Образ "Я" и проблемы идентификации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»
Рузаевский институт машиностроения
(филиал)
Кафедра гуманитарных
дисциплин
Контрольная работа № 2
ФИЛИСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема:
Образ «Я» и
проблемы идентификации
Выполнила: студентка гр.З-405
Ключникова Ю.Б.
Рузаевка 2008
План
Введение
1.Образ
«Я» К. Роджерса
2.Структура
Я-образа
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Что
такое Я? Каждый думает по-разному. Один имеет в виду свое тело, другой – свою
одежду, третий – свои вещи. «Я» - это самая глубокая тайна человека, которая
раскрывается им в отношениях к самому себе.
Сущностно-образующим
фактором отношения человека к самому себе является «самость» индивида. Данная
«самость» отражается в сознании человека в виде образа «Я», которое
обеспечивает внутреннюю индивидуальную целостность. Влияние образа «Я» на
деятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ и
реализацию жизненных практик можно рассматривать как механизм самодетерминации
наряду с другими формами обусловленности ее поведения.
При
всем различии в терминологии, которое имеет место в психологической и
философской литературе (сила-Я, образ-Я, Я-концепция ит.д.), исследователи
единодушны в том, что «образ-Я» выступает посредником между внутренним
миром человека и обстоятельствами, осуществляя синтез внешних условий и
личностных интенций. Представления человека о самом себе, оценка им жизненного
пути как свободного личного выбора, его установки, убеждения и личностные
идеалы, усвоенные нормы и цели – все это компоненты одной и той же сущности
«Я», формы глобальной организации, которые взаимосвязаны друг с другом.
Для
более глубокого уяснения содержания понятия «образа-«Я» рассмотрим Я-концепцию
К. Роджерса, одного из основателей феноменологического направления в психологии
личности. Не случайно многие исследователи называют его концепцию теорией «Я».
Но сначала несколько слов о самом авторе.
Карл
Роджерс (1902— 1987) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс.
Когда ему было 12 лет, семья переехала на ферму, расположенную на западе от
Чикаго, и свои юношеские годы Роджерс провел в сельской местности. Сам Роджерс
вспоминает, что его отрочество проходило в строгой религиозной и нравственной
атмосфере. Поскольку Роджерс жил далеко от города, он посещал разные школы,
каждую не более двух лет, тратя на дорогу много времени. В юношеские годы он
проявил большой интерес к природе. В 1919 году Роджерс поступил в Висконсинский
университет, где начал изучать научное земледелие. В 1922 году произошло
событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов
колледжа он едет на конференцию студенческой христианской федерации в Пекине.
Поездка на Восток изменила отношение Роджерса к жизни. Там он наблюдал религиозные
и культурные отношения, отличные от тех, к которым привык с детства. Это в
некоторых планах изменило его отношение к жизни. После путешествия Роджерс
возвратился в Висконсин и в 1924 году получил степень бакалавра по истории.
Роджерс прошел по психологии только один курс, да и то заочно. После окончания
университета он женился, и молодожены отправились в Нью-Йорк в либеральную
Объединенную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке
возбуждающей и волнующей. Сам он вспоминал об этом так: «Я приобрел друзей,
нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь». В 1928 году Роджерс получил
степень магистра ив 1931 году — степень доктора клинической психологии. В
течение десяти лет Роджерс практикует в клинике и занимается неблагополучными
детьми. После опубликования работы «Клиническое лечение проблемного ребенка»
(1939) ему предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо в
должности профессора. Затем Роджерс работал еще в ряде университетов, но самыми
плодотворными для него были 1945 — 1957 годы, проведенные в Чикаго. Там он
завершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: ее современная
практика, значение и теория» (1951). В 1968 году Роджерс занимает пост в Центре
по изучению человека, расположенном в Ла-Джолле. В нем он трудился до самой
смерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции.
Если
судить о влиянии Роджерса на психологию и психотерапию, то его работу следует
оценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния на
практику консультирования и терапии, чем Роджерс. Об этом говорят его
публикации: «Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961); «От человека
к человеку: проблема человеческого бытия» (1967); «Карл Роджерс о группах
встреч» (1970); «Карл Роджерс о человеческих возможностях» (1977); «Способ
бытия» (1980); «Свобода учиться: 80-е годы» (1983).
