Лимит наличных денежных средств
Доклад по
теме "Лимит наличных денежных средств"
Указом
Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению
налично-денежного обращения"[1][1] установлено, что предприятия, организации и
учреждения (включая организации торговли) независимо от их
организационно-правовой формы:
- обязаны
хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
- должны
производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в
безналичном порядке через учреждения банков;
- могут
иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных
учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
- обязаны
сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка
наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
- имеют
право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только
для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий
и только на срок не свыше трех рабочий дней, включая день получения денег в
учреждении банка.
Вышеназванному
Указу Президента корреспондирует и абз.1 п.6 Порядка ведения кассовых операций
в Российской Федерации[2][2], устанавливающий:
предприятия
обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов
остатка наличных денег в кассе в ПОРЯДКЕ И СРОКИ, согласованные с
обслуживающими банками.
В
соответствии с п. 2.5. "Положения о правилах организации наличного
денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 №
14-П[3][3]
в кассах предприятия могут храниться наличные деньги в пределах лимитов,
устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с
руководителями предприятий.
Лимит
остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно
всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы
деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для
установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие предоставляет в
учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по
форме № 0408020.
Вышеуказанное
положение закрепляет:
«По
предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие
самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый
лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка
кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По
представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия,
расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим
счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе
устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия
соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты
остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета,
открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются
учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам
федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных
распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление
лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального
казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального
бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в
установленном порядке.
При наличии
у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по
своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с
расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После
установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие
направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие
учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке
данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка
наличных денег в кассе.
По
предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных
денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы
считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная
наличность - сверхлимитной.
Лимит
остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота
предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков
сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и
сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом
лимит остатка кассы устанавливается:
- для
предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в
учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в
пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
- для
предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в
учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в
зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
- для
предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода
наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального
характера и стипендии).
Установленные
учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются
каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры
представленных расчетов по форме 0408020.
Лимит
остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по
обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов,
условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского
счета».
В
соответствии с п. 2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все
наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия
могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только
для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не
свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в
учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению
суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные
средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными
правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними
банковскими правилами.
Нарушение
данной нормы (при выявлении такого юридического факта соответствующей
проверкой), влечет применение к данным правоотношениям Указа Президента РФ от
23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному
и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" - п. 9.
"Установить, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а
также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации
предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица применяются следующие меры финансовой ответственности:
за
осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями,
учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в
2-кратном размере суммы произведенного платежа;
за
неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в
3-кратном размере неоприходованной суммы;
за
несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также
за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в
3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На
руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные
нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном
законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты
труда.
Рассмотрение
дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных
настоящим пунктом, производится налоговыми органами по сведениям,
предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими
проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения
кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Суммы
штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным настоящим пунктом,
зачисляются в федеральный бюджет".
Литература
www.tarasei.narod.ru/fin1.5.htm
[1] Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 622 "О
дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения" //
Российская газета, 15 июня 1992.
[2] Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв.
решением Совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) // "Экономика и
жизнь", N 42-43, 1993.
[3] Положение ЦБР от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах
организации наличного денежного обращения на территории Российской
Федерации" (утв. ЦБР 19 декабря 1997 г.) // "Экспресс-Закон", N
10, март 1999 г.