Специфика социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы
АННОТАЦИЯ
Работа 33 с., 20 источников
Исправительные
учреждения, места лишения свободы, пенитенциарная система, социальный работник,
специалист по социальной работе, социальная ситуация, социальные проблемы,
социальная работа, медико-социальная работа, технологии социальной работы,
теория социальной работы, социальная защита населения, социальное обслуживание
Курсовая работа посвящена
актуальной теме научного и прикладного значения – изучению теоретических основ
преодоления проблем, возникающих в связи с освобождением лиц из мест лишения
свободы. Лица, освобождающиеся из заключения, берут на себя огромную
ответственность перед обществом – реабилитация себя перед семьей, обществом,
государством. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между
государственными органами и бывшим заключенным, исполняя медико-социальную,
образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа
проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической,
юридической или иной социальной помощи. В данной работе раскрывается сущность
некоторых социальных проблем освобождающихся и указывается путь их разрешения,
апеллируя к социологическим, психологическим, правовым знаниям и умениям.
Социальная работа проводится с бывшими осужденными, с их семьями, малой
группой, стараясь в синергии с клиентом, помочь его ресоциализации и
реабилитации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Лица, освобождающиеся из мест
лишения свободы, как объект социальной работы
1.1 Характер феномена преступности
1.2 Социально-правовой статус лиц,
освобождающихся из мест лишения свободы
1.3 Проблемы социальной адаптации
лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы
2 Социальная работа по подготовке к
освобождению из мест лишения свободы
2.1 Школа подготовки к освобождению
2.2 Факторы, обуславливающие
эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних осужденных
2.3 Взаимодействие клиента с
социальным работником
3 Изучение социальной работы с
лицами, освобождающимися из мест лишения свободы
3.1 Административные обязанности по
отношению к лицам, освобождающихся из мест лишения свободы
3.2 Исследование социальной работы с
освобождающимися из мест лишения свободы на примере УИН МЮ РФ по Курской
области
Заключение
Библиографический список
Приложение А. Образец заявлений с
просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному
месту жительства
Приложение Б. Дневник индивидуальной
воспитательной работы с осужденным в исправительном учреждении
ВВЕДЕНИЕ
Степень
изученности темы: исходя из общения с заключенными в ИК видно, что институт социальной
работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы лишь антиципируется в
сознании тех, кому некуда идти после освобождения. По большему счету данный
институт выступает априори не только в сознании заключенного, но, к сожалению и
в сознании у самих социальный работников. Встает вопрос – достижимы ли цели,
поставленные правовым демократическим государством? Правовое государство
реально только при наличии гражданского общества, а последнее – при активном
функционировании институтов социальной работы на подвижнических началах,
руководствуясь принципами альтруизма и совершенствования, любви и терпения,
милосердия и сострадания.
Преодоление
антиномий частного и общего, свободы и необходимости на поприще социальной
работы достижимо лишь в творческой интеграции феноменов этих понятий и в личностном
раскрытии сущности внутрибытийного аспекта человека, отдающего себя на служение
добру.
Актуальность:
на данный период исторического развития наблюдается большой рост преступности
во всех аспектах жизнедеятельности. Как сделать общество здоровым, как достичь
снижения переполненности Российский тюрем и лагерей, как прекратить рецидив
преступлений? Эти вопросы показывают, что социальная работа с лицами,
освобождающимися из мест лишения свободы сегодня особенно актуальна.
Проблема:
социально-психологическая подготовка осужденных к освобождению, консультация их
по социально-правовым вопросам с целью предупреждения рецидива, качественная
социальная защита и социальное обеспечение граждан по освобождению из мест
лишения свободы.
Объект: осужденные,
освобождающиеся из мест лишения свободы.
Предмет: сущность, принципы и методы
социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.
Цель: выявить основные
теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального
работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль
социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.
Задачи: выявить основные
теоретические подходы к построению деятельности социального работника с осужденными,
освобождающимися из мест лишения свободы.
Проанализировать основные
направления деятельности и функции социального работника и социальных служб с осужденными,
освобождающимися из мест лишения свободы.
Проанализировать основные
принципы социальной работы с осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.
