Проектирование технологических процессов восстановления деталей
Министерство
образования и науки Украины
Севастопольский
национальный технический университет
Кафедра автомобильного
транспорта
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«Проектирование
технологических процессов восстановления деталей»
Выполнил: Ченакал А. В.
Севастополь 2010 г.
Лабораторная
работа № 1.
Дефектация деталей кривошипно-шатунного механизма
Цель работы – научиться проводить
дефектацию деталей кривошипно-шатунного механизма.
Диаметр цилиндра измеряется нутромером в четырех поясах, как в
продольном, так и в поперечном направлении двигателя.
Рисунок 1. Схема измерения
цилиндров: А и В - направления измерений.
Таблица 1 – Результаты измерения
блока цилиндров, поршней, шатунов.
№ цилиндра
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Результаты измерения цилиндра
|
Направление А:
пояс 1
-//-2
-//-3
-//-4
|
76,41
76,48
76,41
76,41
|
76,40
76,43
76,41
76,41
|
76,41
76,45
76,44
76,46
|
76,40
76,63
76,40
76,41
|
Направление В:
пояс 1
-//-2
-//-3
-//-4
|
76,42
76,49
76,45
76,44
|
76,42
76,47
76,45
76,44
|
76,45
76,47
76,48
76,48
|
76,43
76,57
76,44
76,42
|
Результаты измерения плоскости разъема
|
Не плоскостность
|
0,07
|
Результаты измерения поршня
|
Диаметр юбки поршня
|
76,35
|
-
|
-
|
Результаты измерения шатуна
|
Диаметр отверстия под шатунные подшипники
|
-
|
-
|
-
|
51,34-51,36
|
Таблица 2 – Результаты измерения
коленчатого вала.
Результаты измерения шатунных шеек (номинальный размер – 47,814-47,834 мм)
|
№ шейки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Диаметр шейки, мм
|
47,68
|
47,68
|
47,70
|
47,66
|
Результаты измерения коренных шеек (номинальный размер – 50,775-50,795 мм)
|
№ шейки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Диаметр шейки, мм
|
50,68
|
50,73
|
50,84
|
50,78
|
50,76
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 – Величина износа (мм) цилиндра по высоте.
№ измерения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Продольное
|
1
|
23
|
2,5
|
0
|
0
|
1
|
Поперечное
|
3
|
17
|
5
|
4
|
4
|
1,5
|
Рисунок 2 – График износа
цилиндра. 1 – в продольном, 2 – в поперечном направлении.
Вывод: Было произведено измерение
размеров цилиндров, максимальный износ составил 0,23 мм (разница) в четвёртом цилиндре;
это превышает допустимый (0,15 мм), поэтому следует произвести расточку до
следующего ремонтного размера до (76,8 мм).
Было произведено измерение плоскости разъёма с головкой цилиндров,
не плоскость составила 0,07 мм при допустимой 0,1 мм.
Так же были произведены измерения коленчатого вала. В результате
измерения диаметра шеек, было выявлено, что износ составляет 0,13-0,15 мм. Т.е.
колен вал необходимо шлифовать до 2-го ремонтного размера (0,50). При измерении
коренных шеек износ составил 0,1-0,12 мм, необходимо шлифовать до ремонтного
размера 0,25.
Было произведено измерение диаметров поршня, т.к. поршня группы Е,
то номинальный 76,37-76,38 мм, по измерениям износ поршня составил 0,03-0,04
мм. При дефектации были выявлены задиры юбки поршня 4-го цилиндра.
Было произведено измерение шатунов, эллипсность отверстия шатуна
составила 0,02 мм, размер соответствует номинальному.
Лабораторная работа № 2.
Разработка
карты дефектации и ремонта деталей цилиндро-поршневой группы
Цель работы – ознакомиться с основными дефектами деталей цилиндро-поршневой
группы; разработать карту дефектации.
Карта дефектации и ремонта
Блок
цилиндров
|
____________
|
__________
|
__________
|
Обозначение
и наименование изделия, составной части
|
№
позиции
|
№ карты
|
обозначение
|
Возможный
дефект
|
Метод
установления дефекта
|
Средство
измерения
|
Заключение
и рекомендуемые методы ремонта
|
Требования
после ремонта
|
1
|
Трещины в рубашке
охлаждения
|
Осмотр. Проверка под
давлением 3,5-4 кг/см2
|
-
|
1. Замена.
