Мое видение социологии как учебной дисциплины
Московский
Государственный строительный университет
Кафедра
социологии
Реферат на
тему:
Мое
видение социологии
как
учебной
дисциплины
Для того, чтобы понять,
что такое социология как учебная дисциплина, нужно иметь представление о том,
что же такое социология как наука. Ведь не зная о сути предмета, разве можем мы
говорить и о его применении в какой-либо сфере? Конечно, нет. А значит нужно
понять, что представляет из себя такая дисциплина как социология, какими
функциями обладает, как она связана с другими науками, какую роль играет в
нашей повседневной жизни.
Социология как наука
Каждая из отраслей науки
имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий,
принципов и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует
определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы.
Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и
функциями науки. Потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества
новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но
современное общество – не соединение различных механизмов управления, властных
институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а - нечто целое.
Возникает потребность в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его
аспектах. Таковой и является социология – наука об обществе.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о
законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных
социальных общностей и социальных отношений между ними.
Впервые понятие
«социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым
Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но
стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся,
сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к
середине XIXв. потребности социального развития и
внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования
типа социальных явлений. В ответ на потребности формирования гражданского
общества возникает социология.
С попыткой выделить
социальное (внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических,
политических и других) связано формирование различных предметных областей
социологии. Так возникло целое семейство социологий – труда, образования,
политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические
теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с
общесоциальной теорией, а с другой – опирались на материал, собранный в
эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются
методика, техника и организация социологических исследований.
В связи с этим
распространяется представление о трехуровневой структуре социологии:
общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории,
эмпирические социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетия
укореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах
и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.
Конкретизация предмета
социологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественными
науками. В период, когда социология находилась в поисках своего предмета,
обнаружились ее тесные контакты с антропологией, биологией, психологией,
экономикой, историей, этнографией, географией, правовыми науками, которые
остаются традиционными и получают новые импульсы с развитием указанных
дисциплин. Устойчивые функциональные связи, носящие нередко методологический
характер, установились между социологией и статистикой, прикладной математикой,
логикой, семиотикой, лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложений
социологии актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной,
педагогикой, теорией организации и управления, другими отраслями науки,
имеющими развитую нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят
к выдвижению программ новых пограничных наук: экономической социологии,
социальной экологии и др. В связи с включением социологии в общий контекст
междисциплинарных связей растет ее методологическая роль.
Место социологии в
системе наук
Место социологии в системе
общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что
социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую
социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех
других общественных и гуманитарных наук. Социология как система знаний не может
развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.
Социология служит фундаментом для специальных общественных наук.
Среди общественных наук,
которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию.
Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими
уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает
свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть
становятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн, всех наций,
всех религий, всех революций и т.д. Несмотря на это различие, социология тесно
связана с исторической наукой, эта связь необходима. И история, и социология
имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с
двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных
закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых
явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.
Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами
для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений,
норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.
Также социология не может
не взаимодействовать и с политологией. Взаимодействие двух наук – социологии и
политологии породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь
социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить
закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в
целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без
того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные
политические режимы.
Социология тесно связана
с философией. В основе связи – изначальная целостность социальной мысли
человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий
социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных
действий и т.п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание,
социология – социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную
организацию общества и т.п. Если же философия изучает сущность человека,
личности, то социология – личность как социальный тип. Если же философия
изучает социальные отношения в их сущности, то социология – социальные
взаимодействия и взаимосвязи. Конечно же, социология осуществляет задачу,
непосильную общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные
общественной жизни.
Структура социологии
На основе теоретического
и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать
ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и
прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях,
не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
Функции социологии
социология
наука общество
Социология как
самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке
функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную,
информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято
делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно
социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и
конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции
раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только
во взаимосвязи и взаимодействии.
Итак, что же представляет
собой социология как учебная дисциплина? Нужно ли изучать данный предмет людям,
казалось бы не имеющим ничего общего с этим направлением? Безусловно, ответ:
«Да, нужно». Ведь, как мы уже поняли, социология берет самый сложный объект изучения
- человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Цель
социологии: научить понимать социальные процессы и явления для того, чтобы
управлять ими, чтобы регулировать изменения общественной жизни, направлять их в
нужное русло. Именно в этом нам и помогает социология – научится контролировать
процессы, происходящие в обществе, понимать к каким последствиям может привести
то или иное действие. Многие думают, что их не касаются эти проблемы. Но ведь
мы все живем в обществе, каждый из нас – это маленькая частица, составляющая
общество, невозможно отделить одно от другого. Анализ современного общества
показывает, что количество проблем, стоящих перед человечеством с каждым годом
все более увеличивается, а значит, знание основ социологии необходимых каждому.
К тому же рассматриваемая наука помогает человеку найти себя как личность,
понять свое место и роль в современном обществе, четко представлять его
структуру, что тоже немало важно, ведь социальные структуры состоят из
человеческих действий и взаимоотношений. Социология помогает правильно
ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте проблем, с которыми
они сталкиваются в повседневной жизни. Социологическое видение мира - вот тот
инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области.
/