Определить наиболее
эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с
осужденными, освобождающимися из мест лишения свободы.
1 ЛИЦА, ОСВОБОЖДАЮЩИЕСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, КАК
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Характер
феномена преступности
Преступление представляет
собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е.
волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В
этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как
личности, его сознания, психики. Преступление состоит во внешне выраженном акте
человека - действии или бездействии, осуществляющем как объективную, так и
субъективную сторону соответствующего состава. Это - общественно опасное,
виновное и наказуемое деяние, признаки которого точно предусмотрены в уголовном
законе.
Личность преступника как
явление типологического порядка есть носитель наиболее общих, устойчивых,
существенных социально-психологических черт и свойств. Специфика личности как
типа заключается именно в том, что в ней имеются особенности, которые выступают
в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое
преступление, в какой бы форме оно не совершалось, не есть случайное по отношению
к личности. В своей основе оно подготовлено развитием его социальных,
нравственных, социально-психологических свойств.
Механизм преступного
поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием
составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как
«переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и
генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность,
определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Элементы
механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния,
рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во
взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.
Никакой внешний акт
совершения сознательного поступка, в том числе преступления, не происходит
спонтанно; он почти всегда подготовлен более или менее длительным периодом
формирования мотивов, планирования и принятия решения о его осуществлении. Ему
предшествует ряд этапов психической деятельности субъекта, которые постепенно
формируют направленность поступка на его фактическое выполнение. Преступное
поведение человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во
времени и включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и
предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют
генезис противоправного поступка.
Анализ механизма
преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и
противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному
акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило,
антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с
незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых,
"критическая точка" развития, после которой поведение явно
приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых
различных местах причинной цепочки, образующей это поведение.
1.2 Социально-правовой
статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы
Подготовка
к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6
месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:
-
проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он
намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения
свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними,
его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, с
разъяснением ему целесообразности возвращения на место постоянного проживания и
на предприятие, где он работал до осуждения;
-
проведение занятий с освобождающимися осужденными в «Школе подготовки
осужденных к освобождению»;
-
получение от освобождаемых письменных заявлений с просьбой об оказании им
помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства (Приложение
А);
-
рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию
содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
На
основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после
освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация ИУ
направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы
занятости населения по избранному месту жительства о возможности его
трудоустройства, предоставления регистрации и жилья. Предварительные
результаты, полученные при переписке, доводятся до осужденного.
В
случае поступления от осужденного просьбы об оказании ему содействия в трудовом
или бытовом устройстве направляются соответствующие запросы, при отсутствии
необходимости в оказании содействия - направляются сообщения.
В
отношении осужденных, не имевших до осуждения постоянного места жительства и
работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после
освобождения из мест лишения свободы, направляются запросы в органы местного
самоуправления, внутренних дел, органы федеральной службы занятости населения
по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются
запросы по месту их осуждения или месту дислокации ИУ.
В
необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности
их совместного проживания после освобождения. В случае получения ответа о
невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства
старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных
ставит об этом в известность освобождаемого осужденного и с его согласия
принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях. Осужденным
могут быть разрешены краткосрочные выезды продолжительностью до семи суток, не
считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, для предварительного
решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.
За
30 дней до окончания срока отбывания наказания, а при освобождении по иным
основаниям в течение 10 рабочих дней после освобождения в органы внутренних дел
направляются письма-сообщения. Учет осужденных, срок лишения свободы которых
истекает через 6 месяцев, ведется в специальном журнале. Все материалы по
предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных,
подлежащих освобождению из мест лишения свободы, составляются в двух
экземплярах. Первые экземпляры направляются адресатам. Вторые экземпляры приобщаются
к личным делам осужденных.
При
освобождении из мест лишения свободы осужденному, в отношении которого
предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдается соответствующее письмо
в службу занятости, предприятие или организацию.
По
просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также
осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация
учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты
представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.
