Погрузочно-разгрузочные и штабелирующие машины
Погрузочно-разгрузочные
и штабелирующие машины
Назначение, виды, характеристики,
принцип действия, схемы устройства подъемно-транспортного оборудования,
показатели работы и направления совершенствования
Торговля является одной
из наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства, между тем значительная
масса грузов здесь еще перерабатывается вручную. Низкий уровень механизации
труда в торговле вызывает постоянную потребность в кадрах и их большую
текучесть.
Наиболее трудоемкими в
торговле являются погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы. Это
вызвано тем, что большинство магазинов, баз, складов имеют небольшую площадь,
строились без учета механизации этих работ, в них трудно использовать многие из
имеющихся видов подъемно-транспортного оборудования.
Дальнейшее развитие
розничной торговой сети и складского хозяйства, применение прогрессивной
технологии товародвижения на индустриальной основе с использованием
тары-оборудования и контейнеров потребовали механизации и автоматизации
трудоемких процессов, выполняемых при погрузочно-разгрузочных и
транспортно-складских работах. При замене ручного труда машинами и аппаратами
выделяют следующие стадии механизации: частичная механизация, механизация,
комплексная механизация и автоматизация.
Внедрение комплексной
механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских
работ дает значительный экономический и социальный эффект. Капитальные вложения
в механизацию этих работ отличаются высокой эффективностью. Они окупаются за
1,5 - 3 года. При прочих равных условиях экономия трудовых ресурсов за счет
механизации в 3 - 6 раз больше, чем при осуществлении аналогичных мероприятий в
основном производстве.
Высокого уровня
организации работ можно достичь за счет перехода от использования отдельных
видов подъемно-транспортной техники к внедрению высокопроизводительных систем,
машин и автоматизированных перегрузочных комплексов.
При механизации труда в
торговле создаются условия для внедрения прогрессивных методов продажи товаров,
увеличения объема предоставляемых покупателям дополнительных услуг, повышения
культуры обслуживания, сокращается потребность в кадрах.
Важнейшими направлениями
совершенствования производства подъемно-транспортного оборудования являются:
расширение номенклатуры выпускаемого оборудования; увеличение производства
отдельных машин и комплексов оборудования (механизированных и
автоматизированных), модернизация оборудования; унификация его узлов и деталей;
снятие с производства устаревшего оборудования. Для новых моделей
подъемно-транспортного оборудования характерны более высокая
производительность, надежность и безопасность в работе, удобства при
эксплуатации и техническом обслуживании, экономичность в потреблении энергии, а
также компактность, что особенно важно при механизации труда в небольших
магазинах и на складах.
Классифицируют
подъемно-транспортное оборудование:
- по функциональному
назначению: грузоподъемные машины и механизмы (лифты, подъемники, краны), транспортирующие
машины (конвейеры), машины подвесного транспорта (электро- и автотележки,
подвесные электротягачи), машины напольного транспорта (авто- и
электропогрузчики, электроштабелеры), погрузочно-разгрузочные машины;
- по принципу действия:
периодического цикличного (блоки, лебедки, краны, лифты, погрузчики) и
непрерывного действия (конвейеры, транспортеры);
- по виду привода:
ручного действия (грузовые тележки), механического действия (электротележки,
электропогрузчики и др.) и гравитационные, использующие силу тяжести
перемещаемых грузов (наклонные спуски, рольганги);
- по конструктивным
признакам: стационарные, передвижные;
- по техническим
параметрам - массе, габаритам, грузоподъемности, мощности привода.
Грузовые тележки (рис. 1,
2) - самое простое и распространенное средство малой механизации для
горизонтального перемещения грузов. Тележки выпускаются с ручным и механическим
приводом, грузоподъемностью от 50 до 3200 кг. Их обозначения следующие: ТГ -
тележка грузовая для тарно-штучных грузов, ТГМ - тележка грузовая
модернизированная, ТГВ - с подъемными вилами, ТГШ - для перевозки бочек и
затаренных грузов. Цифры указывают грузоподъемность.
