Томский политехнический университет
Кафедра культурологии и
социальной коммуникации
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ “ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ”
ТЕМА “СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ”
Выполнил студент
гр.№ З-11211Сурнин О.В
Проверила преподаватель
Лойко О.Т.
ТОМСК 2001-2002 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Этапы развития
туризма в России:………………………………………..5
2.1. просветительский период (до 90-х г.г. XIXв.)………………………5
2.2.
предпринимательский период (1890-1917г.г.)………………………7
2.3.
туристско-экскурсионная работа в 1917-1930г.г……………………8
2.4.
организационно-централизованный период (1930-1970г.г.)……..10
2.5.
административно-нормативный период (1970-1990г.г.)………..…12
2.6.
переходный период (с 1990г.)…………………………………………14
2.7.
современное состояние российского туристского рынка…………14
3.
Заключение…………………………………………………………………...17
4. Список
использованной литературы……………………………………..18
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал
массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его
развитию способствует расширение политических, экономических, научных и
культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие
туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества
и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями
той или иной страны.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид
потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в
отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым:
транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми
услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число
наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Путешествия и туризм – два неразрывно связанных понятия,
которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых,
пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля,
наука, лечение и др. Однако всегда при этом присутствует характерное действие,
определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер
деятельности, – временное перемещение человека в иную местность или страну,
отличные от его обычного местонахождения или проживания. Путешествие – термин,
обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от цели
такового.
Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно
стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли,
завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных
путей.
За многовековую историю путешествий, географических открытий,
промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей
были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники.
Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях
науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые
районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это
послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал
подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных
гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и
культурных достопримечательностей и т.д.
С появлением регулярного движения пассажирского транспорта,
сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и
трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями.
Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые
совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.
Т.о., туризм становится особой формой передвижения
людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых
мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями
делового мира, которые собрали многочисленные научные изыскания, наблюдения,
описания, литературные, исторические и географические материалы, отчёты и
дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в
характере общественного производства, развития средств транспорта и связи,
налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.
Туризм имеет свою историю развития. История туризма –
это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых,
наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих
исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию,
нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с
ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней
выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (ДО 90-х г. XIX в.)
В русском государстве первые путешествия были связаны
с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня
Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка
С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие,
были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к.
“…возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям
относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и
за её пределами (Византия, Астраханское государство).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция
паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии,
поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.
В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в
Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало
религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия
имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе
сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами
паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие
святые места.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда
насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский
быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для
расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I,
совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в
страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали
одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий,
связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл
обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского.
Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый
дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.
Т.О., первые путешествия, совершаемые в основном с
познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных
перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах,
знакомству с достижениями культуры разных народов.
Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка
организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г.
выпустил приложение к газете “Московские ведомости”, где представил “План
предпринимаемого путешествия в чужие края”. Это было первое приглашение
россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию
которой брал на себя составитель плана.
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения
внутри страны. Ездили к святым и целебным источникам,
но уже с оздоровительной целью. Это послужило началом изучения целебных
свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и
оздоровления. Поэтому строились бальнеологические и грязевые курорты Ялты,
Кавказских Минеральных вод и др.
Основным препятствием для путешествий XVIII-
началаXIXв. по России были плохие дороги, отсутствие условий
нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или
отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в
материальном отношении даже для высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные
восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление
к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это
послужило основой для объединения любителей туризма в различные
специализированные организации.
Первые туристские организации возникли на Кавказе. В
1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник
альпийский клуб. Он просуществовал всего несколько лет, но, тем не менее, его
члены организовали ряд путешествий по горам и долинам Кавказа; издали два
сборника под названием “Известия”, в которых были помещены статьи о фауне и
флоре Кавказа и Закавказья.
Об опасности путешествий по Кавказу, о непригодности
дорог для организации групповых путешествий постоянно писали в прессе. Поэтому
Тифлисский альпийский клуб с самого начала не мог рассчитывать на широкую
поддержку и просуществовал недолго.
Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий
не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в.
здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы,
на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.
В 1888г. в Тифлисе был издан
“Путеводитель по Кавказу” с рисунками и картой. Его составитель Е.Вейденбаум
дал в книге подробное описание Кавказского края, девяти маршрутов с изложением
главнейших населённых пунктов, городов, природных и исторических
достопримечательностей.
В этот период появляются первые туристские фирмы.
Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма
брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми
достопримечательностями.
В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность
получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться как по
суше, так и морем. Крымские горы притягивали путешественников доступностью
своих высот, близостью тёплого моря.
Крым также стал известен своим лечебным климатом,
благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.
В Ялте в конце 80-х годов XIX в.
образовался “Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор”.
Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность
включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание
трудов клуба.
К концу XIX в. география путешествий состоятельных дворян
распространилась по всем странам Европы: Испания, Швейцария, Германия, Швеция и
другие страны, привлекавшие россиян.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо
меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше
среднего.
Т.о., туризм в просветительский период развивался в
следующих направлениях:
§
путешествия с торговыми,
политическими, познавательными и религиозными целями;
§
паломнические путешествия;
§
поездки с целью лечения и
оздоровления;
§
образование первых
туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению
Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого
размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и
популяризации путешествий.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЕРИОД (1890-1917г.г.).
Основатели обществ заложили фундамент туризма в
России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных
организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены
которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии,
геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали
природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто
интересовался природой.
Наиболее массовой туристской организацией
дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной
образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в.
двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ
перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.
Русский туринг-клуб являлся членом международной
туристской организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел
представителей за рубежом. Клуб издавал журнал “Русский турист” и ежегодник.
По примеру туринг-клуба стали образовываться различные
велосипедные общества и группы в других городах России. Однако эти первые
организации были малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и
имевших средства для приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводили
не более двухсот вёрст.
Постепенно Русский туринг-клуб превратился в
Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию
туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав
из 35 статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
1)
профессиональные
велосипедисты;
2)
исключённые из другого
общества;
3)
учащиеся учебных
заведений;
4)
находящиеся на
действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;
5)
те, кто имеет ограничения
прав по суду.
Основными задачами РОТа являлись
проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных
городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника”
и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.
Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в
мощную туристскую организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако
оно оставило след в истории туризма. Это была первая организация,
преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы
Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.
В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество,
задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах. По
инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц.
Работу по туризму на Северном Кавказе проводило
Кавказское горное общество (КГО) в Пятигорске. Члены общества организовывали
ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных
Вод, содействовали туристам и учащимся в организации экскурсий в глубь Кавказа,
устанавливали указатели на тропах, устраивали приюты, давали в пользование
горное снаряжение. Первое десятилетие XXв. для туризма на Кавказе характеризовалось
развитием пешеходного туризма. Одновременно с русскими туристами Кавказ
посещали и иностранные туристы.
Большинство людей привлекали путешествия по воде,
которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены
два больших теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая
княжна Татьяна Николаевна”.
Т.о., предпринимательский период характеризуется
познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных
видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс
населения с помощью экскурсий и путешествий.
ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА В 1917-1930г.г.
Этот период
характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и
организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях
восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной
революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные
активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в
изучении культурных ценностей и природы Родины.
В некоторых
обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские
походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное
бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий.
Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу
проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские
программы и маршруты.
По мере
возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке
общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить
экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма.
Определённые меры
по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на
создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров.
Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация
занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами
размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения,
подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.
Первыми
профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские
активисты.
При комсомольских
комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия
местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской
работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего,
пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания
маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями общественного
питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими службами.
Подобная деятельность способствовала организационному становлению туризма.
Объединение
усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести
льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для
туристских лагерей, накапливать снаряжение, т.е. предоставлять трудящимся
туристские услуги, частично оплачиваемые профсоюзами.
