Лечебное плавание
Введение
Плавание является универсальным средством разностороннего во здействия
на организм человека. Оно способствует укреплению здоровья: значительно
улучшает функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показатели
физического развития, способствует привитию прикладных навыков, закаливанию
организма и одновременно это одно из эффективных средств в комплексном
консервативном лечении больных сколиозом. Уже давно для людей
страдающих сколиозом, в бассейне проводится лечебное плавание, накоплен опыт и
изучена его эффективность.
При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно
уменьшается вес тела, снижается асимметричная работа паравертебральных мышц за
счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для
выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тел позвонков,
улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Необходимость
преодоления сопротивления воды при движении во время выполнения плавательных
упражнений является средством укрепления и развития паравертебральных мышц и
всего опорно-двигательного аппарата ребенка, совершенствования координации
движений, воспитания ощущения правильной осанки тела.
Горизонтальное положение тела в воде во время плавания, равномерное давление
воды на кожу, ее массирующее действие вызывает (повышенный обмен веществ,
активизирует жизненные функции организма, увеличивает частоту сердечных
сокращений и улучшает легочную вентиляцию. Лечебное плавание рекомендуется всем
детям, страдающим сколиотической болезнью, кроме тех, у которых имеются обычные
противопоказания по соматическим заболеваниям.
Плавание — вид спорта; метод
профилактики и лечения различных заболеваний. Различают плавание. на
поверхности воды (спортивное, оздоровительное, прикладное, лечебное, игровое) и
подводное плавание, включающее скоростные виды, подводное ориентирование и др.
В спортивном плавании. наиболее популярны четыре способа — кроль на груди и
на спине, брасс, дельфин (баттерфляй).
Лечебное плавание
Лечебное плавание— одна из форм лечебной физической культуры, особенностью
которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных
(реже пассивных) движений. Дозированная мышечная работа в особых, непривычных
для человека, условиях водной среды является важным компонентом действия
процедуры на больного. Механическое воздействие водной среды обусловлено
значительно большей ее плотностью по сравнению с воздухом. Вследствие этого для
осуществления двигательных навыков, приобретенных человеком в условиях воздушной
среды, необходимо освоение новых механизмов движения. Кроме того, преодоление
сопротивления более плотной, чем воздух, среды требует больших усилий. Таким
образом, облегчение (за счет уменьшения веса тела) статических положений, а
также медленных, плавных движений в воде сочетается со значительным силовым
напряжением для преодоления повышенного сопротивления среды при быстрых
движениях. Влияние температуры воды, являющейся основным фактором разнообразных
водолечебных процедур, имеет большое значение и для создания оптимальных
условий проведения физических упражнений в воде. При разнообразных движениях
больной может переносить более низкие температуры воды (закаливающий эффект).
Проведение занятий в более теплой воде (близкой к температуре тела) способствует
существенному снижению рефлекторной возбудимости и спастичности мышц, а также
уменьшению болевого синдрома. Имеет значение и химическое действие водной
среды, особенно при проведении занятий в бассейнах с минеральной и морской
водой. Для правильного и дифференцированного применения лечебного плавания.
необходимо учитывать комплексное влияние всех перечисленных факторов на
организм в целом, а также на его органы и системы.
Основными показаниями к проведению лечебного плавания.
являются: повреждения и заболевания нервной системы; травмы и заболевания
опорно-двигательного аппарата, состояния после оперативных вмешательств;
заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни органов дыхания, пищеварения,
эндокринные заболевания, нарушения обмена веществ и др. При показаниях к
лечебному применению физических упражнений в воде вопросы выбора той или иной
методики и допустимого уровня нагрузки решают индивидуально, с учетом характера
заболевания, возраста больного, его общего состояния, уровня физической
подготовленности, в частности умения держаться на воде. Однако если больной не
умеет плавать, это не является противопоказанием для назначения процедур в
бассейне.
