Проблемы и достижения туризма в Украине
Проблемы и достижения туризма в Украине
Проблемы и достижения нынешнего этапа. Большая часть проблем
сферы курортов и туризма определяется системным кризисом политики и экономики Украины
и, есть надежда, что сейчас страну ожидает целостное оздоровление экономики и подъем
жизненного уровня. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать только специфические
отраслевые моменты. Важнейшими из них являются:
Достаточно болезненная ломка советских стандартов и механизмов
в управлении и развитии сферы туризма. Традиционное для неевропейского мышления
невнимание к модным молодежным движениям в сфере свободного времени и, как следствие,
отсутствие серьезных инвестиций в новые виды туризма и активного отдыха.
Потеря традиционных рынков (Сибирь и Дальний Восток России, страны
Средней Азии, страны Прибалтики, восточные области Германии, Польша, Венгрия, Чехословакия.
Финляндия).
Слабая работа с перспективными рынками, полное отсутствие каких-либо
стратегий по захвату рынков Центральной и Северной Европы и возвращению традиционных
рынков.
Сужение индивидуальных сроков отдыха с 24 дней до 7-14.
Сокращение сезона. Почти полное выпадение из загрузки здравниц
и частного сектора июня - во всех отношениях благоприятного времени.
Выпадение из интересов туристов некоторых центров - Симферополь,
Куйбышево, Старый Крым, Ангарский перевал.
Уничтожение маршрутного пешеходного туризма и системы горных
приютов.
Старение или полное разрушение баз размещения и их оборудования
даже в курортах круглогодичного использования - самый яркий пример - виллы Симеиза.
Разрушение пляжей и береговых сооружений.
Массовое уничтожение зеленых насаждений парков и заповедников.
Массовое нарушение норм экологической, сейсмической, оползневой,
штормовой безопасности при новом строительстве и реконструкции баз размещения.
Экономическая неэффективность и отсутствие налоговой отдачи значительной
доли здравниц, огромное число частных гостиниц и пансионатов, работающих в
"тени".
Тем не менее, укрепление рыночных механизмов и частной инициативы,
заметное улучшение инвестиционного климата в последние пять лет определяют стабильное
улучшение курортов и туризма в Крыму. Нельзя не признать, что приобретение и строительство
недвижимости, в том числе вилл и дворцов как гражданами Украины, так и зарубежных
стран - России, Польши, Израиля, Германии, США значительно улучшили архитектурный
облик побережья и Горного Крыма, а также создали на долгие годы вперед рабочие места
в строительстве и сфере обслуживания.
Ситуация в мире - угроза терроризма и стихийные бедствия в странах
Юго-Восточной Азии, Турции и Египте, Испании, странах бывшей Югославии также способствует
росту интереса к нашему полуострову как туристов, так и инвесторов.
Благоприятным для Крыма является и то, что трудовая ритмичность
в Украине, России и других постсоветских странах еще не сложилась, экономически
активное население не вполне может планировать на длительный срок время своего отдыха.
При нежданном появлении свободной недели или даже нескольких дней поездка в Крым
оказывается проще всего. Огромное значение имеют и личные рекомендации по мобильным
телефонам. Сейчас реальные цены и погода на курортах успешно противостоят
"черному пиару" киевских и московских телестудий, ангажированных Турцией
и Египтом.
Возобновление массового кино- и телепроизводства студий Украины
и России в живописных и легко узнаваемых местах Крыма также играет огромную роль,
год от года все более значительную.
Огромный интерес к Украине, который появился в Европе и мире,
благодаря "помаранчовой" революции, дает Крыму уникальный шанс и требует
решений моментальных (уже к майским программам), с одной стороны, и нацеленных на
перспективу в 5-10 лет, с другой стороны.
