Теория Д. Локка о гражданском обществе
Реферат
Теория Д. Локка о гражданском обществе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:
СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ
2. ЛОКК О ГРАЖДАНСКОМ
ОБЩЕСТВЕ. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
3. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ Д.
ЛОККА НА РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнего
существования советского государства не использовалось в преподавании теории
государства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, что
социалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко
расходилась с теорией гражданского общества.
В настоящее время, в период демократических преобразований в
России, осуществления экономических pеформ раскрылся творческий потенциал концепции
гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам
мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия
«гражданское общество».
Гражданское общество — это способ социальной жизни, основанный на
праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется
свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются
права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Первые представления о гражданском обществе сложились давно,
прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий
философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность,
которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным[1]. Философскую
характеристику устоев гражданского общества можно найти и у И. Канта. Главной
представляется следующая его идея: гражданская свобода личности, законодательно
обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия
сохранения и возвышения человеческого достоинства[2].
В середине XVH в. английский философ Джон Локк в «Опыте о
человеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опирается
на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу
гражданского общества составляет частная собственность, которая является
священной и неприкосновенной[3].
Значительный вклад в формирование представлений о гражданском
обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское общество
определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение
труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Правовыми основами
гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их
юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость
договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и
авторитетный суд. «В гражданском обществе, каждый для себя — цель... Но без
соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[4].
Представления о гражданском обществе как о системе связей
индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение и
в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной
собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело
самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...»[5].
Целью работы является анализ понятия гражданское общество и его
трактовка теоретиком гражданского общества Д. Локком. Задачи работы:
рассмотреть понятие гражданского общества, его становление, понятия и принципы;
определить его трактовку Джоном Локком; подчеркнуть ее значение в
государственном устройстве общества.
1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ
Гражданское общество возникает после государства на определенной
ступени развития общественных отношений в ходе их эволюции. Когда общество
освобождается от сословных, феодальных пут, от всевластия государства, именно в
этот момент и рождается гражданское общество. В зависимости от переживаемой
исторической эпохи различают разные типы гражданского общества. Предпосылки
гражданского общества возникают уже в античное время. Затем они усиливаются в
период средневековья, особенно в период позднего феодализма и раннего
капитализма (первоначальное накопление капитала). В эпоху капитализма и
посткапиталистического развития гражданское общество обретает новые функциональные
и институциональные параметры и характеристики.
Рассмотрим разные точки зрения на гражданское общество, начиная с
зародышевых форм. Как считают исследователи данной проблемы, первым к ней
обратился древнегреческий философ Платон, создатель концепции идеального
государства. В его труде «Государство»[6]
обоснована мысль о том, что более полное удовлетворение человеческих
потребностей связано с разделением труда между членами общества. Все свободное
население делится на три сословия: философов (правителей), воинов (стражей), ремесленников
и земледельцев (производителей). Эти группы людей, занятые специализированным трудом
для удовлетворения общественных потребностей, составляют гражданское общество. Но
у Платона, Аристотеля и других мыслителей древности политическое общество
(государство) практически еще совпадало с гражданским: член общества был
одновременно и членом государства, а понятие «политическое» включало все
стороны общественной жизни: экономику, культуру, труд, семью, искусство и так
далее, то есть то, что впоследствии составило основу гражданского общества.
Одним из первых мыслителей, кто различал государство и общество
был выдающийся теоретик и практик Н.Макиавелли. Он толковал государство лишь
как политическую организацию общества, видел и неполитические сферы
общественной жизни, задумывался о частной жизни человека, протекающей
самостоятельно, по своим законам. По его мнению, человек наделен разумом и
обладает свободой волеизъявления, личными интересами и идеалами. В то же время
Н.Макиавелли подчеркивал огромную роль государства, считая его воплощением
человеческого духа, выделял как лучшую - смешанную форму государства (сочетание
монархии, аристократии и демократии) и высшую цель и смысл жизни находил в
служении государству[7].
Значительный вклад в изучение проблемы гражданского общества
внесли английские мыслители Т.Гоббс и Д.Локк, идеологи формирующейся буржуазии.