Тележка ТГ-50 состоит из
сварной металлической рамы с деревянным настилом. Передние спаренные колеса
поворотные, а задние - неповоротные. Ручка тележки откидная, шарнирно
прикреплена к оси передних колес
Тележка ТГ-125 состоит из
грузовой платформы, двух поворотных и двух неповоротных колес на одной оси.
Тележка ТГШ-250 имеет
съемную металлическую платформу для перевозки затаренных грузов. При
транспортировке бочек платформу снимают. На вертикальном стержне расположен
фиксатор для захвата бочек при перевозке.
Тележка ТГВ-500М с
гидравлическим подъемом вил состоит из подъемной рамы с вилами, ручного привода
подъема вил, двух спаренных передних поворотных колес и двух задних катков.
Поворотные колеса связаны с водилом. Вилы поднимаются плунжерным гидравлическим
насосом. Высота подъема вил от уровня пола 125 мм.
Рисунок 1. Тележки
а - четырехколесная
ручная; б - ручная с подъемным столом, в - универсальная с кузовом; г -
планетарными колесами для переезда препятствий; д - электротележка; е - с
опрокидывающимся кузовом на самоходном шасси; 1 - платформа; 2 - ведущее
колесо; 3 - аккумуляторные батареи; 4 - рулевое колесо; 5 - педаль; 6 и 7 -
рукоятки управления; 8 - контроллер и механизмы управления; 9 - шасси: 10 -
кузов; 11 - гидроцилиндр
Рисунок 2. Грузовые ручные тележки
а - ТГ-125; б - ТГМ-125;
в - ТГ-1000М1; г - ТГШ-250; д - ТГВ-500 М
Для горизонтального
транспортирования товаров в контейнерах на колесах и грузов в прицепных
тележках используют малогабаритные тягачи с электроприводом и аккумуляторной
батареей или двигателем (рис. 3). Тягачи имеют тяговое усилие от 60 до 250 кг и
скорость передвижения до 7 км/ч. Например, электротягач АТБ-250 с тяговым
усилием 250 кг может перевозить грузы массой до 10 т на прицепах. Все узлы
ходовой части, электропитания и управления смонтированы на сварной раме. Шины
пневматические, торможение - электрическое и механическое.
Рисунок 3. Автопогрузчики и электропогрузчики:
а - схема подъемного
механизма автопогрузчика; б - схема электропогрузчика с механизмом поперечного
перемещения груза; в - схема навески стрелы с крюком
Погрузчики предназначены
для захвата, подъема, транспортирования и укладки грузов (контейнеров, ящиков,
бочек и др.) на транспорт и в штабеля. Погрузчики оборудованы сменными
грузозахватными приспособлениями: вилами, кантователями для бочек, боковыми
захватами для грузов с плоскими и цилиндрическими поверхностями и др. Погрузчики
подразделяются по ходовому оборудованию на колесные и гусеничные, по приводу -
на автопогрузчики (с двигателем внутреннего сгорания) и электропогрузчики (с
питанием от аккумуляторных батарей). Грузоподъемность погрузчиков 0,5 - 5 т,
высота подъема вил - до 4,5 м, скорость передвижения - до 20 км/ч.
Электропогрузчики
используют при транспортировке грузов на короткие расстояния и внутри
помещений. Наиболее распространенный электропогрузчик 4014-М состоит из
корпуса, грузоподъемника с вилами, рулевого управления, гидропривода подъема
грузоподъемника и силового агрегата. Ходовая часть - два передних колеса с
шинами и одно заднее управляемое колесо. Погрузчик обладает хорошей
маневренностью и небольшими габаритами. Грузоподъемность 500 кг, высота подъема
вил со сменными грузоподъемниками 1,8, 2,5 и 4,5 м.
Автопогрузчики имеют
повышенную проходимость и используются на открытых площадках и территориях
складов.