С
согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного
места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом
инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где
расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в
орган социальной защиты представляются необходимые документы. Подготовка к
освобождению из мест лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих
при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты
осужденных в контакте с медицинскими работниками ИУ. Выясняется возможность
регистрации и трудового устройства освобождаемых, а также определения детей в
дошкольные детские учреждения по избираемому ими месту жительства.
В
случае, когда вопрос трудового и бытового устройства освобождаемых беременных
женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, по избранному месту
жительства решить невозможно, принимаются меры к установлению их родственных
связей. Выясняется возможность их регистрации, трудового устройства, а также
определения детей в дошкольные детские учреждения по месту жительства
родственников.
В
отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе малолетних детей, больных
острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники
группы социальной защиты осужденных совместно с медицинскими работниками ИУ
оказывают содействие в помещении таких детей в учреждения государственной или
муниципальной системы здравоохранения по избранному ими месту жительства.
Осужденные,
освобождаемые из исправительных учреждений, нуждающиеся по состоянию здоровья в
постороннем уходе, беременные женщины, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние
в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении
родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние
осужденные, подлежащие освобождению из воспитательных колоний, направляются,
как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц. Родственникам либо
иным лицам сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и
предлагается прибыть в воспитательную колонию для встречи и сопровождения его к
месту жительства. Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет
родственников или иных лиц, администрация колонии направляет запрос в орган
опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних
дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом
местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить
вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью.
В
необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в
установленном порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное
учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и
попечительства. Несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются
к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника
ИУ. К решению вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства
освобождающихся несовершеннолетних осужденных привлекаются попечительские
советы, создаваемые при каждой воспитательной колонии /10, 1 – 17/.
1.3 Проблемы социальной адаптации лиц,
отбывших наказание в виде лишения свободы
Важное значение в
предупреждении совершения новых преступлений лицами, освобожденными из мест
лишения свободы, имеет непосредственная организация на местах мероприятий по их
социальной адаптации, оказанию помощи по трудовому и бытовому устройству и
контроля за ними.
Многие осужденные по
отбытии длительных сроков лишения свободы за совершенные ими тяжкие и особо
тяжкие преступления возвращаются в совсем иное, чем до осуждения, общество. Как
правило, у них существуют жилищные проблемы, утрачены связи с родственниками,
установленные законом гарантии по обеспечению их правового статуса не могут
быть осуществлены в сложившихся в России социально-экономических условиях.
Подобная же участь ждет и многих освобожденных, отбывших и менее длительные
сроки. Принятые персоналом исправительного учреждения меры по бытовому и
трудовому устройству таких лиц оказываются недейственными в силу их
несостоятельности по причинам растущей безработицы, отсутствия мест в домах
престарелых, отсутствия жилья, негативного отношения к таким лицам со стороны
общества.
Сотрудники исправительных
учреждений и других правоохранительных органов свидетельствуют о том, что треть
лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в том числе и в связи с амнистией,
в скором времени возвращаются обратно. Не случайно рецидив преступлений чаще
имеет место именно в первое после освобождения время. Отсутствие действенной
системы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, практическая
невозможность трудоустройства, отсутствие жилья, могут служить основанием для
роста рецидивной преступности. В настоящее время большое количество осужденных
освобождается из исправительных учреждений, не имея на лицевых счетах денежных
средств. Это одна из причин того, что процент рецидива преступлений в
Российской Федерации один из самых больших в мире.
В современный период к
решению проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из ИУ, необходимо
подходить комплексно, придавая особо важное значение оказанию им реальной
помощи в первое после освобождения время. Заслуживают внимания предложения о
создании фондов оказания социальной помощи лицам, освобожденными из мест
лишения свободы, о подготовке специальных кадров. В задачу таких фондов входило
бы: решение вопросов социальной адаптации освобождаемых; открытие в банках
специальных счетов для оказания помощи особо нуждающимся лицам, освобожденным
из исправительного учреждения; ввод в действие современных технических средств
по наблюдению за лицами, поведение которых в местах изоляции от общества вызывало
сомнения.