Крым уже имел серьезную долгосрочную программу, основанную на
научных исследованиях. Общесоюзная целевая комплексная программа "Курорт"
разрабатывалась в 1975-1980 годах. Финансировали программу ВЦСПС, Госплан и Минздрав
СССР. Тысячи специалистов со всей огромной страны искали самые современные по тем
временам и почти фантастические решения. И вот теперь, спустя 30 лет практика подошла
к тому, что Крым в августе просто задыхался от наплава тех самых отдыхающих, о которых
мы только мечтали все годы независимости Украины. А самое критикуемое 30 лет назад
положение о глубинном размещении отдыхающих воплотили в жизнь люди, которые о нем
никогда не слышали. Свободный рынок сам пришел к тому, что отдыхающие стали снимать
дома и комнаты в Перевальном, Верхней Кутузовке, Краснокаменке, строить виллы в
Зеленогорье и Байдарской долине, а уже оттуда приезжать на несколько часов на пляж.
Характерным для советского планирования было желание всех предполагаемых
20 млн отдыхающих в год охватить разнообразными туристическими, оздоровительными
и курортными программами. Тем не менее, именно "дикий" отдых, отдых без
путевок создает в Крыму около 80% потока людей и, вероятно, около 90-95% денежных
потоков. Ведь очень многие отдыхающие с путевками, особенно в санаториях силовых
ведомств и структур высшего управления, вовсе не платят "живых" денег.
В органах управления отдыху без путевок не уделяется должного
внимания, но нельзя сказать, что собственно туристическая сфера остается глуха к
моим работам. Множество публикаций в профессиональной газете "Терра Таврика"
и в Интернет со временем дают свои плоды в виде новых программ и туров. Ведь неформальные
движения всегда становятся новыми сферами бизнеса. Так уже произошло в Крыму с конным
туризмом, дайвингом, легкой авиацией, историческим фехтованием, любительской археологией.
Сейчас становятся на клубно-коммерческую основу горный велотуризм, зимний спорт,
эзотерика.
Уже сложилась своеобразная "дикая" инфраструктура:
"карпалы" (частные такси), "разводящие" (квартирные маклеры),
хозяева частных пансионатов, организаторы экскурсий и гиды. Большинство из них работает
без лицензий, часто без образования и в налоговой "тени".
Сотни тысяч (а может и больше) приезжих размещаются на летнем
отдыхе у своих родственников в Степном Крыму, ежедневно выезжая на пляжи на электричках,
автобусах или частных автомобилях. Их никто не считает, но и они тратят какие-то
деньги.
Сама по себе мощь (4-5 млн человек в год) отдыха без путевок
требует к нему пристального исследовательского внимания. А методы планирования и
управления здесь должны иметь характер информационного воздействия. В том числе
художественного, ведь многие советские движения в отдыхе имеют свои культовые фильмы:
автотуризм - "3 +2", дайвинг - "Акваланги на дне". Нередко культовые
фильмы имеют международное значение, например, "Достигая невозможного"
для скейтеров или "Сладость греха" для натуристов. Неформальные течения
в туризме существуют везде в мире, но на Западе они моментально становятся новыми
сферами приложения капитала. Естественно (и несколько раньше) они становятся и областями
принятия управленческих решений.
Необходимо разобраться, какие из старых теоретических решений
приемлемы в условиях свободного рынка и частной инициативы. А также вспомнить, каким
образом и благодаря каким идеям добились успеха в сфере рекреации разные страны.
Успех в туризме никогда не был случайным и всегда опирался с одной стороны на общемировые
теории, с другой - на оригинальные неожиданные решения. Ведь "вначале было
слово". И это слово было сказано начальством. А подсказано учеными.
Можно привести в пример такие крайности, как свободное распространение
наркотиков в Камбодже или малолетняя проституция в Таиланде. Из последних
"агрессивных" решений - в январе 2005 года Венгрия предложили французам
авиачартер Париж - Будапешт за 0,20 евро.
Но мы разберем подробнее опыт Хорватии, Германии и Кубы - поскольку
в государственных программах этих стран четко выражена социальная направленность
и разумное сочетание выгод внешнего туризма и роли туризма в улучшении жизни граждан
своей страны.
