Наименование
|
Модель, ГОСТ
|
Количество, штук
|
1 Линейка для проверки сходимости колес
|
К-624
|
1
|
2 Инструмент для ремонта и обслуживания гидрорулей
|
И135
|
1
|
3 Линейка измерительная металлическая
|
Л342
|
4
|
4 Комплект ключей гаечных с открытыми зевами
|
И-146
|
2
|
5 Комплект торцевых ключей
|
2336М11
|
2
|
6 Штангенциркуль
|
ШЦ-1-125-01
|
5
|
7 Шаблон радиусный
|
Т1
|
2
|
8 Пневмогайковерт
|
ИП-3113А
|
1
|
9 Набор щупов
|
ГОСТ 882-75
|
1
|
10 Набор напильников
|
ГОСТ 643-73
|
1
|
.
2.5 Расчет
производственной площади, освещения и вентиляции
Производственная площадь
моторного участка рассчитывается по формуле:
,
м2,
|
(44)
|
где - площадь участка , м2;
- суммарная площадь горизонтальной
проекции технологического оборудования и организационной оснастки, м2;
- коэффициент плотности расстановки
оборудования.
(м2)
Окончательная площадь
зоны ТО и ТР, постов диагностики и цехов обычно корректируется и
устанавливается с учетом того, что при строительстве широко используются
унифицированные типовые секции и пролеты, а также типовые конструкции и детали,
изготовленные серийно заводами стройматериалов.
Производственные здания
выполняются сеткой колон, имеющих одинаковый для всего здания шаг, равный 6 или
12 м, одинаковый размер пролётов с модулем 6, то есть 12, 18, 24 и более
метров. Колоны, используемые в качестве опор, бывают прямоугольного, круглого или
овального сечения. Прямоугольные имеют сечение 400х400; 400х600; 400х800;
500х500; 500х600; 500х800.
Высота здания выбирается
в зависимости от размера пролета.. Для одноэтажных зданий она рвана: до 12 метров - 3,6; 4,2. При пролете до 18 метров - 4,8. При пролете до 24 метров - 5,4; 6; 7,2.
Отдельные помещения
изолируются друг от друга и от внешней среды стенами. Стены выполняются в виде
капитальных сооружений или перегородок. Капитальные стены выполняются толщиной
380; 510 и 640 мм. Перегородки изготавливаются из кирпича или стеновых панелей.
Кирпичные изготовляются толщиной 120, 250, 380 мм, а из стеновых панелей - толщиной 100, 120, 300 мм (для не отапливаемых помещений), а для отапливаемых
- 280; 300 мм.
Окончательно принимаемая
площадь должна быть уточнена по размерам участкам типовых проектов, организации
труда на автотранспортным предприятиям. Корректировка допускается в пределах
20% для помещений с площадью до 100 м2 и 10% для помещений с
площадью свыше 100 м2.
Компоновка
технологического оборудования и оснастки должна учитывать схему
технологического процесса и выполняется с учетом минимального передвижения
рабочих в процессе труда и соблюдение нормируемых расстояний между
оборудованием в соответствии со СНиП.
Окончательно принимаем
площадь 96 м2., так как для оборудование занимает большую площадь.
Освещение
В соответствии со СНиП на
объекте проектирования следует принять тот или иной тип освещения и установить
нормы освещения на объекте проектирования и индивидуальных рабочих местах.
Уровень освещения зависит
от характера выполняемых работ. Освещённость на открытых стояках не менее 5 лк,
на закрытых - 10 лк, зона мойки и уборки - 200 лк, зона ТО и в цеха - 500 лк,
цехах топливной аппаратуры и зонах диагностирования - 750 лк.
Для естественного
освещения следует выполнить расчет количества окон, для этого определяют
суммарную площадь окон по формуле:
,
м2,
|
(45)
|
где - площадь участка;
- удельная площадь окон, приходящихся
на 1 м2 пола (принимается равным 0,1…45) в зависимости от
выполняемых работ на участке;
- коэффициент, учитывающий потери
света от стекол (принимается равным 0,6…0,9).
Число окон рассчитывается
по формуле:
, м2,
|
(46)
|
где - площадь одного окна, определяется по
формуле:
,
м2,
|
(47)
|
где - ширина окна (принимается из
стандартных значений 1,5; 2; 3 и 4 м)
- высота окна, рассчитывается по
формуле:
,
м,
|
(48)
|
где - высота здания;
- расстояние от пола до подоконника
(принимается от 0,8 до 1,2 м);
- расстояние от потолка до окна
(принимается равным от 0,3 до 0,5 м).
