Лицо
|
Санкция (штраф
в размере)
|
1. Физическое
лицо
|
от 6 до 20
базовых величин
|
2.
Индивидуальный предприниматель
|
от 6 до 50
базовых величин
|
3. Юридическое
лицо
|
до 200 базовых
величин
|
Если же использовать основные средства идентификации товаров не
представляется возможным, то таможенный орган отправления применяет иные
средства идентификации путем:
нанесения цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных
знаков, наложения таможенных пломб и печатей на отдельные грузовые места;
проставления штампов;
взятия проб и образцов;
описания товаров;
составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий,
видеозаписей, иллюстраций товаров.
Обратим внимание на не менее важную норму, закрепленную в п.7 ст.110 ТК,
согласно которой в качестве средств идентификации товаров таможенный орган
может признавать пломбы отправителя товара, перевозчика (экспедитора), а также
чертежи, масштабные изображения, фотографии, видеозаписи, иллюстрации товаров,
в том числе транспортных средств, представленные перевозчиком (экспедитором).
Например, таможенные органы признают пломбы, наложенные лицами,
обладающими статусом "Добросовестный участник ВЭД".
В соответствии с подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от
28.01.2008 № 40 данной категории лиц по их запросу таможенный орган, в зоне
оперативной деятельности которого находится такое лицо, может выдать
пломбираторы либо иные используемые таможенными органами приспособления для
наложения средств идентификации на товары и транспортные средства, уполномочив
такое лицо налагать средства идентификации на товары и транспортные средства,
представляемые к таможенному оформлению этим лицом, загрузка которых
осуществлялась в присутствии специально созданной этим лицом комиссии с
составлением акта комиссионной загрузки и перевозка которых по таможенной
территории Республики Беларусь для их вывоза за пределы такой территории будет
осуществляться под таможенным контролем.
Средства идентификации документов на
товары
Пунктами 8 и 9 ст.110 ТК установлено, что в таможенных целях таможенные
органы применяют средства идентификации в отношении транспортных (перевозочных)
документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары
путем:
проставления на документах печатей и (или) штампов;
нанесения специальных марок, наклеек, специальных защитных
приспособлений;
помещения документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые
отделения транспортных средств, на которые налагаются таможенные пломбы, печати
или на которых проставляются штампы;
помещения документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты.
В отношении последнего пункта поясним, что сейф-пакеты предназначены для
защиты конфиденциальных документов, ценных бумаг, денег и драгоценных металлов
при перевозке и хранении от несанкционированного доступа к ним и содержат
специальные средства защиты. Данные пакеты основаны на исключительных свойствах
материала и качествах клеящего вещества, устойчивы к различным погодным
условиям, перепадам температур и воздействию органических растворителей.
Как уже было сказано, основными средствами идентификации товаров являются
таможенные пломбы и печати, наложенные таможенным органом отправления на
транспортное средство, либо наложенные на него таможенными органами иностранных
государств.
В силу норм п.1 ст.111 ТК транспортные средства для допущения к перевозке
под таможенными пломбами и печатями должны быть сконструированы и оборудованы
таким образом, что:
1) таможенные пломбы и печати могут быть наложены простым и надежным
способом;
2) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых
помещений транспортного средства или вложены в них без оставления видимых
следов их вскрытия либо без повреждения таможенных пломб и печатей;
3) в грузовых помещениях транспортных средств отсутствуют потайные места
для сокрытия товаров;
4) все места в транспортном средстве, предназначенные для размещения в
них товаров, легко доступны для таможенного осмотра.
Итак, транспортные средства должны быть допущены таможенными органами к
процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями. Транспортные средства
могут допускаться к процедуре перевозки под таможенными пломбами
заблаговременно и незаблаговременно.
Если в отношении транспортного средства не получено заблаговременное
допущение к процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями, то решение
о таком допущении принимает таможенный орган отправления в день обращения
заинтересованного лица.
