Специфика современных религиозных воззрений, проблема жизни и смерти
Федеральное агентство по образованию РФ.
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
Реферат на тему:
Специфика современных религиозных
воззрений,
проблема жизни и смерти
Выполнил студент 1
курса
Кафедры:
менеджмент организации
Азаренко
Александр Александрович
273 группы
Проверил: Иванов
Андрей Валерьевич
Саратов 2008г.
Содержание
Введение
1 Проблемы жизни и смерти в духовном осмыслении
человека
1.1 Жизнь – в философском аспекте времен и
народов
1.2 Понятие смерти с точки зрения философии
2 Взгляды мировых религий на вопросы жизни и смерти
2.1 Христианское понимание жизни и смерти
2.2 Ислам о вопросах жизни и смерти
2.3 Отношение к жизни и смерти в буддизме
3 Танатология – учение о смерти
3.1 Проблема эвтаназии в современном мире
Заключение
Библиография
Введение
Жизнь и смерть, – вечные темы духовной культуры человека.
Поэтому актуальность выбранной темы не преходяща, она извечна со времен
существования человечества. О них пророки и основоположники религий, философы и
моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется
взрослый человек, который рано или поздно не задумывался бы о смысле своего
существования, предстоящей смерти и достижения бессмертия. Эти мысли приходят в
голову детям и всем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии,
письма и дневники. Только раннее детство и старческий маразм избавляют человека
от необходимости решения этих проблем. А.П. Чехов в одном из писем написал:
«Зафилософствуй – умозаключение закружится», имея ввиду тот или иной способ
решения проблемы жизни и смерти. Однако, подлинное философствование невозможно
без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначе
решается этот вопрос, а А.Шопенгауэр считал, что «смерть – подлинный гений,
вдохновитель или Мусагет философии», отчего Сократ и определил ее как «подготовку
к смерти».
Цель же данных размышлений для каждого индивидуальна. В
данной работе лишь сделана попытка обобщить и в тоже время рассмотреть данные
темы с точки зрения мировых религий и с позиции времен и народов разных эпох.
Эта тема неисчерпаема и говорить о ней можно бесконечно.
В первой главе работы проблемы жизни и смерти рассматриваются
в духовном осмыслении человека, мнение философов разных эпох и народов. Во
второй главе эти проблемы рассматриваются с точки зрения мировых религий:
христианства, ислама и буддизма. В третьей главе рассматриваются причины
возникновения танатологии как учении о смерти, появления биоэтики как
комплексной дисциплины, являющейся своеобразной реакцией общества на угрозу
жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества. И
наконец, становящейся наиболее острой в современном мире – проблема эвтаназии –
«счастливой смерти» с точки зрения морали, этики и гуманизма.
Что такое смерть? Конец жизненного пути или начало
возрождения. Что стоит за смертью? Что она в себе заключает? И что есть жизнь,
и что есть смерть? Ответов на эти вопросы нет…
1 Проблемы жизни и
смерти в духовном осмыслении человека
Смерть и потенциальное бессмертие самая сильная приманка для
философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе
соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его
отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.
По сути дела, речь идет о триаде: жизнь – смерть –
бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи
противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось
смерти и обретению бессмертия в иной жизни, а сама человеческая жизнь
трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно
подготовиться к смерти и бессмертию.