2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ИЗ МЕСТ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Школа подготовки к
освобождению
Нахождение в местах
лишения свободы отражается на психологии человека. Особенности психологии осужденных,
прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний,
которые развиваются в местах лишения свободы. Социальная изоляция усиливает
угнетенное состояние, которое является результатом фрустрации, следствием
полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может
появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь. К
моменту прибытия в колонию (тюрьму) некоторые осужденные уже испытывают
состояние угнетенности, подавленности от сознания своей вины перед обществом,
семьей. Эти осужденные не нарушают режим, хорошо работают, выполняют требования
администрации ИУ.
За три месяца до
истечения срока наказания сотрудники ИУ должны провести ряд организационных и
воспитательных мероприятий, подготавливающих осужденного к освобождению. Вся
работа должна проводиться в индивидуальном порядке, с учетом характера
совершенного преступления, прошлой преступной деятельности, срока отбывания
наказания, поведения в период отбывания наказания, состояния здоровья и других
особенностей личности осужденного. Администрация ИУ выясняет возможность
трудоустройства осужденного и заблаговременно решает вопросы об устройстве его
на работу, о создании ему после освобождения жилищно-бытовых условий,
определяет необходимость установления административного надзора после
освобождения, проводит воспитательную работу в связи с предстоящим освобождением.
Психолого-педагогическая
и практическая подготовка осужденных к освобождению, проводимая с целью
закрепления результатов исправления, включает работу школ подготовки осужденных
к освобождению. Такие школы создаются во всех исправительных учреждениях.
Проведение занятий здесь преследует цель дать осужденным комплекс знаний,
умений и навыков, необходимых после освобождения при поступлении на работу,
подыскивании жилья, оформления прописки и т. д. Для проведения занятий в школе
целесообразно привлекать представителей милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры,
шефствующих трудовых организаций, которые могут конкретно разъяснить осужденным
вопросы, связанные с пропиской, трудовым и бытовым устройством, дать
практические рекомендации по преодолению трудностей, довольно часто
встречающихся в адаптационный период жизни на свободе.
Те осужденные, которые
прошли планомерную нравственную и психологическую подготовку перед выходом на
свободу, не потеряли полезных социальных связей с обществом и оказались после
освобождения в нормальном окружении, могут достаточно быстро вернуться к
полезной деятельности и легче других отказаться от соблазнов, ведущих на путь
совершения новых преступлений.
Забота
о социальной помощи и реабилитации сводится к уведомлению органов социальной
защиты о предстоящем освобождении, что отражено в ст. 180 УИК РФ. Более четко
представлены обязанности администрации учреждения в обеспечении
освобождающегося из мест заключения необходимыми документами, одеждой, обувью и
средствами. Порядок оформления необходимых документов, соответствующий Правилу
№ 81 МСП, устанавливается статьей 181 УИК РФ «Оказание помощи осужденным,
освобождаемым от отбывания наказания» /18, ст. 173, п. 4/. Отметим, что
обязанность обеспечить необходимыми средствами для жизни на первое время после
освобождения для администраций некоторых колоний установлена по прожиточному
минимуму.
Заключение не только
имеет смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и
призвано служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает
человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную
жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует
воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести полезные навыки.
В процессе исправительного труда греховная стихия в недрах души должна уступить
место созиданию, порядку, душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица,
находящиеся в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения,
чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь и здоровье не
подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный
пример других узников.
Социальная адаптация в
значительной мере зависит от степени социальной отчужденности освобожденного,
характера его преступной деятельности, ее продолжительности, состояния
микросреды, в которую он входит. Труднее адаптироваться лицам, совершившим
насильственные преступления, а также грабителям, ворам; легче - спекулянтам,
взяточникам, расхитителям и пр. Основная масса новых преступлений, совершаемых
лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период
до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более половины преступлений
совершается в первый год после освобождения.
Процесс социальной
адаптации можно считать успешным в том случае, когда у вернувшегося из мест
лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах
жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, жилье, постоянное
место работы, полезное проведение досуга и т. д.), а также порваны связи с
преступной средой.
Реабилитационные
мероприятия должны преследовать единую цель и быть непременно взаимосвязаны.