Порядок заблаговременного допущения транспортных средств к процедуре
перевозки под таможенными пломбами и печатями определен Положением о порядке
выдачи свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке товаров под
таможенными пломбами и печатями и его форме, утвержденным постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 02.08.2007 № 982 (далее - Положение № 982).
Положение № 982 устанавливает, каким образом могут быть допущены к
процедуре перевозки под таможенными пломбами и печатями автомобильные
транспортные средства и контейнеры. Допущение осуществляется, если
автомобильные транспортные средства соответствуют техническим требованиям,
определенным Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с
применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года (далее - Конвенция МДП), а
контейнеры - техническим требованиям, которые установлены Таможенной
конвенцией, касающейся контейнеров, от 2 декабря 1972 года (далее - Конвенция о
контейнерах).
Приложение 2 к Конвенции МДП и приложение 4 к Конвенции о контейнерах
определяют следующие технические требования к грузовым отделениям транспортных
средств и контейнерам соответственно:
1) составные элементы (стенки, пол, двери, крыша, стойки, рамы,
поперечные элементы и т.д.) должны соединяться либо с помощью приспособлений,
которые не могут быть сняты снаружи и вновь поставлены на место без оставления
видимых следов, либо с помощью методов, обеспечивающих такую конструкцию,
которая не может быть изменена без оставления видимых следов;
2) двери и прочие системы закрывания (включая запорные краны, крышки
лазов, фланцы и т.д.) должны иметь приспособление, на которое могли бы быть
наложены таможенные пломбы и печати. Это приспособление должно быть таким,
чтобы его нельзя было снять снаружи и вновь поставить на место без оставления
видимых следов и чтобы двери и запирающие устройства не могли открываться без
нарушения таможенных пломб и печатей. Последние должны быть соответствующим
образом защищены;
3) в случаях, когда внутренняя обшивка покрывает грузовое отделение или
контейнер на всю его высоту от пола до потолка, или в тех случаях, когда
пространство между обшивкой и внешней стенкой полностью закрыто, необходимо,
чтобы внутренняя обшивка крепилась таким образом, чтобы ее нельзя было снимать
и возвращать на место без оставления видимых следов;
4) во всех случаях, когда в грузовом отсеке или контейнере имеются полые
пространства, необходимо обеспечить, чтобы количество таких пространств было
ограничено до минимума и чтобы эти пространства были легко доступны для
таможенного контроля;
5) устройство окон допускается только при условии, что они сделаны из
достаточно прочных материалов и не могут сниматься снаружи и вставляться
обратно без оставления видимых следов;
6) вентиляционные и дренажные отверстия должны быть снабжены устройством,
препятствующим доступу внутрь. Это устройство должно быть такой конструкции,
чтобы его нельзя было снять снаружи и вновь поставить на место без оставления
видимых следов.
Пункт 3 Положения № 982 предусматривает следующие виды допущения
транспортных средств к перевозке под таможенными пломбами и печатями:
Остановимся подробнее на процедуре допущения и ее особенностях для
каждого вида транспортных средств.
Допущение автомобильных транспортных средств в индивидуальном порядке
Для получения свидетельства о допущении собственнику или владельцу
транспортного средства необходимо обратиться в таможенный орган, в зоне
оперативной деятельности которого он находится или постоянно проживает.
Напомним в этом контексте некоторые нормы гражданского законодательства.
Собственнику в соответствии с п.1 ст.210 Гражданского кодекса Республики
Беларусь (далее - ГК) принадлежат права владения, использования и распоряжения
своим имуществом.
Под владением понимается фактическое обладание вещью, которое
предоставляет возможность для владельца непосредственно воздействовать на вещь.
Право владения вещью (имуществом) - одно из правомочий собственника (п.1 ст.210
ГК), иного владельца вещи (имущества), которому она принадлежит на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст.276 ГК и п.1 ст.277
ГК) либо по другим основаниям.