1.1 Жизнь – в философском аспекте времен и
народов
За небольшим исключением у всех времен и народов
высказывания о жизни носили негативный характер. Жизнь – страдание (Будда,
Шопенгауэр и др.); жизнь – сон (Веды, Платон, Лабрюйер, Паскаль); жизнь –
бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со своим духом). «И
возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые делаются под
солнцем, ибо все – суета и томление духа» (Экклезиаст); «Человеческая жизнь
жалка» (Сенека); «Жизнь – борьба и странствие по чужбине» (Марк Аврелий); «все
пепел, призрак, тень и дым» (Иоанн Дамасский); «Жизнь однозвучна, зрелище
уныло» (Петрарка); «Жизнь – это повесть глупца, рассказанная идиотом, полная
шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир); «Жизнь человеческая не что иное,
как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь – лишь цена обманчивых надежд» (Дидро);
«Моя жизнь – вечная ночь.. что такое жизнь, как не безумие?» (Кьеркегор); «Вся
человеческая жизнь глубоко погружена в неправду» (Ницше). Об этом же говоря
пословицы и поговорки разных народов – «Жизнь – копейка». Ортега-и-Гассет
определили человека не как тело и как дух, а как специфическую человеческую
драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и
трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна –
конец ее неизбежен. «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как
и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Экклезиаст). Столетие спустя, после
Экклезиаста, греческий мудрец Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так:
«Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы
существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы
не существуем».
1.2 Понятие смерти с точки зрения
философии
Известно, что животные чуют приближение смерти,
особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминают
мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще – расплата за
усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба
в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в
него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе
развития, связанный с геномом.
Размышляя о смерти, начинаешь понимать, что
смерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и
чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни делаются попытки
убедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и вернувшиеся назад, но здравый
рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое
совершил евангельский Христос, «смертию смерть поправ». Замечено, что мудрость
человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказала
Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше – жить или умереть. Поэтому нам не
следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать перед мыслью о смерти. Мы
должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант.» А еще задолго
до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для
рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном – не скорби!»
Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту
проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И.Мечников,
размышляя о возможности «воспитания инстинкта естественной смерти», писал о
Л.Н.Толстом: «Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу и
преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь
успокоить его душу, он тот час увидел, что это – напрасная надежда. К чему,
спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же
критическом состоянии, как их отец? Зачем жить? Зачем мне любить их, растить и
блюсти их. Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия. Любя их, я
не могу скрыть от них истины, - всякий шаг их ведет к познанию этой истины. А
истина – смерть».
Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и
философы разных стран и народов пытаются найти водораздел между жизнью, смертью
и бессмертием. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей
смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное
живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или
послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на пожизненные
мучительные раздумья о смысле жизни или о ее бессмысленности, изводит этим
себя, а часто других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине и
наркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом смерти
новорожденного ребенка, который еще не успел ничего понять, или умственно
отсталого человека, который не в состоянии ничего понять? Считать ли началом
жизни момент зачатия (который невозможно точно определить в большинстве
случаев) или момент рождения? Безвестная и никого не трогающая смерть
маленького существа, кроме его матери, от голода где-нибудь в Африке и пышные
похороны всемирно известных лидеров – перед лицом вечности не имеют различия. В
этом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что «смерть каждого
человека умаляет все человечество, и поэтому никогда не спрашивай, по кому
звонит колокол, он звонит по тебе».
Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия
человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями
человека в течении его жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть
многих гениев в молодом возрасте, бесспорно трагична, но при этом нет оснований
считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто
еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически
очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: «Бог прибирает в
первую очередь лучших».
В этом смысле жизнь и смерть не охватываются
категориями рационального познания, не укладывается в рамки жестокой
детерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях можно
хладнокровно до определенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностью
каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных
оснований человеческого бытия. В этом отношении каждый подобен пловцу,
прыгавшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя,
несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, высший Разум и т.д.
Уникальность человека, неповторимость личности проявляется здесь в высочайшей
степени.
2 Взгляды мировых религий на вопросы жизни и смерти
2.1 Христианское понимание жизни и смерти
Христианское понимание жизни, смерти и бессмертия
исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения»
(Экклезиаст) и новозаветной проповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти».
Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие
личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему
открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны
и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и
стихий, и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть
личность. Целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без
осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту,
мыльный пузырь. В сущности, она есть приготовление к вечной жизни, которая не
за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в
который час не думаете, придет Сын Человеческий». Чтобы жизнь не превратилась,
по словам М.Ю.Лермонтова, «в пустую и глупую шутку», необходимо всегда помнить
о смертном часе. Это не трагедия, а переход в иной мир, где уже обитают мириады
душ, добрых и злых, и где каждая новая входит на радость или муки. По образному
выражению одного из православных иерархов: «Умирающий человек – заходящее
светило, заря которого уже блещет над другим миром». Смерть разрушает не тело,
а тленность его и поэтому она не конец, а начало жизни вечной.
Евангелист Лука так определил суть христианского
подхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него
сме живы». Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не
принадлежит сам себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
2.2 Ислам о вопросах жизни и смерти
На вопрос человека: «Разве, когда я умру, я буду
изведен живым?», Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек, что мы сотворили
его раньше, а был он ничем?». В отличие от христианства, земная жизнь а исламе
расценивается высоко. Ислам исходит из факта сотворенности человека по воле
всемогущего Аллаха, который прежде всего милосерден. Тем не менее, в последний
день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для
окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в
этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки с точки зрения
личностного интереса в смысле вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день справедливого суда
предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет
представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен
соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства
законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый
человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в
реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание рая и ада в Коране полны ярких
подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники
получить по заслугам. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание
об этом только у него, а «что тебе надо знать, - может быть, час уже близок».
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда
отказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен
он?, а также: может ли познавший быть смертным или бессмертным одновременно? В
сущности, признается лишь один вид «дивного бессмертия» – нирвана, как
воплощение ртансендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего
атрибутов.
Поскольку личность понимается как сумма драхм,
находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость,
бессмысленность цепи природных рождений. «Драхммапада» утверждает, что
«рождение вновь и вновь – горестно». Выходом является путь обретения нирваны,
прорыв цепи бесконечных перерождений и достижения просветления, блаженного
«острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и
«ничего не жаждут». Известный символ нирваны – угашение вечно трепещущего огня
жизни – хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как
говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше
столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни».
Спокойное и умиротворенное отношение к жизни,
смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно
и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к
самоубийству: оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не
освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к
рождению в более близком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к
своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная
смерть». Один из самых мудрых поэтов ХХ в. У.Уитмен выразил так эту идею –
нужно жить «спокойно улыбаясь Смерти». Избавление при жизни от источников
страдания, «омраченных действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных
взглядов и т.д.) и власти своего «я» – лучший путь обретения бессмертия.
3 Танатология – учение о смерти
Современная танатология представляет собой одну из
«горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме
смерти обусловлен несколькими причинами:
·
во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса,
который в принципе, может привести к самоуничтожению человечества.
·
во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и
смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в
полной нищете и еще один миллиард приближается к этой отметке, полтора
миллиарда землян лишены какой либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют
читать и писать, в мире 700 миллионов безработных, 200 миллионов детей
вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода. Миллионы
людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофобии,
агрессивного национализма. Это приводит к выраженному обесцениванию
человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека.
Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также
самоубийств – это симптомы глобальной патологии человечества ХХ-ХI вв. И сейчас, в XXI веке эта
проблема стоит особенно остро, так как произошла переоценка ценностей. В то же
время на рубеже 60-х гг. в странах Запада появилась биоэтика – комплексная
дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, медицины и ряда дисциплин.
Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадок
органов и тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т.д.
Это совпало с ростом интереса к правам человека, в
том числе и по отношению к собственному телесному и духовному бытию и реакции
общества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем
человечества. В настоящее время биоэтика охватывает такие сферы, как этические
проблемы эвтаназии, декортикации, аборта, суицида, пересадок органов, включая
мозг, новые технологии деторождения (включая суррогатную беременность), генной
инженерии, половой самоидентификации человека, отношения к психическому
здоровью и т.д. Эти проблемы решаются на основе существующих
нормально-этических подходов в рамках мировых и национальных религий,
гуманистической этики свободомыслия, а также различных правовых систем.
