Выбор наиболее экономичного вида транспорта
Введение
Цель работы заключается в сравнении различных видов транспорта по критерию
приведенных расходов и выборе наиболее эффективного из них для выполнения
заданных перевозок.
Сравнение различных видов транспорта
и выбор наиболее экономного варианта производится на основе сопоставления
приведенных расходов (представляющих сумму эксплутационных расходов и
установленной доли капитальных вложений), необходимых для выполнения заданных
перевозок.
Приведенные расходы для каждого вида
транспорта определяются по формуле:
C = [Cпв + Cпр + См + Спот +(Eн * Kм) + Соб]*
Ki
где:
Спв - затраты на подвоз
груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции, речному порту или
другому пункту отправления и, соответственно на вывоз этого груза автомобилями
в пункт назначения.
Спр - затраты на
перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны или другие
транспортные средства в пункте отправления и, соответственно из
вагонов в автомобили в пункте назначения;
См - затраты на
транспортировку груза магистральным видом транспорта (железной дорогой, речным
транспортом, автомобильным транспортом и т.п.) из пункта отправления в пункт
назначения, включая расходы на так называемые начально-конечные операции,
осуществляемые на магистральных видах транспорта (например, на железных
дорогах: маневры по уборке вагонов от фронтов погрузки, формирование поездов и
др.; на речном транспорте: формирование речных составов и т.п.);
Спот - стоимость потерь
грузов при перевозке (главным образом при перегрузке) по каждому варианту транспортировки;
Ен - нормативный
коэффициент эффективности капитальных вложений, принимаемый обычно (Ен
= 0,15);
Км - капитальные
затраты на приобретение нового подвижного состава, необходимого для выполнения
заданных перевозок, а также на строительство или реконструкцию автомобильной
дороги, железной дороги или речного пути. В случаях, когда сравнимые виды
транспорта имеют достаточные резервы пропускной способности, дополнительные
капитальные вложения на реконструкцию постоянных сооружений не учитываются;
Соб - общая стоимость
грузов, постоянно находящихся на транспорте в процессе обращения («стоимость
грузовой массы»);
Кi - коэффициент
инфляции, (Кi = 30);
После получения частных результатов,
относящихся соответственно к железнодорожному, речному, автомобильному или
другим видам транспорта, они (результаты) сравниваются между собой для
определения эффективного вида транспорта.
Исходные данные
Матрица расстояний Li [км]
|
Вариант_
|
Расстояния
|
А
|
Ж
|
Р
|
L1
|
75
|
70
|
85
|
L2
|
95
|
90
|
115
|
L3
|
150
|
140
|
180
|
L4
|
300
|
350
|
420
|
L5
|
30
|
25
|
40
|
Матрица грузопотоков Q [тыс. т./год]
В
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
Е
|
S
|
|
|
ИЗ
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
О
|
Ц
|
|
А
|
-
|
-
|
200
|
30
|
140
|
15
|
75
|
30
|
70
|
30
|
250
|
40
|
735
|
145
|
|
Б
|
180
|
20
|
-
|
-
|
80
|
15
|
50
|
10
|
10
|
8
|
120
|
22
|
440
|
75
|
|
В
|
300
|
125
|
200
|
90
|
-
|
-
|
600
|
250
|
60
|
50
|
800
|
200
|
1960
|
715
|
|
Г
|
65
|
-
|
15
|
5
|
50
|
35
|
-
|
-
|
30
|
10
|
100
|
20
|
260
|
70
|
|
Д
|
40
|
25
|
18
|
10
|
10
|
-
|
20
|
-
|
-
|
-
|
10
|
50
|
98
|
85
|
|
Е
|
200
|
35
|
90
|
20
|
40
|
15
|
80
|
15
|
15
|
10
|
-
|
-
|
425
|
95
|
|
S
|
785
|
205
|
523
|
155
|
320
|
80
|
825
|
305
|
185
|
108
|
1280
|
332
|
3918
|
1185
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S
|
5103
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица нормативов затрат на подвоз груза от
склада отправителя к станции отправления магистрального вида транспорта и
вывоза от станции назначения к получателю Sпв [коп/10 т.км]
Расстояние подвоза (вывоза)
|
Вар._06_
|
До 1 км
|
120
|
2
|
115
|
3
|
110
|
4
|
105
|
5
|
100
|
6
|
95
|
Схема доставки груза в смешанном
сообщении
1 - Склад отправителя. 3 - Станция
назначения
2 - Станция отправления. 4 - Склад
получателя.
Если для доставки груза используется
два и более видов транспорта, то такая перевозка называется смешанной
(мультимодальной). На схеме 1 - 2 - 3 - 4. Чаще всего по этой схеме работает
речной и железнодорожный вид транспорта.
Если для подвоза (вывоза) груза используется
автомобили малой и средней грузоподъемности, а для переброски между станциями
магистрального транспорта автомобили большой грузоподъемности, то такая
перевозка называется терминальной. На схеме 1-2-3-4. Терминальную систему
доставки груза могут использовать все виды магистрального транспорта,
взаимодействуя между собой. Такие системы называют интермодальные. В них груз
доставляется в специальной супертаре и больше не перегружается, а перегрузку
осуществляют супертары с одного вида транспорта на другой. Второе название
такой транспортировки называется - бесперегрузочные системы доставки груза.
Расстояния подвоза груза
автомобилями от склада отправителя к основным пунктам магистрального транспорта
и вывоза груза к складам получателя в пунктах назначения L пв [км]
ПУНКТЫ
|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ
|
РЕЧНОЙ ПОРТ
|
|
L
п
|
L в
|
L п
|
L в
|
А
|
3
|
4
|
4
|
6
|
Б
|
1
|
3
|
1
|
2
|
В
|
2
|
5
|
3
|
4
|
Г
|
4
|
6
|
3
|
6
|
Д
|
3
|
2
|
3
|
2
|
Е
|
5
|
1
|
6
|
1
|
Спв - затраты на подвоз
груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции, речному порту или
другому пункту отправлению и, соответственно на вывоз этого груза автомобилями
в пункт назначения;
Спв = Сп + Св
[руб.]