Роджерс
развивал феноменологический подход к личности, согласно которому индивид
существует в пределах внутренней системы координат человека, которая
представляет собой основу его действий. Интересно отметить, что Роджерс начал
создавать свою теорию не с признания важности собственного «Я» в переживаниях
человека. К термину «самость» он также относился первоначально как «неясному» и
с научной точки зрения бесполезному. Однако его пациенты настаивали на
выражении своих проблем и переживаний в терминах самости. Постепенно он
осознал, что самость была значительным элементом в опыте человека, и целью
пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или Я-концепцию
Роджерс использовал как взаимозаменяемые термины. Самость Роджерс определял
как организованное феноменальное поле, в котором существуют восприятия свойств
«Я» и восприятия «Я» с другими людьми, с различными аспектами жизни, а также
ценности, связанные с этими восприятиями. Я-концепция Роджерса означает
осознание человеком того, что он собой представляет. Для примера, человек может
воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и
привлекательный». Я-концепция отражает то, как мы видим себя в связи с
различными ролями, которые исполняем в жизни. Я-концепция включает в себя не
только то, какие мы есть сейчас, но и то, какими бы мы хотели стать. Этот
последний момент Роджерс называет Я-идеальное. Идеальное «Я» — это такое
«Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. По Роджерсу,
Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную и
интегрированную структуру. Так, например, хотя «Я» изменяется в результате
нового опыта, оно всегда сохраняет качество целостной системы. Неважно,
насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее
чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Роджерс
полагал, что панорама опыта, известная как «Я» принимается и поддерживается
сознанием. Он считал, что если в Я-концепцию включены бессознательные процессы,
то ей нельзя дать рабочее определение, и она не поддается научному
исследованию. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека
согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить
состояние целостности и согласованности в своих переживаниях. Но если возникают
переживания, входящие в конфликт с «Я» и его ценностями, человек переживает
этот конфликт как угрозу. Так, если человек считает себя честным, но
совершит нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Несоответствие между «Я»
и переживанием не всегда осознается человеком. Роджерс утверждает, что весьма
вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В этом
случае человек потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств.
Тревога является эмоциональной реакцией человека на угрозу, которая
сигнализирует, что организованная структура «Я» испытывает опасность
дезорганизации. Тревожный человек — это человек, который смутно сознает, что
определенные переживания могут привести к радикальному изменению его
теперешнего образа «Я». По Роджерсу, если человеку долгое время ничто не
угрожает, он открыт для переживаний, и ему не нужно защищаться. Однако, если он
осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется
с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция. Роджерс
предложил только два механизма психологической защиты: искажение восприятия и
отрицание. Они имеют тот же смысл, что и у Фрейда. Защитное поведение
охраняет структуру «Я». По Роджерсу, цель терапии — ликвидировать
несоответствие между переживанием и самостью человека, открывая для него
возможность жить более полной жизнью. Таким образом, мы видим, что Роджерс не
только сформировал понятие Я-концепции, но и показал ее роль в жизни человека.
2. Структура Я-образа
Центральное
место в структуре Я-образа занимают цели, ценности и мотивы. Формирование
целей и ценностных ориентации во многом зависит от мотивационных процессов. Если
для постановки целей и ее достижения требуется приложения сил со стороны
личности, то мотивы сами являются побудительной силой к действию. Мотивы
направлены на удовлетворение потребностей и не нуждаются в волевом
усилии. Изучение мотивационных процессов является центральной проблемой гуманистической
психологии. Сам термин «гуманистическая психология» был придуман группой
психологов, которые в начале 60-х годов объединились под руководством
американского ученого А. Маслоу (1908 — 1970) с целью создания теории личности,
альтернативной психоанализу и бихевиоризму — двум наиболее влиятельным течениям
в психологии. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Большинство
книг А. Маслоу были написаны им в последние 10 лет его жизни. Это: «По
направлению к психологии бытия» (1968), «Религии, ценности и вершинные
переживания» (1964), «Мотивация и личность» (1987, 3-е изд.) и другие. Ядром
учения Маслоу является его теория об иерархии потребностей. Поскольку
потребности человека являются важной составляющей образа «Я», познакомимся с
взглядами Маслоу более подробно.