Непременным условием успешности процесса реабилитации выступает
заинтересованность самих подростков в результатах, а также их семей,
государства в целом. Главная цель реабилитации – помочь несовершеннолетнему
успешно интегрироваться в общество, осознать свое место в жизни.
Поскольку реабилитация –
это комплекс мер, связанных единой программой, то в данном процессе должны
принимать участие специалисты различных профессий. Единство усилий психологов, социальных
работников, психотерапевтов, педагогов и других специалистов направлено на
устранение возникающей после освобождения дезадаптации и способствует
ресоциализации. В зависимости от того, какие сферы жизнедеятельности нарушены,
различают виды реабилитации: социальную, психолого-педагогическую, медицинскую,
профессиональную. Реабилитация подростков, прибывших из мест лишения свободы,
включает в себя также процессы реадаптации и ресоциализации.
К факторам, обуславливающим
эффективную реабилитацию после освобождения можно отнести: возможность пройти
курс реабилитации в специальном учреждении; возможность обратиться за помощью к
специалистам; наличие разработанных и апробированных программ реабилитации
несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы; наличие
психолого-педагогических методик работы по реабилитации несовершеннолетних преступников;
своевременное начало процесса реабилитации; мотивация несовершеннолетних к
изменению образа жизни, поведения; консультативно-разъяснительная работа с
родителями, участие родителей в процессе реабилитации; благоприятный социум,
отсутствие криминального окружения; наличие условий для продолжения образования
и трудоустройства; желание работать или получить образование.
2.3 Взаимодействие
клиента с социальным работником
Все формы и методы
взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с
проблемой клиента, освобождающегося из мест лишения свободы и работа по поводу
этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих
групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального
взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются
профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень
владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.
Очень важно учитывать
право клиента, освобождающегося из мест лишения свободы на невмешательство в
его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для
достижения цели. В случае терапевтической или реабилитационной направленности
помощи социальный работник должен правильно понимать природу, причины и
развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретных ситуациях.
В ходе взаимодействия социального
работника и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы необходимо, чтобы
клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в
свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их
отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в
которой они оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на
то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими
сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных
отношений, что может повредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является
реакция клиента на социального работника, обычно она может основываться на
реалистических оценках, но случается и искаженное восприятие. Анализ этих
взаимоотношений должен способствовать выработке правильной оценки.
В профессиональном
взаимодействии социального работника и клиента, освобождающегося из мест
лишения свободы, значительное место должно отводиться решению задач социальной
адаптации и реабилитации, восстановлению социального функционирования. Характер
взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из
которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной
самооценке и оценке объективных условий, социальной среды. Социальный работник
должен обладать навыками профессионального воздействия на
социально-психологический, социально-ролевой, социально - организационный и
другие уровни адаптации.
Социальная реабилитация
(восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде)
также относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника
и клиента, освобождающегося из мест лишения свободы. Успешность осуществления
социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником
ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности, обязательности и
добровольности, доступности и др., а также различных уровней адаптации
(медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой,
социально-психологический и т.д.), каждый из которых должен включать в себя
определенный набор методов реабилитации.
Основным документом, на
основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы,
является положение, разработанное на основе действующего законодательства и
содержащее следующие основные разделы: общие положения (в этом разделе
определяются статус социальной службы, источники ее финансирования); задачи
(выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы);
основные направления деятельности; технологии.
3
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
3.1
Административные обязанности по отношению к лицам, освобождающихся из мест
лишения свободы
Освобождение
из ИУ лиц, отбывших наказание, включает в себя:
-
проведение беседы с каждым из осужденных о жизненных планах после освобождения,
предполагаемом месте проживания, имеющихся возможностях в вопросах обеспечения
жильем и устройства на работу;
-
разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства
Российской Федерации, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности
прибыть к избранному месту жительства и не позднее семи дней явиться в орган
внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и
службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу;
-
выдачу принадлежащих им вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом
счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении и
трудовой деятельности.
Осужденные,
освобождаемые из ИУ, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства,
продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации /18, ст. 181, ч. 1/.
При
отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение
осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за
счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в
размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации /18, ст.181, ч.
2/.