Цель. В складывающемся прямо сейчас международном имидже Украины
Крым, наряду с Карпатами, должен играть роль парадной гостиной. Не мастерской (как
Донбасс или Криворожье) и не кабинета, как Киев, а именно края, где все заранее
приготовлено к приему зарубежных гостей и где хозяева - граждане Украины из того
же Донбасса или Киева общаются с ними на равных. Наслаждаясь крымской природой,
ее целебными дарами (курортное лечение) и ее испытаниями (активный туризм). Познавая
драматическую историю края и культурные достижения его народов, а также уникальную
для всего мира веротерпимость и толерантность. Если говорить терминами международного
туризма, то позиционирование Крыма должно идти в стиле "Ланд унд Лёйте"
(Страна и Люди). Этот стиль не потребует от Крыма изображать из себя райские острова,
шокирующую дикость или бесконтрольную распущенность. Военная мощь и космическая
техника, колхозы и олимпийские базы, знаменитости и простые люди с их повседневными
проблемами, а вовсе не аквапарки с искусственными скалами позволят нам занять место
в мировом туризме.
Механизмы и приоритеты. Нет особого смысла выделять блок
"Задачи", поскольку они напрямую вытекают из блока "Проблемы",
причем часть проблем в условиях открытости социально-политических процессов и свободного
рынка должны решаться за пределами курортно-туристической сферы.
Крым, Одесса, Карпаты и Киев (который сейчас далеко обогнал Крым
в развитии туризма и экскурсий, особенно для школьников и молодежи) должны выступать
не как конкуренты, а как взаимодополняющие компоненты. Причем, для граждан многонациональной
и поликонфессиональной Украины для понимания, в какой стране они живут, периодический
отдых в каждом из этих регионах должен рассматриваться как важнейшая часть образования.
Общая концепция развития и управления может строиться на таких
важных исходных положениях:
Крым является частью Украины; решение в ней социальных проблем
населения обеспечивает достаточную и стабильную нагрузку всех учреждений отдыха,
туризма и курортного лечения. При этом Крым сохраняет роль летней политической и
культурной "столицы" всех стран постсоветского пространства. Он остается
и важнейшим центром классической и модернисткой русской культуры. Его особую уникальность
должны определять древние культуры коренных народов - крымских татар, караимов,
крымчаков, крымских греков и армян, а также своеобразные культурные достижения европейских
колонистов разных национальностей.
Огромный рост интереса к Украине в Европе и мире, а также неблагоприятные
тенденции для туризма в странах Азии создают отличные предпосылки для прорыва в
лидеры международного туризма.
Часть ресурсов Крыма - пляжи и парки терпят серьезную перегрузку
в высокий сезон. Отдельные категории отдыхающих конкурируют между собой, но проблема
может быть решена их распределением по времени, по месяцам года.
Старение населения (увеличение доли пожилых людей) в развитых
странах Европы позволяет при захвате западных рынков ориентироваться на отдых пенсионеров
весной и осенью. Общенациональная программа отдыха и курортного лечения пожилых
людей Украины позволила бы целые курортные комплексы проектировать с учетом ограничений
в подвижности отдыхающих и повышенных требований к тишине и покою.
Украина как страна с рыночной экономикой должна создать политические,
правовые и экономические механизмы саморегулирования. А местное руководство Крыма,
вплоть до поселковых советов - не администрировать туристический бизнес, а создавать
для его владельцев ясную систему приоритетов и ограничений, о которой будет знать
и все местное население, и отдыхающие.
Важнейшей чертой Крыма является преобладание неорганизованных
форм массового отдыха и личных решений отдыхающих, а не жестких туристических программ.
Главным в управлении туристической сферы может быть только мощное долговременное
информационное воздействие.
Свободный рынок и свободная информация позволят направлять частную
инициативу тех, кто зарабатывает на туристах и личные решения туристов на пользу
всему обществу, укрепление государства, повышение международного престижа Украины.
