Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке
Время.
Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке
Введение
Категория
времени принадлежит к числу тех понятий, которые играют ключевую роль не только
в философии, теологии, физике и астрономии, но и в геологии, биологии, психологии,
в гуманитарных и исторических науках. Ни одна сфера жизни природы и человеческой
деятельности не обходится без соприкосновения с реальностью времени: все, что
движется, изменяется, живет, действует и мыслит, - все это в той или иной форме
связано с временем.
Загадка
времени всегда привлекала внимание философов, и редко кто из них не свидетельствовал
о трудности разрешить вопрос, что такое время. В обычном представлении время
есть последовательность моментов, а точнее интервалов - минут, часов, дней и
лет, которая течет равномерно и с помощью которой мы измеряем движения и
изменения как во внешнем мире, так и в нашей душе.
Каждая
крупная эпоха в развитии мысли имеет некоторые общие подходы к анализу времени.
Характер рассмотрения времени, способ включения его в систему других категорий
мышления, так же как и основные интуиции времени определяют самосознание
различных культурно- исторических периодов.
Понятие времени в античной философии
В
классической античности время рассматривается в связи с жизнью космоса, а
потому порой отождествляется с движением небосвода. Платон анализирует понятие
времени в контексте деления всего сущего на бытие и становление. Первое
существует вечно, второе возникает и исчезает во времени. Время есть подвижный
образ вечности, подобие вечности в эмпирическом мире становления. Платон мыслит
время как категорию космическую: оно творится вместе с космосом, явлено в
движении небесных тел и подчиняется закону числа.
Платон
впервые в истории философской мысли попытался дать метафизическое обоснование
понятия времени, сопоставив его с вневременной вечностью. Время, таким образом,
предстало как подобие вечности в эмпирическом мире становления и, стало быть,
как нечто не только отличное от вечности, но и причастное ей. У Платона же
вечность и время строго различаются: вечность есть образец, или прообраз, а
время – только ее образ, который не может быть понят безотносительно к
прообразу.
Таким
образом у Платона при осмыслении природы времени сопрягаются множественное и
единое: время не может ни существовать, ни быть постигаемым без связи с
вечностью.
Среди
античных философов Аристотель в IV книге «Физики» дал наиболее обстоятельный и
развернутый анализ времени. Согласно Аристотелю, космос существовал всегда, он
не имел начала и не будет иметь конца. Время, как отмечает Аристотель,
представляется прежде всего каким-то движением и изменением, и не случайно
некоторые философы отождествляли его с движением небосвода. Но тем не менее его
нельзя отождествить с движением, ибо движение может быть быстрее и медленнее, а
время нет, так как медленное и определяется временем. Значит, время не есть
движение, но, с другой стороны, оно не существует и без движения.
Как
и Платон, он связывает время с физическим движением, а меру времени - с равномерным
движением небосвода. Однако, в отличие от своего учителя, Аристотель нигде не сопоставляет
время с вечностью. Так, говоря о том, что существует не во времени (как,
например, математические и логические истины, сохраняющие свою значимость
независимо от времени), Аристотель никогда не употребляет слово вечность, а
предпочитает слово всегда. Размышляя о природе времени, Аристотель не обходит
своим вниманием и вопрос о том, является ли время возникшим и, соответственно,
имеющим свой конец, или же оно безначально и бесконечно. Философ считает этот
вопрос достаточно серьезным и рассматривает аргументы в пользу как первого, так
и второго утверждения. В конце концов он приходит к выводу, что время не может
возникнуть и что оно существовало всегда, так же как и движение.
Средневековые концепции времени. Фома Аквинский
Первый
и важнейший тезис Фомы касается различения времени и вечности. Разъясняя
природу вечности и времени, Фома показывает, что вечность предполагает
единство, в отличие от времени, условием возможности которого является
множественность и разделение на части. Идея вечности, согласно Фоме, связана с
началом неизменности, тогда как идея времени - с движением и изменением.
Длительность и время в XVII-XVIII веках
В
XVII веке происходят существенные
изменения в характере мышления, связанные с переосмыслением прежнего -
античного и средневекового - понимания природы. Решающую роль в становлении
механики как ведущей науки о природе сыграли формулированные Галилеем законы
падения тел, благодаря которым ему удалось установить принцип, связывающий между
собой пространство и время. Это привело к новому истолкованию понятия времени.
Начиная с Ньютона
коррелятором понятия времени становится понятие «непрерывного течения»,
флюксии, благодаря которому движение определяется как единый, строго регулируемый
процесс становления.
Весьма
определенно различение времени и длительности проводится Декартом. Согласно
Декарту, длительность совпадает с существованием вещи и есть нечто вполне
реальное; он называет ее атрибутом, а иногда - модусом субстанции. Определяя
время как число движения, Декарт идет за Аристотелем. Он связывает понятие времени
с процедурой измерения, т. е. сравнения, соотнесения длительности той или иной
вещи с длительностью равномерного движения вращения небосвода или качания
маятника. Такое сравнение производится субъектом, его мышлением, а потому
время, по Декарту, есть модус мышления, тогда как длительность - модус или
атрибут самого бытия вещи. Психологическая трактовка длительности получила
дальнейшее развитие и новые формы обоснования у Беркли и Юма. Юм убежден, что
идея времени возникает из последовательности впечатлений и идей в нашем сознании.