Они не только разделяют государство и гражданское общество, но и отводят
последнему приоритетное место. Основу гражданского общества Д.Локк, в
частности, видит в собственности. Государство же является орудием защиты собственности.
Вместе с тем Д.Локк отмечает опасность абсолютизации власти в руках
государства, что в конечном счете приведет к ликвидации гражданского общества.
В работе «Два трактата о правлении» он пишет: «Абсолютная власть, у кого бы она
ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она
настолько же несовместима с ним, как рабство с собственностью"[8].
Заметный след в исследовании гражданского общества своего времени
оставили французские философы и просветители Ш.Монтескье и Ж.-Ж.Руссо. Монтескье
активно выступал против абсолютизма, и гарантию от произвола и тирании видел в
гражданском обществе, которое возникает в результате исторического развития,
образуя четвертую ступень в истории человечества (после естественного
состояния, семьи, героического времени). Это общество обязательно содержит в
себе и государственность. Но народ обладает правом контроля за деятельностью
властей и сам участвует в управлении делами общества[9].
Ж.-Ж.Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы
политического права» формулирует понятие гражданского общества, опираясь на
свою концепцию общественного договора. Он - сторонник народного суверенитета, ненавидит
любые проявления диктатуры, обосновывает права человека, причем соединяет их с выполнением
людьми их обязанностей. Сердцевину гражданского общества Руссо представляет в
сочетании трех принципов: народного суверенитета, верховенства и полновластия
народа в государстве и осуществлении реального контроля за исполнительной
властью[10].
Наибольший вклад в разработку теории гражданского общества внесли
представители немецкой классической философии - И.Кант и особенно Г.Гегель. Кант
сформулировал следующие принципы гражданского общества: 1) свобода члена
общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного, 3)
самостоятельность члена общества как гражданина[11].
Гегель в своем капитальном труде «Философия права»[12]
заложил основы понимания концепции гражданского общества, вывел сущность
отношений государства и гражданского общества. Гегель рассматривает государство
и гражданское общество как самостоятельные образования.
Общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским
обществом. Переход от средневековья к новому времени — периоду формирования
буржуазного общества — заложил предпосылки для формирования гражданского
общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему
социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального
общества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами,
реализовывали свои интересы в условиях действия права.
2 ЛОКК О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В своем произведении «Два трактата о правлении»[13]
Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил свою
концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему
развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории
естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие
государственно-правовые принципы гражданского общества.
Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из
представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в
том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в
догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – «состояние
полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и
личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право
являются взаимными, никто не имеет больше другого».
К естественным правам относится собственность, которая
трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на
свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое»,
«твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с
личностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных
ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо
принадлежит и тем самым делает это своей собственностью»[14].
Обоснование частной собственности направлялось как против
уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям,
бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против
феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных
(произвольные налоги, поборы, конфискации).
В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны,
имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это –
состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк,
предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях.
Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы
никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же
и естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою
собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество»[15].
Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк,
обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может
воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и
законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эти
гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своей
власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то
оставляет нарушение безнаказанным.
Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк,
люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В
результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало
государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать
силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими
государствами.
В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях
распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального
соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное
соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их
гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории
естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской
буржуазной революции.
Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных
прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не
должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные
права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и
законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных
полномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, –
подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным
законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной
властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во
всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от
непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»[16].
Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаев
изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному
договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного
для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам
судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и
закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий
естественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет
привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому
человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может
защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного.
Отсюда – одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека,
находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из
законов этого общества»[17].
Пределы власти государства при всех формах правления –
естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может
брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов,
наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного
посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на
то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности
без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против
тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Но
главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и
свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная
Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода
английской революции.
Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный,
незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в
государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник
представительной системы, принятия законов представительным учреждением,
избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит
верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда
народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей
доверию. К законодательной власти Локк относил также деятельность
уполномоченных на то судей; в этом сказалась особенность английского права,
одним из источников которого является судебная практика.
Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен
заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть
целиком, создать для себя привилегии, править тиранически.
Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью
монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются
против естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть в
том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и
судей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы
– право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной
инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную
систему для более равного и пропорционального представительства.
Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими
чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и
руководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своими
силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям
(отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои
отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или
федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости
человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась
необходимость специальных гарантий законности и прав граждан.
3 ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ Д. ЛОККА НА РАЗВИТИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее
развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория
естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими
теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию
прав человека и гражданина 1789 г.[18]
Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций
оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали
Монтескье и другие теоретики.
Обоснование естественных прав, выражавших основные требования
буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку
славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от
произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды
теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность
государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.
Ряд идей Локка выходил далеко за рамки обоснования и защиты только
буржуазных интересов. Уже понятие трудовой собственности давало логические
обоснования для противоположных взглядов: от апологетического взгляда на любую
собственность как на “продукт труда и бережливости” до радикального требования
предоставления права собственности только тем, кто эту собственность создает и
увеличивает (последний мотив позже часто звучал в эгалитарных и
социалистических теориях). Разработанная Локком теория разделения властей
применима к обоснованию защиты не только буржуазного правопорядка, но и вообще
гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.
Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более
всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии
критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их
материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания
естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими
государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и
собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в
последующие века, когда существенно пополнился перечень “формальных” прав и
свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически
неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но
фундаментально-генетического основания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение теории Д. Локка о гражданском обществе имеет огромное
значение. В
работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на
первоначальное, естественное состояние человека. Локк видит в первоначальной
абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их
равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта
естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах
общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству,
которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается
общественный договор между людьми, так возникает государство.
Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав
на жизнь, свободу и собственность. Локк акцентирует внимание на том, что люди
отдают государству лишь часть своей естественной свободы.
Государство обязано защищать их естественные права на
собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его
обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной
произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и
ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет
своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе
бороться против такого государства.
Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларации независимости
США» и в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аристотель.
Сочинения: В
4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63
2.
Гегель
Г. В. Ф. Философия
права. М., 1990.
3. Гражданское общество в
России: западная парадигма и российская реальность. М., 2006.
4. Гражданское общество и
перспективы демократии в России. М., 2004.
5. Гражданское общество и
правовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Маков. М.,
2001.
7. Исследования
теоретических проблем правового государства. М., 1996.
8.
Кант
И. Собрание
сочинений в 8 т. Т. 1.
9.
Локк
Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. - М.: Наука, 1980. С. 129.
10. Локк Дж. Сочинения: В 3
т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
11.
Макиавелли
Н. Государь. М., 1990.
12. Маркс К. и Энгельс Ф.
Сочинения. 2-е изд. М., 1989. С. 24.
13. Мартышин О.В. Несколько тезисов о
перспективах правового государства в России // Государство и право. - 2006. - №
5. – С. 5-12.
14. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
15. Платон. Государство.
СПб.: Издательство: Наука, 2005.
16. Руссо Ж.-Ж. Об
Общественном договоре, или Принципы политического Права. Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс",
"Кучково поле", 1998.
[1]
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63
[2]
Кант И. Сочинения в 8 т. М. 1994. Т. 1. С. 95.
[3]
Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. - М.: Наука, 1980. С. 129.
[4]
Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227.
[5]
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1989. С. 24.
[6]
Платон. Государство. СПб.: Издательство: Наука, 2005.
[7] Макиавелли
Н. Государь. М., 1990.
[8] Локк Дж.
Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
[9] Монтескье Ш. Избранные
произведения. М., 1955. С. 168.
[10]
Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Пер. с
фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. - 416 с.
[12] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
[13] Локк
Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
[14] Там же.
[15] Локк
Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
[16] Локк
Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
[17] Локк
Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988.
[18]
Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// Французская Республика:
Конституция и законодательные акты. - М., 1989.