Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    556,94 kb
  • Опубликовано:
    2011-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь

Содержание

Введение

Глава 1 Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь

Глава 2 Место и значение Брестской области в конфессиональном пространстве современной Беларуси

2.1 Характеристика религиозных организаций и конфессий Брестской области

2.2 Динамика развития религиозных общин и конфессий Брестской области

Заключение

Список используемых источников

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связано с политикой и идеологией государства.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многоговариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений. Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы; религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, наблюдавшегося в первой половине 1990-х годов. Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов.

Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей.

Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных общебелорусских, а с другой стороны, специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного существования, а в других – вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде. Одним вариантом решения такой проблемы, является изучение специфики религиозной ситуации каждого региона Беларуси отдельно. Ко всему анализ религиозной ситуации на примере отдельных областей даст возможность исследовать наиболее полно динамику роста религиозных общин и конфессий в современной Беларуси. Что в свою очередь будет способствовать формированию более полного представления о религиозной жизни Беларуси и её особенностях после независимости. Таким образом, актуальность темы исследования очевидна.

Актуальным для Беларуси являются и вопросы изучения внутрирелигиозной жизни общин и конфессий, их взаимоотношения между собой, и с государством, их миссионерская деятельность по привлечению новых адептов и расширения своей сферы влияния. Здесь в первую очередь хочется отметить неопротестантов, которые ведут активную деятельность по увеличению количества своих приверженцев, не только во всём мире, но и также в Беларуси.

Таким образом, объектом исследования являются религиозные организации Брестской области. Предмет исследования: регионально-конфессиональное пространство современной Беларуси.

Целью данной работы является определения места и значения Брестской области в регионально-конфессиональном пространстве современной Беларуси.

В соответствии с целью задачами работы являются:

- анализ современной религиозной ситуации в Беларуси

- проследить динамику развития религиозных организаций в конфессиональном пространстве Брестской области.

Теоретическая значимость данной работы заключается в подробном анализе религиозной жизни Брестской области, при этом параллельно сравнивая с религиозной жизнью всей Беларуси в целом, что позволяет выявить как общие черты в развитии религиозной жизни Брестской области, характерные для всей Беларуси, так и особенные.

Практическая значимость заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы на факультативных занятиях в школе, при изучении спецкурсов и семинарских занятий.

Следует отметить, что в современном отечественном религиоведении нет работ посвященным анализу и развитию религиозных организаций по областям современной Беларуси. Хотя, тема религии, религиозности в последнее время привлекает к себе многих исследователей, что можно объяснить её популярностью. Это связано с тем, что после долгого периода «советского атеизма» в обществе наступает период религиозного возрождения, заинтересовавший многочисленных исследователей религии и социологов. Вот уже почти два десятка лет, существует суверенное независимое белорусское государство, и за это время религиозная ситуация в стране изменилась. Появились как новые конфессии, так и увеличилось число традиционных конфессий для Беларуси, что является предметом изучения современных исследователей. Однако существует определенная специфика библиографии па данной теме. Так, например, можно отметить, что значительная часть материала была представлена журнальными статьям и данными интернет сайтов. Несмотря на этот факт, всё-таки можно выделить ряд исследователей занимающихся анализом развития религиозных организаций в современной Беларуси. С социологической точки зрения проблему исследует Безнюк Д. К. Можно отметить его статьи «Состояние и специфика современной религиозной ситуации в Беларуси» (Социос. − 2006. – №2. – с.128-136) и «Религиозная ситуация в Беларуси (опыт комплесного описания)» (Социология. – 2003. – №2, с. 78-94). Ряд полезных сведений содержат работы таких авторов как Землякоў Л. «Рэлігія і грамадства» (Мн., 1996) и Круглов А.А. «Религиозная обстановка в Республике Беларусь в современных уловиях (Вестн. Бел.гос.ун–та.– 1993.– № 2 – с. 41–45).

Следует также отметить, что много интересного материала содержат статьи интернет сайтов. Так на сайте Брестского облисполкома содержится информация о деятельности основных религиозных конфессий региона (

Рис. 2.2.1 Динамика роста религиозных общин Брестской области

 

Из графика хорошо видно, что наибольший рост за 20 лет продемонстрировала католическая церковь с 14 общин в 1988 г. до 55 в 2009 году. Далее идёт православная церковь. Количество общин, которой увеличилось почти в 2,5 раза. На первое января 2009 г. в Брестской области было зарегистрировано 358 общин православной церкви. Далее отмечен рост протестантских общин в 2 раза. Несмотря на то, что наибольшей рост общин продемонстрировала католическая церковь, удельный вес их среди других религиозных организаций не значителен. Интересно и то, что брестская область являлась и является лидером по количеству протестантских общин в сравнении с другими областями Республики Беларусь. Ещё в 1970г. их было зарегистрировано 72, в 1988 г. – 136. На 1 января 2009 года их общее количество составляло 274 общины. Нужно отметить, что, несмотря на такое огромное число протестантских общин, удельный вес протестантов среди верующих, как брестской области, так и в целом по республике незначителен. Объясняется это малочисленностью этих общин. Некоторые из них имеют чуть больше необходимого количества человек, требуемого для регистрации.