(м).
(м2).
(м2).
(единиц).
Расчет искусственного
освещения
Выбираем значение
освещенности и системы освещения в зависимости от характеров работ, от площади
пола и высоты здания выбираем удельную мощность осветительной установки (= 15…25 ) и рассчитываем суммарную мощность ламп по
формуле:
,
Вт,
|
(49)
|
где - площадь участка.
(Вт)
Затем
выбираем виды ламп (люминесцентные или накаливания). Мощность ламп накаливания
выбирается из следующего ряда - 60; 75; 100; 150; 200; 250; 300; 500; 750;
1000; 1500.
Люминесцентные лампы
бывают низкого, высокого и сверхвысокого давления. Мощность ламп низкого
давления от 8 до 120 Вт. Высокого и сверхвысокого от 80 до 1000 Вт.
На участке будут
использоваться лампы накаливания, мощностью 150 Вт
Число ламп рассчитывается
по формуле:
,
шт
|
(50)
|
где - мощность одной лампы.
(шт).
Принимаем равное 10.
Фактическая суммарная
мощность ламп определяется по формуле:
,
Вт.
|
(51)
|
(Вт).
Расход электроэнергии за
год рассчитывается по формуле
,
кВт,
|
(52)
|
где - годовое время работы освещения,
зависящее от природно- климатического района нахождения АТП и количества смен. При
работе в одну смену в теплом климате = 650 кВт.
(кВт).
Расчет вентиляции
Вентиляция помещения
предназначена для уменьшения задымленности,
запыленности
и для отчистки воздуха от вредных выделений производства. Она способствует
оздоровлению условий труда, повышению производительности труда и предотвращает
профзаболевания.
На
проектируемых участках принимается смешенная вентиляция (естественная и
механическая). Естественная вентиляция осуществляется за счет форточек,
дефлекторов.
Суммарная площадь
форточек определяется по формуле:
,
м2,
|
(53)
|
где - площадь участка;
- коэффициент,
учитывающий отношение площади форточек к площади помещения, в зависимости от
выполняемых работ = 0,02… 0,04.
(м2)
Расчет механической
вентиляции. Рассчитывается по кратности обмена воздуха по формуле:
, м3,
|
(54)
|
где - объем помещения, м3,
рассчитывается по формуле;
- коэффициент кратности объема
воздуха в зависимости от проектируемого помещения (для моторного участка = 3…4)
,
м3.
|
(55)
|
(м3).
(м3).
3. Технологическая
часть
3.1
Технологический процесс работ агрегатного цеха
Работы
на участке проводятся в следующем порядке: при поступление автомобиля в зону
технического обслуживания и текущего ремонта проводится мойка и очистка узлов и
приборов, затем они разбираются на составные части и детали, которые моют, а
потом проводится дефектация деталей. Годные, новые и восстановленные детали
поступают на сборку, а негодные на утилизацию. После сборки узлов и приборов
проводится их испытания после чего они направляются в зону технического
обслуживания.
Ниже приведена схема
технологического процесса агрегатного цеха.
Рисунок 1 - Схема
технологического процесса ТО и ТР
3.2 Техническое
обслуживание и ремонт системы
ЕО- перед выездом на
линию, перед пуском двигателя, необходимо проверить уровень масла в поддоне
картера. В этих целях вынимают и протирают ветошью измерительный щуп, вставляют
наместо до упора, затем вновь вынимают и по специальным меткам определяют,
сколько следует залить масла. Нежелательна эксплуатация автомобиля при
пониженном уровне масла, так как приводит к перегреву и разжижению масла, но не
допускается и перелив масла выше указанных меток, потому что этот избыток масла
будет попадать в камеру сгорания, что приводит к дымлению двигателя, к
замасливанию электродов свечей и выходу их из строя. Следует проверить
герметичность системы смазки по возможным подтекам масла. В дороге следует
следить за показанием манометра (указателем давления масла) на различных
режимах работы двигателя.
ТО-1 – провести
контрольный осмотр, обращая особое внимание на герметичность системы- возможны
подтеки масла через поврежденные или плохо затянутые прокладки (клапанных
крышек, поддона картера, крышки распределительных шестерен), в местах
соединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масляного радиатора,
через поврежденные или плохо затянутые элементы масляных фильтров, центрифуг,
часто наблюдается течь масла через передний и особенно через задний коренные
подшипники коленчатого вала при повышенных износах или повреждений их сальников
и т.д.
