Религиозное учение и этика Канта
Введение
познание
кант религиозный учение
К середине XVIII века
центр философского творчества в Европе перемещается в Германию (до этого,
вплоть до середины столетия, в культурной жизни Запада лидировали Франция и
Англия). Хотя Германия – в экономическом и политическом отношениях – оставалась
по-прежнему страной крайне отсталой, раздробленной, она вышла на передовые
рубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве.
В философии особенно
плодоносным было столетие 1750–1850 гг. Это и есть время, когда творилась
классическая немецкая философия. Основоположником ее был Иммануил Кант (1724–1804).
Центральной фигурой в
развитии новоевропейской философии конца XVIII – начала XIX в. безусловно является немецкий философ Кант. Более того,
имеет смысл и встречающееся деление всей истории европейской философии на
докантовскую и отражает тот действительный сдвиг, который произвело его
творчество
Философия Канта очень проста и бедна внешними событиями. Вся его жизнь прошла в одном городе Кенигсберге (ныне г. Калининград), а научная деятельность – в Кенигсбергском университете, где он прошел путь от студента до
ректора. Первые научные работы Канта относятся к 1746 году, последние были написаны незадолго до смерти. Весь этот почти 60-летний творческий путь биографы Канта делят на два периода: до и после 1770 года. Первый из них принято называть «докритическим», второй – «критическим».
Религиозное
учение
Религиозное учение о назначение человека
покоится на вере в действительное существование
Бога. Однако все попытки доказать это утверждение терпят крах. Натуралистический же взгляд на человека, опирающийся на науку, на опыт, уничтожает саму проблему. Наука
рассматривает мир как пребывающий в пространстве и времени. С этой точки зрения, все, что находится в пространстве и времени, подчинено принципу необходимости, исключающему свободу. Если же свободы нет, то человек – не больше чем автомат, разговор о возможности выбора им
жизненного пути не имеет смысла. Однако натуралистическому воззрению на человека противостоит
простой факт ощущения собственной свободы. Совершив какой-либо поступок, человек чувствует себя
ответственным за него, т. е считает, что поступил по своей воле, без принуждения – свободно.
Кант наталкивается на то, что в метафизической космологии можно одинаково строго обосновать два взаимоисключающих положения – космологические антиномии. Обнаружение последних заставило его, как он сам вспоминал в конце жизни, поставить вопрос о возможности метафизики быть наукой и предпринять критическое
исследование наших познавательных
спосібностей По Канту, наш непосредственный контакт с миром осуществляется через акт созерцания. В созерцании можно выделить
содержание И форму. Содержание созерцания – ощущения – являются результатом действия на нашу способность восприятия чего-то, находящегося за ее пределами чувственного
созерцания. Для обычного человека, его сознание пространство и время вполне реальны, человек не может жить, не считаясь с пространственными и временными отношениями
Теория
познания
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: 1) чувственное познание, 2) рассудок и 3) разум. Исходная посылка на первый взгляд, формулируется материалистически: признается существование внешнего предметного мира (так называемых
вещей-в-себе», воздействующих на наши органы чувств и порождающих наглядные
представления). Предмет эмпирического наглядного представления – это явление; в нем две стороны: 1) его материя, или содержание, которая дается в опыте, и 2) форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок.
Форма – априорна, от опыта не зависит, Т. е. Наховдитя в нашей душе дои независимо от всякого опыта.
Рассудок – это вторая ступень познания. (Первая чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания – категории. Они присущи рассудку изначально. Многообразие явлений накладывается на сеть времени мы ничего
познать не можем. Но именно поэтому категорий, которые придают нашему знанию уже неэмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, Т. е, научный, характер. Научное знание есть знание
категориальное. Это верно, но дальше Кант рассуждает уже как субъективный идеалист; рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их
Единство категорий и познавательная (синтетическая) способность их имеют своим источником, по Канту, не объективное а
трансцендентальное единство самосознания
Сила рассудка – в его синтетической способности. Но эта способность у него не полная, не безграничная. Она ограничена пределами опыта, за эти границы рассудок выйти не может. Однако сам рассудок не знает своих собственных
границ да и знать их не хочет! Он постоянно преступает эти
границы. стремится из мира
явлений (на который только и распространяется его
законодательная власть) проникнуть в мир вещей-в-себе. Но, покинув границы опыта (став, тем самым, уже не рассудком, а разумом), он попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными
Разум – это третья,
высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной
связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно через рассудок. Разум – высшая
ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув
твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа – «да» или «нет» – ни на
один из вопросов мировоззренческого уровня. Имеет ли мир начало во времени и в
пространстве или он бесконечен и вечен? Бессмертна или смертна душа человека?
Существует ли свобода воли или в мире нет никакой свободы, а все совершается по
закону естественней необходимости? Есть бог или нет бога?
Этика
Как и в теории
познания, в этике Кант тоже пытается отыскать априорные, сверхэмпирические
основания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип (закон для всех) общий
закон нравственности возможен и необходим потому настаивает Кант, что в мире
имеется нечто такое, существование чего заключает в себе и высшую цель и высшую
ценность
Кант отклоняет
религиозную мораль: мораль, считает он, не должна зависеть от религии.
Напротив, религия должна определяться требованиями морали. Человек, другими
словами, не потому морален, что верит в Бога, а потому верит в Бога, что это
вытекает как следствие из его нравственности. Но, так или иначе, мораль и вера
открывают, по Канту, для человека вход в тот мир, который закрыт для науки.
Кант прямо заявляет, что вынужден был ограничить место знанию, чтобы освободить
его для веры.
Нравственная воля,
вера, желание – это особая способность человеческой души, существующая наряду
со способностью познания (но отличная от нее). Рассудок выводит нас к природе,
разум (если не теоретический, то практический) – вводит во вневременной,
трансцендентный мир свободы.
Мир природы – мир
феноменальный. Мир свободы – мир умопостигаемый (мир вещей-в-себе). Они так бы
и оставались несоприкасаемыми, чуждыми друг другу, если бы между областями
природы и свободы не был переброшен «мост» – не выявлена была 6ы еще одна
способность души, равно возвышающаяся над первыми двумя и объединяющая их.
Такой способностью является способность суждения (в эстетике – это суждения
вкуса: суждения о прекрасном и возвышенном). Она глубочайшим образом связана со
способностью человека (данной ему культурой) испытывать чувство удовольствия от
соприкосновения с феноменом целесообразности мира – природного и сотворенного
самим человеком. Но последнее – сотворенная целесообразность – есть искусство.
Ему принадлежит величайшая роль – увенчать культуру, преодолеть антиномию
явления и сущности, природы и свободы