Cп = Pп * Sпв
[руб.]
Cв = Рв * Sпв
[руб.]
Рп = Qп * Lп [ткм]
Pв = Qв * Lв [ткм]
Cп, Св -
затраты на подвоз (вывоза) груза [руб.]
Рп, Рв -
транспортная работа на подвоз (вывоза) груза [ткм]
Qп, Qв - объем
подвозимого (вывозимого) груза [т]
Qп - сумма всех грузов
обычных и ценных по строке;
Qв - сумма всех грузов
обычных и ценных по столбцу
Единицы измерения:
[1000 т * км * коп]
[- = руб.]
[10 ткм]
Спв - затраты на подвоз
груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции
Пункты
|
Qп
|
Iп
|
Pп
|
Cп
|
Qв
|
Iв
|
Pв
|
Cв
|
Cпв
|
А
|
880
|
3
|
2640
|
290400
|
990
|
4
|
3960
|
415800
|
706200
|
Б
|
515
|
1
|
515
|
61800
|
678
|
3
|
2034
|
223740
|
285540
|
В
|
2675
|
2
|
5350
|
615250
|
400
|
5
|
2000
|
200000
|
815520
|
Г
|
330
|
4
|
1320
|
138600
|
1130
|
6
|
6780
|
644100
|
782700
|
Д
|
183
|
3
|
549
|
60390
|
293
|
2
|
586
|
67390
|
127780
|
Е
|
520
|
5
|
2600
|
260000
|
1612
|
1
|
1612
|
193440
|
453440
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S
|
3170910
|
Спв - затраты на подвоз
груза автомобильным транспортом к речному порту
ПунктыQпIпPпCпQвIвPвCвCпв
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
880
|
4
|
3520
|
369600
|
990
|
6
|
5940
|
564300
|
933900
|
Б
|
515
|
1
|
515
|
61800
|
678
|
2
|
1356
|
155940
|
217740
|
В
|
2675
|
3
|
8025
|
882750
|
400
|
4
|
1600
|
168000
|
Г
|
330
|
3
|
990
|
108900
|
1130
|
6
|
6780
|
644100
|
753000
|
Д
|
183
|
3
|
549
|
60390
|
293
|
2
|
586
|
67390
|
127780
|
Е
|
520
|
6
|
3120
|
296400
|
1612
|
1
|
1612
|
193440
|
489840
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S
|
3573010
|
Спр - затраты на
перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны, речные суда в
пункте отправления и, соответственно, из вагонов или судов в автомобили в
пункте назначения;
Спр = Спро
+ Спрц
Спро = (Qпро
+ Qобро) * Nпро
Спрц = (Qпрц
+ Qобрц) * Nпрц
где: Qпр, Qобр
- объем груза в прямом и обратном направлении перегрузки соответственно обычного
и ценного вида груза.
Единицы измерения:
[1000 т * коп]
[- = 10 * РУБ]
[т]
Рассмотрев единицы измерения
необходимо сделать вывод о том, чтобы ответ получить в рублях необходимо
полученный результат умножить на десять.
Нормативы затрат на выполнение перегрузочных
операций с автомобилей в железнодорожные вагоны или суда в пункте отправления
и, соответственно, из вагонов или судов в автомобили в пункте назначения Nпр
(коп. за 1 тонну-операцию).
Способ производства Операций
|
При общем объеме переработки грузов в год, тыс. т.
|
|
до 100
|
от 100 до 250
|
от 250 до 500
|
от 500 до 1000
|
Свыше 1000
|
Механизированная перегрузка в вагоны или выгрузка из вагонов в
автомобили
|
15
|
13
|
12
|
11
|
10
|
То же в речные суда и, соответственно из судов
|
12
|
11
|
10
|
9
|
8
|
Ручная перегрузка грузов из автомобилей в подвижной состав
других видов транспорта и, соответственно, обратно
|
65
|
60
|
55
|
50
|
45
|
Спр - затраты на
перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны
Пункты
|
Qпро
|
Qобро
|
SQо
|
Cпро
|
Qпрц
|
Qобрц
|
SQц
|
Cпрц
|
Cпр
|
А
|
735
|
785
|
1520
|
15200
|
145
|
205
|
350
|
19250
|
34450
|
Б
|
440
|
523
|
963
|
10593
|
75
|
155
|
230
|
13800
|
24393
|
В
|
1960
|
320
|
2280
|
22800
|
715
|
80
|
795
|
39750
|
62550
|
Г
|
260
|
825
|
1085
|
10850
|
70
|
305
|
375
|
20625
|
31475
|
Д
|
98
|
185
|
283
|
3396
|
85
|
108
|
193
|
11580
|
14976
|
Е
|
425
|
1280
|
1705
|
17050
|
95
|
332
|
427
|
23485
|
40535
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S*10
|
2083790
|
Спр - затраты на
перегрузочные операции с автомобилей в речные суда
ПунктыQпроQоброSQоCпроQпрцQобрцSQцCпрцCпр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А
|
735
|
785
|
1520
|
12160
|
145
|
205
|
350
|
19250
|
31410
|
Б
|
440
|
523
|
963
|
8667
|
75
|
155
|
230
|
13800
|
22467
|
В
|
1960
|
320
|
2280
|
18420
|
715
|
80
|
795
|
39750
|
57990
|
Г
|
260
|
825
|
1085
|
8680
|
70
|
305
|
375
|
20625
|
29305
|
Д
|
98
|
185
|
283
|
3113
|
85
|
108
|
193
|
11580
|
14693
|
Е
|
425
|
1280
|
1705
|
13640
|
95
|
332
|
427
|
23485
|
37125
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S*10
|
1929900
|
См - затраты на
транспортировку груза магистральным видом транспорта (железной дорогой, речным
транспортом, автомобильным транспортом и т.п.) из пункта отправления в пункт
назначения
Для того чтобы приступить к расчету
данного показателя, необходимо рассмотреть заданную транспортную сеть региона,
проанализировать ее и произвести трансформацию сети по заданным критериям.