Открытые тендеры, логичная система льгот для инвесторов, распространение
информации об этом в Интернет, реализм, толерантность и умение искать компромиссы
- это уже зависит от государства. Простой пример - нелегальная археология. Поиск
кладов в США - одна из отраслей туризма. В Крыму в литературе можно найти описание
5 тысяч археологических памятников, а работают (в июле-августе) около 30 экспедиций
- охранять все остальные просто невозможно, а "черные" археологи умудряются
копать даже в Херсонесе Таврическом. Продажа лицензий на раскопки обеспечила бы
охрану памятников силами владельцев этих лицензий, а оценка и легализация находок
государственными органами позволит легко отделять среди находок вещи музейного значения
и выкупать их за счет средств, вырученных от продажи экспонатов для частных коллекций.
Опять же на открытых аукционах, которые могут проводиться в межсезонье и привлекать
в Крым состоятельных коллекционеров со всего мира.
Открытая конкурсная сдача в аренду на 10-20 лет природных достопримечательностей
и памятников культуры обеспечит их эффективную охрану и экономическую отдачу безо
всяких бюджетных дотаций.
Общепризнанная в маркетинге практика "бесплатной раздачи
образцов" должна широко использоваться для пассажиров круизных судов, сотрудников
дипломатических миссий, иностранных студентов - всех, кто может потом с восторгом
рассказать об Украине и Крыме своим соотечественникам. Представлять надо большие
и неожиданные для мирового рынка программы (Черноморский флот, космические объекты,
экстремальные игры, археологический туризм). Для западных врачей надо проводить
бесплатное знакомство с курортным лечением в Крыму таких сложных проблем как бесплодие,
детские врожденные заболевания.
Сезонность - центральная проблема курортов и туризма в Крыму,
определяющая все его недостатки. Вторая проблема - конкуренция в использовании пляжных
и парковых ресурсов и отчасти - транспорта разных категорий отдыхающих. Реальность
в Крыму такова, что москвичей и других отдыхающих из России считают хорошими клиентами,
а отдыхающих из Украины, Белоруссии, Молдовы - плохими. При этом есть еще и самые
невыгодные - отдыхающие из городов Крыма. Туристов из стран так называемого дальнего
зарубежья, по существу, мало кто знает. Заочно их любят и хотят, чтобы их было больше.
Между тем, среди специалистов хорошими клиентами считаются немцы и японцы, а французы
и итальянцы считаются скупыми и проблемными. Свои плюсы и минусы есть у поляков,
которые отлично уже знают наш частный сектор, а нередко и покупают сами эллинги
или дачи на несколько семей.
Не вдаваясь сейчас в этнопсихологию, добавим еще, что есть и
профессиональные, и сословные, и возрастные особенности туристов.
Пока ограничимся тем, что всех возможных клиентов надо распределить
удачно по времени. И делать это необходимо на основе рыночных механизмов (ценовых
льгот в определенные сезоны и в определенных районах) и информации.
Москвичи по традиции берут отпуска в августе. С небольшим разбросом
от второй половины июня до сентября. Это чрезвычайно выгодно для Турции и Египта,
где август является самым некомфортным временем, когда европейцы туда не едут. Пока
москвичей и россиян вообще в Крыму устраивает то, что
А все проблемы Крыма сводятся к одной - слишком короткий сезон.
Отдых и туризм населения Украины - очень большая и интересная
тема. Как не удивительно, но два таких знаменитых диктатора как Фидель Кастро и
Иосиф Броз Тито оставили нам замечательные примеры общенациональных программ развития
туризма. На Кубе это "кампизмо популяр" - недорогой отдых всех кубинских
семей в межсезонье (точнее в жаркий сезон - в январе-феврале). Кастро обязал все
отели и туристические комплексы предоставлять свои пляжи и спортивные сооружения
местному населению, а также создать возможности для недорого проживания. Думаю,
что и у нас такой диктат получит поддержку избирателей.
В Югославии в 1960-х годах было построено сразу 50 больших кемпингов
для автотуристов (в Хорватии). Некоторые из них одновременно принимают до 10 тысяч
туристов, в основном из стран Центральной Европы (Германия, Бельгия, Швейцария).15
кемпингов еще с тех пор специализируются на приеме натуристов - любителей сплошного
загара, спорта в обнаженном виде, вегетарианской еды и прочего возврата к природе.
