Понимание счастья
ЭССЕ
Автор:Виноградова Ю.В.
«Счастье
людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но
общество не основано на этом принципе»
«Для
того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь
не хватать»
К.А.
Гельвеций
Клод Адриан
Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции
Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский
колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После
окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего
дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше
увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в
возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика
налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.
(Интересная
система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему)
автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной
России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков
арестовали и казнили.)
В 1715 году
после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется
в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего
поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время
со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо,
Монтескье, Дидро и др.).
Ещё работая
генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже
после его смерти.
В 1758 году
он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом
произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию,
этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и
приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.
В 1764-1765
годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.
В 1766 году
основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее
известных учёных того времени.
К середине
1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился
опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772
году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была
опубликована и поэма «Счастье».
Кое-что о
счастье
Так как
понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение
весьма трудно.
Определения
могут быть:
-
простейшие
негативные – «не в деньгах счастье»;
-
казуистические
– «счастье есть отсутствие несчастья»;
-
парадоксальные
– «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они
не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не
терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».
(Собрано
бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С
удовольствием перечитала всю повесть.)
Люди
серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к
изучению счастья.
Социология
счастья
основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей.
Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к
человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются
обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости
общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана,
известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие
объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет
научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание,
круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических
условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной
жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут
быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».
(Очень похоже
на работу профессора Выбегало в этом направлении).
Историко-культурная
традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и
анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть
современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к
его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние
«рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической
мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно
просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и
сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его
внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы,
представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны
по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре,
подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному,
естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой
основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том,
что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей
природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан
полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального
становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы,
культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума,
торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало
понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его
проектом идеального человека.
Психология
счастья.
А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней
потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека:
Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в
безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к
определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании
и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в
реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система
дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно.
То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических
потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может
«подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими
уровнями. При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в
способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии
неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если
он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой
связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно
психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые
четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения
потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не
вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их
благотворному влиянию.
Инструментом,
позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается
деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том
числе и научную.
В том же
«Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое
законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло
всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов
новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить
до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя
водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных
степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом,
чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в
воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде
всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже
среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И
они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и
смысл жизни в том же»
Вот с этим я
полностью согласна.
P.S. Когда-то и у нас в
Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общение
с физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческую
тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.
P.P.S. А второй афоризм
Гельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известными
высказываниями наших бывших соотечественников:
·
Если
бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.
·
Имею
возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не
имею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).