Таким образом, согласно п.4 Положения № 982 собственник или владелец
подает в таможенный орган заявление в произвольной форме и представляет
автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп для осмотра порожним. К
заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) два экземпляра бланков свидетельства о допущении автомобильного
транспортного средства, прицепа, полуприцепа к перевозке товаров под
таможенными пломбами и печатями (далее - свидетельство). Форма свидетельства
определена в приложении 1 к Положению № 982. При представлении в таможенный
орган в бланке свидетельства должны быть заполнены графы 1-6, где указываются
основные сведения о транспортном средстве: регистрационный номер, тип
транспортного средства, номер шасси, марка или наименование изготовителя. Кроме
того, указывается количество приложений и прочие сведения о транспортном
средстве.
Пример заполнения заявителем граф 1-6 свидетельства:
Для получения допущения в таможенный орган представляется грузовой фургон
"Фольксваген Кэдди" грузоподъемностью 550 кг. В данном случае графы
1-6 свидетельства будут выглядеть следующим образом:
1. Регистрационный номер
Registration № КА 6789
2. Тип транспортного средства
Type of vehicle Грузовой пикап
3. Шасси №
Chassis №WV1ZZZ9MN3R599786
4. Марка (или наименование завода изготовителя)
Trade mark (or name of manufacture) Фольксваген Кэдди
5. Прочие данные
Other particulars Грузоподъемность 550 кг
6. Количество приложений
Number of annexes 4 фотографии
2) чертежи, фотографии и подробное описание конструкции автомобильного
транспортного средства, прицепа, полуприцепа. Приложенные чертежи, фотографии и
описание должны давать полное представление о транспортном средстве. На
фотографиях должно быть изображено транспортное средство спереди, сзади, слева,
справа, а также места для наложения таможенных пломб и печатей;
3) оригиналы и ксерокопии документов, подтверждающие право собственности,
хозяйственного ведения, оперативного управления или владения в отношении
представленного транспортного средства.
Например, в качестве таких документов могут быть представлены договоры
купли-продажи на транспортные средства;
4) оригиналы и ксерокопия свидетельства о регистрации автомобильного
транспортного средства, прицепа, полуприцепа в подразделениях Государственной
автомобильной инспекции Министерства внутренних дел.
Напомним, что Положение о порядке государственной регистрации и
государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения
изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств,
утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 №
1849;
5) оригинал и ксерокопия специального разрешения (лицензии) на право
осуществления перевозки пассажиров и грузов (за исключением технологических
внутрихозяйственных перевозок пассажиров и грузов, выполняемых юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным,
внутренним водным, морским транспортом, в области осуществления международных
перевозок грузов автомобильным транспортом или оригинал и ксерокопия
лицензионной карточки на указанное автомобильное транспортное средство.
Положение о лицензировании деятельности в области автомобильного,
внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские
перевозки для собственных нужд) утверждено постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388.
После подачи согласно ч.3 п.5 Положения № 982 в тот же день заявление
регистрируется таможенным органом, о чем делается отметка на документах. Затем
производится сверка ксерокопий документов с оригиналами, и оригиналы
возвращаются заявителю.
Далее таможенный орган производит осмотр транспортного средства и в
случае его соответствия требованиям, установленным Положением № 982, выдает
свидетельство. В этом случае таможенный орган заполняет графу "Кем
выдано", графу 7 и указывает номер свидетельства.
В случае несоответствия транспортного средства установленным техническим
требованиям таможенный орган в пятидневный срок со дня регистрации заявления
(пяти рабочих дней) письменно сообщает заявителю об отказе в выдачи
свидетельства с указанием причин.
Допущение автомобильных транспортных
средств по типу конструкции (сериям)
В отличие от допущения в индивидуальном порядке при допущении
автомобильных транспортных средств, прицепов и полуприцепов по типу конструкции
(сериям) обязанность по подаче заявления и всех необходимых документов в
таможенный орган лежит не на собственнике (владельце), а на изготовителе
транспортных средств.