Схема транспортной сети
Схема транспортной сети региона
состоит из 6 пунктов переработки грузов. Однопутная железная дорога соединяет
все 6 пунктов. Автомобильная дорога 2 категории соединяет 4 пункта (А-В-Г-Е)
следовательно вне сети автомобильных дорог 2 пункта (Б; Д). Судоходный участок
реки соединяет 4 пункта (А-Г-Д-Е) и вне сети речного транспорта 2 пункта (В;
Б). После предварительного анализа транспортной сети можно сказать, что
требование магистрального вида транспорта выдерживает только один
железнодорожный. Для автомобильного и речного необходимо новое строительство
путей сообщения, т.е. трансформация сети по 1 критерию, после чего они тоже
будут магистральными видами транспорта.
Критерии трансформации
сети.
1.
Для нового строительства: минимум вновь построенных путей сообщения.
2.
Для реконструкции существующих путей сообщения с недостаточной пропускной
способностью: реконструкция старых путей сообщения по направлениям
максимального грузопотока.
Рассмотрим автомобильный
вид транспорта.
Вне сети автомобильных дорог
находится пункт Б. Возможных вариантов строительства автомобильной дороги два.
Рассчитаем оба случая. 1-й строим новую дорогу из пункта В в пункт Б. Длина
новой автодороги будет L 1 (__75___).
2-й: строим новую дорогу из пункта А в пункт Б. Длина новой дороги будет (L 1 + L 2)/2 (__85___).
Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную
магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 1 и L 2 берем из исходных данных
соответственно для автомобильного транспорта.
Вне сети автомобильных дорог
находится пункт Д. Возможных вариантов строительства автомобильной дороги два.
Рассчитаем оба случая. 1-й строим новую дорогу из пункта Г в пункт Д. Длина
новой автодороги будет L 5 (__30___).
2-й: строим новую дорогу из пункта Е в пункт Д. Длина новой дороги будет (L 4 + L 5)/2 (__165___).
Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную
магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 4 и L 5 берем из исходных
данных соответственно для автомобильного транспорта.
Рассмотрим речной
транспорт.
Вне речной системы находится пункт
В. Рядом с ним протекает река. Есть предложение оборудовать в пункте В порт.
Вне речной системы находится пункт
Б. Возможных вариантов строительства каналов два. Рассчитаем оба случая. 1-й
строим новый канал из пункта В в пункт Б. Длина нового канала будет L 1 (___85___). 2-й: строим новый канал из пункта А в
пункт Б. Длина нового канала будет (L 1 + L 2)/2 (____100____). Рассчитываем, сравниваем и более
выгодный вариант наносим на трансформированную магистральную транспортную сеть
региона. Расстояния L 1 и L 2 берем из исходных данных соответственно для речного транспорта.
Схема трансформированной магистральной транспортной сети. (Нанести
на схему новые пути сообщения)
После трансформации сети мы теперь можем рассчитать все расстояния
перевозки груза в магистральном сообщении. Соответственно длина перегонов
берется из исходных данных для каждого вида транспорта. Пример: расстояния
перевозки груза между парой пунктов А и Е.
Автомобильный транспорт Lм
= L2 +
L3+ L4
Железнодорожный транспорт Lм
= L2 +
L3+ L4
Речной транспорт Lм
= L2 +
L3+ L5+(L5+ L4)/2
Схема перевозки груза в прямом и обратном направлении
Нормативы затрат, связанных непосредственно с транспортировкой
груза от пункта отправления к пункту назначения магистральным транспортом Nм
(в коп. за 10 тонно-километров).
Вид магистрального Транспорта
|
Расстояние перевозки в километрах, Iм
|
|
до 10
|
От 10 До 20
|
от 20 до 40
|
от 40 до 80
|
от 80 до 150
|
от 150 до 200
|
Железная дорога
|
15
|
10
|
8
|
6
|
5
|
4
|
Речной транспорт
|
12
|
9
|
7
|
5,5
|
4
|
3,5
|
Автомобильный тр-т
|
50
|
40
|
35
|
33
|
31
|
30
|
Вид магистрального Транспорта
|
Iм
|
|
|
от 200 до 300
|
от 300 до 400
|
от 400 до 500
|
|
Железная дорога
|
3,5
|
3
|
2,8
|
|
Речной транспорт
|
3,2
|
2,9
|
2,7
|
|
Автомобильный тр-т
|
29,5
|
29
|
28,5
|
|
Сm = Pm * Nm
Pm = (Qпр + Qобр)
* Lm
[1000 т * км * коп]
- = руб.]
[10 т * км]
См Затраты на перевозку
железнодорожным транспортом в магистральном сообщении.
