Первые шаги советской физической культуры (1917-1941 гг.)
Реферат
тема:
"Первые шаги
советской физической культуры (1917–1941 гг.)"
1. Теоретические
истоки советской системы физического воспитания
Принципиально
новый этап развития физической культуры в Беларуси начался с 1917 г.,
после победы Великой Октябрьской социалистической революции, результатом которой
было рождение нового государственного устройства – впервые провозгласившего
власть класса неимущих. Все сферы деятельности были направлены на улучшение
жизни народных масс: крестьян, рабочих, бедной интеллигенции. Таким образом, на
протяжении семи десятков лет, в СССР, в состав которого входила и Белоруссия,
была создана одна из самых эффективных систем физического воспитания.
Физическая культура и спорт стали доступны всем.
В основу
создания советской системы физического воспитания был положен опыт и теоретические
труды основоположников социализма, научного коммунизма.
Возникновение
нового учения о физическом воспитании как составной части воспитания рабочего
класса и беднейшего крестьянства и их поколений относится к середине XIX века, когда условий для
распространения физической культуры среди трудящихся не было. Поэтому лучшие
представители буржуазной интеллигенции пытались найти такие пути организации
общества, которые могли бы предотвратить умственную и физическую деградацию
народных масс. Огромный вклад в этом учении принадлежит Сен-Симону (1760–1825 гг.),
Шарлю Фурье (1772–1837 гг.), Роберту Оуэну (1771–1838 гг.) и
идеологам рабочего класса Карлу Марксу (1818–1885 гг.) и Фридриху Энгельсу
(1820–1895 гг.). Шарль Фурье считал, что главным пороком буржуазной
системы воспитания является его недоступность для детей трудящихся. Ш. Фурье
была разработана система, по его мнению предполагающая всестороннее воспитание:
с 3 до 9 лет трудовые игры, физическое закаливание, основы механики, подвижные
игры; с 9 до 16 лет – образование, сочетаемое с физической и трудовой
деятельностью. В 1830–40 гг. во Франции и США сторонники Фурье предприняли
попытки создания производственно-бытовых общин. Однако в условиях
капиталистического общества эти общины долго не продержались. Роберт Оуэн видел
основную причину социальных бедствий и тяжелого положения трудящихся в
недостаточном развитии народного просвещения. Будучи хозяином бумагопрядильной
фабрики в Шотландии, Р. Оуэн пытался осуществить свою теорию на практике,
обучая детей рабочих. Он открыл школу, где они получали общее образование,
занимались физической культурой и получали основы производственного труда.
Робертом Оуэном были построены специальные площадки для игр, военных
упражнений, гимнастики. В дальнейшем в США он попытался привлечь трудящихся к
построению социалистической общины «Новая гармония» (1825 г.), где мечтал
осуществить свою теорию всестороннего воспитания детей трудящихся. Карл Маркс и
Фридрих Энгельс, создатели теории научного коммунизма, отводили огромное
значение в своей идеологии воспитанию. В «Манифесте коммунистической партии» они
определили задачи воспитания пролетариата в новом общественном, свободном
обществе. В инструкции делегатам на Женевский конгресс Международного
товарищества рабочих (1866 г.) Карл Маркс писал: «Под воспитанием мы
понимаем три вещи: во-первых – умственное воспитание, во-вторых, физическое,
такое какое дается детям в гимнастических школах, в-третьих, техническое
воспитание, знакомство с основными принципами производства». В дальнейшем в
систему воспитания основоположником научного коммунизма было введено понятие «эстетического
и нравственного» воспитания. В своей книге «Положение рабочего класса в Англии»
Фридрих Энгельс назвал положение рабочих (по состоянию здоровья) «сознательным
социальным убийством, организуемым буржуазией». Это послужило толчком к созданию
рабочих спортивно-гимнастических клубов и объединений среди трудящихся.
Введенный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом термин «всестороннее воспитание
личности» – стал основой формирования подрастающего поколения в советской
системе воспитания.