Занятия лечебным плаванием должны проводиться в строгом
соответствии с дидактическими принципами, а именно:
- последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения
простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от
простого к сложному);
- постепенности, характеризующимся постепенным увеличением
нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в
основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного
методов;
- систематичности, обуславливающим систематический характер
занятий - не менее трех раз в неделю, для формирования двигательного навыка,
укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств,
совершенствования плавательной подготовленности занимающихся; - доступности,
указывающим на то, что упражнения должны быть легковыполнимыми и не
сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью
реализованы, доступными данному контингенту занимающихся, каждый должен
получить удовлетворение от достигнутого на занятии лечебным плаванием;
- наглядности, демонстрирующим правильность выполнения
техники изучаемых упражнений преподавателем, а также грамотное использование
метода рассказа и показа на подобных занятиях;
- индивидуализации, выдвигающим требования учета
индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также
плавательной подготовленности занимающихся;
- всесторонности, направленном на комплексное воздействие
лечебного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма
занимающихся, ослабленного патологией позвоночного столба.
Противопоказаниями к занятиям физическими упражнениями в воде
служат наличие открытых ран, гранулирующих поверхностей, трофических язв;
заболевания кожи (экзема, грибковые и инфекционные поражения); заболевания глаз
(конъюнктивит, блефарит, кератит) и ЛОР-органов (гнойные отиты и др.); состояния
после перенесенных инфекционных болезней и хронической инфекции; трихомоноз;
корешковые болевые синдромы, плекситы, невралгии, невриты в стадии обострения;
острые респираторные вирусные инфекции; недержание мочи и кала, наличие свищей
с гнойным отделяемым, обильное выделение мокроты; туберкулез легких в активной
стадии; ревматические поражения сердца в стадии обострения; декомпенсированные
заболевания сердечно-сосудистой системы и др.
Для занятий лечебным плаванием наиболее комфортной является
температура воды 28—32°. При назначении процедур лицам с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата и некоторыми заболеваниями нервной системы
температура воды может быть и более высокой (35—37°). Вода в бассейнах должна
удовлетворять требованиям. предъявляемым к питьевой воде. Фильтр следует
промывать не реже 1 раза в сутки. Полностью воду сливают каждые 5—7 дней.
Ежедневно производят дезинфекцию полов, стен, оборудования бассейна раствором
хлорамина.
К занятиям в бассейне допускаются лица, прошедшие медосмотр.
В процессе занятий любым видом плавания (особенно для оценки реакций организма
больных на дозированную мышечную работу в условиях водной среды) пользуются
различными приемами и методами исследования, входящими в систему врачебного контроля. При общем наружном
осмотре особое внимание обращают на состояние кожи, особенно стоп (в частности,
межпальцевых промежутков), кожных складок, волосистых участков с целью
выявления грибковых поражений, гнойничковых заболеваний, экземы и других
дерматозов. Кроме того, осматривают глаза для определения состояния
конъюнктивы, уши с целью выявления дефектов барабанной перепонки и пр. Общий
наружный осмотр предполагает выявление дефектов телосложения, пороков осанки,
деформации позвоночника, что особенно важно для назначения корригирующих
упражнений и выбора их методики. Все занимающиеся П. перед входом в ванну бассейна
принимают гигиенический душ, тщательно моются с мылом без купальных костюмов.
После выхода из бассейна душ принимают вторично (кратковременный, 1—2 мин,
температура 33—35° с постепенным снижением до 24—20°).
Инструктаж о правилах внутреннего распорядка в бассейне при
проведении лечебного или оздоровительного плавания проводят врач, сделавший
назначение, и методист ЛФК. При этом необходимо выяснить, умеют ли больные
плавать (с неумеющими плавать допустимы лишь индивидуальные занятия). Методисту
ЛФК и матросу-спасателю вменяется в обязанность немедленное личное участие в
спасении утопающего и оказание первой помощи пострадавшему.Групповые и
индивидуальные занятия лечебным и оздоровительным П. проводятся под
руководством методиста ЛФК и контролем врача. В процессе занятий необходим самоконтроль.
В лечении сколиоза плаванием основными задачами
являются: воспитание и закрепление навыков правильной осанки; создание
физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела;
возможной коррекции начальной деформации позвоночника; улучшение координации
движений; формирование мышечного корсета; нормализация физиологии
сердечно-сосудистой и дыхательной систем; приобретение навыков плавания;
обучение правильному дыханию; коррекции плоскостопия; закаливания, в конечном
итоге - стабилизация динамики патологического процесса. Плавание обладает
полезными свойствами по отношению к сердечно-сосудистой системе. Это одна из
многих форм водных упражнений, которые заставляют работать весь организм.