Рисунок 3. Общая компоновка мостового
крана-штабелера
1 - подкрановые пути; 2 -
главные балки моста; 3 - тележка; 4 - несущая вертикальная колонна; 5 -
вилочный захват; 6 - привод; 7 - концевые балки; 8 - стеллажи или колонны
Электроштабелеры
предназначены для погрузочно-разгрузочных работ, перевозки на небольшие
расстояния и укладки в штабеля и на стеллажи специальных поддонов с грузами. Электроштабелеры
отличаются от погрузчиков тем, что не имеют противовесов, так как центр тяжести
перевозимых грузов располагается внутри опорного контура машины. В передней части
электроштабелеров имеется грузоподъемная мачта с гидравлическим подъемом
вилочной каретки, которая на роликах перемещается в горизонтальном направлении
по направляющим опорных балок. Электроштабелер ЭШ-186 имеет грузоподъемность
500 кг, высоту подъема вил 4,5 м, массу 2,3 т и небольшие габариты, что позволяет
использовать, его на многоэтажных складах, имеющих ограниченную прочность
перекрытия при межстеллажных проходах шириной до 1,4 м.
Электроштабелер ЭШ-186
состоит из корпуса, ведущего моста, передних колес, грузоподъемного механизма,
кареток выдвижения и смещения, электрооборудования, тормозной системы
гидропривода, рулевого управления и управляемых колес.
Тали и электротягачи,
предназначенные для вертикального подъема и опускания, а также горизонтального
перемещения упакованных или штучных грузов, передвигаются по монорельсовому
пути из двутавровых балок. Ручные тали применяют обычно для подъема тяжелых
грузов на небольшую высоту и перемещения груза в горизонтальном направлении на
небольшие расстояния.
Электрические тали
выпускаются двух типов: с ручным передвижением груза и с механическим - с
помощью электропривода, встроенного в ходовую тележку. Грузоподъемный механизм
электроталей состоит из корпуса с барабаном и встроенного в него
электродвигателя, редуктора, подъемного механизма, электромагнитного тормоза,
подвески и пусковой электроаппаратуры.
Рисунок 4. Тали
а - ручная червячная: 1 -
крюк грузовой: 2 - подвижной блок; 3 - червяк;
4 - обойма; 5 -
грузоупорный тормоз; 6 - звездочка; 7 - червячное колесо; 8 - крюк подвески; 9
- тяговое колесо; 10 - тяговая цепь; 11 - грузовая цепь; б - электроталь с
управлением снизу на монорельсе (тельфер): 1 - привод механизма передвижения; 2
- тормозное устройство; 3 - грузозахватные устройства; 4 - мотор-барабан; 5 -
привод грузоподъемного устройства; 6 - кнопочная станция; 7 - монорельс
Краны-штабелеры
предназначены для укладки грузов в штабеля и на стеллажи высотой до 20 м, а
также штучных грузов на поддоны и контейнеры. Грузоподъемность
кранов-штабелеров 0,25 - 3,2 т. Минимальная ширина прохода между стеллажами,
необходимая для разворота грузоподъемника с грузом, - 2,2 м. Применение
мостовых кранов-штабелеров позволяет сократить межстеллажные проходы в 1,5
раза, а расстояние между стеллажными полками в 2,5 раза но сравнению с
размерами, необходимыми для работы погрузчиков и электроштабелеров. Процессы
размещения и отбора товаров мостовыми кранами-штабелерами можно осуществлять с
помощью ЭВМ, что повышает производительность крана, позволяет сократить
количество обслуживающего персонала.
Мостовой кран-штабелер
является разновидностью обычного мостового крана и применяется на базах с
универсальным ассортиментом товаров, хранящихся в штабелях или на стеллажах.
Мостовой кран-штабелер отличается от обычных мостовых кранов тем, что его
тележка оборудована вертикальной колонной, по которой движется грузовой захват,
и имеет вилочный захват для грузов в стандартной таре или на поддонах. При
высоте склада до 6 м краны-штабелеры обычно управляются с пола, а при высоте до
10 м - из подвешенной к мосту кабины. Мостовые краны-штабелеры бывают подвесные
или опорные.
