Характеристика таможенно-правовых отношений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,68 kb
  • Опубликовано:
    2010-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика таможенно-правовых отношений

Характеристика правовых отношений, являющихся частью «общественных отношений, участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей», составляет суть любой правовой теории». Таможенное правоотношение Рассолов М.М. определяет как отношение по поводу правового регулирования таможенного оформления товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и др.. Е.А. Достанко утверждает, что таможенное право как комплексная отрасль права исследует общественные отношения, связанные с деятельностью таможенных органов как внутри страны, так и на международном уровне. Правоотношения таможенного характера проявляются не только внутри государства, но и во внешней торговле, и они всегда осложнены присутствием иностранного элемента, поскольку современная практика осуществления внешнеэкономических связей имеет дело с двумя уровнями регулирования: национальным и международным.

Регулирование таможенных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенных таможенно-правовых норм, то есть путем установления правил поведения субъектов таможенных отношений и применения норм таможенного права. Нормы таможенного права регулируют взаимоотношения таможенных органов, граждан, организаций, их взаимные права и обязанности и, вследствие этого, придают данным регулируемым отношениям особый таможенно-юридический характер – характер таможенно-правовых отношений; субъекты указанных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей.

Статья 1ТК устанавливает и определяет круг общественных отношений в сфере таможенного дела и в сфере таможенной политики Республики Беларусь. Правоотношения касаются порядка и условий перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и других средств проведения таможенной политики в жизнь.

Любая норма таможенного права претворяется на практике только посредством таможенно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать их реализации, руководить данными действиями, таможенное право устанавливает специфические таможенно-правовые коммуникации между участниками правоотношений, то есть таможенно-правовые отношения между людьми. Следовательно, к таможенно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах таможенного права и регулируются ими.

Таможенные отношения в рамках права характеризуются совокупностью следующих специфических признаков: наличием специальных субъектов таможенной деятельности; наличием специальных объектов таможенной деятельности; опосредованностью через таможенные правоотношения указанных субъектов и объектов.

Таможенные правоотношения подразделяются на активные таможенные действия (например, активное выражение участником правоотношения намерения о перемещении товаров), пассивные таможенные действия (например, пассивное выражение указанного намерения), посредническую таможенно-правовую работу (например, деятельность таможенных агентов), вспомогательные таможенные действия (принятие какого-то предварительного решения), а также на организационные правоотношения (допустим, определение компетенции таможенного органа). Основаниями возникновения таможенных правоотношений могут выступать положения Конституции Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, правовые акты Парламента и Правительства Республики Беларусь, приказы ГТК.

В области таможенного права правоотношения могут подразделяться и на другие виды, в частности, в зависимости от особенностей правового регулирования таможенных отношений (в административном аспекте), можно выделить две группы таможенно-правовых отношений:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу таможенного воздействия («субъект – объект» таможенных отношений), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-таможенной деятельности. Это собственно властеотношения;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного таможенного воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Названные группы таможенно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные таможенные связи. Первые прямо выражают сущность таможенной деятельности, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся таможенно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда – исполнение». Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями ГТК, между должностными лицами – руководителями и подчиненными им по службе работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, и т.п.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере таможенной деятельности, но не имеют своим прямым назначением непосредственное таможенное воздействие субъекта на объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, работающими в сфере таможенного контроля, но не связанными между собой соподчиненностью. Так, ГТК Беларуси может вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных международно-правовых вопросов и т.п.

В теории таможенного права выделяют также субординационные и координационные таможенно-правовые отношения. Субординационные построены на авторитарности юридических волеизъявлений субъекта таможенных отношений. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается ссылка на отношения, например, между несоподчиненными (ГТК – таможня) органами. Такой подход был бы приемлемым, если бы содержание координации (то есть согласования) трактовалось однозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация входит в перечень основных проявлений государственно-таможенной деятельности, то есть фактически совпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство Республики Беларусь координирует деятельность таможенных органов Республики, которыми руководит Президент Беларуси. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов по таможенному делу, то есть в форме юридически-властных волеизъявлений.

Интерес представляет классификация таможенно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные отношения в наибольшей степени выражают суть таможенно-правового регулирования и типичных для таможенной деятельности субординационных связей между субъектом и объектом таможенного дела. Их называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридические полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у таможенного поста).