Пункты
|
Qпр
|
Qобр
|
SQ
|
Lm
|
Pm
|
Cm
|
1 А-Б-А
|
230
|
200
|
430
|
160
|
68800
|
275200
|
2 А-В-А
|
155
|
425
|
580
|
90
|
52200
|
261000
|
3 А-Г-А
|
105
|
65
|
170
|
230
|
39100
|
136850
|
4 А-Д-А
|
100
|
65
|
165
|
255
|
42075
|
147262,5
|
5 А-Е-А
|
290
|
235
|
525
|
580
|
304500
|
852600
|
6 Б-В-Б
|
95
|
200
|
295
|
70
|
20650
|
123900
|
7 Б-Г-Б
|
60
|
20
|
80
|
210
|
16800
|
58800
|
8 Б-Д-Б
|
18
|
28
|
46
|
235
|
10810
|
37835
|
9 Б-Е-Б
|
142
|
110
|
252
|
560
|
141120
|
395136
|
10 В-Г-В
|
850
|
85
|
140
|
130900
|
654500
|
11 В-Д-В
|
110
|
10
|
120
|
165
|
19800
|
79200
|
12 В-Е-В
|
1000
|
55
|
1055
|
490
|
516950
|
1447460
|
13 Г.-Д-Г
|
40
|
20
|
60
|
25
|
1500
|
12000
|
14 Г.-Е-Г
|
120
|
95
|
215
|
350
|
75250
|
225750
|
15 Д-Е-Д
|
60
|
25
|
85
|
375
|
31875
|
95625
|
|
1472330
|
4803118,5
|
См Затраты на перевозку
речным транспортом в магистральном сообщении
Пункты
|
Qпр
|
Qобр
|
SQ
|
Lm
|
Pm
|
Cm
|
1 А-Б-А
|
230
|
200
|
430
|
200
|
86000
|
275200
|
2 А-В-А
|
155
|
425
|
580
|
115
|
66700
|
266800
|
3 А-Г-А
|
105
|
65
|
170
|
295
|
50150
|
160480
|
4 А-Д-А
|
100
|
65
|
165
|
325
|
53625
|
155512,5
|
5 А-Е-А
|
290
|
235
|
525
|
565
|
296625
|
800887,5
|
6 Б-В-Б
|
95
|
200
|
295
|
85
|
25075
|
100300
|
7 Б-Г-Б
|
60
|
20
|
80
|
265
|
21200
|
67840
|
8 Б-Д-Б
|
18
|
28
|
46
|
305
|
14030
|
40687
|
9 Б-Е-Б
|
142
|
110
|
252
|
535
|
134820
|
364014
|
10 В-Г-В
|
850
|
85
|
935
|
180
|
168300
|
589050
|
11 В-Д-В
|
110
|
10
|
120
|
220
|
26400
|
84480
|
12 В-Е-В
|
1000
|
55
|
1055
|
450
|
474750
|
1281825
|
13 Г.-Д-Г
|
40
|
20
|
60
|
40
|
2400
|
13200
|
14 Г.-Е-Г
|
120
|
95
|
215
|
270
|
58050
|
185760
|
15 Д-Е-Д
|
60
|
25
|
85
|
210
|
17850
|
57120
|
|
1495975
|
4443156
|
См Затраты на перевозку
автомобильным транспортом в магистральном сообщении
Пункты
|
Qпр
|
Qобр
|
SQ
|
Lm
|
Pm
|
Cm
|
1 А-Б-А
|
230
|
200
|
430
|
170
|
73100
|
2193000
|
2 А-В-А
|
155
|
425
|
580
|
95
|
55100
|
1708100
|
3 А-Г-А
|
105
|
65
|
170
|
245
|
41650
|
1228675
|
4 А-Д-А
|
100
|
65
|
165
|
275
|
45375
|
1338562,5
|
5 А-Е-А
|
290
|
235
|
525
|
545
|
286125
|
8154562,5
|
6 Б-В-Б
|
95
|
200
|
295
|
75
|
22125
|
730125
|
7 Б-Г-Б
|
60
|
20
|
80
|
225
|
18000
|
531000
|
8 Б-Д-Б
|
18
|
28
|
46
|
265
|
12190
|
359605
|
9 Б-Е-Б
|
142
|
110
|
252
|
525
|
132300
|
3770550
|
10 В-Г-В
|
850
|
85
|
935
|
150
|
140250
|
4207500
|
11 В-Д-В
|
110
|
10
|
120
|
180
|
21600
|
648000
|
12 В-Е-В
|
1000
|
55
|
1055
|
450
|
474750
|
13530375
|
13 Г.-Д-Г
|
40
|
20
|
60
|
30
|
1800
|
63000
|
14 Г.-Е-Г
|
120
|
95
|
215
|
300
|
64500
|
1870500
|
15 Д-Е-Д
|
60
|
25
|
85
|
330
|
28050
|
813450
|
|
1416915
|
41147005
|
Спот - стоимость потерь
грузов при перевозке (главным образом при перегрузке) по каждому варианту
транспортировки;
Спот = [(SQo * Noпот *Цо1 т)
+ (SQц *Nцпот*Цц
1 т)]
Потери груза при перевозке возникают
по двум основным причинам. Первая прямые криминальные потери. Вторая из-за
физико-химических свойств каждого груза. Таких как, температурный режим перевозки,
сыпучесть, хрупкость, влажность, и.т.д.
Чтобы ответ получить в рублях,
необходимо итог умножить на 1000.
К обычным грузам относятся: каменный
уголь, железная руда,
необработанный лес, цемент,
минеральные удобрения
Noпот = 5 * 10-3
Цо1т = 100 [руб./т]
К ценным грузам относятся:
радиоэлектроника, приборы, высококачественный текстиль
Nцпот = 0,5 *
10-3 Цц1т = 5000 [руб./т]
Спот = (3918 * 5 * 10-3
* 100) + (1185 * 0,5 * 10-3 * 5000) = 4921,5 = 4921500 рублей.
Км капитальные затраты на
приобретение нового подвижного состава, необходимого для выполнения заданных
перевозок, а также на строительство и реконструкцию автомобильной дороги,
железной дороги или речного пути. В случаях, когда сравниваемые виды транспорта
имеют достаточные резервы пропускной способности, дополнительные капитальные
вложения на реконструкцию постоянных сооружений не учитываются;
Средняя расчетная производительность
единицы подвижного состава на магистральных видах транспорта Si
[ткм/сутки].