В соответствии с п.7 Положения № 982 изготовитель транспортных средств
подает в таможенный орган заявление в произвольной форме и представляет одно из
таких транспортных средств к осмотру. В заявлении необходимо указать вид
автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа, его признаки и
опознавательные цифры или буквы, которые изготовитель присваивает типу
конструкции (серии) данных транспортных средств.
В заявлении изготовитель берет на себя следующие обязательства:
1) создавать таможенным органам условия для осмотра транспортных средств
данной конструкции (серии) в любое время в ходе их производства;
2) информировать таможенный орган о любых изменениях в чертежах и
описаниях конструкции (серии) до того, как эти изменения будут произведены;
3) на видном месте наносить на транспортные средства опознавательные
цифры или буквы типа конструкции (серии) и заводской номер каждого серийно
выпускаемого транспортного средства;
4) вести учет изготовленных транспортных средств данной конструкции
(серии).
К заявлению необходимо приложить согласно п.8 Положения № 982:
1) два экземпляра бланков свидетельства. При представлении в таможенный
орган в бланке свидетельства должны быть заполнены графы 2-4 и 8, то есть
должны быть указаны тип, шасси, марка, наименование и адрес завода-изготовителя
транспортных средств;
2) чертежи, фотографии и подробное описание типа конструкции (серии)
автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа. Приложенные
чертежи, фотографии и описание должны давать полное представление о
транспортном средстве.
Выдача свидетельства в отношении представленного транспортного средства
осуществляется так же, как и выдача свидетельства при допущении в
индивидуальном порядке. В отношении остальных транспортных средств таможенный
орган выдает свидетельство по мере поступления бланков с заполненными графами
2-4 и 8 не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в
таможенный орган.
Обратим внимание, что изготовитель имеет право вносить в свидетельство
требуемые сведения после его выдачи, но до момента использования транспортного
средства для перевозки товаров под таможенным контролем.
Свидетельство о допущении
автомобильного транспортного средства к перевозке под таможенными пломбами и печатями
Свидетельство в силу норм п.13 Положения № 982 оформляется в двух
экземплярах. Один экземпляр остается у собственника (владельца) транспортного
средства, а второй - следует с транспортным средством во время перевозки.
Все приложенные к свидетельству фотографии и рисунки заверяются подписью
и личной номерной печатью должностного лица таможенных органов, производившего
осмотр транспортного средства.
Каждые два года допущенные к перевозке под таможенными пломбами и
печатями транспортные средства должны представляться в таможенный орган, в зоне
оперативной деятельности которого они находятся, для проверки и продления срока
действия свидетельства.
В случае изменения конструкции транспортного средства выданное в его
отношении свидетельство аннулируется, в связи с чем проставляется
соответствующий штамп на свидетельстве с указанием даты аннулирования. Данный
штамп должен быть заверен личной номерной печатью должностного лица таможенного
органа.
Если в результате осмотра допущенного транспортного средства обнаружено
несоответствие установленным техническим требованиям, то должностное лицо
делает отметку об обнаруженных неисправностях в графе 10 свидетельства. Такое
транспортное средство должно быть приведено в необходимое состояние в
максимально короткие сроки, а до этого момента не может использоваться для
перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями. Об устранении
неисправностей должностное лицо таможенного органа делает запись в графе 11
свидетельства.
Процедура допущения контейнеров по типу конструкции (сериям) аналогичная
процедуре допущения автомобильных транспортных средств, включая обязательства
изготовителя и перечень необходимых документов.
Важной особенностью процедуры допущения контейнеров к процедуре перевозки
под таможенными пломбами и печатями является норма п.27 Положения № 982,
согласно которой до начала перевозки товаров под таможенными пломбами и
печатями собственник или владелец контейнеров должен прикрепить к допущенному
контейнеру табличку о допущении.