2. Роль и
значение деятельности П.Ф. Лесгафта
В основу
советского физического воспитания была положена научно-методическая и
практическая деятельность великого русского ученого Петра Францевича Лесгафта,
которому принадлежит учение об общественном значении физической культуры. П.Ф. Лесгафт
на личные сбережения и пожертвования, собранные учениками, открыл первое в
Царской России специальное высшее учебное заведение – «Курсы воспитательниц и
руководительниц физического воспитания» (1896 г.). В 1905 г. курсы
были преобразованы в Вольную Высшую Школу (ВВШ). К П.Ф. Лесгафту приезжали
учиться со всех уголков российской империи: Украины, Кавказа, Беларуси,
Финляндии, Средней Азии, Польши. Учебное заведение было общественным и
демократичным, в нем обучались люди различного вероисповедания, имущественного
ценза, социального положения. Вся жизнь самого педагога-ученого, его взгляды и
поступки, были сформулированы в жизненном кредо Лесгафта – «никогда и ни в чем
не допускать насилия». Позже, советский физиолог Л.А. Орбели назовет
систему физического воспитания П.Ф. Лесгафта «очеловеченной гимнастикой»,
а за выдающиеся заслуги ученого первый советский специальный вуз будет носить
его имя. Свою теорию физического воспитания П.Ф. Лесгафт изложил в труде «Руководство
по физическому воспитанию и образованию детей школьного возраста» (1888 г.).
В этой книге он раскрыл принцип научной обоснованности физического воспитания
на базе используемых обязательно педагогических, психологических,
медико-биологических методов исследования; разработал принципы и подходы
профессиональной подготовки специалистов; обосновал возрастные подходы;
представил классификацию физических упражнений. А также установил и обосновал
связь физического и умственного развития; показал важную роль двигательных
действий во всех сферах жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой,
культурной).
3. Становление
и развитие советской системы физического воспитания (1917–1941 гг.)
Становление
советского физического воспитания происходило на базе того, что уже было
достигнуто в этой области деятельности людей. Однако в рамках нового
государственного устройства принципы советской физической культуры должны были
быть иными, чем в западноевропейских странах. Поэтому стали предлагаться
различные пути и направления по содержанию советской системы физического
воспитания. «Социалистическое направление» сводилось к использованию только «благоприятной
и полезной игровой деятельности». Приверженцы «медицинского направления» отвергали
занятия боксом, футболом, тяжелой атлетикой, гимнастикой и т.д., так как
считали их вредными для ослабленного здоровья трудящихся. Их кредо были
гигиенические упражнения и лечебная физическая культура, пеший туризм. Специфическую
форму советской системы физического воспитания предлагали сторонники «Пролеткульта»
– физическая культура у них была представлена подражательными действиями
рабочих движений (загребание угля, строгание, пиление и т.п.) и называлась «трудовой
гимнастикой». «Скаутское направление» строилось на основе уже существующего в
Англии. В 1922 г. была изменена идеологическая основа скаутского
воспитания и создано «пионерское движение», включающее и физическую подготовку
учащихся школ. В обстановке существования различных концепций советского
физического воспитания 1917–1923 гг. было необходимо принятие
фундаментальной единой основы развития и содержания физической культуры. Она
была изложена в Постановлении ЦК РКП (б) «О задачах партии в области физической
культуры» (1925 г.). В нем были сформулированы: а) определения
социалистической системы физического воспитания; б) определены ее задачи; в)
содержание; г) организационная структура; д) основные направления. Все
дальнейшие положения и решения коммунистической партии и советского
правительства о физической культуре и спорте развивались на этом руководящем
документе.
Следует также
отметить, что несмотря на все трудности постреволюционного периода,
правительство молодого советского государства начало осуществлять эффективную организационную
деятельность в сфере развития и подъема физической культуры. Были созданы
управленческие структуры, без которых руководить советской системой физического
воспитания было бы невозможно. В начале эту функцию выполняло Главное управление
всеобщего военного обучения формирования частей Красной Армии (Всевобуч). С
1918–1920 гг. в его составе имелся отдел физического развития и спорта,
который ведал физической подготовкой в армии и подготовкой допризывников. После
окончания гражданской войны в 1920 г. создается Высший совет физической
культуры (ВСФК), который в 1930 г. был переименован во Всесоюзный совет
физической культуры при Правительстве СССР. Начиная с 1936 г., высшая
структура управления получила наименование Всесоюзный комитет по делам
физической культуры и спорта (ВКФКС). По существу, с тех пор структура
руководства советской системой физического воспитания, основанная на принципе
вертикальной подчиненности, не менялась вплоть до распада СССР (1990 г.).
В период с
1917 по 1940 гг. успешно развивались научно-методические основы советской
системы физического воспитания. Уже в первые годы советской власти начала
решаться проблема подготовки научно-педагогических кадров. В 1919–1920 гг.
приступили к работе два первых высших учебных заведения: институт физического
образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт
физической культуры в Москве. В этих вузах в 20-е годы начались серьезные
научные исследования в области физического воспитания. Заслуга в разработке
медико-биологических, психологических и педагогических проблем физической
культуры и спорта принадлежала великим ученым Гориневскому В.В., Орбели Л.А.,
Крестовникову А.Н., Рудику П.А., Бернштейну Н.А., Иваницкому М.Ф. Огромное
значение, в плане развития научно-методических основ советской системы
физического воспитания, имело открытие издательства «Физкультура и спорт» (1923 г.).
