Свойства материи
Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от
человеческого сознания.
Субстанция – вечно движущаяся и изменяющаяся материя как основа
всех явлений; основа, основное начало явления, суть чего-нибудь.
Следовательно, субстанциональность материи может быть выражена как
основа жизни, реальности.
До
Аристотеля, платоники полагали, что субстанция осуществлена в форме как
таковой, еще ранее философы-натуралисты считали, что субстанция состоит из
материальных элементов. Очевидной представляется точка зрения, которая видит
субстанцию как нечто отдельное, в чем воплощено начало и формы и материи.
Аристотель как бы соединяет все предшествующие точки зрения в едином синтезе,
определяя чувственно воспринимаемую субстанцию как взаимодействие следующих
начал: материя («hyle») есть начало, образующее чувственно воспринимаемую
реальность, и в этом смысле материя есть основание, носитель формы и в то же
время – это недетерминированная потенциальность; форма есть начало,
актуализирующее, определяющее материю, без формы вещь не может состояться, тем
самым, форма есть сущность всякой вещи, ее субстанция; композиция формы и
материи, Аристотель называет ее «synolos», представляет субстанциональность как
таковую, соединяющую в одно целое начала формы и материи. Таким образом,
субстанцией является именно начало формы, которое Аристотель называл «сутью
бытия всякой вещи»[1].
Всеобщность
можно трактовать также как и неисчерпаемость. Неисчерпаемость материи
рассматривается в двух смыслах: неисчерпаемость вширь и вглубь.
Неисчерпаемость
вглубь – означает наличие структуры у любого материального образования, любая
элементарная частица делима, имеет сложные внутреннее строение, т.е. отрицает
существование какого-либо структурного нулевого уровня (кирпичика).
Неисчерпаемость материи вглубь заставляет по новому взглянуть на идею: «состоять
из…».
Неисчерпаемость
вширь – означает бесконечное число материальных образований, их свойств и.т.д.
Отдельные
виды материи могут исчезнуть, но при этом в определенном количественном
соотношении появляются другие ее виды. И этот процесс бесконечен. Наконец,
материя характеризуется противоречивостью, единством прерывного и непрерывного,
единством конечного и бесконечного, абсолютностью и относительностью и т.д.
Изучая свойства материи, можно заметить их неразрывную диалектическую
взаимосвязь. Одни свойства взаимообусловливают другие ее свойства. Именно в
этом и проявляется абсолютность материи.
Академия платоновская (Академия Платона) – древнегреческая
философская школа основанная Платоном около 387 до н.э. в
Афинах; названа по имени мифического героя Академа (Akademos). В истории Академии
Платона, сыгравшей видную роль в развитии античного идеализма, выделяются:
-
Древняя (1-я) академия
(Платон, Спевсипп Ксенократ и др. середина 4 – середина 3 в. до н.э.),
находившаяся под влиянием пифагореизма и способствовавшая развитию математики и
астрономии
-
Средняя (2-я) академия
(Аркесилай)
-
Новая (3-я) академия
(Карнеад), развивавшие идеи скептицизма в борьбе против догматизма стоиков,
-
4-я и 5-я академии,
характеризующиеся стремлением объединить философию Платона с идеями стоицизма,
пифагореизма и перипатетической школы.
С 4–5 вв. (Плутарх Афинский) Академия связывается с
неоплатонизмом. В 529 декретом императора Юстиниана Академия была закрыта. В
эпоху Возрождения под названием «платоновской» существовала академия во
Флоренции (1459–1521); главным представителем её был Марсилио Фичино.
При обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение
пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия в
Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к
этическим проблемам; от Пифагора – унаследовал идеал совместной жизни философов
и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также
возможность применения этой науки к познанию природы.
Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных
государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому
что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного
воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую
возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни
потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо
они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.
Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в
совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального
государства, чтобы пока – за неимением возможности управлять каким-либо
реальным государством – они управляли согласно нормам идеального государства
самими собой[2].
Заслуга
обоснования герменевтики как универсальной науки истолкования любых текстов
принадлежит немецкому философу Фридриху Шлейермахеру, который (уже в Новое
время) прославился истолкованием книг Платона.
Шлейермахер
выделял в текстах предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты.
Содержание текста, т.е. то, что описывалось, было противопоставлено выражению
текста, т.е. тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения,
проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал
Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих
мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Кто есть автор и зачем он всё
это говорит. Последний аспект получил названия выразительного и долгие годы был
собственным предметом понимания и толкования.
Герменевтику
Фридрих Шлейермахер рассматривал как учение об искусстве, или технику
понимания, исследующую условия, при которых возможно взаимное постижение людьми
друг друга в их жизненных проявлениях. Поскольку всякий текст в одно и то же
время и является индивидуальным проявлением автора, и принадлежит к общей сфере
языка, его толкование идет, прежде всего, по 2-м путям. Объективный
(грамматический) метод понимает текст исходя из языка как целого, субъективный
– из индивидуальности автора, привносимой им в процесс творчества. Затем
следует второе подразделение – на компаративный метод, выводящий смысл из
сравнения высказываний в их языковом и историческом контекстах, и дивинационный
(угадывающий), ухватывающий смысл интуитивно, путем вчувствования. Эти методы
должны взаимодействовать, постоянно дополняя друг друга в процессе понимания.