3.1 Проблема эвтаназии в современном мире
Особое внимание в последние годы привлекает эвтаназия –
«счастливая смерть» как новое явление в жизни общества, требующее глубокого
философского осмысления. Сам термин появился еще со времен Ф.Бэкона, который
предложил так назвать легкую смерть, с целью прекращения страданий при
неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие права
человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится к феномену
самоубийства.
Различают следующие виды эвтаназии: активная, добровольная;
активная, недобровольная; пассивная, добровольная; пассивная, недобровольная.
Решая вопрос о законности и моральной обоснованности
эвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со времен
Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе
пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. В
современном мире эвтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, а в других
странах, в том числе и России, она запрещена. Однако, проблема существует и в
ряде стран (США и др.), изобретены даже устройства для безболезненной смерти,
которые сам больной может привести в действие. В истории философской мысли было
не мало высказываний относительно права человека принять такое решение. Так
Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит,
настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становится традицией
«поминки при жизни», когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближение
смерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируют
«хасписы» – больницы для безнадежных больных, где можно умереть
«по-человечески». Этот опыт описан в книге Р. и В.Зорза «Жить до конца», где
обосновывается философия умирания в счастливом состоянии.
У человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал
Фрейд), то каждый имеет естественное право не только на жизнь, каким он
родился, но и умереть в человеческих условиях. Одно из особенностей в наше
время является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются
основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и
природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и
восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием,
производным от гуманизма.
Заключение
Что же такое смерть? Это риторический вопрос. Ответа на него
нет. У многих народов, когда говорят об умершем человеке, говорят, что он «в
лучшем мире». Но, почему же мы так боимся смерти? Почему смерть дорогих и
близких на людей повергает нас в глубокое горе и потрясение? Вероятно, нас
пугает неизвестность, это знание недоступности для человечества. Человечество
как будто идет на ощупь, в слепую, в неизвестность. Попытка понять, что такое
смерть, ставит в тупик многие понятия и законы. Ведь, если жизнь – это мука и
т.д., а смерть – избавление от мук, переход в лучший мир, то, чем обоснованна
радость рождения ребенка, если следуя логике, мать обрекает его на муки?! И в
чем суть жизни в соответствии с фактом смерти? Значит, жизнь для чего-то
дается, вероятно, жизнь – это одно из звеньев цепи и следующее звено – смерть,
но звено не последнее? Эти извечные вопросы волновали, и будут волновать
человечество, накладывая свой отпечаток на быт и культуру народов. Тайна смерти
предопределила нравственные законы бытия, отраженные во всех мировых
конфессиях, дала жизнь великим научным трудам, бессмертным произведениям
литературы и искусства. Смерть остается неразгаданным и самым неоспоримым
фактом. Неизвестность вселяет страх и заставляет лихорадочно искать путь к
бессмертию. Перед лицом смерти люди, в полном смысле слова, равны друг другу,
как и любому живому существу, что стирает неравенство, на котором основана
земная жизнь. Поэтому спокойное восприятие мысли об отсутствие вечной жизни
моего «я» и понимание неизбежности слияния с «равнодушной» природой, является
одним из путей безрелигиозного подхода к проблеме бессмертия. Правда, в этом
случае возникает проблема Абсолюта, на которого можно опереть свои нравственные
решения. А.П.Чехов писал: «Нужно веровать в Бога, А если веры нет, то не занимать
ее место шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своею совестью».
Библиография
1.
Алексеев П.В.,
Панин А.В. Философия: М., 1998
2.
Губин В.Д.,
Сидорина Т.Ю. Философия, Мифология: Русское слово, 2001
3.
Канке В.А.
Философия: исторический и систематический курс – Мифология: Логос, 2001
5.
Шопенгауэр А.
Избранные произведения. М., 1999
6. Настольная книга атеиста. Издательство
политической литературы.
Москва, 1975 г.