«...Время не может появиться в уме ни само по себе, ни в связи с постоянным и
неизменным объектом, но ... всегда открывается нами при помощи некоторой
доступной восприятию последовательности изменяющихся объектов. У Юма нет больше
различения понятий времени и длительности; он употребляет эти понятия как
взаимозаменимые. «Время, или длительность, состоит из различных частей, ибо
иначе мы не могли бы представить себе более долгой или более краткой длительности».
Исаак Ньютон: абсолютное и относительное время
Абсолютное,
истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, протекает
равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное
время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая
при посредстве какого- либо движения, мера продолжительности, употребляемая в
обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц,
год.
Ньютон убеждён в том,
что абсолютное время не зависит ни от чего внешнего, его самостоятельность
настолько велика, что оно не зависит даже от того, существует или не существует
мир.
Учение
Ньютона об абсолютных времени и пространстве было критически воспринято частью
научного сообщества. К их числу принадлежал выдающийся физик и математик
Христиан Гюйгенс. Он решительно высказывался как против
понятий абсолютного пространства
и
времени, так и против истинного движения, не считая возможным ни в каком эксперименте
отличить абсолютное движение от относительного.
Среди
современников Ньютона, оспаривавших учение об абсолютных времени и пространстве,
был и немецкий философ Лейбниц. Он рассматривает понятия вечности, длительности
и времени как метафизик. Идея абсолютного - это и есть вечность; она-то и
служит онтологической предпосылкой потенциально бесконечного, каким является длительность.
Для Лейбница единое (вечность) представляет собой условие возможности
непрерывного (длительности). Он различает длительность и время. Длительность
есть атрибут самих субстанций, тогда как время - это способ измерения
длительности.
Попытку
разрешить споры, возникшие в связи с проблемой времени между Ньютоном и
Лейбницем предпринял Иммануил Кант. Он рассматривает время и пространство с точки
зрения «чистой математики», которая, по его словам, «дает в высшей степени
истинное знание и
вместе с тем образец высшей очевидности для других наук».
Понятие времени в философии науки конца XIX – начала XX вв. Эрнст Мах и
Анри Пуанкаре
Как
Мах, так и Пуанкаре выступили с критикой ньютоновского учения об абсолютном пространстве
и абсолютном времени. В основе маховской критики Ньютона в вопросе о природе
Пуанкаре,
так же как и Мах, продолжает традиции эмпиризма и сенсуализма, внося, впрочем,
ряд существенных дополнений.
По
убеждению Пуанкаре, физика ХХ века должна строиться на следующих представлениях:
«1) Абсолютного пространства не существует; мы познаем только относительные
движения ... 2) Не существует абсолютного времени; утверждение, что два
промежутка времени равны, само по себе не имеет смысла и можно принять его
только условно. 3) Мы не способны к непосредственному восприятию не только
равенства двух промежутков времени, но даже простого факта одновременности двух
событий, происходящих в различных местах ... 4) Наконец, наша евклидова
геометрия есть лишь род условного языка; мы могли бы изложить факты механики,
относя их к неевклидову пространству, которое было бы основой, менее удобной,
но столь же законной, как и наше обычное пространство ... ».
Пуанкаре
в работе «Последние мысли» доказывает тезис о том, что понятие одновременности
является результатом условного соглашения: объектом науки может быть только то,
что измеримо, а измеримое время по существу своему относительно. Отсюда
вытекает весьма важный вывод: время и пространство по своему существу
инструментально; это содержание определяется свойством измерительных
инструментов. Свойства времени – это только свойства часов.
Альберт Эйнштейн: пространство, время как четырёхмерное
многообразие
В
классической физике признавалось, что указания времени абсолютны, а значит не
зависят от состояния движения тела отсчета. Эйнштейн доказал, что не существует
средств, позволяющих определить это абсолютное время или отличить его от
бесконечного числа эквивалентных локальных времен в различных системах отсчета,
находящихся в относительном движении. Но это значит, что абсолютное время не
имеет реального физического смысла. Временные данные имеют смысл только
относительно определенных систем отсчета. В этом заключается завершение
релятивизации понятия времени.
Проблема времени в философии жизни
Одним
из наиболее последовательных направлений философии процесса в конце XIX - ХХ
вв. является так называемая «философия жизни». Глубокую связь между жизнью и
временем, или, как он предпочитает его называть, «длительностью», устанавливает
Бергсон. Согласно Бергсону, время - это не внешняя характеристика жизни, не
безразличная к ее содержанию форма протекания, а наиболее существенное
определение самого ее существа. Жизнь, движение, творческое развитие, согласно
Бергсону, потому и непостижимы с помощью интеллекта,
что
интеллект не в состоянии ухватить непрерывность времени, целостность временной
структуры, и лишь интуиция, которая сама родственна этой структуре, которая
представляет
собой
«видение жизни самой жизнью», как бы самосозерцание жизни, может адекватно воспринять
эту вечно становящуюся, текучую, неделимую стихию.
Заключение. К вопросу о вечности
Вечность
- неделима и проста, она есть «вечное настоящее». И в качестве такового - покой,
ничем не замутненная радость и подлинное счастье.