Издательство стало выпускать сборники научных статей, а с 1925 г.
ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры».
Таким образом был основан центральный орган печати, публикуемый новейшие
отечественные и зарубежные экспериментальные достижения ученых в сфере
физической культуры и спорта. Неоценимый вклад в становление советской системы
физического воспитания внес журнал «Физическая культура в школе», издаваемый с
1930 г. В 1933 г. в СССР открывается головное (ведущее) научное
учреждение: Центральный научно-исследовательский институт физической культуры в
Москве, затем НИИФК в Ленинграде. Огромный урон научно-методическому развитию
советской системы физического воспитания нанесло Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г.
«О педагогических извращениях в системе наркомпроссов», в связи с чем начались
гонения на научных корифеев области физической культуры и спорта. Многие из них
были репрессированы, другие вынуждены эмигрировать. Решения этого Постановления
были пересмотрены только спустя двадцать лет, в 1956 г.
В советской
системе физического воспитания предвоенного периода была сделана попытка
использования двигательных тестов для определения уровня физической
подготовленности населения, т.е. введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов
к труду и обороне СССР». Инициатором комплекса ГТО выступил Ленинградский
комсомол. Инициатива комсомольцев нашла поддержку среди широкой советской
общественности. Поэтому в марте 1931 г. ВСФК при ЦИК СССР утвердил
физкультурный комплекс ГТО I ступени, включающий нормативы по бегу, прыжкам и метаниям,
подтягиванию на перекладине и переноске патронного ящика (мужчины), лазанью по
канату (женщины), плаванию, езде на велосипеде, лыжным переходам, гребле,
передвижению в противогазе. К требованию относилось умение оказать первую
помощь (санминимум), знание основ самоконтроля, знакомство с основами
физкультурного движения СССР, ударный труд на производстве. Год с небольшим
работы по комплексу ГТО I ступени выявил необходимость установления более высоких
требований к всесторонней физической подготовленности. В связи с этим был
введен в практику работы комплекс ГТО II ступени (1933 г.), состоявший из 22 норм и
3 требований. В нем более широко были представлены виды спорта и
военноприкладные упражнения: прыжки на лыжах с трамплина (мужчины), прыжки в
воду, фехтование на штыках, преодоление полосы препятствий и др. В 1934 г.
вошел в практику работы с детьми комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР».
Следует отметить, что введение полного комплекса стало одним из средств,
стимулирующих всестороннюю физическую подготовку детей, молодежи, взрослых.
Достаточно
сказать, что с 1931 по 1940 г. испытания на значок БГТО выдержало около
1,5 млн. учащихся, ГТО I ступени – более 7 млн. человека и ГТО II ступени – более 134
тысяч человек. Физкультурный комплекс по праву стал программно-нормативной
основой советской системы физического воспитания.
Огромной
популярностью предвоенные годы в СССР пользовались также комплексы на значок «Ворошиловский
стрелок», «Готов к противовоздушной и химической обороне» (ПВХО), «Альпинист
СССР», «Парашютист СССР», «Турист СССР» и др. Советские физкультурные
организации приближали свою работу к нуждам обороны Родины. Началось
преодоление «тепличности» в процессе обучения и тренировки.
Особое
внимание с 1917 по 1941 г. уделялось развитию спорта. В течение 1922–1924 гг.
комсомолом были созданы спортивные организации «Муравей» (Москва и Московская
губерния), «Спартак» (Петроград, Украина, Закавказье), «Комсомольский флот» (Казань),
«Красный джигит» (Средняя Азия), «Красный молодняк» (Белоруссия) и др. В 1923 г.
было организовано первое добровольно-спортивное общество «Динамо», а позднее ДСО
«Спартак», «Локомотив» и др. С 1927 г. в стране родилась традиция
проведения Всесоюзных физкультурных праздников (летних и зимних). Самым крупным
спортивным торжеством рассматриваемого периода стала Всесоюзная спартакиада
(август 1928 г.). В ней приняло участие 7225 атлетов, из них 600
участников – представители зарубежных рабочих спортивных организаций. Программа
Спартакиады по своему разнообразию не знала равной себе в мировой истории. В 30-е
годы активно создаются детские спортивные школы (ДСШ). Первыми из них были ДСШ «Юный
динамовец» и «Юный спартаковец». К концу 1937 г. в СССР насчитывалось уже
свыше 200 детских спортивных школ. Открылись всесоюзные секции (федерации) по
видам спорта. Налаживаются с 1922 г. международные спортивные связи.