Стеллажный кран-штабелер
применяют для работы между стеллажами. Такой кран обеспечивает укладку грузов
на высоту до 16 м. Он представляет собой тележку, передвигающуюся по рельсам в
проходе между двумя рядами стеллажей. Тележка имеет вертикальную колонку и
направляющие для подъемной платформы, на которой устанавливается грузовой
захват. Для повышения маневренности стеллажных кранов-штабелеров используют
трансбордерные тележки (для перевода кранов из одного межстеллажного прохода в
другой).
Лифты (рис. 5) широко
используют в магазинах, складах, холодильниках. Они предназначены для подъема и
спуска грузов с одного уровня на другой и работают в повторно-кратковременном
режиме.
Рисунок 5. Лифты
а - схематическое
устройство; б - клинковые ловители; в - эксцентриковые ловители; г - лифт
магазинный шкафной ЛМШ-150
Лифт состоит из шахты,
кабины, лебедки, противовеса, ограничителя скорости, электрооборудования и
электроаппаратуры. Лебедка предназначена для подъема и опускания кабины с остановками
на этажах (площадках). Кабина состоит из каркаса, на котором устанавливают пол,
ограждения дверей, подвески, башмаки и ловители. Двери кабины бывают распашными
или раздвижными, открываемыми вручную или с помощью привода. Специальные замки
на двери и электрическая блокировка препятствуют движению кабины, если дверь не
закрыта защелкой и не заперта на замок. Кабина и противовес имеют башмаки,
движущиеся по направляющим, которые установлены в шахте. Лифты оснащены
ограничителями скорости и ловителями, предохраняющими от падения кабины и
противовеса (в случае обрыва или ослабления канатов) и останавливающими лифты
при превышении допустимой скорости.
Электроаппаратура и
электрооборудование служат для обеспечения электропитания, управления,
сигнализации, освещения и защиты электропривода. К ним относятся:
электродвигатели, тормозные электромагниты, панель управления, аппараты
управления, этажные переключатели, блокировочные контакты и контактные
выключатели.
Применяемые в торговле
лифты подразделяются на лифты общего назначения, грузовые выжимные, грузовые
тротуарные, грузовые малые магазинные. У выжимных лифтов кабина приводится в
движение силой, действующей снизу, у тротуарных лифтов кабина на верхней
остановке выходит через люк из шахты на уровень пола или выше на 1 м для
непосредственной погрузки грузов в автотранспорт.
Грузоподъемность
применяемых в торговле и на складах грузовых лифтов от 100 кг до 5 т, скорость
движения кабины 0,18 - 0,5 м/с, высота подъема кабины 5,2 - 45 м.
Грузовой малый магазинный
лифт ЛГМ-100 применяют для перемещения затаренных грузов между двумя этажами.
Он состоит из кабины, электропривода с лебедкой, шахты и противовеса. Двери
шахты двустворчатые распашные, закрываются и открываются вручную, имеют
механическую и электрическую блокировки, препятствующие включению лифта при
открытых дверях, а также открытию двери при отсутствии кабины на этаже. Высота
подъема кабины 2,73 - 5,2 м, что достигается установкой дополнительной
промежуточной секции. Управляется лифт с помощью кнопок, установленных снаружи.
Примеров подъемно
транспортного оборудования можно приводить очень много, тем более, что с каждым
годом появляются все более новые и более усовершенствованные машины.
Список использованных
источников
1.
Арустамов Э.А.
Оборудование предприятий торговли, М. , 2000.
2.
Архипов И.А.,
Клишин В.Ф. Торговое оборудование. М., 1985.
4.
Кащенко В.Ф.,
Кащенко Л.В. Торговое оборудование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 398
с.
5.
Оборудование
торгового предприятия. Под ред. Парфентьева, М. 2000.
6.
Улейский Н.Т.,
Улейская Р.И. Холодильное оборудование. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.