Обеспечение
продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также
оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ,
исполняющего наказание /18, ст.181, ч.3/.
Администрация
ИУ обеспечивает осужденных, освобождаемых от отбывания наказания, проездными
билетами либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства /10., ст. 28 –
32/.
При
освобождении осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно
проживавших за границей РФ, им приобретаются билеты до железнодорожной станции
на территории РФ, ближайшей к границе с государством, гражданами которой они
являются (в которой постоянно проживали), либо, по желанию освобождаемого лица,
до железнодорожной станции, ближайшей к аэропорту, имеющему прямое воздушное
сообщение с государством гражданства или постоянного проживания.
При
отсутствии у указанных лиц паспорта, заменяющего его документа либо иного
документа, удостоверяющего личность, а также при необходимости получения
выездной визы билеты приобретаются с транзитом через населенный пункт, где
находится консульский отдел посольства государства, представляющего его
интересы на территории Российской Федерации /10, ст. 36 – 37/.
3.2 Исследование
социальной работы с освобождающимися из мест лишения свободы на примере УИН МЮ
РФ по Курской области
Должностные права и
обязанности социального работника в пенитенциарной системе следующие.
Проводит прием осужденных
по личным вопросам, принимает меры по их решению. Повышает свой
профессиональный уровень, сочетает законные и обоснованные требования к
осужденным со справедливым и внимательным отношением к ним.
Оказывает содействие в
трудовом и бытовом устройстве освобождающихся осужденных, данная работа
проводится за 6 месяцев до освобождения и включает следующие мероприятия:
- сбор сведений об
освобождающемся, посредством изучения личного дела, индивидуальной беседы;
- проведение
воспитательных работ в целях подготовки осужденных к освобождению, разъяснение
прав и обязанностей в ходе поиска работы;
- в соответствии с
письменным заявлением осужденных направление запросов в ОВД с указанием даты
освобождения, адреса избранного места жительства и процесса трудоустройства;
- направление в органы
местного самоуправления и районные отделы ФГСЗН по избранному месту жительства
сведений об освобождающихся с указанием наличия жилья, трудоспособности,
специальности и паспорта;
- осужденным, являющимся
инвалидами 1 и 2 групп и старше 60 лет, по их просьбе оформляет путевки в дома
интернаты для инвалидов и престарелых;
- решение вопросов по
выделению нуждающимся единовременного денежного пособия, обеспечение
бесплатного проезда до места жительства;
- при поступлении
отрицательного ответа продолжает работу по решению трудового и бытового
устройства.
Занимается вопросами
пенсионного обеспечения, включающими мероприятия:
- подготовка необходимых
документов для назначения (переоформления) и выплаты пенсии, а также
своевременное представление сведений в ОСЗН ЦО города Курска;
- направление информации
на лиц получавших пенсию до осуждения в ОСЗН ЦО города Курска;
- оказание помощи в
поиске необходимой документации при назначении пенсии;
- сообщение в Департамент
по начислению и выплате пенсии и пособий об изменении списочного состава
пенсионеров;
- по состоянию на 1
января представлять список лиц получающих пенсию;
- получение в ОСЗН ЦО
города Курска пенсионного удостоверения, которое хранится в личном деле
осужденного;
- своевременное решение и
разъяснение вопросов пенсионного обеспечения, после консультации в ОСЗН и
Департаменте по начислению и выплате пенсии и пособий ЦО города Курска;
- осуществлять контроль
за своевременным перечислением пенсий органами социальной защиты населения и
принимать необходимые меры по устранению недостатков.
Занимается вопросами
учета трудового стажа осужденных включающими следующие мероприятия:
- ведет справки о
трудовом стаже и заработной плате осужденных, привлекаемых к оплачиваемому
труду;
- заполняет анкеты
застрахованного лица, осуществляет привлечение к оплачиваемому труду и передает
их в Пенсионный фонд Курской области;
- получает страховые
свидетельства в Пенсионном фонде Курской области, которые хранятся в личном
деле;
- информировать и
консультировать осужденных по вопросам пенсионного обеспечения и учете
трудового стажа;
- соблюдать
законодательство РФ по обеспечению прав осужденных и личного состава сотрудников
УИС.