2. Ремонт.
Заварить.
|
--
|
2
|
Трещины между окнами
рубашки охлаждения
|
ОсмОсмотр
|
-
|
рРемонт.
Заварить.
|
--
|
3
|
Трещины между резьбовыми
отверстиями и окнами рубашки
|
Осмотр
|
-
|
1. Замена.
2. Ремонт.
Установит ввёртыш
|
-
|
4
|
Коррозия технологической
заглушки
|
Осмотр
|
-
|
Замена.
|
-
|
5
|
Трещины на стенках
цилиндров
|
Осмотр. Проверка под
давлением 3,5-4 кг/см2
|
-
|
Замена.
|
-
|
6
|
Коробление плоскости
сопряжения с головкой цилиндров
|
Измерение
|
Линейка, щуп
|
Ремонт. Шлифовать
|
Не плоскостность не более
0,05 мм по всей длине
|
7
|
Износ или несоосность
отверстий гнёзд под вкладыши коренных подшипников
|
Измерение
|
Нутромер индикаторный
50-100
|
Ремонт. Фрезеровать крышки
и расточить до исходного размера
|
Несоосность отверстий не
более 0,015 мм.
|
8
|
Износ посадочных
поверхностей под полукольца
|
Осмотр. Измерение
|
Микрометр
|
Ремонт. Наплавить.
|
Ном размер 23,14-23,2 мм
Биение 0,02 мм, не более
|
9
|
Износ и задиры на
поверхности цилиндров
|
Осмотр. Измерение
|
Нутромер индикаторный
50-100
|
Ремонт. Расточить до ремонтного
размера. Гильзовать.
|
Овальность и конусность
цилиндров 0,02 мм, не более
|
10
|
Износ резьбовых отверстий
|
Осмотр.
|
Ремонт. Установить ввёртыш.
нарезать резьбу ремонтного размера.
|
-
|
Вывод: В ходе работы ознакомились с основными дефектами блока цилиндров,
разработали карту дефектации блока.
Лабораторная работа №3
Изучение технологии сборки
кривошипно-шатунного механизма
Цель работы-изучить технологию сборки деталей кривошипно-шатунного механизма,
разрабатывать карту дефектации.
Технологическая
карта сборки КШМ
Операция
|
№ перехода
|
Содержание перехода
|
Оборудование
|
005 - Установка колен вала
|
005
|
Установит верхние вкладыши
в гнёзда блока цилиндров
|
Ключ накидной № 10, ключ
динамометрический, головка сменная 14, 17, комплект щупов, оправка для
запрессовки поршневого пальца, оправка для установки поршня, приспособление
для установки поршневых колец
|
010
|
Установить колен вал,
предварительно смазав шейки маслом
|
015
|
Установить упорные
полукольца, отрегулировать осевой зазор с помощью ремонтных полуколец
|
020
|
Установить нижние вкладыши
в коренные крышки
|
025
|
Крышки установить в
соответствии с нумерацией, так чтобы замки вкладышей совпадали
|
030
|
Затянуть болты коренных
крышек моментом 80-90 Нм.
|
035
|
Установить заднюю крышку
|
040
|
Установить маховик
|
045
|
Затянуть болты маховика
моментом 90-100 Нм.
|
010 - Установка поршней
|
005
|
Запрессовать поршневой
палец, предварительно нагрев шатун до 2000С
|
010
|
Замерить зазоры в замках
поршневых колец, зазоры между поршнем и цилиндром, между кольцами и канавками
|
015
|
Установить поршневые
кольца
|
020
|
Установить шатунные
вкладыши в шатуны
|
025
|
Установить поршень в
цилиндр, предварительно развести замки колец
|
030
|
Установить шатунные
вкладыши в шатунные крышки
|
035
|
Установить шатунные
крышки, предварительно смазав вкладыши маслом, так чтобы замки вкладышей
совпадали
|
040
|
Затянуть шатунные гайки
моментом 55-60 Нм.
|
045
|
Провернуть колен вал.
Колен вал должен вращаться плавно, без заеданий
|
Вывод: В ходе лабораторной работы,
изучили технологию сборки деталей кривошипно-шатунного механизма, составили
технологическую карту сборки КШМ, разрабатывали карту сборки.