Поэтому при каждом ТО-1
следует проводить крепежные работы в местах возможной течи масла и самих
элементов системы смазки, расположенных снаружи двигателя. Проверить давление
масла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы. Указатель
давления на щупе приборов должен показывать на скоростном режиме работы
двигателя для легковых и грузовых автомобилей семейств ГАЗ, ЗИЛ и МАЗ. На
холостом ходу холостом ходу давление должно быть в пределах 0,05-0,08 МПа. Не
допускается работа двигателей при загорании сигнализатора аварийного давления
масла. Масло подлежит замене, если оно уже настолько темного цвета, что не
просматриваются риски на щупе.
ТО-2 – дополнительно к
объему работ по ТО-1 при ТО-2 порядке проведения сопутствующего ремонта можно
заменять отдельные неисправные легкодоступные элементы смазки, вплоть до
масляного радиатора, центрифуги и т.д.
ЕО- проверить уровень
масла в моторе, при необходимости залить. Перед выездом на линии визуально
проверить на наличие течи снизу масла.
СО- помимо вышеуказанных
объемов работы ТО-1 иТО-2 перед летней эксплуатации меняют зимнее моторное
масло на летнее с последующей промывкой системы смазки или наоборот. Сливают
масло на прогретом двигателе в специальную емкость, с последующей утилизацией
отработавшего масла.
4. Проектирование
приспособлений
4.1 Приспособления,
применяемые при ТО и ТР узла
Современные узлы и
агрегаты изготавливают на высокоточном технологическом оборудовании.
Для обслуживания и
ремонта агрегатов и узлов применяют универсальный съемник, для постановки и
снятия узлов, валов и корпусов. При работе с приспособлением нужно помнить о
технике безопасности.
Этот универсальный
съемник состоит из следующих частей: ручка, зацеп, траверса, наконечник
сменный, двух болтов и штифтов.
4.2 Проектирование
приспособления, применяемого при ТО и ТР системы
Современные узлы и
агрегаты изготавливают на высокоточном технологическом оборудовании.
Для качественного
ремонта, технического обслуживания агрегатов и узлов автомобилей широко
применяется различный инструмент и приспособления.
Съемники универсальные
служат для снятия и постановки узлов, агрегатов и т.д. Существуют съемники
специальные, универсальные, обеспечивающие круговой контакт с захватывающей
деталью.
Выталкиватели инерционные
применяются для выпресовки ряда деталей. Используют кинетическую энергию
массивной втулки, посаженную на среднюю часть вала выталкивателя. Резко подовая
втулку вдоль вала и ударяя по заднему фланцу, создает усилие, необходимое для
выпресовки детали.
Ключи специальные
применяют в целях обеспечения доступа к крепежным деталям и для повышения
качественной затяжки.
Приспособление-вид
оснастки, имеет разнообразное конструктивное исполнение. Они применяются для:
крепления узлов на стендах, для разборки или сборки, монтажа, выпресовки
деталей, фиксирования валов.
Разборочно-сборочные
работы составляют свыше 50% общей трудоемкости ремонта. При ремонте
автомобилей, разборка и сборка связана с подъемом и транспортировкой большого
количества различных узлов, агрегатов, деталей.
Поэтому ремонтные
предприятия оснащаются всевозможным оборудованием для поднятия и перемещения
различных грузов.
5. Разработка мероприятий
по технике безопасности, пожарной безопасности, санитарии и охране окружающей
среды
Охрана труда и техника
безопасности - это комплекс мероприятий и соответствующих приемов выполнения
работ, обеспечивающих сохранение здоровья трудящихся на производстве.
Ответственность за охрану
труда и технику безопасности, а также за проведение мероприятий по снижению и
предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний в
целом по предприятию возлагается на руководителя предприятия, а по отдельным участкам
- на соответствующих руководителей.
Для предупреждения
производственного травматизма на каждом предприятии разрабатываются и доводятся
до сведения работающих соответствующие правила техники безопасности и пожарной
безопасности. Руководство предприятия обязано обеспечить своевременное и
качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и
методам работы.
Инструктажи по характеру
и времени проведения подразделяются на:
-вводный
-первичный
-повторный
-внеплановый
-целевой
При проведении вводного
инструктажа должны быть разъяснены:
-основные положения
российского законодательства по технике безопасности и производственной
санитарии;
-правила внутреннего
трудового распорядка на предприятии, правила поведения на территории, в
производственных и бытовых помещениях, а также значение предупредительных
надписей, плакатов и сигнализаций;
-особенности условий
работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
-требования к работающим
по соблюдению личной гигиены, и правила производственной санитарии на
предприятии;
-нормы выдачи и правила
пользования спецодеждой, спецобувью и защитными приспособлениями;
требования пожарной
безопасности.
