Обучение штрафному броску в баскетболе
Методика обучения технике выполнения
штрафного броска в баскетболе.
Понятия
«принципы», «средства», «методы обучения», «методы организации занимающихся» в
теории физической культуры объединяются термином «методика обучения». Он
подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих
эффективное освоение занимающимися изучаемого учебного материала. Применительно
к урокам баскетбола методика обучения — это профессионально организованный путь
формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры.
Методика
обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для
решения образовательных задач:
-
соблюдение логической последовательности и преемственности в освоении
материала;
-
отбор доступных и наиболее результативных методов и средств обучения,
нормирование нагрузок;
-
рациональная организация занимающихся на уроке;
-
выбор рабочего места учителем в ходе проведения занятий, грамотное
использование им терминологии, команд и указаний;
-
создание соответствующего эмоционального фона занятий;
-своевременное
исправление ошибок благодаря применению
-
эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к учащимся и т.д.
Эффективность
процесса обучения определяется уровнем его организации. На занятиях по
баскетболу можно использовать несколько методов организации занимающихся:
фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и
индивидуальных заданий.
При
фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми
учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.
Поточный
метод также
предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но
поочередно — один за другим.
Проходной
метод объединяет
в себе некоторые черты двух предыдущих и заключается в выполнении упражнений
при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя
всю площадь зала.
Для
группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп.
Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.
Метод
индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение
их каждым учеником. Учитель продолжает осуществлять руководящую функцию, но
педагогический контроль в целом за всеми занимающимися несколько затруднен.
Выбор
метода организации занимающихся зависит от уровня их подготовленности, степени
сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения,
условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве
инвентаря и оборудования и т.д.).
К
методу индивидуальных заданий прибегают при необходимости исправления ошибок
или для достижения успехов в индивидуальной подготовке.
Большие
возможности заключены в использовании метода круговой тренировки. Он незаменим
при необходимости нормирования нагрузки для занимающихся разного пола и разной
подготовленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и
совершенствования техники, тактики и развития специальных физических качеств,
создавать условия комплексной подготовки.
Все
вышеизложенное следует учитывать при отработке отдельных элементов, например
техника подачи штрафного броска.
Удобнее всего
заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть
кольца с возвращающим желобом, то индивидуально.
Следует расчленить
движения на части и научить ученика мысленно предвидеть каждый этап действий
при совершении броска (например, каким образом работают кисти, в какой
последовательности выполняются действия организмом).
Перед началом
тренировок следует подробно объяснить и наглядно показать все элементы движений.
Поставить правильный в
техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения,
поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу
обучить правильному выполнению его.
Игрокам полезно
постоянно просматривать кинопрограммы лучших «снайперов», с целью учиться
правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса.
Для закрепления
полученных знаний и доведение техники до автоматизма предлагается проведение
индивидуальных и командных занятий. Обрабатывание навыков непосредственно в
игре.
Успешность
учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие,
руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные
средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их
рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих
этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом
занимающихся.
Возможные упражнения для
тренировки штрафного броска.
Ø Штрафные
броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та
пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.
Ø Штрафные
броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий
из двух попыток.
Ø Штрафные
броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на
противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает
тот, у кого больше попаданий за три минуты.
Ø Штрафные
броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце тренировки - 6
штрафных подряд.
Ø Серии
штрафных бросков в начале и в конце тренировки. Выполняются индивидуально, как
соревнование на количество попаданий подряд.
Ø Соревнование
в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен
повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед
одного из партнеров.
Ø Игрок
выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15
штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.
Ø В
пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает
та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.
Ø В
игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах
бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за
этот отрезок времени.
Ø В
перерыве между таймами обе пятерки бьют штрафные броски в свои кольца сериями
по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам,
набранным в первой тайме.
Ø Штрафные
броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки,
угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи и т.д.
Ø При
работе над интенсивными формами игры - прессингом, быстрым прорывом и т.п. - в
тренировке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин
игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.
Ø Штрафные
броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в
кольцо, не задевая щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает
уверенность в своем броске.