Что касается процентного соотношения религиозных общин Брестской области, то оно отражено на диаграмме (рис. 2.2.2.).

 

Рис.2.2.2.Процентное соотношение основных религиозных общин Брестской области

Диаграмма на примере Брестской области хорошо отражает религиозную пестроту конфессионального пространства. Здесь хорошо видно, что 51 процент от общего числа религиозных общин занимают общины православной церкви. Второе место принадлежит христианам веры евангельской – 22 процента, третье евангельским христианам баптистам – 12 процентов и только четвертое римско-католической – 8 процентов. Диаграмма также показывает, что вопреки существующему мнению, брестская область является оплотом не католицизма, а, напротив, православия. Существенным является и тот факт, что по количеству православных общин она занимает первое место в республике среди других областей.

Таким образом, динамики развития религиозных организаций Брестской области, имеет много общего с динамикой развития религиозных общин по всей Белоруссии. Здесь, как и везде отмечен рост религиозности и числа религиозных общин. Однако здесь есть и свои особенности, так по количеству общин протестанты занимают второе место. В целом же религиозная ситуация в Брестской области характеризуется стабильностью.

Заключение

 

Новая религиозная ситуация, сложившаяся в Республике Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом религиозности населения, обусловлена значительной демократизацией курса вероисповедной политики Республики Беларусь и общим ходом белорусских реформ.

В географии расположения церквей и конфессий современной Беларуси происходит важный процесс – распространение на территории страны движений, объединяемых общим названием «новых» или «нетрадиционных». Спектр этих вероучений чрезвычайно широк: от восточных (кришнаизм, бахаизм) и экуменических до разнообразных протестантских течений (учение мормонов, Новоапостольская церковь, различные харизматические церкви и др.). При всем разнообразии новые для традиционного конфессионального «ландшафта» Беларуси религии имеют и нечто общее: их появление и распространение в Беларуси стимулировалось и поддерживалось зарубежными церквями и религиозными центрами.

Активизируя свою деятельность, религиозные организации стремятся распространять свое влияние на все сферы общественной жизни, что вызывает неоднозначную реакцию общества и государства, приводит к усилению конкуренции между конфессиями. Таким образом, в настоящее время конфессиональные структуры действительно превратились в существенный фактор общественно-политической жизни в республике, с которыми приходится считаться органам власти. Поэтому неслучайно в республике имеют место попытки представителей политической элиты использовать авторитет духовных лидеров в своих интересах, а с другой стороны – наблюдаются соответствующие усилия религиозных организаций.

За тридцатилетний период (с 1970 по 1999 г.) в Беларуси значительно увеличилась численность религиозных общин В Республике Беларусь созданы благоприятные условия для деятельности религиозных организаций. В частности, 1 декабря 2005 г. Указом Главы государства религиозные организации были освобождены от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость. Данная мера значительно облегчила финансовое положение религиозных организаций и помогла им более активно принимать участие в социальных проектах. Органы государственного управления оказывают необходимую поддержку в решении их внутренних проблем, в том числе в вопросах строительства культовых зданий. В этих целях в 2007 году принят Указ Главы государства о внесении изменений и дополнений в Указ от 1 декабря 2005 г. № 571, предусматривающий освобождение от уплаты земельного налога религиозных организаций, строящих культовые здания.

Проведённый анализ развития религиозных организаций брестской области, свидетельствует о том, что в последние годы рост числа религиозных общин различных конфессий продолжается, однако по сравнению с периодам 90-х годов этот рост более прогнозируемый и не носит такого масштабного характера. В целом в религиозной жизни области происходят процессы характерные для всей Белоруссии: увеличение количества общин православной церкви, активная деятельность неопротестантских организаций, появлений неокультов и нетрадиционных религий.

Есть и свои особенности в Брестской области: здесь наблюдается наибольшее количество общин православной церкви по сравнению с другими областями, а также христиан веры евангельской и евангельских христиан баптистов. Ко всему результаты социологических исследований показывают, что именно в брестской области отмечается наибольшая религиозность населения. В общем же религиозная жизнь брестской области протекает спокойно и стабильно, что является свидетельством толерантного характера белорусов.

 

Список используемых источников:

1.   Бабасов Е.М. Типология и уровень религиозности населения Беларуси // Религиоведение: Учеб. пособие / Под. ред .М.Я. Пенсу и др. – Мн.,2003. – 189 с.

2.   Безнюк Д. К. Состояние и специфика современной религиозной ситуации в Беларуси // Социос. − 2006. – №2. – С.128-136

3.   Безнюк Д.К. Религиозная ситуация в Беларуси (опыт комплесного описания) // Социология. – 2003. – №2. – С. 78-94

4.   Белорусские конфессии //[Электронный ресурс :

Похожие работы на - Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!