Маслоу
предположил, что все потребности человека организованы в иерархическую систему
приоритета или доминирования. Схематически система потребностей в его теории
выглядит следующим образом:
ПОТРЕБНОСТИ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
ПОТРЕНОСТИ
САМОУВАЖЕНИЯ
ПОТРЕБНОСТИ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ
ПОТРЕНОСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОТРЕБНОСТИ
Доминирующие
потребности, по мнению Маслоу, расположены внизу. Они должны быть более или
менее удовлетворены для того, чтобы человек мог осознать их наличие и быть
мотивированным потребностями, расположенными вверху. Другими словами,
физиологические потребности должны быть в достаточной мере удовлетворены
прежде, чем возникнут потребности безопасности и защиты, потребности безопасности
должны быть удовлетворены прежде, чем возникнет необходимость удовлетворения
потребностей принадлежности и любви и так далее. Согласно Маслоу, это
последовательное расположение потребностей в иерархии является главным
принципом, лежащим в основе организации мотивационной сферы человека. Маслоу
считал, что такая организация потребностей характерна для всех людей, хотя и
допускал исключения. Например, он признавал, что творческие люди могут
удовлетворять потребности самоактуализации, несмотря на голод и другие
житейские трудности даже в условиях, угрожающей их безопасности. Но главное,
подчеркивал Маслоу, что потребности людей никогда не бывают удовлетворены по
принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек
одновременно может быть мотивирован на двух или нескольких уровнях. Его
исследования показали, что средний человек удовлетворяет свои потребности
примерно в такой степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита,
50% — принадлежность и любовь, 40% — самоуважение, 10% — самоактуализация.
Разумеется,
данная схема является условной. Она не может в принципе охватить все
многообразие мотивационной сферы человека. Но в ней отражены два важнейших
положения. Первое — это то, что потребности находятся в иерархической системе
отношений и существует ведущий мотив, который определяет линию поведения,
сохраняет целостность Я-образа. Вторым важным моментом является выделение
Маслоу потребностей самоактуализации, которые определяют главное чувство
человека — это его удовлетворенность жизнью. Только на этом фоне человек может
ощущать себя счастливым, дарить радость другим людям, действовать
целенаправленно и продуктивно. Маслоу выделил следующие характеристики людей,
способных к самоактуализации:
Более
эффективное восприятие реальности. Здесь имеется в виду то, что
такие люди воспринимают себя и окружающий мир такими, какие они есть. Они не
пытаются приукрасить ни себя, ни свои условия существования. Они менее
эмоциональны и объективны в оценках ситуации. Они не боятся проблем, не боятся делать
ошибки, приветствуют сомнения и новые пути.
Принятие
себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди терпимы к своим
недостаткам и недостаткам других. Они никого не поучают и не контролируют. Они
осознают, что люди страдают, стареют и умирают.
Непосредственность,
простота и естественность. Поведение таких людей является
непринужденным. Их внутренняя жизнь чужда условности. Они хорошо
приспосабливаются к ситуации, способны оградить от неприятностей себя и других
людей.
Центрированность
на проблеме. Самоактуализирующиеся люди привержены долгу,
призванию или любимой работе. Они ориентированы на проблемы, стоящие выше их
непосредственных потребностей. Они стремятся себя посвятить какой-либо
надличностной задаче и в этом видят свое предназначение.
Независимость
и автономность. Самоактуализирующиеся люди нуждаются в
одиночестве, и их тяготит, когда кто-либо пытается нарушить неприкосновенность
их внутренней жизни. У них усиливается потребность другого уровня — потребность
общения с самим собой. Они сами для себя являются движущей силой и не
поддерживают социальных условностей.
Вершинные
или мистические переживания. Изучая процесс
самоактуализации, Маслоу наблюдал у своих испытуемых моменты сильного волнения
и психического напряжения, которые проявлялись в порывах творчества, любви,
слияния с природой и так далее. Такие переживания Маслоу назвал вершинными. Он
считал, что они не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя, по
своей сути являются религиозными. Маслоу обнаружил, что в состоянии вершинного
переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, иногда выходят за пределы
своего «Я», утрачивая чувство времени и места.