Советские спортсмены в довоенный период приняли участие в слете спортсменов в
Париже (1934 г.), Гетеборге (1935 г.), в III Международной рабочей
Олимпиаде в Антверпене (1937 г.). Только с 1938–1940 г. в СССР
приехало 250 иностранных спортсменов и 175 советских атлетов выезжали в
зарубежные страны.
В 1935–1937 гг.
создается в СССР Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), включающая
10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, коньки, борьба, бокс,
тяжелая атлетика, фехтование, теннис, охотничий спорт. Введение спортивной
классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивных
достижений. Мастерство занимающихся оценивалось не только по разрядам. Было
введено также почетное звание «Заслуженный мастер спорта» и «Мастер спорта» (1934–1935 гг.).
4. Развитие
физической культуры в Советской Белоруссии довоенного периода (1917–1941 гг.)
Первые шаги
белорусской физической культуры после 1917 годы были нелегкими, так велась
борьба с внутренней контрреволюцией и иностранной интервенцией. В марте 1918 г.
на территории Советской Белоруссии начинают активную работу отделы и пункты
всевобуча. Для повышения физической подготовленности населения повсеместно
организуются спортивные кружки. Первыми были открыты «Олимп» в Витебске, «Единение»
и «Спорт» в Гомеле (1919 г.). Возобновили свою деятельность буржуазные
кружки «Сокол», «Маккаби», «Богатырь». Появились комсомольские физкультурные
кружки «Красная молодежь», «Юные большевики» в Сенно, Лепеле, Улле, Орше,
Полоцке. После I Всероссийского съезда по физической культуре, спорту и
допризывной подготовке был утвержден устав спортивного клуба (апрель 1919 г.).
Это послужило основанием для создания широкой сети военно-спортивных клубов в
белорусских городах: Бобруйске, Орше, Минске, Полоцке, Борисове, Витебске,
Гомеле, Могилеве. Под патронатом всевобуча организуются физкультурные парады.
Была проведена I губернская олимпиада, в которой приняли участие 240 атлетов в
соревнованиях по легкой атлетике, верховой езде, французской борьбе и футболу.
В Могилеве, Гомеле и некоторых других городах в 1923 г. организованы
кружки «Чырвоны маладняк». В Витебске 20 мая 1920 г. состоялась первая в
Белоруссии общегородская эстафета с финишем на площади Свободы. В этом же году
проведены первые соревнования по лыжным гонкам. Большое внимание всевобуч
уделяет и физическому развитию детей.
Огромное
значение в массовости занятий физической культуры обеспечил введенный в СССР
комплекс ГТО.
В 1936 г.
на смену Высшему совету физической культуры Белоруссии пришли Комитеты по делам
физической культуры при СНК БССР, при областных, городских и районных Советах
депутатов трудящихся. В предвоенные годы в Белоруссии стали проводиться
Всебелорусские парады физкультурников, первый состоялся в 1937 г. Широкое
распространение получили добровольно-спортивные общества (ДСО) «Локомотив», «Динамо»,
«Пламя», «Молния», «Большевик», «Красная звезда». Численность занимающихся в
них превысила 90 тысяч человек. Всего на 1941 г. в БССР было создано 3295
физкультурных коллективов, в которых подготовлено 154,4 тысячи физкультурников,
в том числе 90 тысяч значкистов ГТО и 8 тысяч спортсменов разрядников. Была
создана хорошая материально-техническая база: 400 спортзалов, 450 лыжных
станций, 2000 площадок, десятки стадионов. Работало свыше 1203 специалистов.
Литература
1. Голощапов Б.Р. История
физической культуры и спорта. – М: Академия, 2001.
2. Кулинович К.А. Развитие
физической культуры и спорта в БССР, – Мн, Беларусь, 1969.
3. Кун Л. Всеобщая история
физической культуры и спорта. – М: Радуга, 1982.
4. Реализация
государственной молодежной политики в Республике Беларусь // Институт
социально-политических исследований при Администрации Президента Республики
Беларусь. – Мн., 2004. – С. 16.18.
5. Соколов В. Олимпийское
движение в Беларуси // Центральная газета. – №35, 1997. – С. 2.
6. Столбов В.В. История
физической культуры и спорта – М: Физкультура и спорт, 1983.
7. Столбов В.В., Финогенова Л.А.,
Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: Учебник / Под
ред. В.В. Столбова. – М.: ФиС, 2000.