Развитие туризма в Германии
Туризм в
Германии
Туризм в
Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны.
Непосредственно в туристической сфере почти 3 миллиона рабочих мест. Наряду с
торговлей это - самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном
предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для
начинающих предпринимателей.
Ежегодно
Германию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых проводит в
гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы,
американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города
- Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден. Отрасль туризма занимает второе место
после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма
(без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел,
поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплаты и прибыль
в кассы коммун.
Следует
отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением.
Можно
выделить следующие основные факторы, которые привлекают туристов в страну:
1. Высокая
концентрация исторических и культурных достопримечательностей;
2. Упрощенный
визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров);
3. Высокий
уровень сервиса.
Концепция
развития национальной туристической отрасли базируется на 4-х «китах»: «Культурный
туризм», «Агротуризм», «Событийный туризм», «Интернет-технологии».
Путешествия в
первых веках нашей эры и в период средневековья
Первенство
освоения и изучения северных земель принадлежит норманнам. Начиная с IX в. они
осваивали побережье Балтийского моря, заходили в Рижский и Финский заливы, по
древнерусским торговым путям пробирались до Черного моря, а затем в Византию.
Восточными славянами был освоен знаменитый торговый путь «из варяг в греки»,
соединявший Черное и Балтийское моря.
Эпоха Ренессанса
Эпоха
Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает
индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители
привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным
источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный
"гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной
или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия
начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем -
в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию,
Германию, Нидерланды.
Развитие
туризма в XVIII - XIX вв.
Научно-технический
прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние
общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу
свободного: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и
оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены
законом о государственных служащих 1873г.).
Повышение
качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением,
а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное
увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия,
специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным
пансионам и "комнатам для госте" в домах священнослужителей, в
монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1801г. в Германии
открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене. В
Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в
Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде.
Исторические
вехи туризма XX в.
Начало XX в.
связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г.
немецкими изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем
внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ
передвижения.
В Германии
первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в
Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в
начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные
увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние
туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее
постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и
служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи
(Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным
видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение
отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с
конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих
дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
Первая
мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространение
фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. К концу 30-х гг.
фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде
стран Восточной Европы.
Бурное
развитие туризма в Германии началось после Второй мировой войны. Вся
существующая на сегодняшний день система была создана фактически из ничего в
течение нескольких десятилетий, и в настоящий момент находится на высоком
современном уровне и продолжает прогрессировать. На сегодняшний день все маленькие
фирмы, которые существовали изначально, концентрируются вокруг нескольких
мощных объединений.
В Германии не
существует отдельного министерства или департамента по туризму, поскольку это
не та страна, которая охотно посещается туристами, как Италия или Испания. В
большей степени здесь развит транзитный и выездной туризм. Можно сказать, что
она являемся одной из ведущих стран мира в области выездного туризма. Поэтому
вся туристическая система принадлежит министерству экономики. В Германии
существует Федеральный туристический союз, представители этого союза работают в
парламенте, и есть Национальный совет по туризму, который входит в министерство
экономики. Таким образом, существует достаточно рычагов, чтобы лоббировать
интересы туризма на всех уровнях.
Весь немецкий
выездной туризм – это частная собственность. Но государство выделяет
определенные суммы для поддержания въездного туризма.
В последние
сезоны немцы в основном посещают Испанию, Турцию, Таиланд. Существует
интересная особенность немецкого менталитета: если так случается, что житель
Германии два года подряд не проводит отпуск за границей, то на третий год он
выезжает обязательно.
Другая важная
особенность - это однодневные поездки, которые являются главным фактором
путешествий в Германии. Институт изучения немецкой экономики при Мюнхенском
университете вычислил, что в 2002 году было совершено 2,3 миллиарда однодневных
поездок (без ночевок), которые были совершены немцами по делам или в частном
порядке. Из этого количества 2,1 млрд. поездок было совершено внутри страны.
Туристский
рынок становится зеркалом рынка труда и уровня доходов. Можно констатировать
неравномерное распределение шансов на отпуск. Намечается поляризация между
мобильными и немобильными группами населения. Тот, кто не имеет работы или мало
зарабатывает, теряет мобильность. Действует правило: работа, доходы и уровень
образования решающим образом определяют, есть ли у человека возможность ездить
в отпуск.
Самыми
дешевыми поездками в Германии остаются путешествия внутри страны. Тот, кто
зарабатывает немного, отдыхает на родине. Это касается, в частности, семей
безработных, которых особенно много среди отдыхающих в Германии. Отпуск на
крестьянском дворе или в кемпинге - дешевая альтернатива, которой охотно
пользуются в первую очередь многодетные семьи, чьи доходы особенно ограничены.
Города
Берлин, Гамбург, Бремен и Баден-Баден – участвуют в развитии городского туризма
и могут похвастаться неплохими показателями. В городах отмечается рост числа,
как деловых поездок, так и немецких и иностранных туристов, которых привлекают
мюзиклы, культурные события типа крупных межрегиональных выставок или
спортивные мероприятия. Города, в течение многих лет лидирующие в немецкой
статистике туризма, благодаря многообразному ассортименту услуг и большому числу
мероприятий, привлекают все больше посетителей, желающих совершить экскурсию, с
интересом провести выходные дни или небольшой отпуск. Отмечаемая повсеместно
тенденция к коротким отпускам делает городской туризм еще более популярным.
Вопреки
тенденции к рачительному расходованию денег немецкие граждане готовы в особых
случаях на более высокие расходы. Тем не менее, во времена сокращения доходов
населения многие граждане стремятся совершать более короткие поездки и тратить
меньшее количество денег, что ведет к снижению оборота в гастрономической
отрасли и объясняет во многих местах усиление спроса на квартиры для отдыхающих
и недорогие пансионы.
Заключение
У многих
исторически сложился образ Германии как страны, чрезвычайно насыщенной
промышленностью: заводы, шахты, дым, загазованность, страны, где работают, а не
отдыхают. И хотя сегодняшняя Германия - это страна, где практически отсутствуют
металлургия и другие загрязняющие отрасли промышленности, страна с прекрасной
экологией, чистым воздухом и прозрачными реками, однако, должно пройти
определенное время, чтобы в сознании большинства людей закрепился образ иной
Германии.