Собственно, становление такого бизнеса в Хорватии с ее жесткими традициями и бесправием
женщин было очень драматичным. Об этом снят фильм "Сладость греха", но
сейчас он представляет лишь исторический интерес, а натуризм - основа процветания
страны.
Натуризм имеет свои традиции и во многих крымских местах - Коктебеле,
Симеизе, на Казантипе и Керченском проливе. Но сейчас одетая в плавки и обнаженная
публика у нас пользуется одними пляжами, что совершенно никого не устраивает. А
проблема не требует каких-либо денег, а только организационных мер, причем на уровне
поселковых советов (обозначить нудистские пляжи табличками) и информации в путеводителях
и электронных изданиях.
Кемпинги Хорватии значительно дешевле, чем в Крыму. Для Хорватии
вообще не характерны большие дорогостоящие комплексы и номера-апартаменты. Немец
или швейцарец на отдыхе у моря готов платить за удобную кровать, душ, тумбочку и
стул. Телевизор - уже лишнее, а кондиционеру в железобетонном номере предпочитают
тенистую террасу деревянного бунгало.
Владельцы автодач или туристы с палатками вообще платят 1-2 евро
в день только за место на лужайке.10 гривень за постель и 3-5 гривень за место под
палатку или фургон - такой стандарт должен быть главным сейчас в нашем "народном
туризме". И даже эти деньги в отдыхе школьников и студентов могут быть заменены
работой для лесохозяйственных, парковых и коммунальных предприятий.
Туризм и оздоровление школьников и студентов - отдельная огромная
тема. Причем, именно для нее требуется приоритетное развитие в ближайшие 5-10 лет,
так как демографическая ситуация в стране катастрофическая. У поколения, выросшего
в условиях развала Советского Союза, нет ни физического, ни морального здоровья.
Оставляя пока за рамками статьи путевки и программы такого отдыха,
разберем возможности импульсивного спроса - экскурсии, посещение музеев, спортивных
и развлекательных центров.
Сфера активного туризма и спорта должна по емкости догнать сферу
курортного лечения. Уже не один год Интернет-опросы показывают, что примерно 15-18
% возможных отдыхающих интересует в Крыму спорт, экстрим и активный туризм - примерно
столько же потенциальных клиентов интересуются курортами. Однако, курортная сфера
создавалась с огромными капиталовложениями. А в туризме и спорте даже то, что было,
сейчас в запустении.
Государственные решения по развитию детского и молодежного отдыха
должны предусматривать не только бюджетное финансирование, но, прежде всего, создание
благоприятного инвестиционного климата. А для местной молодежи решения должны быть
прежде всего организационные, поскольку не имеет смысл создавать для нее что-то
отдельно.
В проблемах отдыха местного населения практикуются некоторые
решения - например, бесплатное пользование пляжами при предъявлении паспорта или
льготы на путевки в ведомственные базы отдыха. Однако сама по себе закрытость пляжей
выглядит во многих случаях дискриминацией. И мэры многих крымских городов от такой
практики отказались.
Для снижения риска инвестиций в сферу туризма нужны серьезные
организационные решения. По примеру Германии время каникул в разных областях (или
группах областей) Украины должно быть со смещением. Таким образом, чтобы летние
каникулы, например, в Черниговской и Черкасской областях, начинались уже с 12 мая
и заканчивались 15 августа, а, например, в Харьковской и Сумской областях - начинались
20 июня и заканчивались 1 октября. Каникулы студентов также могут быть по решению
вузов более разнообразными по времени. Реальный купальный сезон (с учетом еще и
все более многочисленных бассейнов) - с начала мая по конец октября. Туризм, спорт,
образовательные и приключенческие программы для школьников, студентов, семейного
отдыха должны осуществляться ритмично круглый год. Это сможет снизить их стоимость
в 1.5-2 раза и создать лучшие возможности для дополнительных услуг.
Местная молодежь должна иметь возможность вне высокого сезона
беспрепятственно пользоваться спортивными сооружениями здравниц, бесплатно посещать
музеи и выставки. Помимо просветительских и оздоровительных целей для всех такая
система должна служить профессиональной ориентации, отбору талантливой молодежи
и ее профессиональной подготовки на будущее для этих же курортных, экскурсионных
и спортивных учреждений.