Тип подвижного состава
|
Суточная производительность
|
Вагон грузоподъемностью 60-63 т Локомотив Речное самоходное
судно 1500 т Речное самоходное судно 5000 т Речное несамоходное судно 1000
Речной буксир мощностью 800 л.с Автомобиль на одну среднесписочную тонну
|
10000-12000 500000-600000 250000-300000 500000-600000
50000-60000 150000-500000 300-400
|
Оптовые цены на подвижной состав
различных видов транспорта
Цпс [руб.]
Вид подвижного состава
|
Цена в руб.
|
Автомобиль ЗИЛ-130 5 т Автомобиль МАЗ-500 7,5 т Автомобильный
прицеп МАПЗ-754В 7,5 т (АП1) Автомобильный прицеп МАЗ-5243 8 т (АП2)
Автомобильный тягач МАЗ-504В 20 т Автомобильный полуприцеп ЧМЗАП-9985 20 т
Крытый 4-осный вагон 63 т Платформа 4-осный вагон 63 т Полувагон 4-осный
вагон 63 т Локомотив /тепловоз ТЭ-10/ Речное самоходное судно 1500 т Речное
самоходное судно 5000 т Речное несамоходное судно 1000 т Речной буксир
мощностью 800 л.с.
|
3140 5860 1060 1870 8132 4317 7100 6300 6400 179000 455000
1509000 71000 515000
|
Средняя расчетная стоимость
реконструкции или постройка 1 км железной дороги, речного пути или
автомобильной дороги со всеми необходимыми постоянными сооружениями (но без
подвижного состава), задаваемая в виде примерной таблицы Sp, Sнс
[1000 руб./км]
Вид транспортной магистрали
|
Условная стоимость за 1 км в тыс. руб.
|
|
Реконструкция
|
новое строит.
|
Железная дорога однопутная с пропускной способностью 24-36 пар
поездов Железная дорога двухпутная с пропускной способностью 60-90 пар
поездов Речной путь Автомобильная дорога: 1 категория 2 категория 3 категория
4 категория
|
300-400 500-600 70-80 250-300 100-200 70-100 50-60
|
500-600 800-1000 90-100 650-750 300-560 150-300 100-200
|
Км = Кпс + Кр[нс]
Pгод * 1,2
Кпс = - * Цпс
365 * Si
Кр[нс] = Lp *
Sp + Lнс * Sнс Где:
Кпс капитальные затраты
на покупку нового подвижного состава
Кр[нс] капитальные
затраты на реконструкцию и новое строительство путей сообщения
Pгод Годовая транспортная
работа = S Рм
соответственно для каждого вида транспорта не забываем, что расчет происходит в
тысячах ткм.
Внимание Выражение в рамочке это количество подвижного состава. Не может
быть дробным числом округляется всегда в большую сторону.
Пример расчета
капитальных затрат на железнодорожном транспорте:
1. Процент ценных грузов , ==23%
Расчет для железнодорожного
транспорта.
Подвижной состав.
Учитывая изношенность парка, степень эксплуатации подвижного
состава и организацию управления выбираем среднюю производительность подвижного
состава.
Общее количество вагонов
Где Si
- суточная производительность вагона. Задана в диапазоне 10000-12000. границу
диапазона. Из общего количества вагонов (441 шт.) 23% необходимо для перевозки
ценных грузов 100 *% = 441 * 0,23 = 102 вагона для перевозки ценных грузов а
это (крытые 4-х осные вагоны)
Осталось 441 - 102 = 339 вагонов, для перевозки обычных грузов, т.
к. неизвестно соотношение видов грузов, то разобьем равномерно.
Общее количество локомотивов
Подставляем в формулу Si локомотива
обосновываем число из диапазона 500000-600000.
Так как на ж/д достаточная пропускная способность, затраты на
реконструкцию и строительство не требуется.
Пример расчета капитальных затрат на речном транспорте:
Учитывая высокую изношенность парка, степень эксплуатации
подвижного состава и организацию управления выбираем низкую производительность
подвижного состава.
1. ,
где
Количество
суден 1500т. =20
суден
Стоимость суден 1500т. 20*455000=9100000 рулей
Si - суточная производительность самоходного судна водоизмещением
1500т. Необходимо обосновать число из диапазона.
Количество подвижного состава
необходимо округлить до целого в большую сторону и умножить на Цпс -
цена самоходного судна водоизмещением 1500т.
2.
где
Количество суден 5000 т.=10 суден
Стоимость суден 5000т. 10*1509000=15090000 рублей
Si
- суточная производительность самоходного судна водоизмещением 5000т.
Цпс - цена самоходного судна водоизмещением 5000т.
3.
Количество барж 1000 т.=99 барж
Стоимость барж 1000т. 99*71000=7029000 рублей
Si
- суточная производительность баржи.
Цпс - цена баржи.
Количество буксиров 800 л.с.=25 суден
Стоимость буксиров 800 л.с. 25*515000=12875000 рублей
4., где
Si
- суточная производительность буксира.
Цпс - цена буксира.
910000015090000(7029000+12875000)
ищем минимум.
Делаем вывод, что наиболее эффективно применять самоходные судна
грузоподъемностью 1500 тонн. Кпс = 9100000 рублей.
Средняя длина причальных сооружений речного порта около 20
километров. Поэтому стоимость оборудования порта в пункте В будет равна
20 * на соответствующую стоимостную оценку. Не следует забывать, что
стоимостная оценка задана в тысячах рублей за километр строительства. К этой
сумме следует добавить стоимость строительства нового канала до пункта Б
Далее необходимо сложить все капитальные затраты с целью получения
общих на речном транспорте.
Пути сообщения.
Так как наш район находится в равнинной местности, то стоимость
строительства будет минимальна.
Кр[нс] = LL1
нс*Sнс+2Lнс порта*Sнс порта
Кр[нс] = 85*91000+2*20*91000=11375000 рублей.