При характеристике таможенно-правовых отношений невозможно ограничиться приведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявления таможенной вертикальности многозначны. Соответственно в сфере таможенного права можно обнаружить несколько вариантов таможенно-правовых отношений, которые по всем своим основным показателям относятся к числу вертикальных. Об этом, в частности, свидетельствуют многие признаки, характерные для такого вида урегулированных таможенно-правовыми нормами общественных отношений:

а) безоговорочность тезиса о неравенстве сторон в таможенных отношениях как показателя вертикальности данного вида правовых отношений;

б) неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны («объект таможенных отношений») другой («субъект таможенных отношений»). Отсюда – бытующая формула «власть-подчинение», используемая, как правило, для характеристики таможенно-правовых отношений именно вертикального типа (скажем, ГТК – таможня);

в) подчиненность (соподчиненность) в таможенно-правовых отношениях обычно не имеет четко выраженного проявления. Например, гражданин или негосударственное формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены таможенным органам;

г) многие таможенно-правовые отношения вертикального типа возникают между несоподчиненными их участниками. Но и в подобных случаях одна из сторон (ГТК) в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для исполнения организационно не подчиненной ей другой стороной данного правоотношения (низовые таможенные органы);

д) субъекты таможенных отношений в соответствии с требованиями соответствующих правовых норм вправе адресовать свои юридические волеизъявления гражданам, объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектов не находятся.

Горизонтальными таможенно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридические веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения весьма распространены в сфере таможенной деятельности.

Сущность таможенно-правовых отношений в обществе можно охарактеризовать следующим образом:

во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественные отношения таможенных органов, граждан, предприятий;

во-вторых, это отношения граждан, таможенных органов, организаций, определенные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законности в таможенно-правовой сфере;

в-третьих, они являются средством решения задач в области формирования единого таможенно-правового пространства России, Белоруссии и стран СНГ, защиты прав товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности и многих других.

Таможенно-правовые отношения обладают рядом особенностей, которые позволяют выделить эти правовые отношения среди других видов правоотношений.

Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты рассматриваемых правоотношений, выражается в том, что они возникают в процессе осуществления государственной деятельности. Например, в соответствии со статьёй 1 ТК, таможенное дело относится к ведению Президента, Парламента и Правительства Республики Беларусь. В связи с этим, возникновение таможенных правоотношений обусловлено деятельностью органов государственной власти по установлению порядка и условий перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, проведения таможенного контроля.

ТК содержит многочисленные нормы, имеющие властный характер. Так, ст. 20 содержит положения о запрещении ввоза в Республику Беларусь и вывоза из нее отдельных видов товаров и транспортных средств, в ст. 21 установлены ограничения на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортных средств, ст. 49 определяет высокие требования к таможенным складам и их владельцам, ст.ст. 119,120 устанавливают жесткие сроки и строгий порядок уплаты таможенных платежей и т.д.

Властный характер, присущий таможенно-правовым отношениям, предопределяет особое положение одной из сторон такого правоотношения, которая наделяется правом требования, в то время, как другая сторона должна подчинится этим требованиям.

Другой отличительной чертой таможенно-правовых отношений является то, что одной из сторон выступает государство, то есть в их реализации находит выражение публично-правовой характер. Государственный интерес выражается, прежде всего, в том, чтобы обеспечить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, среди которых могут оказаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозу в Республику Беларусь исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и т.д.

Важной частью таможенного правоотношения является обязанность лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу, уплатить в определенных случаях ввозные или вывозные пошлины, налоги, которые поступают в бюджет.

Таможенные отношения в рамках права характеризуются совокупностью таких особых признаков, как наличие специальных субъектов таможенной деятельности и специальных объектов таможенной деятельности.

В качестве субъектов таможенного правоотношения выступают конкретные лица, которые могут участвовать в таком правоотношении. В зависимости от характера таможенного правоотношения число их может быть самое разное, но не менее двух, поскольку любое правоотношение реализуется через взаимные права и обязанности его участников. Участники таможенного правоотношения определены в ТК (ст. 8, 18); ими являются таможенные органы, а также другие лица(юридические и физические).

Таможенные правоотношения возникают не только между таможенными органами, с одной стороны, и, например, лицами перемещающими товары – с другой. Такие правоотношения возникают и между самими таможенными органами, образующими определенную систему. В данном случае выступают как организационные; и в ст. 8 ТК определяется структура таможенных органов (ГТК и таможни), а ст. 10 описывает их основные функции.

Присутствие в таможенном правоотношении в качестве обязательной стороны таможенного органа ни в коем случае не связывается с тем, что таможенное правоотношение возникает лишь по инициативе таможенного органа. Многие таможенные правоотношения возникают по инициативе обеих сторон, например, предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей возможно по инициативе плательщика платежей и таможенного органа. В ряде случаев инициатором возникновения правоотношения может выступить одна сторона, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы. Инициатива третьих лиц также может вызвать возникновение таможенного правоотношения, например в соответствии со ст. 118 ТК любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи.