Социальный работник здесь
так же отвечает за:
- осуществление
социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной
социальной помощи, поддержке и защите;
- комплексное изучение
личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи совместно с сотрудниками
психологической службы и других служб ИК-9;
- обеспечение нуждающимся
лицам квалифицированной социальной помощи, стимулирование осужденных на
самостоятельное решение своих социальных проблем и проблем других людей;
- привлечение осужденных,
их групп к деятельности по решению вопросов социальной направленности,
организационное и методическое руководство работы секции социальной помощи;
- обеспечение защиты прав
и законных интересов осужденных в социальной сфере, социальное сопровождение
осужденных на всех этапах исполнения наказания, проведение работы по улучшению
социально-бытовых и морально-психологических условий отбывания наказания;
- организацию и
проведение мероприятий, связанных с подготовкой осужденных к освобождению;
- оказание им содействия
в решении вопросов выбора места жительства и работы после отбытия наказания;
- решение вопросов
пенсионного обеспечения осужденных в период отбытия наказания;
- учет трудового стажа
осужденных, привлечение к оплачиваемому труду;
- организация
эффективности работы группы, взаимодействия с другими службами ИК-9;
- персонально несет
ответственность за выполнение функциональных обязанностей инспектора группы
соц. защиты и учета трудового стажа осужденных;
Социальный работник,
работающий с людьми, отбывающими в местах лишения свободы и освобождающимися из
мест лишения свободы, имеет дневник, характеризующий личность осужденного и
помогающий ему ориентироваться в общении с данным осужденным, исходя из
поведения осужденного в течение всего срока заключения (Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Служба социальной
реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в
трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых
учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений сегодня развита слабо
и требует высокой активности со стороны социальных работников. Для наибольшего
эффекта ресоциализации бывших осужденных и роста процента предотвращения рецидива
необходимо взаимосодействие социальных служб «за колючкой» и социальных работников
в пенитенциарной системе.
Социальному работнику,
работающему как с освобождающимися осужденными, так и с бывшими осужденными
необходимо знать характеристики осужденного, составляемые на него в местах
лишения свободы, исследовать дневники работников, работавших непосредственно с
данным человеком.
Предоставление
высококвалифицированной социальной помощи и поддержки лицам, освобождающимся из
мест лишения свободы сегодня практически невозможно исходя из следующих
проблем:
- в связи с переходным
периодом политического режима и экономического устроения на данный исторический
период наблюдается нестабильность в жизнедеятельности среднего гражданина РФ,
что подрывает его веру в качественную помощь со стороны государственных органов
социальной защиты, социального обеспечения, социальных служб и т.п. Человек,
освобождающийся из мест лишения свободы не верит, что сегодня вообще можно
обеспечить благосостояние свое, своей семьи честным путем и возвращается к
преступному образу жизни;
- слабое финансирование
института социальной работы препятствует качественной помощи лицам,
освобождающимся из мест лишения свободы;
- наблюдается острая
нехватка социальных работников, особенно в пенитенциарной сфере и в то же время
заключенные узнавая о возможности какой-либо помощи обращаются, и зачастую, не
попадая даже на прием, создают далеко не самую лучшую рекламу в «своих кругах»,
что выглядит вполне справедливо.
Необходимо решение этих и
других подобных проблем для преодоления кризиса преступности и «исцеления»
Российского общества в целом.
Все вышеперечисленное
говорит о том, что при всем желании помочь слабозащищенным слоям населения и в
частности – осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, социальный
работник встречает на своем подвижническом пути еще множество преград, которые
можно преодолеть только в совместной деятельности всех компетентных в данных
вопросах структур и членов общества, кому не безразлично наше будущее и будущее
наших детей.
1 Аверьянова Т. В. Криминалистика.
Учебник для вузов /Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Российская.
— М.: Издательство НОРМА. - 2000. — 990 с.
2 Айвазова А. Е. Психологические
аспекты зависимости /А.Е. Айвазова. - СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 120с.
3 Волгина Н.А. Социальная политика:
Учебник /Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736
с.