Км = Кпс + Кр[нс]
Км = 9100000 + 11375000 = 20475000 рублей.
Пример расчета капитальных затрат на автомобильном транспорте:
В настоящее время учитывая низкую изношенность парка, хорошую
степень эксплуатации подвижного состава и высокую организацию управления
выбираем высокую производительность подвижного состава.
==11646
тонн
Si
- - общая производительность парка автомобилей (Обосновать).
Получаем в итоге не количество автомобилей, а общую
грузоподъемность всего парка автомобилей Xavto
и уже вычислив, % ценных грузов (в Железнодорожном транспорте), определяем
тоннаж парка автомобилей для перевозки ценных грузов.
Пусть из общего количества тоннажа (11646) 20% для перевозки
ценных грузов 11646 *% = 11646 * 0,23 = 2679 тонн для перевозки ценных грузов
(автопоезда, общей грузоподъемностью 20 тонн). Количество автопоездов
определяем как: 2679 / 20 (грузоподъемность 1 автопоезда) = 134 шт.
Необходимо затратить средств на покупку автопоездов (АП)
для перевозки ценных грузов: 134 (количество автопоездов * (цена тягача + цена
полуприцепа). 134*(8132+4317)=1668166 рублей.
Определим грузоподъемность парка автомобилей для перевозки обычных
грузов, как остаток разницы 11646 - 2679 = 8967 т.
Далее необходимо произвести перебор марок автомобилей
представленных в курсовой работе, их количество, стоимость парка и выбрать
такой подвижной состав, который обеспечивает наименьшую стоимость.
Количество прицепов в автопоезде ограничено разрешенной длиной
автопоезда. (При получении разрешения консультанта превысить предельную длину
автопоезда можно производить перебор автопоездов с 4-ю прицепами. Пример
перевозка зерна в Казахстане или леса в Австралии).
ЗИЛ-130 8967 / 5т = 1794 * 3140=5633160
8967 тонн МАЗ 500 8967 / 7,5 = 1196* 5860=7008560
МАЗ 500 + АП1 8967 / (7,5+7,5) = 598*(5860+1060)=
=3930560
МАЗ 500 + АП2 8967 / (7,5+8) = 579*(5860+1870)=
=4475670
Выбираем MIN.
1668166+3930560=5598726
Рассчитаем вторую часть затрат связанных с новым строительством
или реконструкцией путей сообщения на автомобильном транспорте.
Реконструкции нет. Новое строительство двух участков автомобильных
дорог пункты (Б; Д). Строим автомобильную дорогу 2 категории с нагрузкой
на одиночную ось 6 тонн.
Кр[нс] = LL1+L5 нс * Sнс
Кр[нс] = (75 + 30) * 450 = 47250000 рублей.
Км = Кпс + Кр[нс]
Км = 5598726 + 47250000 = 52848726 рублей.
Соб - общая стоимость грузов, постоянно находящихся на
транспорте в процессе обращения («стоимость грузовой массы»);
Единицы измерения
[1000 т * (час/24) * руб.]
[-] = 1000 руб.
[(год/365) т]
Итог необходимо умножить на 1000,
чтобы ответ получить в рублях. Поэтому рекомендуется Все расчеты вести с
точностью до 3 знака после запятой.
Для облегчения расчетов
рекомендовано все константы (Цена 1т груза, 365 дней в году, 24 часов в сутках,
тысячи тонн) преобразовать в единую константу по видам груза (обычную и
ценную).
Нормативный срок (время) доставки
груза в часах tдост.
Вид сообщения, в котором осуществляется перевозка.
|
Расстояние перевозки груза в км
|
|
До 10
|
10-20
|
20-40
|
40-80
|
80-150
|
150-200
|
200-300
|
300-400
|
400-500
|
Смешанное сообщение по варианту: А-Ж-А А-Р-А Прямое сообщение
|
30 35 2
|
32 40 3
|
34 48 3,5
|
36 56 4
|
38 63 6
|
40 70 8
|
45 75 10
|
50 80 12
|
55 85 14
|
Общая стоимость грузов, постоянно находящихся на железнодорожном
транспорте в процессе обращения
Пункты
|
SQ0
|
lм
|
tдост
|
Соб0
|
SQu
|
Собu
|
Соб
|
1 А-Б-А
|
380
|
160
|
40
|
173516
|
50
|
1141553
|
1315069
|
2 А-В-А
|
440
|
90
|
38
|
190867,6
|
140
|
3036530
|
3227397,6
|
3 А-Г-А
|
140
|
230
|
45
|
71917,81
|
30
|
770548
|
842465,81
|
4 А-Д-А
|
110
|
255
|
45
|
56506,85
|
55
|
1412671
|
1469178,85
|
5 А-Е-А
|
450
|
580
|
55
|
282534,3
|
75
|
2354452
|
2636986,3
|
6 Б-В-Б
|
280
|
70
|
36
|
115068,5
|
105
|
2157534
|
2272602,5
|
7 Б-Г-Б
|
65
|
210
|
45
|
33390,41
|
15
|
385274
|