Информация на табличке должна быть представлена одновременно на русском и
английском либо французском языках. В связи с этим и установлены две формы
таблички. Форма, содержащаяся в приложении 3 к Положению № 982, предполагает
наличие сведений на русском и английском языках, а форма, содержащаяся в
приложении 4, - на русском и французском.
Требуется, чтобы табличка прочно крепилась на видном месте контейнера.
Размер таблички составляет 10 х 20 см. Сведения на ней должны быть
выгравированы резцом, выдавлены рельефом или четко и прочно нанесены любым
другим способом. На табличке должны быть указаны следующие сведения:
1) надпись "ДОПУЩЕН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПОД ТАМОЖЕННЫМИ ПЛОМБАМИ И
ПЕЧАТЯМИ" на русском и английском (французском) языках;
2) название страны допущения, а именно Беларусь;
3) номер свидетельства;
4) опознавательный или заводской номер контейнера;
5) опознавательные цифры или буквы типа контейнера.
Перед началом перевозки под таможенными пломбами и печатями таможенный
орган отправления проверяет наличие таблички на контейнере и осматривает его
внешний вид на предмет соответствия установленным техническим требованиям.
Таможенный перевозчик
При анализе норм, относящихся к ТТ, нельзя обойти вниманием положения,
касающиеся такой особой категории лиц, как таможенный перевозчик. Наличие у
лица подобного статуса значительно облегчает для него помещение товаров под ТТ
и осуществление их перевозки согласно данной процедуре. В частности, в
соответствии с подп.2.2 п.2 ст.113 ТК не требуется представление обеспечения
исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин,
налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под ТТ, в случае перевозки
товаров таможенным перевозчиком.
Итак, вначале опишем то, каким образом заинтересованное лицо может
получить указанный статус. Согласно Положению о лицензировании отдельных видов
деятельности, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от
14.07.2003 № 17 (далее - Положение № 17), и Положению о лицензировании
деятельности в области таможенного дела, утвержденному постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1355 (далее - Положение № 1355),
деятельность в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика
является лицензируемой.
Рассмотрим процедуру получения лицензии на осуществление деятельности в
области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика подробнее.
Для того чтобы претендовать на данный вид лицензии, соискатель должен
соответствовать требованиям, установленным п.4 ст.115 ТК, то есть таможенным
перевозчиком может быть лицо, которое:
1) осуществляет деятельность по перевозке грузов не менее двух лет;
2) имеет специальное разрешение (лицензию) на осуществление перевозки
пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки
пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным,
морским транспортом, предоставляющее право на внутриреспубликанские и
международные перевозки грузов, если для осуществления соответствующих
перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия).
Отметим, что в силу положений подп.1.2.3 п.1 Декрета Президента
Республики Беларусь от 26.11.2007 № 7 "О внесении дополнений и изменений в
Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17", внесшему
дополнения и изменения в Положение № 17, указанная выше перевозка называется
лицензионным видом деятельности "Деятельность в области автомобильного,
внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские
перевозки для собственных нужд)";
3) имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении,
аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге), используемые для перевозки
товаров транспортные средства, в том числе транспортные средства, пригодные для
перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
4) представит поручительство банка, небанковской кредитно-финансовой
организации либо иного лица об исполнении налогового обязательства таможенного
перевозчика по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со
ст.122 ТК на сумму не менее 15 000 базовых величин.
В качестве поручителя могут выступать банки и небанковские
кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами
уплаты таможенных платежей, а иные лица - в порядке и на условиях,
установленных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено
Президентом Республики Беларусь. Обратим внимание, что согласно ч.4 ст.265 ТК
ГТК обеспечивает регулярное опубликование сведений о банках и небанковских
кредитно-финансовых организациях, включенных в реестр.