Наряду с этим
была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок
элитного выездного туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие
для платёжеспособного населения путешествия и экскурсии познавательной
направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе.
В 1925-1928г.г.
функционировало государственное акционерное общество “Советский турист” (ГАО
“Совтур”), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по
путёвкам, обслуживало группы отдыхающих по заранее определённым маршрутам
общеобразовательного и краеведческого характера. В обязанность входило создание
сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е.
развитие планового туризма.
Однако базы
“Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров
и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку. Рабочим
же было трудно получить на них место.
Этот период
характеризуется следующими тенденциями:
§
создание мелких и средних коммерческих предприятий
туристской направленности;
§
формирование рынка туристских услуг и элитность их
потребления;
§
создание туристской инфраструктуры: рестораны,
гостиницы, транспортная сеть;
§
формирование туристского рынка, в котором прослеживаются
два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный
(рекреационный) туризм для интеллигенции;
§
появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов,
обществ.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПЕРИОД
(1930-1970г.г.)
В 1927г. в Москве
возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов
(РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского
туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в
состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы
общества.
При
туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся.
Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный
туризм.
ОПТЭ осуществляло
90% туристско-экскурсионной работы в стране.
Деятельность
общества охватывало не только взрослое население страны. С 1929г. при нём были
организованы детские туристско- экскурсионные станции.
Возрастающая
массовость туризма требовала развития материальной базы. Основным источником
накопления финансового фонда явились взносы коллективных и индивидуальных
членов.
С начала 1930-х
годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный турист”, “На суше и на
море”, ежемесячник “Турист-активист”.
В различных
городах России открывались магазины “Турист”, где для членов общества была
установлена скидка.
В 1929г. была
основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что было
связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных
гостей.
К началу 1930-х
годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.
В то же время в
туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем:
несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся
материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму.
К этому времени
сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы
трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и
путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания
благоприятных условий для дальнейшего его развития.
Период развития
туризма с 1936 по1970 года характеризуется внедрением новых организационных
форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось
в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся
деятельность в области туризма и экскурсий.
В ведении ТЭУ
находились вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание
населения. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе,
входили пропаганда туризма, консультация населения, культурно-массовое и
хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, строительство домов
туриста, лагерей, производство инвентаря.
В 1937-1940г.г.
была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой
было положено жёсткое государственно-партийное планирование капиталовложений,
кадров и географий рекреационной деятельности. В 1940г. ввели туристские звания
за особые заслуги. Почётные туристы награждались значком “Турист СССР”.
Развитием
массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической
культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма.
В годы Великой
Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была прекращена;
материально-техническая база подверглась разграблению и разрушению. Работа ТЭУ
возобновилась только в 1945г.
В апреле 1945 г.
Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о
возобновлении деятельности Туристско-экскурсионного управления. ТЭУ были
созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и др. Перед ними стояла задача
восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания
условий для широкого развития туризма.
В послевоенное
время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных
учреждений. Однако этот процесс шёл медленно.
Возрождение
туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на
Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались
военные организации. Уже в 1946г. открылись новые, послевоенные базы в
Калининской области и Эстонии, в 1947г. – в Краснодарском крае, в 1948г. – в
Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских
учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный,
самодеятельный, семейный и детский туризм.
С целью развития
молодёжного международного туризма в июне 1958г. образовалось международное
молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными
группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в
зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.
В начале 1960-х
годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались
Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.
Во многих крупных
городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально
только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами,
теплоходами).
С 1960-х годов
получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные
дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской
деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.
Т.о., туристские
путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее
популярных форм отдыха советских граждан.
Развитием
плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и
экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных.
Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по
туризму и экскурсиям, относились к местным.
В 1960-е годы
профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны
линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые
маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят
название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же
месте, он назывался кольцевым.
Много плановых
маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились
на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая
экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах.
Наряду с плановым
туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался
туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от
несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий
сложности.
Также
существовали маршруты с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные,
водные, велосипедные, конные.
