История развития станции Челябинск-Главный
Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет
путей сообщения
Кафедра истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА
на тему
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТАНЦИИ ЧЕЛЯБИНСК
Екатеринбург
2011
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ СТ. ЧЕЛЯБИНСК-ГЛАВНЫЙ
Два
десятилетия специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала
различные проекты железных дорог, благодаря которым европейская часть России,
была бы соединена с Уралом, Сибирью и Дальним востоком. В 1891 году было
принято решение о строительстве Великого Сибирского пути. В 1888 году было
открыто движение от Москвы до Уфы, 8 сентября 1890 года - до Златоуста это была
так называемая Самаро-Златоустовская железная дорога.
Станция
Челябинск-Главный - самая крупная станция Южно-Уральской железной дороги и одна
из важнейших станций Транссибирской магистрали. 26 октября 1892 года первый
товарно-пассажирский поезд прибыл со ст. Миасс в Челябинск. Именно эта дата
являлась отправной в истории станции. Тогда на станции было всего шесть путей, небольшой
одноэтажный вокзал, грузовая платформа и пакгауз - железнодорожный склад. В
день отправлялось около 7 поездов. К 1912 году станция превратилась в важнейший
железнодорожный узел, работающий на четыре направления. В начале тридцатых
годов станция переживает коренную реконструкцию. Увеличивается протяженность
станционных путей, одна из первых в стране механизируется нечетная горка. С
введением в эксплуатацию новой линии до станции Синарская Челябинск-Главный
стал работать на пять направлений. В годы войны станция из односторонней была
реконструирована в двустороннюю. Это послужило большим толчком, для развития
города. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России.
Занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. Город
превратился промежуточный пункт передвижения населения. Отсюда люди ехали
дальше в Сибирь. Челябинск превратился в своеобразные «ворота Сибири».
В
последующие годы Челябинск-Главный постоянно модернизировался. Была проведена электрификация,
удлинялись пути и увеличивалось их количество, строились новые посты
электрической централизации, совершенствовался процесс роспуска вагонов. В 1987
году на станции за смену распускалось до 72 составов. Это был один из самых
высоких показателей по сети дорог. Много делалось и в пассажирской системе
станции - были построены новый вокзал, пригородный павильон, удлинены
пассажирские платформы для приема и обработки поездов в 20 и более вагонов.
На
период 2002 года станция Челябинск-Главный имела протяженность более 11
километров. 12 парков станции содержали в себе около 200 путей общей длиной 145
километров. На Челябинске-Главном трудится более 800 железнодорожников.
Центром
железнодорожных перевозок Челябинска является главный железнодорожный вокзал
города. Первый челябинский вокзал был построен практически одновременно с
прибытием первого поезда. Это было более чем скромное деревянное здание. Оно не
было предназначено для долговременного ожидания поезда. В конце октября 1892
года на станции было построено новое одноэтажное кирпичное здание. Прослужило
оно достаточно долго. Только к концу 50-х годов XX века стало очевидно, что
существующий вокзал не справляется с возросшим пассажиропотоком, и было принято
решение о строительстве нового. Новое здание было торжественно открыто 5 ноября
1965 года. К 90-м годам здание достаточно сильно обветшало, и было принято
решение о его реконструкции. Она началось в 1999 году. Работы были завершены в
2005 году. Всего на отделку было направлено 25 тысяч квадратных метров камня.
Двухэтажное помещение (его площадь - чуть более 20 тысяч квадратных метров,
высота залов ожидания - 16 метров), где одновременно и с комфортом могут
разместиться до 6 тысяч пассажиров. Они могут воспользоваться услугами
нескольких залов ожидания, а также залом ожидания повышенной комфортности и
залом ожидания для пассажиров с детьми. Здание предыдущего вокзала (1892 года),
также отреставрировано, и сейчас в нём располагаются административные
помещения.
31.07.2007
года закончено строительство нового пригородного вокзала. Здание имеет
несколько входов, оборудовано многочисленными эскалаторами, лестницами,
пандусами. Два кассовых зала - в цоколе и на первом этаже. Сразу за кассами
установлены турникетные системы и находятся выходы на платформы. На втором
этаже разместились два зала ожидания и буфет. Расчетная мощность вокзала - 700
пассажиров. Под зданием расположен подземный переход.