Итак, совместив требования Положения № 17 и Положения № 1355, выделим те
документы, которые должен представить соискатель лицензии на осуществление
деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика в
ГТК. Данный перечень выглядит следующим образом:
1) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и места
нахождения юридического лица, указанием лицензируемого вида деятельности (работ
либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен
осуществлять.
В рассматриваемой ситуации определение вида деятельности выглядит так:
деятельность в области таможенного дела в качестве таможенного перевозчика.
Также в отношении заявления хотелось бы отметить, что оно должно быть
заверено подписью руководителя юридического лица и печатью данного юридического
лица. Требования к обращениям организаций определены ч.2 п.3 Указа Президента
Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498;
2) копии учредительных документов юридического лица, документа,
подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, без
нотариального засвидетельствования;
3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
Напомним, что за выдачу лицензии уплачивается государственная пошлина в размере
восьми базовых величин (п.45 приложения 9 к Закону Республики Беларусь от
10.01.1992 № 1394-XII "О государственной пошлине");
4) копия специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности
в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая
внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), если для осуществления
соответствующих перевозок требуется такое специальное разрешение (лицензия);
5) поручительство банка, небанковской кредитно-финансовой организации
либо иного лица об исполнении налогового обязательства таможенного перевозчика
по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов на сумму не менее 15 000 базовых
величин (далее - поручительство);
6) копии документов, подтверждающих осуществление деятельности по
перевозке не менее двух лет (выписка по счету, заверенная банком, в котором
обслуживается данный соискатель лицензии, с указанием услуг по перевозке, или
аудиторское заключение о финансово-хозяйственной деятельности, или копии
товарно-транспортных накладных, или копии договора на оказание услуг по
перевозке и др.);
7) список транспортных средств, находящихся у соискателя лицензии в его
собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде, в том
числе финансовой аренде (лизинге), которые он предполагает использовать для
осуществления лицензируемой деятельности в качестве таможенного перевозчика, с
указанием соответственно марки транспортного средства, государственного номера
и номера шасси. Данный список для соискателя лицензии удобно оформлять в виде
таблицы;
8) копии свидетельств о допущении транспортных средств к перевозке
товаров под таможенными пломбами и печатями;
9) копии свидетельства о регистрации транспортного средства или
технических формуляров.
В отношении подаваемых в ГТК документов важно отметить, что согласно ч.2
п.8 Положения № 17 в лицензирующий орган (которым и является ГТК)
представляются оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии, за
исключением копий документов, нотариальное засвидетельствование которых не
требуется (см. выше).
Заявление с приложением необходимых документов рассматривается в течение
одного месяца со дня его подачи. Однако п.10 Положения № 17 определено, что
указанный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или)
экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным
требованиям и условиям.
ГТК по результатам рассмотрения заявления с приложением необходимых
документов, а также материалов по результатам проверки и (или) экспертизы,
проведенных в силу ч.1 п.10 Положения № 17, принимает решение о выдаче либо об
отказе в выдаче лицензии ее соискателю.
Далее целесообразно остановиться на тех специальных лицензионных
требованиях и условиях, которые предъявляются к таможенному перевозчику при
осуществлении им лицензируемой деятельности. В целом такие требования
определены п.15 Положения № 1355. Выделим из них те, которые имеют отношение к
таможенному перевозчику:
1) осуществление деятельности в соответствии с ТК и иным таможенным
законодательством;
2) соблюдение законодательства о лицензировании;
3) приведение своих возможностей в соответствие с законодательством в
случае его изменения.