418664,41
|
8 Б-Д-Б
|
28
|
235
|
45
|
14383,56
|
18
|
462328,8
|
476712,36
|
9 Б-Е-Б
|
210
|
560
|
55
|
131849,3
|
42
|
1318493
|
1450342,3
|
10 В-Г-В
|
650
|
140
|
38
|
281963,5
|
285
|
6181507
|
6463470,5
|
11 В-Д-В
|
70
|
165
|
40
|
31963,47
|
50
|
1141553
|
1173516,47
|
12 В-Е-В
|
840
|
490
|
55
|
527397,3
|
215
|
6749429
|
7276826,3
|
13 Г.-Д-Г
|
50
|
25
|
34
|
19406,39
|
10
|
194063,9
|
213470,29
|
14 Г.-Е-Г
|
180
|
350
|
50
|
102739,7
|
35
|
998858,5
|
1101598,2
|
15 Д-Е-Д
|
25
|
375
|
50
|
14269,41
|
60
|
1712329
|
1726598,41
|
32064899,3
|
|
|
Общая стоимость грузов, постоянно находящихся на речном транспорте
в процессе обращения
Пункты
|
SQ0
|
lм
|
tдост
|
Соб0
|
SQu
|
Собu
|
Соб
|
1 А-Б-А
|
380
|
200
|
70
|
303653
|
50
|
1997717
|
2301370
|
2 А-В-А
|
440
|
115
|
63
|
316438,4
|
140
|
5034247
|
5350685,4
|
3 А-Г-А
|
140
|
295
|
75
|
119863
|
30
|
1284287
|
1404150
|
4 А-Д-А
|
110
|
325
|
80
|
100456,6
|
55
|
2511416
|
2611872,6
|
5 А-Е-А
|
450
|
565
|
85
|
436643,8
|
75
|
3638699
|
4075342,8
|
6 Б-В-Б
|
280
|
85
|
63
|
201369,9
|
105
|
3775685
|
3977054,9
|
7 Б-Г-Б
|
65
|
265
|
75
|
55650,68
|
15
|
642123,3
|
697773,98
|
8 Б-Д-Б
|
28
|
305
|
80
|
25570,78
|
18
|
821917,8
|
847488,58
|
9 Б-Е-Б
|
210
|
535
|
85
|
203767,1
|
42
|
2037671
|
2241438,1
|
10 В-Г-В
|
650
|
180
|
70
|
519406,4
|
285
|
11386986
|
11906392,4
|
11 В-Д-В
|
70
|
220
|
75
|
59931,51
|
50
|
2140411
|
2200342,51
|
12 В-Е-В
|
840
|
450
|
85
|
815068,5
|
215
|
10430936
|
11246004,5
|
13 Г.-Д-Г
|
50
|
40
|
48
|
27397,26
|
10
|
273972,6
|
301369,86
|
14 Г.-Е-Г
|
180
|
270
|
75
|
154109,6
|
35
|
1498288
|
1652397,6
|
15 Д-Е-Д
|
25
|
210
|
75
|
21404,11
|
60
|
2568493
|
2589897,11
|
|
53403580,34
|
|
Общая стоимость грузов, постоянно находящихся на автомобильном
транспорте в процессе обращения
Пункты
|
SQ0
|
lм
|
tдост
|
Соб0
|
SQu
|
Собu
|
Соб
|
1 А-Б-А
|
380
|
170
|
8
|
34703,2
|
50
|
228310,5
|
263013,7
|
2 А-В-А
|
440
|
95
|
6
|
30136,99
|
140
|
479452,1
|
509589,09
|
3 А-Г-А
|
140
|
245
|
15981,74
|
30
|
171232,9
|
187214,64
|
4 А-Д-А
|
110
|
275
|
10
|
12557,08
|
55
|
313926,9
|
326484,98
|
5 А-Е-А
|
450
|
545
|
14
|
71917,81
|
75
|
599315,1
|
671232,91
|
6 Б-В-Б
|
280
|
75
|
4
|
12785,39
|
105
|
239726
|
252511,39
|
7 Б-Г-Б
|
65
|
225
|
10
|
7420,09
|
15
|
85616,44
|
93036,53
|
8 Б-Д-Б
|
28
|
265
|
10
|
3196,35
|
18
|
102739,7
|
105936,07
|
9 Б-Е-Б
|
210
|
525
|
14
|
33561,64
|
42
|
335616,4
|
369178,04
|
10 В-Г-В
|
650
|
150
|
6
|
44520,55
|
285
|
976027,4
|
1020547,95
|
11 В-Д-В
|
70
|
180
|
8
|
6392,69
|
50
|
228310,5
|
234703,19
|
12 В-Е-В
|
840
|
450
|
14
|
134246,6
|
215
|
1718037
|
1852283,6
|
13 Г.-Д-Г
|
50
|
30
|
3,5
|
1997,72
|
10
|
19977,17
|
21974,89
|
14 Г.-Е-Г
|
180
|
300
|
10
|
20547,95
|
35
|
199771,7
|
220319,65
|
15 Д-Е-Д
|
25
|
330
|
12
|
3424,66
|
60
|
410958,9
|
414383,56
|
|
6542410,19
|
|
Итоговая таблица
Затраты (руб.).
|
Железнодорожный тр-т
|
Речной тр-т
|
Автомобильный тр-т
|
Cпв
|
3170910
|
3573010
|
-
|
Cпр
|
2083790
|
1929900
|
-
|
Cм
|
4803118,5
|
4443156
|
41147005
|
Cпот
|
4921500
|
4921500
|
4921500
|
ЕнКм
|
673170
|
3071250
|
7927308,9
|
Соб
|
32064899,3
|
53403580,34
|
6542410,19
|
С
|
47717387,8
|
71342396,34
|
60538224,09
|
С*Кi
|
1431521634
|
2140271890
|
1816146723
|
280,53419,41355,9
|
|
|
|
Процентное соотношение в %.
|
Железнодорожный тр-т
|
Речной тр-т
|
Автомобильный тр-т
|
Cпв
|
6,65
|
5,01
|
-
|
Cпр
|
4,37
|
2,71
|
-
|
Cм
|
10,07
|
6,23
|
67,97
|
Cпот
|
10,31
|
6,9
|
8,13
|
ЕнКм
|
1,41
|
4,3
|
13,09
|
Соб
|
67,2
|
74,86
|
10,81
|
С
|
100%
|
100%
|
100%
|
Вывод
На сегодняшний день самое широкое
применение имеют следующие виды транспорта автомобильный, водный,
железнодорожный и авиа транспорт. Каждый вид транспорта имеет свои недостатки и
преимущества, а их использование наиболее эффективно при перевозке различных
типов грузов.