Демократический
характер. Маслоу считал, что это самые демократичные люди. Они
уважают других людей независимо от их взглядов и социальной принадлежности.
Чувство
юмора, способность к творчеству и сопротивление окультуриванию. Эти
характеристики тесно связаны. Поскольку самоактуализирующиеся люди автономны и
независимы, они не поддаются социальному и культурному влиянию со стороны, от
носятся к таким воздействиям с юмором, ибо считают, что сами способны не только
воспринимать культуру, но и развивать ее.
Выделенные
Маслоу характеристики самоактуализирующихся людей имеют несомненную ценность в
понимании внутреннего мира человека. Вместе с тем надо отметить, что Маслоу
связывает понятие самоактуализации исключительно с творческими людьми. Но
способность к творчеству является фундаментальной антропологической константой.
Поэтому такой малый процент самоактуализирующихся людей (10%), который дан у
Маслоу, говорит скорее о состоянии современного общества, в котором главной
ценностью является потребление. Увеличение видов количества массовой
деятельности, невостребованность индивидуальности, дегуманизация общественных
институтов ведет к утрате человеком собственного «Я». В этом и заключается проблематичность
человека, ибо в каждом человеческом индивидууме потенциально присутствует
потребность выразить себя, реализовать свой внутренний потенциал, другими
словами, актуализировать себя. Другое дело, что кому-то удается это делать
очень хорошо, кому-то с большими трудностями и маленькими результатами, кому-то
не удается вовсе. Люди, которые не могут найти способ актуализировать себя,
очень страдают и теряют интерес к жизни.
Структура
«Я-образа» включает также различение в своем жизненном пространстве
структуры «Я» и «не-Я». В континууме «Я» и «не-Я» осуществляется бесконечный
поиск идентичности и ее «подтверждение». В поле идентичности включаются как
основания самого «Я» (тело, душевные переживания, духовные устремления), так и
основания «не-«Я», с которыми соотносит себя «Я» в силу своих потребностей,
желаний и идеалов.
Одной
из глубинных потребностей человека является стремление к уподоблению. Человек,
заброшенный в этот таинственный мир, не может самостоятельно осознать своего
предназначения и нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему
возможность отождествить себя с каким-либо признанным образцом. Такое
отождествление себя с чем-либо называется идентичностью, а механизм
отождествления называется идентификацией. Степень идентификации
различается по полноте, то есть по тому, в какой мере мы отождествляем себя с
чем-либо или с кем-либо; а также по уровню осознанности самого процесса
уподобления. На первых этапах становления психики идентификация происходит, в
основном, бессознательно. В последующем развитии формы идентификации
усложняются; они могут стать сознательными и контролируемыми. Бывают и
негативные идентификации, когда человек уподобляет себя лицу, которое вызывает
у него отрицательные эмоции. Например, мальчик гримасничает, бессознательно
утрируя строгое выражение лица своего родителя. Идентификация делает человека
способным к социализации, то есть к усвоению норм и образцов социального
поведения в качестве своих внутренних установок.
В
стремлении человека понять самого себя механизм идентификации играет большую
роль, так как является основанием самоидентичности (самотождественности),
которая выражает целостность «Я», чувство удовлетворения собой, «примирение» с
собой, когда человек находит сам себя, узнает себя, доволен собой. Но такие
моменты бывают достаточно редко в жизни человека. Чаще человек находится в
состоянии смятения, пытаясь преодолеть свои собственные границы, постоянно
меняя свои представления о себе. Отсюда процесс идентификации обладает
внутренней изменчивостью. Он изменяется в зависимости от того, насколько
человек себя понимает, осознает, оценивает. Процесс осмысления образа «Я»
называется самоинтерпретацией (самоистолкованием).