В качестве примера приведения возможностей таможенного перевозчика в
соответствие с законодательством в случае его изменения может быть появление
требования в новой редакции ТК (от 04.01.2007 № 204-З), вступившей в силу
01.07.2007, о наличии у таможенного перевозчика поручительства. Порядок
приведения возможностей таможенного перевозчика в соответствие с указанным
требованием оговорен ч.2-4 п.2 ст.347 ТК;
4) ведение в электронном виде:
учета перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем;
отчетности о перевозке таких товаров таможенным перевозчиком;
5) регистрация таможенного перевозчика в таможне в течение двух недель с
даты выдачи лицензии. В данном случае имеется в виду таможня, в зоне
оперативной деятельности которой расположен таможенный перевозчик. Напомним,
что зоны оперативной деятельности таможен определены постановлением № 742.
Остановимся подробнее на порядке ведения учета и представления отчетности
для целей таможенного контроля, который определен постановлением ГТК от
31.01.2008 № 11 (далее - постановление № 11).
Таможенные перевозчики представляют в таможенные органы согласно
постановлению № 11 следующие виды учетно-отчетных документов:
1) отчет о перевозимых товарах, находящихся под таможенным контролем
(подп.2.2 п.2 постановления № 11). Форма данного отчета определена приложением
2 к постановлению № 11.
Отчет представляется по требованию таможенного органа на бумажном
носителе в двух экземплярах и в электронном виде.
Представленный отчет должен быть подписан уполномоченным должностным
лицом и заверен печатью лица, от имени которого представляется. Представление
отчета осуществляется в соответствии с подп.2.2 п.2 постановления № 11 в
таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого находится лицензиат
или его обособленное подразделение (филиал);
2) регистрационные карточки таможенного перевозчика (п.5 постановления №
11). Форма данных регистрационных карточек установлена приложением 9 к
постановлению № 11.
Указанные регистрационные карточки оформляются после получения лицензии
на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика по одной на
каждое транспортное средство в двух экземплярах. Вместе с регистрационными
карточками согласно ч.3 п.5 постановления № 11 представляются документы,
подтверждающие, что регистрируемые транспортные средства находятся у
таможенного перевозчика в собственности, на праве хозяйственного ведения
(оперативного управления), в аренде, в том числе финансовой аренде (лизинге).
После представления в таможенный орган и заверения регистрационных карточек печатью
таможенного органа, а также подписью его руководителя или иного уполномоченного
им лица один экземпляр карточек остается в таможенном органе, а второй
возвращается таможенному перевозчику.
Отметим, что если таможенный перевозчик хочет включить в состав
используемых транспортных средств новое транспортное средство, то он должен
представить в таможенный орган новую регистрационную карточку. Если же
какое-либо транспортное средство исключается из списка используемых таможенным
перевозчиком, то организация должна вернуть в таможенный орган ранее заверенную
регистрационную карточку.
Список использованных источников
1. Конституция
Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября
1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск "Беларусь"
2004г.
2. Таможенный
кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007г. № 204-З. Принят Палатой
представителей 7 декабря 2006 года. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006
года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.01.2007, №
17, рег. № 2/1301 от 11.01.2007)
3. Бекяшев
К.Е., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. - М.:
"Проспект", 2000. - 240с.
4. Козырин
А.Н. Таможенное право России: Учеб. Пособие. М.: СПАРК, 2004г.
5. Лукашук
И.И. Международное право. Общая часть. М: БЕК, 2001.
6. Международное
публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: ООО "Проспект-М",
1999. - 635с.
7. Международное
публичное право / Сост. Ю.П. Бровка - Мн.: БГУ, 2003. - 99с.
8. Международное
публичное право. Общая часть / Сост. А.К. Соловьев - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. -
192с.
9. Общая
теория права: Учеб. пособие для юрид. Вузов / Под ред.А.С. Пиголкина. М.,
2000г.
10. Основы
таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып.1: Развитие таможенного дела в
России / Науч. ред. П.В. Дзюбенко. М., РИО РТА, 2001.
11. Основы
таможенного дела: Учеб. Пособие в 7 вып. Вып 4: Правовое регулирование
таможенного дела / Ю.В. Воробьев, Под общ. ред. В.А. Максимцева. М., РИО РТА,
2002.