В данной курсовой работе
рассматриваются три вида транспорта: железнодорожный, речной и автомобильный.
Наиболее экономически целесообразно, в данном районе, использовать
железнодорожный, а также автомобильный транспорт. Но также применять и речной,
для массовых перевозок недорогих сыпучих грузов (таких как зерно, песок и
другие строительные материалы).
Для полного анализа эффективности
использования того или иного вида транспорта необходимо рассмотреть статьи
затрат, формирующих себестоимость перевозки груза на каждом виде транспорта.
Затраты на подвоз и
вывоз грузов:
|
Железнодорожный транспорт
|
Речной транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Cпв
|
6,65%
|
5,01%
|
-
|
Доставка грузов до речных портов
обходиться дороже, так как речной транспорт, а также портовые сооружения
находятся в зависимости от природных водных путей сообщения, которые не всегда
находятся рядом с предприятием, отправляющим груз.
Железнодорожные ветки строят с
учетом нахождения предприятий - крупных грузоотправителей, а так же
железнодорожные подъезды имеют многие крупные предприятия.
В себестоимость автомобильного
транспорта не включается стоимость на подвоз и вывоз груза, так как
автомобильный транспорт работает «от двери до двери».
Затраты на перегрузочные
операции:
|
Железнодорожный транспорт
|
Речной транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Cпр
|
4,37%
|
2.71%
|
-
|
В портах, по сравнению с
железнодорожными станциями, проходит больший грузопоток, а значит, там
используется более производительное оборудование, стоимость эксплуатации
которого меньше, а значит стоимость перегрузочных операций меньше.
В себестоимость автомобильного
транспорта не включается стоимость перегрузочных операций, так как
автомобильный транспорт работает «от двери до двери».
Затраты на транспортировку
груза:
|
Железнодорожный транспорт
|
Речной транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Cм
|
10,07%
|
6,23%
|
67,97%
|
Основная стоимость затрат на
транспортировку грузов составляет стоимость топлива. Из полученных цифр видно,
что стоимость транспортировки водным транспортом самая маленькая, а это значит,
что водный транспорт тратит топлива меньше, по сравнению с другими (так же
можно сказать, что водный транспорт более экологичный, по выбросам в окружающую
среду).
Автомобильный транспорт самый
топливоэнергоемкий (а значит самый не экологичный). Это объясняется тем, что
грузоподъемность одной грузовой машины по сравнения с поездом или судном много
меньше и на перевозку одинокого количества груза требуется больше топлива.
Стоимость потерь
|
Железнодорожный транспорт
|
Речной транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Cпот
|
10,31%
|
6,9%
|
8,13%
|
Стоимость потерь на каждом виде
транспорта одинакова, так как берется по нормативу. Но наиболее ценные грузы
стоит перевозить автомобильным транспортом (так как доставка осуществляется «от
двери до двери», а значит, нет повреждения при перегрузочных операциях) либо в
контейнерах по железной дороге.
Стоимость капитальных
затрат
|
Железнодорожный транспорт
|
Речной транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Ен * Км
|
1,43%
|
4,3%
|
13,09%
|
На железнодорожном транспорте самая
высокая первоначальная стоимость основных фондов (транспортные средства и пути
сообщения), высокая металлоемкость. В нашем случае не требуются затраты на
реконструкцию и строительство путей сообщения.
Очень высокие затраты на капитальное
строительство автомобильных дорог.
Общая стоимость грузов,
постоянно находящихся на транспорте
|
Железнодорожный транспорт
|
Речной транспорт
|
Автомобильный транспорт
|
Соб
|
67,2%
|
74,86%
|
10,81%
|
По полученным цифрам видно, что
наиболее быстро доставляет груз автомобильный транспорт, затем железнодорожный,
а медленнее всего доставляет грузы речной транспорт.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
1. Единая транспортная система. Учебник; Троицкая Н.А., Чубуков
А.Б. - М.: Академия, 2004. - 240 с.:ил.
2. Единая транспортная система: Учебник; под ред. В.Г.
Галабурды. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Транспорт, 2000. - 302 с.: ил.
3. Единая транспортная система. Учебник; Аксенов И.Я.-М.:
Транспорт, 1986.
4. Единая транспортная система. Учебник; Громов Н.А.-М.:
Транспорт, 1987.
5. Транспортная система мира и проблемы окружающей среды.
Фролов К.В. - М.; ВИНИТИ, 1994. - 196 с.:табл.
6. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия; Конарев Н.С. -
М.; Большая Российская энциклопедия, 1994. - 559 с.: ил.
7. Авиация: Энциклопедия; Свищев Г.П. - М.; Большая
Российская энциклопедия, 1994. - 736 с.: ил.
8. Академия транспорта Российской Федерации. Вестник №№1-12.
9. Транспортная система России. Учебник; Шишкина Л.Н. - М.:
Желдориздат, 2001. - 208 с.: ил.
10. Транспорт и охрана окружающей среды. Аксенов И.Я., Аксенов
В.И.М.; Транспорт, 1986.
Дополнительная литература
1. Новые транспортные системы в городском общественном
транспорте. Галабурда В.Г. - М.; Транспорт, 1990.
2. Город и транспорт. Шештокас В.В., - М.; Стройиздат, 1984.
3. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы.
Аксенов И.Я - М.; Наука, 1985.
4. Транспортное производство в условиях рынка: Качество и
эффективность. Трихунков М.Ф., - М.: Транспорт, 1993.
5. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
промышленной фирмы. Лорин А.Н. - М.: Международные отношения, 1993.
6. Экономическая теория транспорта в СССР. Исторический опыт,
современные проблемы и решения, взгляд в будущее. Белов И.В., Персианов В.А., -
М. Транспорт, 1993.