осуществляет
функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию
возложенных на него функций;
18. обеспечивает в
пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
19. обеспечивает
своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним
решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством
Российской Федерации срок;
20. обеспечивает
мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
21. организует
профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их
переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
22. осуществляет в
соответствии с законодательством Российской Федерации работу по
комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
23. взаимодействует в
установленном порядке с органами государственной власти иностранных
государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
24. проводит в
установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для
нужд Федерального казначейства, а также на проведение
научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере
деятельности;
25. осуществляет иные
функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены
федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации.
|
Вывод:
некоторое дублирование функций прослеживается у Федерального Казначейства РФ и
Федеральной службы по финансовому мониторингу в рамках полномочий по кассовым
операциям с денежными средствами, и у Федерального Казначейства РФ и
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ в рамках полномочий по
контролю за исполнением бюджета и распределением аккумулированных средств.
Задание № 2
Условие задачи:
Рассчитайте
доходы консолидированного бюджета субъекта РФ, если на территории субъекта было
собрано:
- НДС - 50
млрд. рублей;
налог на
прибыль организаций – 23 млрд. рублей;
налог на
игорный бизнес – 7 млрд. рублей;
налог на
имущество физических лиц – 10 млн. рублей;
налог на
доходы физических лиц – 15 млрд. рублей.
Решение:
Так как НДС,
налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц относятся к
федеральным, то в составе доходов консолидированного бюджета субъекта РФ они не
числятся. Налог на имущество физических лиц в настоящий момент не существует,
будем считать, что нам дано значение налога на имущество организаций, который
вместе с налогом на игорный бизнес относится к региональным.
Таким
образом,
Доходы
консолидированного бюджета субъекта РФ =7 млрд. рублей+10 млн. рублей =
7010000000 рублей.
Ответ:
Доходы
консолидированного бюджета субъекта РФ составят 7010000000 рублей.
Задание 3
Децентрализованные
денежные фонды:
А.
амортизационный фонд
Б.
стабилизационный фонд государства
В. фонд
социального страхования РФ
Г. фонды
обязательного медицинского страхования
Д. А и Б
Правильный
ответ: Г. фонды обязательного медицинского страхования
Остальные
фонды являются централизованными согласно выполняемым ими функциям.
Особенности
государственных финансов:
А. не связаны
с процессом перераспределения первичных доходов экономических субъектов
Б. имеют
возвратный характер
В.
вероятностный характер отношений
Г. связаны с
формированием децентрализованных денежных фондов
Д.
нормативный характер данных отношений
Правильный
ответ: Г. связаны с формированием децентрализованных денежных фондов.
Остальные
функции не являются особенными и исключительными для государственных финансов,
они присущи также, например, муниципальным финансам.
3. Методами
финансового воздействия на развитие общества являются:
А. финансовое
обеспечение
Б. финансовое
прогнозирование
В. финансовое
регулирование
Г. финансовое
управление
Д. А и В
Е. В и Г
Правильный
ответ: Е. В и Г.
Финансовой
прогнозирование и обеспечение являются соответственно предпосылкой и
следствием, но никак не методами финансового воздействия на развитие общества.
4. К числу
основных полномочий Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ относится:
А. проведение
аттестации страховых актуариев
Б. контроль
за соблюдением валютного законодательства
В. издание
постановления о приостановлении операций с денежными средствами или имуществом
Г. ведение
учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета.
Правильный
ответ: В. издание постановления о приостановлении операций с денежными
средствами или имуществом.
5. Что из
перечисленного не является методом финансового контроля:
А.
обследование
Б. проверка
В. мониторинг
Г. экспертиза
Правильный
ответ: Г. экспертиза.
Согласно
классификации видов финансового контроля.
6. В состав
бюджетной системы включаются:
А. бюджеты
государственных внебюджетных фондов
Б. финансы
бюджетных учреждений
В. органы
власти, обладающие бюджетными полномочиями
Г. А и Б
Д.А, Б, В
Правильный
ответ: Д. А, Б, В.
Все,
обозначенное в вариантах ответа, входит в определение состава бюджетной
системы.
7. Прямыми
налогами являются:
А. налог на
прибыль организаций
Б. налог на
добавленную стоимость
В. налог на
имущество организаций
Г. А и В
Д. А и Б
Правильный
ответ: Г. А и В.
Налог на
добавленную стоимость относится к косвенным, а налог на прибыль организаций и
налог на имущество организаций к прямым согласно НК РФ.
8. Из
федерального бюджета финансируются:
А.
национальная оборона
Б. содержание
органов власти РФ
В. содержание
органов власти субъектов РФ
Г.А и Б
Д. А, Б, В
Правильный
ответ: Г.А и Б.
Содержание
органов власти субъектов РФ является объектом финансирования бюджетов
соответствующих субъектов РФ.
9. Изменение
условий займа, касающихся его доходности, называется:
А. конверсия
займа
Б.
консолидация займа
В. унификация
займа
Правильный
ответ: А. конверсия займа.
Исходя из
определения конверсии (изменение) займа.
10. Назовите
пути улучшения использования основных фондов:
А. сокращение
сроков строительства объектов
Б. сокращение
выручки
В. работа в
две-три смены
Г. А и Б
Д. А и В
Правильный
ответ: Г. А и Б.
Работа в
две-три смены не является путем улучшения использования основных фондов, так
как это привет к ускорению их износа и необходимости замены.
Список литературы
1. Дробозина Г.А. Финансы.
Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы и Статистика, 2002. – 358 с.
2. План контрольной и
надзорной работы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2005 год,
утвержденный Министерством финансов РФ 31 декабря 2004 г.
3. Положение о Федеральной
налоговой службе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 сентября 2004 г. N 506)
4. Приказ Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора от 17 ноября 2004 г. N 102
5. Шеремет А.Д. Методика
финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2003.– 329с.