Кроме
восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развития различных
видов туризма организационно-централизованный период также характеризуется
следующими чертами:
§
создание материальной базы для рекреационного
туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
§
лимитирование внешнего (выездного) туризма.
АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД
(1970-1990г.г.)
Развитие туризма
в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было
обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались
высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за
основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому
контролю.
Туризм
использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение.
Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и
молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании
патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и
закалке.
С этого времени
начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать
родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских
хозяйствах.
Центральный совет
по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969г.) открыл Центральные
туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и
Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало
методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание
обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.
Туристско-экскурсионное
дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт
советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми,
организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские),
железнодорожные и авиационные.
В октябре 1980г.
в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О
дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране”
были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских
учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского
обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной
мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания,
совершенствование видов и форм предоставляемых услуг
. В перспективных
планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам,
включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия
общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных
товаров.
Важным
направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было
исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей,
республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных
регионах.
В период
1980-1992г.г. постепенно росла материально-техническая база
лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в
крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове,
“Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды
обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении
отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и
оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо
развито на базе санаториев, а также домов отдыха.
Основными чертами
административно-нормативного периода являются:
§
развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и
планирования;
§
распространение новых форм обслуживания (семейный
отдых, курсовочное лечение);
§
создание крупных и комфортабельных гостиничных
комплексов;
§
создание научной основы изучения туризма.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)
Этот период
развития российского туризма характеризуется переходом от административного
регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских
законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской
деятельности в частности.
Особенности
переходного периода:
§
переход от монопольного хозяйства к многоукладному
(туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
§
формирование туристского рынка на основе новых
законов;
§
использование туристских ресурсов в условиях рынка
на основе новых экономических и правовых отношениях;
§
изменение характера спроса в связи с появлением
новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и
приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
§
невостребованность материальной базы туризма
(гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
§
возникновение большого числа малых и средних
туристских предприятий;
§
рост средних показателей выездного туризма,
особенно с целью шопинга.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА
Формирование
российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2. создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться
туроператорами или турагентами;
3. модификация старых туристских предприятий путём перестройки на
разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе
развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит
выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский
продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов:
безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай,
Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии,
Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны
(Франция, Испания).
Большим спросом
пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии,
Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой
туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер
российского туризма был обусловлен следующими причинами:
§
новизна иностранного продукта для российского
потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
§
упрощение порядка выезда;
§
расширение внешних деловых контактов;
§
увеличение числа предприятий и отдельных граждан,
располагавших валютными средствами;
§
доступность цен на выездные туры;
§
большая конкурентоспособность иностранного
туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом,
комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Наиболее
приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг
России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в
курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.),
познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний
Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры
(охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные
направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры
(рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки,
тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
§
нестабильность внутренней политики;
§
несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры
международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов,
авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания
(заправка, ремонт и мойка машин);
§
несоответствие гостиничной базы мировым стандартам,
в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
§
завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги
в городах;
§
несовершенство законодательного и экономического
стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и
местном уровне;
§
недостаточно квалифицированная организация
обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному
туристскому центру, так и стране в целом;
§
отсутствие единой политики государства и местных
властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в
последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в
России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни
и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания,
развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на
морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и
зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые
маршруты туров.
В заключение, хочется сделать
несколько выводов по специфике развития туризма в России.
Этапы развития
туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими,
культурными аспектами.
1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными,
политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных
перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах,
народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские
передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные
восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки,
пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного
характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и
др.
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным
гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения,
инвентарь и т.д.)
4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.
5. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов,
туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
6. Постепенное формирование рынка услуг.
7. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и
экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.
8. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.
9. Создание административно-правовых норм в туризме.
10. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет,
журналов, буклетов, организация выставок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм”
Москва-Санкт-Петербург, 2001г.
2. Долженко
Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”
Ростов-на-Дону, 1988г.
3.”Основы
туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.
4.
Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г.