Физическое лицо, чтобы стать участником таможенного правоотношения, должно обладать правоспособностью. Основные права и обязанности личности закреплены в Конституции Республики Беларусь, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности, убеждений. Таможенное законодательство конкретизирует данные положения Конституции Республики Беларусь применительно к таможенно-правовым отношениям.

Однако наличие правоспособности еще не достаточно; чтобы стать реальным участником таможенного правоотношения. Для этого необходимо, чтобы правоспособный субъект был дееспособен, то есть лицо должно быть способно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности и осуществлять их, что, в свою очередь зависит от ряда факторов.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданин Беларуси может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, то есть определенного возраста. Однако ТК не содержит указания на возраст, по достижении которого субъект может самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные таможенным законодательством. Вместе с тем, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривает, что субъектом административного правонарушения может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. При рассмотрении данного вопроса, очевидно, следует принять во внимание положение, содержащиеся в статьях Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), который определяет содержание и объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

На дееспособность физических лиц в определенных случаях может оказывать влияние состояние их здоровья. Так, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В соответствии с КоАП физическое лицо, которое во время совершения нарушения таможенных правил находилось в состоянии невменяемости, не является субъектом административной ответственности.

Положения о правоспособности и дееспособности полностью относятся и к юридическим лицам. Возникновение правоспособности и дееспособности юридического лица начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидацией после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо действует на основании устава и других учредительных документов, предусмотренных ГК, в котором должен быть определены предмет и цели деятельности, определяющие объем правоспособности. Права и обязанности юридическое лицо приобретает через свои органы, порядок назначения и избрания которых определяется законом и учредительными документами.

Таможенное правоотношение определяет поведение его субъектов, которое должно соответствовать установленным правам и обязанностям, то есть поведение субъектов выступает объектом правоотношения, на которое оно должно воздействовать в нужном направлении. Поведение участников правоотношений имеет большое значение. Если оно соответствует предписаниям закона, то соблюдаются права другого участника возникшего правоотношения или публичные интересы; если оно нарушает такие предписания, то возникают неблагоприятные последствия, которые могут привести, например, к значительным экономическим потерям для государства, а значит, и для его граждан. Ввоз в Республику Беларусь запрещенных товаров и транспортных средств может отрицательно повлиять на окружающую природную среду, жизни и здоровье населения.

Возникновение, развитие, изменение и прекращение таможенных правоотношений вызываются юридическими фактами. В качестве последних выступают обязательства, которые могут их вызвать. Юридическим фактом, влекущим возникновения таможенного правоотношения, является, в частности, поступление таможенной декларации. В большинстве случаев в качестве юридических фактов выступают действия субъектов, в ряде случаев такими фактами являются события.

Действия – это результат волевого проявления субъектов, которые могут быть правомерными, то есть влекущими возникновение у субъектов законных прав и обязанностей, и неправомерными, то есть не соответствующими предписаниям правовых норм. В таможенном законодательстве в качестве неправомерных действий выступают проступки, другими словами – административные таможенные правонарушения, понятие которых дается в ст. 224 ТК.

События – это юридические факты, которые наступают независимо от воли субъектов. Событием может быть действие непреодолимой силы, например, стихийное бедствие, вызвавшее утрату товаров.

В КоАП (ст. 227) указаны обстоятельства, в которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, в частности, если лицо на момент совершения административного правонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста; невменяемости лица, совершившего противоправное действие или бездействие; в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания и т.д. Вышеуказанные обстоятельства действуют на таможенные правонарушения, изложенные в ст. 224 ТК.

Таким образом, таможенные правоотношения исследуются: как общественные отношения, представляющие связь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица; как средство, при помощи которого осуществляется действие юридических норм; как средство воздействия на общественные отношения; как объект социального регулирования; как юридическое средство обеспечения определенного поведения обязанных лиц, обусловливающее для управомоченного лица реальную, гарантированную материальными условиями жизни общества, возможность собственных действий; как условие и способ конкретизации общественного отношения; как определенная форма, в которой абсолютная норма права приобретает свое реальное бытие, воплощаясь в реальном, конкретном общественном отношении; как форма, содержанием которой является общественное отношение, существующее неразрывно; как форма осуществления права.

В силу этого, сущность таможенных отношений заключается в отношениях таможенных органов, граждан и иных организаций, которые урегулированы нормами таможенного права и выражают идеи соблюдения законности в таможенной области.

Похожие работы на - Характеристика таможенно-правовых отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!