Наиболее
важные моменты герменевтики (воспоминание идей и т.п.) были выражены уже
Платоном. Герменевтические феномены, в названии которых очевидно влияние идей
феноменологической философии Эдмунда Гуссерля, рассматриваются в качестве
сущностного и существенного состояния бытия человека.
Активно
используется и другой термин Гуссерля – смыслопорождение. Смыслопорождение (или
смыслоформирование) – это реализация смысла человеческой жизни и деятельности в
конкретных ситуациях и событиях, личностных актах или межличностных отношениях[3].
Выделение
философской герменевтики в особую область научного исследования позволило, в
частности, подойти к решению проблем социокультурной реальности в целом.
Агностик
считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной
жизни, с которыми связано христианство и прочие религии. Или, если это и не
невозможно вообще, то, по крайней мере, не представляется возможным в настоящее
время.
Агностики допускают, что, может, где–то и есть тот Сверхразум,
Абсолют, Нечто (обычно называемое верующими Богом), которое и создало наш мир,
Вселенную, вечность и бесконечность, одним словом – все. Возможно, это некая Субстанция,
невидимая, но обладающая колоссальной силой создания и разрушения. Таким
образом, все может быть в любой форме, противоречащее всем космическим законам,
просто необъяснимо–непостижимое. Однако пока доказательства существования этой
самой субстанции не найдены – никто в иррациональное верить не будет.
Таким образом, опровергнуть положение агностиков возможно так:
«Необходимо изучать части всего мира, то есть то, что возможно познать, тогда
будет возможно познать и мир».
«Наука» в
переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки».
В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной
на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.
Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и
почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук;
1.
теоретические,
умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума
(философия, физика, математика);
2.
практические науки
(изучают начала государства: политика, этика, экономика);
3.
творческие,
ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство,
медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.
В XX в. наука рассматривается как деятельность по
производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное,
достоверное, практически проверенное знание.
Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать
объективную картину реальности.
Сущность науки:
-
достоверное обобщение
фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
-
выявление законов,
управляющих процессами в объекте исследования;
-
предвидение тенденций
развития и функционирования объекта;
-
контроль и управление
процессами в объекте[4].
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы
действовать.
В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела
устойчивые социальные формы, организована.
-
определенной системой
ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность
независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
-
определенным набором
технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной
деятельности;
-
совокупностью методов,
используемых для получения нового знания;
-
способом организации
научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:
-
производство нового
знания;
-
доведение знаний до их
практического использования;
-
подготовка научных
кадров.
Научные исследования включают:
-
использование методов
научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и
экспериментов;
-
обобщение и объяснение
фактов, построение гипотез и их проверка;
-
установление
закономерных связей между фактами;
-
построение теории,
законов, принципов;
-
философское
истолкование данных науки;
-
накопление новых
опытных данных;
-
коррекция, пересмотр
прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностями развития науки являются:
-
обусловленность
развития науки потребностями общественно-исторической практики;
-
относительная
самостоятельность развития науки;
-
преемственность в
развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
-
взаимодействие и
взаимосвязь всех составных отраслей науки;
-
свобода критики,
свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
-
дифференциация и
интеграция научного знания;
-
математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и
выступает в качестве предпосылки технической революции, развития
производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в.
удваивается каждые 5–10 лет[5].
Как мне
кажется, данное выражение близко к трансцендентальной философии И. Канта.
Термин
«трансцендентальный», которым И. Кант обозначает свою философию, указывает
на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и
сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал),
которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого
опыта вообще. К таким условиям кенигсбергский философ относит, прежде всего,
формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т.е. априорны, что
представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и
само познание в принципе. Но эти условия – созерцание и рассудок – принадлежат
к познавательной способности субъекта.
В работе «Критика чистого разума» И. Кант разъясняет свою
позицию в отношении различения видов познания – созерцания и рассудка. Теорию
чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к
созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической.
«Трансцендентальная эстетика» занимается, следовательно, изучением априорных
форм чувственности.
Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в
действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе
представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и
рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок – понятийность,
мыслимость. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам:
мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
Над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности
всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный
материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные
содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» – это то, что недоступно нашему
созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается,
таким образом, непознаваемым.
Теоретический
разум имеет дело с природой, с законами природы, и тем, что есть, существует.
Практический же разум определяется тем, что должно быть. Тем самым уже в этой
необычной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив
метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной
способностью поступать нравственно, без принуждения творить добро, благодеяния
и избегать зла, и тем самым он уже изначально имеет в себе самом закон и
принцип – быть нравственным.
Таким
образом, можно говорить о том, что отрывок В. Шекспира, в сущности,
является концентрированным вариантом теории, которую развил И. Кант.
1. Дунаева Н.Н. Философия.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.
2. Жаринов В.М. Философия.
Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005.
– 96 с.
3. Жаринов В.М. Философские
и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
4. Основы
философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов.
– М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
5. Философия.
/ Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.
[1]
Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. – Минск: Наука, 1993.
[2]
Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред.
Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997
[3]
Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.:
Приор-издат, 2005
[5]
Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.