Философия насилия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,20 kb
  • Опубликовано:
    2010-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия насилия















Реферат по философии

Тема: «Философия насилия»


Введение

Поскольку философия наука о Всеобщем, анализ любого явления она доводит до обнаружения исходного основания. Знание этого свойства позволяет давать описание свойств внешнего мира и с помощью этого изменять природу, общество и мышление. Это позволяет понять явление, то есть узнать то общее, что образует данное множество явлений, и как это общее организует бытие каждого проявления этого явления.

Так как философия доводит анализ любого явления до обнаружения предельно широких множеств, это множества объективного и субъективного, т.е. любую проблему философия начинает решать с анализа взаимоотношений объективного и субъективного в пределах существования данного явления. Таким образом, мы должны решить основной вопрос философии, отнеся данное явление к одному из предельно широких множеств: материального или идеального.

Также мы можем сформировать определение понятия явления, исходя из определения общества и человека.

Кроме того, мы имеем возможность представить структуру явления, исходя из определения структуры.

Также, философия даёт нам аппараты исследования – с помощью диалектического и метафизического подходов.

И наконец, полученные знания формируют и изменяют наше мировоззрение и методы исследования и преобразования мира.

1. Понятие насилия

Насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. Однако не всякое применение силы можно именовать насилием; совершенно очевидно, что таковыми не являются, например, действия штангиста, поднимающего тяжелые гири, или шахтера, прорубающего тоннель в скалах. О насилии можно говорить тогда, когда сила переламывает силу. Но и здесь требуется уточнение. Не принято считать насильственными действия волка задравшего овцу, или охотника, победившего в рукопашной схватке медведя. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть общественное отношение. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. В этом смысле оно всегда представляет собой нарушение некоего договора, нормы, правила, односторонний выход за принятые рамки коммуникации. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать. В процессе насилия одни индивиды (группы людей, сообщества) навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие – не просто разрыв интер-субъективной коммуникации, а такой разрыв, который осуществляется как бы по ее собственным законам; оно оправдывает себя тем, что якобы задает более высокую коммуникативную основу. В этом смысле насилие есть феномен культуры и истории. Так же насилие связано с объективными факторами, определяемыми в конечном счете уровнем развития производственных сил. Оно может являться одним из способов принуждения к труду.

Итак, выделим, исходя из проведенного анализа, основные признаки:

· Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которого одни индивиды и группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю.

· Насилие есть внешнее воздействие на человека, по преимуществу его физическое принуждение.

· Насилие совершается человеком (группой людей) и может быть ответом на насилие.

· Насилие всегда направлено на достижение какой-либо цели.

· Мотивы и цели в понятии насилия играют большую роль.

· Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти.

· Может являться одним из способов принуждения к труду.

· Насилие может быть как физическим, так и психологическим.

Тогда это всё что, что мешает нашему обществу развиваться. Психологическое насилие, отнимает, подавляет у человека желание понимать, а значит, его множество идеального в меньшей степени отражает множество материального, следовательно, он имеет меньше возможностей для работы с отражаемым миром, следовательно, он делает меньший вклад в развитие общества, чем мог бы.

Отсюда можно сделать вывод, что насилие – это то, что мешает человеку делать сознательный вклад в общественное производство жизни.

2. Структура насилия

Анализ структуры явления начнем, прежде всего, с соотнесения материальной и идеальной сферы его существования.

Насилие – явление материальное, т. к. носителем насилия является человек. Взаимодействие конкретных объектов окружающего мира (людей) происходит посредством этого явления. Насилие идеально в том смысле, что оно мешает пониманию, сужает возможности отражения конкретного человека.

На основе взаимодействия материального и идеального аспектов насилия проанализируем структуру насилия.

Выделим субъект и объект насилия, т.е. носителя насилия и то, на что оно направлено. Субъектом насилия является человек, который его совершает.

Объектом насилия является другой человек, а как результат насилия – помеха для вложения вклада этого человека в общественное производство жизни.

Теперь выделим взаимосвязь элементов. Взаимодействие между субъектом явления насилия и объектом есть реакция этого объекта на субъект.

Структура явлений психологического и физического насилия незначительно различается.

Таким образом, структура явления:

Человек А совершает насилие над человеком B.

Человек В делает меньший вклад в общественное производство жизни.

С развитием общества происходит изменение структуры насилия: преобладающая роль переходит к психологическому насилию. В настоящее время мы наблюдаем именно это: масс-медиа старается создать информационный хаос, скрывая от нас объективную действительность.

Насилие в человеческом существовании – явление временное, т. к. если это не так, то в конце концов любое общество исчезнет, а чтобы выжить каждый в обществе должен быть человеком и делать как можно больший сознательный вклад в общественное производство жизни.

3. Диалектика насилия

Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития и основанного на этом метод познания и преобразования внешнего мира, т.е. диалектика – это наука о развитии. Подход к изучению явления диалектика выражает как его рассмотрение с точки зрения борьбы и единства противоположных сторон, т.е. явление есть результат взаимосвязи противоположностей.

Форма насилия постоянно менялась – от первобытного до нашего времени. Другое дело форма насилия в разных социальных группах, будь то семья или школа. В явлении насилия можно найти то исходное свойство, которое будет выстраивать взаимосвязь остальных.

Рассмотрим с точки зрения взаимосвязи противоположностей.

Основное противоречие содержится во взаимодействии. Исходя из определения, данного нами, то противоречием в явлении является взаимодействие того, что помогает делать человеку сознательный вклад в общественное производство жизни, и тем, что мешает делать ему этот вклад. Это противоречие до сих пор движет развитием насилия.


4. Современная проблематика насилия

Как уже было отмечено выше, сегодня насилие приобрело массовый характер, причем в психологической форме. Процесс «промывания мозгов» – вот основной инструмент психологического насилия сегодня. Нескончаемый поток информации мешает делать сознательный вклад в общественное производство жизни, и в итоге мы делаем непонятно что. Человек не может понять, ГДЕ он и ЗАЧЕМ он! А раз так, то он не нужен! Но те же инструменты психологического насилия настолько «засоряют» мозги, что об этом человек даже не задумывается. Итог – деградация производственных сил общества.

Для России справедливо всё вышесказанное. Те, кто контролирует инструменты массового психологического насилия, наплевал на судьбу России, и лишь удовлетворяет свой коренной интерес. И пока до нас не дойдет, всё будет продолжаться в том же духе, а именно – будет продолжаться процесс деградации производительных сил в России. Значит, нас ожидает качественный скачок - либо общество погибнет, либо до нас дойдет. И то и другое сулит революцией и сменой собственника.

Заключение

После написания данного реферата мое уважение к философии выросло. Я поняла, что из множества различных определений одного и того же явления можно выделить предельно общее определение, которое подходит под все случаи, т.е. характеризует любое проявление этого явления. Я поняла, что если использовать такой подход к каждому явлению, понятию, вещи, т.е. находить исходное (всеобщее) свойство, то жить станет проще, все становится предельно просто. Окружающий мир существует вне и независимо от сознания. Я поняла, что его нельзя познать полностью, т.к. познание в человеческом существовании представлено наукой, которую человек сам и изучает и, учитывая, что знание бесконечно, ставить вопрос о полном познании окружающего мира бессмысленно. Я поняла, что в современном мире нас кругом окружает явление насилия. Оно присутствует во всех взаимоотношения между людьми и окружающим миром. И, наконец, я понял, что философия – довольно интересная наука и, видимо, это наука обо мне.

Похожие работы на - Философия насилия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!