В программу инструктажа по безопасным приемам и методам на
рабочем месте входят:
-общее ознакомление с технологическим
процессом на данном участке производства;
-ознакомление с
устройством оборудования, приспособлений, оградительных и защитных устройств, а
также применением средств индивидуальной защиты (предохранительных
приспособлений);
-порядок подготовки к
работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, заземляющих
устройств, приспособлений и инструментов);
-требование правильной
организации и содержания рабочего места;
основные правила
безопасности при выполнении работ, которые должен выполнять данный рабочий
индивидуально и совместно с другими рабочими.
В зоне ТО и в зоне ТР для
обеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижения
трудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР легковых
автомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенных
электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся
специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и
инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов. Для
предупреждения поражения работающих электрическим током подъемники заземляют.
Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями,
неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями,
предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля.
Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках. Карбюратор, топливный
насос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должны
пользоваться исправным инструментом и оснасткой, так как автомобили сами
заезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной вентиляцией.
Все рабочие места в зонах
ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями,
оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля
должны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Все
оборудование и инструмент, запасные части, приспособления располагают в непосредственной
близости в пределах зоны досягаемости.
Основными факторами,
влияющими на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на
человека, являются отработавшие газы автомобиля, которые содержат окиси
углерода, а также окислы свинца. Наряду с отработавшими газами вредное действие
на окружающую среду оказывает шум и вибрация, возникающие при движении
автомобиля и работе станции технического обслуживания. Значительно уменьшить
вредное воздействие на окружающую среду оказывает поддержание подвижного
состава в технически исправном состоянии.
Для обеспечения пожарной
безопасности предприятия на каждые 50 метров площади участка должен приходиться один огнетушитель. Горюче-смазочные материалы должны находится отдельно от
открытого пламени и утилизироваться согласно экологическим нормам.
Выводы и предложения
В данном курсовом проекте
были рассмотрены вопросы об обслуживании и текущем ремонте автомобильного
транспорта в нашей стране. Изучен вопрос о назначении автомобиля, его
технической характеристики, а также конструкции и назначении системы смазки автомобиля
ЗИЛ 4314.
Кроме того, произведен
расчет годового объема программ по ТО и ТР. Рассчитана численность
производственных рабочих агрегатного цеха, подобрано необходимое оборудование
для выполнения требуемых работ. На основании чего произведен расчет площади
цеха, его освещения и вентиляции.
Изучен технологический процесс
работ выполняемых в агрегатном цехе и разработаны мероприятия по ТО и ТР системы
охлаждения двигателя; рассмотрены применяемые приспособления при ТО и ТР, а также
разработаны мероприятия то технике безопасности, противопожарной безопасности и
т.п.
В графической части
курсового проекта представлены:
- сборочный чертеж центробежного
масляного фильтра автомобиля ЗИЛ 4314;
- планировка агрегатного цеха;
- чертеж приспособления.
При выполнении работ по
ТО и ТР автомобилей для повышения качества и быстроты выполняемых операций
необходимо внедрять современные технологии и приспособления. Это повысит
уровень обслуживания и поможет сократить время на ТО и ТР автомобиля.
Литература
1
Левитский Э.Ф
Автомобиль ЗИЛ 130 и его модификации. Московский автомобильный завод имени
Лихачева Н.А., 1992
2 Вахламов В.К. Автомобили: Теория,
конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф.
образования. – М.: Изд. Центр "Академия", 2003.
3 Епифанов Л.И., Епифанова Е.А.
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2001.
4 Каталог ГАРО. - М.: ТОО Томправ,
1996.
5 Каторча Г.А. и др. Табель
технологического оборудования для АТП. - М.: Ротапринт Информавтотранс, 1992.
6 Крылов А.Д. Техническое обслуживание
автомобилей и двигателей. - Н. Новгород, Ротапринт РЗАТТ, 1999.
7 Роговцев В.Л. и др. Устройство и
эксплуатация автотранспортных средств. - М.: Транспорт, 2000.
8
Коган Э. И. и др.
Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1984.
9
Напольский Г.М.
Технологическое проектирование АТП и СТО, 1985.
10
Методические
указания по выполнению курсового проекта, ГОУСПО ЛМсК, г. Липецк, 2005.
11
Положение о
техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного
транспорта, Транспорт, 1986.
12
Практическое
руководство по ремонту автомобилей ЗИЛ 4314; ЗИЛ 131Н и их модификаций, 1994.