Благодаря своей выталкивающей силе, вода предохраняет суставы. Водные
упражнения особенно хороший выбор для людей с избыточным весом, физическая
активность которых ограничивается вследствие травматизма и других физических
ограничений. Плавание так же достаточно безопасно для людей старшего возраста и
беременных женщин. Плавание задействует большую мышечную массу нашего тела, чем
большинство физических упражнений. Работает как нижняя так и верхняя части
тела, в отличие от езды на велосипеде и других видов активности (например,
теннис), в которых участвуют только ноги. Плавание это аэробная форма
физической нагрузки. Доказано, что плавание оказывает влияние на
чувствительность к инсулину, что приводит к снижению риска диабета. Плавание улучшает
и ряд других показателей, таких как кровяное давление. Оно хорошо развивает
гибкость. Таким образом, это один из лучших видов физической активности. У
плавания имеется только один недостаток - оно не совсем хорошо сохраняет массу
костной ткани.
При выборе методики индивидуальной методики лечебного плавания при
сколеозе следует принимать во внимание локализацию и величину искривления,
степень тренированности мышечной системы, возраст. Огромное значение имеет
также дозирование лечебного плавания - при перегрузке больного - можно получить
отрицательные результаты
Основным стилем плавания для лечения сколиоза у детей (у взрослых
тоже, но если в диагнозе исключены межпозвоночные грыжи) является брасс на
груди с удлинённой паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально
вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой
пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению,
движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Возможности
увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза,
крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле минимальны.
При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во время
гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и
движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие
мобильность позвоночника и скручивающий момент. Поэтому в чистом виде эти
способы не могут применяться в лечебном плавании при сколиозе.
Однако кроль – наиболее физиологически приближен к ходьбе, и с
него начинается обучение плаванию.
При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль
(для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).
При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза
имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в
занятия работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без выноса рук из воды. Не
стоит забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. В
стиле баттерфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соединены
вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в
поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим при
сколиозе).
При выраженном увеличении грудного кифоза желательно отдавать
предпочтение плаванию стилем брасс на спине.
При подборе плавательных упражнений обязательно учитывается
степень сколиоза.
При сколиозе I степени используются только симметричные плавательные
упражнения: брасс на груди, удлинённая пауза скольжения, кроль на груди для
ног.
При сколиозе II – III степени задача коррекции деформации вызывает
необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе
коррекции (после освоения техники брасс на груди) должно занимать не меньше
половины времени занятия. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны
дуги позвоночника.
При IV степени сколиоза на первый план – так же, как и при выполнении поз
йоги - выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния
организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
В связи с этим используются, как правило, симметричные исходные положения.
Особое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Однако для тренировки
сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо
индивидуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростных
отрезков. Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у тех
детей (и взрослых), у которых почти постоянным симптомом является
нестабильность позвоночника (большая разница между углом искривления
позвоночника, определяемым по рентгенограмме в положении лёжа и стоя, требует максимального
исключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении и
вращений позвоночника).
Для людей со сколиозом II – III степени подбирается исходное
положение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.
Так, при грудном типе сколиоза для снижения компрессии с вогнутой
стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса:
рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперёд (и фиксируется
на пенопластовой доске).
При поясничном и грудопоясничном типе для коррекции дуги могут
быть использованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: при
плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на
доске.
При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами
(грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.
При подборе плавательных упражнений учитывается и деформация
позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз): при плоской спине не
рекомендуется плавание на ней, а при кифозе следует больше плавать на спине.
При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают
пенопластовую доску.
Заключение
Лечебное плавание включает разнообразные комплексы специальных
физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и
их элементов. Применение асимметричного стиля плавания в ластах (в зависимости
от неодинаковой длины конечностей с различной длиной ласта), плавание со
специальными лопаточками на кистях и т.д. Особое внимание придается сохранению
позы коррекции при выполнении всех упражнений. Для увеличения экскурсии грудной
клетки, диафрагмы, функционального совершенствования основной и вспомогательной
дыхательной мускулатуры применяются разнообразные дыхательные упражнения в
воде. В программу дозированного плавания также включается проплывание отрезков
с повышенной скоростью и ныряние в длину. Занятия по лечебному плаванию часто
проводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску. Методика
проведения лечебного плавания подробно описана в книге Г.В.Полеся и
Г.Т.Петренко «Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе
у детей» и принята за основу во многих санаторных учереждениях для больных
сколиозом.
Литература
2. Каптелин А.Ф.,
Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии, М., 1986;
3. Полеся Г.В.,
Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей,
Киев, 1980