В
самоистолковании личности можно выделить два уровня. Для первого уровня
характерно наличие внешнего диалога. В данном случае представления о
себе человек получает в результате взаимодействия с другими людьми. При этом
то, или иное качество, свойство, действие понимается сначала в другом, и лишь
затем переносится на себя. Увидеть себя в другом и другого — в себе, вот
начальная стадия самоистолкования личности. На этом уровне человек может оставаться
замкнутым, его индивидуальный образ как система смыслов и представлений о себе
остается ненарушенной. Глубинная же самоинтерпретация требует перехода на
следующий уровень аутокоммуникации, где происходит переоценка смысловых
позиций человека. В диалог вступают «Я» и другое «Я» во мне. Это внутренний
диалог личности, где идет постоянный спор между тем, что я хочу, и тем, что
должен; между биологическими потребностями, социальными идеалами и культурными
ценностями; между добрыми и злыми намерениями; между чувством и разумом;
эгоистическими стремлениями и чувством сострадания другим людям. Именно
внутренний диалог позволяет проникнуть в суть человеческого существа, глубинные
пласты его «Я». На уровне внешнего диалога формируются представления о своем теле,
характере, темпераменте, о статусе в обществе, о доме, о том, что «Я»
представляет собой глазами других и т.д. Но только на уровне внутреннего
диалога возможно понимание своей «самости». Здесь временность бытия открывается
не в форме событийности (определенных достижений и потерь), а в форме
переживания своей конечности как «бытия к смерти» (Хайдеггер), а следовательно,
страстного поиска смысла человеческого бытия вообще, и смысла своей жизни, в
частности.
Если
личностная интеграция на основе целостного Я-образования достигает высокого
уровня, то личность способна к самоориентации. Сравнение актуального поведения
с образом-Я есть необходимое условие внутреннего индивидуального контроля
собственного поведения. Такое постоянное сравнение ведет к непрерывному
изменению стиля и способов поведения человека. Когда в «образе-Я» личностные
устремления и социальные оценки не совпадают, когда начинает разрушаться
целостность «Я», включаются механизмы психологической защиты.
Заключение
В
последние пятнадцать—двадцать лет феномен психологической защиты
истолковывается более обобщенно и широко как специфическое преобразование
системы психологических установок, которое направлено на нейтрализацию
тягостных для личности эмоциональных напряжений. Психологическая защита имеет
непосредственное отношение к нравственной стороне сознания личности, так как
предохраняет ее от потери самоуважения, распада образа-Я в условиях
интрапсихического конфликта.
Психологическая
защита теснейшим образом связана со способностью человека к самоизменению на
основе «образа-Я». Как и всякое личностное образование, психологическая защита,
с одной стороны, имеет природные предпосылки, с другой — представляет собой
результат воспитания.
Психологическую
защиту нельзя рассматривать как исключительно негативный фактор, ведущий к
искажению воспринимаемой информации, нежелательной для личности.
Психологическая защита как механизм преобразования личностных установок
является той основой, которая порождает новое индивидуальное отношение к
обстоятельствам. Активность психологической защиты проявляется прежде всего в
«расширении» индивидуального сознания, «образа-Я», когда происходит синтез
сугубо личного и общечеловеческого опыта. Психологическая защита — это механизм
«Я-образования», посредством которого личность либо уходит от возникающих перед
ней жизненных проблем, либо трансформирует их в некое «разрешающее» знание и
действие, когда происходит преодоление границ индивидуального опыта и
начинается процесс самоизменения и самотворчества, активный диалог с тем, что
ее окружает.
Таким
образом, Я-образование есть сложная структура отношения человека к самому себе,
в рамках которого постоянно происходит изменение человеческих ценностей и
смыслов на основе интерпретации и самоинтепретации. В этом смысле человека
можно определить как существо, обреченное на интерпретацию — непрямое,
личностно опосредованное восприятие действительности в целом, и себя самого — в
частности. Интерпретацию в данном случает нельзя понимать исключительно как
свойство интеллекта. Она имеет глубокие бытийственные основания, заключающиеся
в том, что бытие человека становится подлинным лишь будучи осмысленным.
Список используемых
источников
1. Моторина
Л.Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов/ Л.Е. Моторина. – М.:
Высш. шк., 2003г.
2. Хьелл
Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., - М. – Харьков – Минск. 1997г.
3. Резвецкий
И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984г.
4. Бердяев
Н.А. О назначении человека. М., 1993г.
5. Франкл
В. Человек в поисках смысла. М., 1990г.
6. Бубер
М. Я и Ты. М., 1993г.
8. Бубер
М. Проблема человека. М., 1992г.