Информация. Потенциальные европейские рынки туризма требуют внимательного
изучения. Они вовсе не так выгодны, как традиционный московский поток, разве что
привязка к отдыху в августе у них не так сильна.
В общих чертах, август и сентябрь надо при планировании оставить
за отдыхающими из России. Но при этом, больше внимания в информационной политике
уделять майским программам и бархатному сезону на Западном и Юго-Восточном побережье.
Успешные в туризме страны обычно снабжают туристов картами и
буклетами уже на въезде. Проблему самозваных гидов, квартирных маклеров и теневого
сектора размещения в Крыму решат не квартирно-посреднические бюро и не налоговая
полиция. Только миллионные тиражи бесплатных и достоверных туристических изданий,
справочные системы в Интернет, бесплатная рассылка видеопрограмм и мультимедийных
дисков на региональные телестудии Украины, России и других стран.
Необходимы и льготы в издании более подробных путеводителей и
туристических карт, особенно тех, которые рассчитаны на школьников, молодежь, укрепление
семейных ценностей.
Отдельная тема - роль кино и телесериалов в раскрутке определенных
регионов и определенных стилей отдыха. Сейчас мало кто помнит советский фильм
"3+2", определивший на десятилетия стиль "дикого" автотуризма.
Но при всей известности английского фильма "Плод созрел" ("Греческая
смоковница"), мало кто из специалистов туризма задумывается о том, что фильм
сыграл огромную роль в раскрутке молодежного приключенческого (авантюрного) туризма
для всех стран Средиземноморья. Ну а Греция, конечно, получила имидж не груды развалин,
а страны, где интересно, весело и необычно.
Кадры - сейчас наиболее слабое место крымского туризма от самого
верхнего уровня до магазинов или кафе. С одной стороны, это отсутствие системы открытых
конкурсов, лицензий, тарификации, пренебрежение к дипломам, семейственность. Конечно,
на уровне кафе или частного пансионата работа одной семьи дает огромные преимущества
и снижает стоимость услуг и уровень цен. И, наверное, должны быть государственные
льготы и возможность бесплатного образования, а также периодического повышения квалификации.
С другой стороны, персонал в сфере туризма и курортов работает
на износ. Никакие нормы охраны и нормирования труда не выдерживаются.
Эксплуатация детского и женского труда идет на уровне 19 века.
Женщины во многих торговых палатках работали в сезоне 2004 года
с середины июля по конец сентября без выходных и перерывов, ночуя в этих же палатках.
Дети 12-14 лет на аттракционах или прокатах картингов работали с 8 до 23 часов без
выходных в течение почти двух месяцев.
Официанты в приморских кафе, ночуя в них же просто на коврах
топчанов, спали по 3-4 часа в сутки. О какой вежливости и культуре обслуживания
могла идти речь в августе, когда людей просто шатало от недосыпания?
В практике детских оздоровительных учреждений укоренилась
"традиция" приглашать вожатых из-за пределов Крыма, поскольку они соглашаются
работать за еду и ночлег. Местная образованная молодежь практически не имеет никаких
шансов получить работу.
Большая часть кадровых проблем Крыма, возможно, решится в рамках
общих процессов нормализации жизни Украины. Однако должны быть и особые механизмы,
учитывающие то, что дети и молодежь в курортных районах живут в особой среде
"вечного праздника", где формирование трудовой этики не может быть пущено
на самотек. Дети мечтают быть не космонавтами, когда вырастут, а отдыхающими. Нужны
простые и массовые методы профессиональной ориентации, укрепление престижа массовых
профессий - продавца, бармена, водителя, администратора, гида, милиционера.
Кстати, нельзя не отметить, что в последние годы жалобы на крымскую
милицию и автоинспекцию от отдыхающих из России стали редкостью. Можно сказать,
что наши силовые структуры, с одной стороны, осознали важность курортников, с другой
- уже многие годы в учебные заведения набирается достаточно способная молодежь,
привлеченная фильмами типа "Полицейской академии", "Полицейские на
велосипедах" и "Менты".
Хотелось бы и больше сериалов вроде "Любовь на снегу",
где показана молодежь, обслуживающая туристов на горнолыжном курорте, или
"Спасатели Малибу". Сериалы теперь имеют огромное влияние, а Крыму нужны
вовсе не адвокаты, экономисты или дипломаты. Нужны люди, к которым туристы будут
возвращаться за хорошим настроением, незабываемыми ощущениями, здоровьем.
Крыму надо избавляться от сезонных кадров из других регионов.
Это касается и милиции, и поваров, и вожатых, и работников проката и аттракционов.
Все, кто работает непосредственно с туристами и отдыхающими должны делать это на
профессиональной долговременной основе. Начинать получение знаний и навыков с 6-10
лет в детских кружках, получать после школы специальное образование и сертификацию.
Специалист должен знать местное начальство и контролирующие органы, а они должны
знать его - годами, и создавать условия для его роста. Сейчас несчастные случаи
с аквалангистами или с гидроциклами зачастую связаны только с низкой квалификацией
персонала, который набирается случайно. Пищевые отравления из-за того, что в столовых
трудятся практиканты из областей Украины или просто чьи-то родственники, также станут
редкостью, если повара будут местными и с многолетним опытом. Сейчас множество опытных
крымских кондитеров и поваров вынуждены весь год сидеть без работы, а летом просто
торговать в палатках.
Крымские профсоюзы и органы самоуправления должны, в первую очередь,
заботится о рабочих местах и перспективе профессионального роста для своих жителей,
как и бизнесе для своих предпринимателей. Без этого инвестиции из других стран и
регионов превращают нас просто в ненужное дополнение к крымскому пейзажу.
В крупных здравницах вполне возможно в межсезонье организовать
для детей сотрудников спортивные и творческие кружки в целях подготовки для этих
же здравниц инструкторов лечебной физкультуры, плавания, дайвинга, фитнеса, гидов
для активного туризма, арт-терапевтов и других специалистов, способных расширить
сферу платных услуг.
Отдельная большая тема - крымские татары в туризме. К сожалению,
сами они к этому не вполне готовы, молодежь не воспринимают свою национальную культуру
как дополнительную возможность карьеры и заработка. Даже в таком простом вопросе
как кафе или маршрутки. В кафе блюда в основном узбекские, в маршрутках звучат уголовные
песни на русском языке. Национальные праздники проводятся в узком кругу, нет национального
спорта. Показателен пример того, что в Судаке, например, на средства бюджета существует
интернат для девочек, которые занимаются хоккеем на траве. Этот вид вместе с крымскотатарскими
кадрами перенесен из Узбекистана. Зрелищность и престижность его весьма сомнительна,
а ценность для туризма - нулевая. Тоже можно сказать и о боксе, карате или брейк-дансе,
которым увлечены многие крымскотатарские юноши. Шансы заработать на этом - весьма
слабы. А вот национальная борьба на поясах, конные виды традиционных состязаний
на праздниках, пастушеские силовые состязания, атлетические элементы в национальных
танцах и даже классическая восточная каллиграфия на стенах зданий - из всего этого
надо спроектировать некую искусственную парадную крымскотатарскую "культуру
на показ". Как это было сделано, например, в Таиланде, где крестьяне вовсе
не ходят поплясать на деревенские праздники в золоте и перьях. Классическая русская
ресторанная культура с балалайками и медведями тоже в свое время была создана искусственно
и исключительно "на продажу".
Так называемые проекты строительства национальных центров туризма,
о которых упоминалось при самозахватах земель в Морском или Тихой бухте, пока сложно
обсуждать. В реальности в этих местах можно работать только два месяца в году. Крымские
татары по всему побережью работают сезонно, приезжая из предгорных и степных районов,
они ночуют в этих же летних кафе просто под навесами.
Без решения общих стратегических проблем сезонности, свободных
рыночных механизмов, целенаправленного информационного перераспределения потоков
отдыхающих проблемы крымских татар на побережье (как и проблемы людей других национальностей)
не решатся.