4 Глэддинг С. Г. Психологическое
консультирование /С.Г. Глэддинг. - 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.
5 Гуценко К. Ф.
Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов /К.Ф.
Гуценко, М.А. Ковалев. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001. — 384 с.
6 Захаров М.Л. Право социального
обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. — 2-е изд., испр. и
перераб. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.
7 Зайнышева И.Г. Технология
социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред.
И.Г. Зайнышева – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 240 с.
8 Иванов В.Н. Социальные технологии:
Курс лекций /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во МГСУ "Союз",
1999. - 432 с.
9 Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом
устройстве, а так же оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания
наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы от 13
января 2006 г. N 2 // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
10
Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а так же
оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в
исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы от 13 января 2006 г.
N 2 // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
11 Клейберг Ю.А. Психология
девиантного поведения: Учебное пособие для вузов /Ю.А. Клейберг. — М.: 2001.-160
с.
12 Кроль В. М. Психология и
педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В.М. Кроль. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М.; Высш. шк., 2003.—325 с.
13 Никитин В.А. Социальная
педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /Под ред. В.А.
Никитина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
14 Никитин В.А. Социальная работа:
проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. Пособие /В.А. Никитин. – М.:
Московский психолого-социальный институт, 2002. – 236 с.
15 О медицинском освидетельствовании осужденных,
представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью от 6
февраля 2004 г. N 54 // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
16
Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
17 Сафронова В.М. Прогнозирование и
моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб,
заведений /В.М. Сафронова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
18 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. // Консультант Плюс: Высшая школа
– Осень 2007 (CD-ROM).
19 Фирсов М.В. Психология социальной
работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: 2002 с. - 192 с.
20 Фирсов М.В. Теория социальной
работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.
– М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Образец
заявлений с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по
избранному месту жительства
Начальнику
_____________________________
(наименование исправительного учреждения)
_______________________________________
от _____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________, осужденного (ой) ________
(год рождения) (дата)
по ст. ______________ Уголовного кодекса
Российской Федерации к ___________ годам
лишения свободы.
До осуждения:
Проживал (а) ____________________________
(адрес)
Работал (а) _____________________________
(наименование предприятия,
________________________________________
учреждения, организации, занимаемая
должность)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас при освобождении ___________________________________
(оформить проездные документы, выписать талон убытия
по адресу:
_____________________________________________________________
указать точный адрес избранного
_____________________________________________________________
места жительства, причины невозвращения к прежнему
месту ж-ва)
В помощи по трудовому и бытовому устройству __________________
____________________________________________________________
(указать, нуждается или нет, если нуждается, то
указать конкретно, какая
_____________________________________________________________
необходима помощь, если не нуждается, то где
намеревается работать)
"__" ____________ 20__ г. Подпись
________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ДНЕВНИК
индивидуальной
воспитательной работы с осужденным
в исправительном
учреждении
Фамилия ______________________________________
Имя ______________________________________
Отчество ______________________________________
Число, месяц и год
рождения ____________________________________
Каким судом и когда
осужден __________________________________
Статья (и) УК ______________________________________
Срок лишения свободы ______________________________________
Начало срока ______________________________________
Конец срока ______________________________________
Сроки возможного перевода
(представления)
на облегченные условия
отбывания наказания ____________________
на обычные условия
отбывания наказания _______________________
в колонию-поселение _______________________
освобождении _______________________
N
|
Дата прибытия в
ИУ (отряд)
|
Номер отряда и
приказ о
направлении в отряд
|
Причины перевода
|
|
|
|
|
1. Общие сведения об
осужденном
(заполняется на основе
анализа материалов личного дела, результатов изучения личности осужденного во
время отбывания наказания и др.)
1.1. Национальность __________________________________________
(заполняется по желанию
осужденного)
1.2. Семейное положение ______________________________________
_____________________________________________________________
1.3. Сведения о
родственниках _________________________________
(Ф.И.О., степень родства,
адрес
_____________________________________________________________
места жительства и др.)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
1.4. Образование до
осуждения _________________________________
_____________________________________________________________
1.5. Профессия
(специальность) до осуждения ____________________
_____________________________________________________________
1.6. Краткое изложение
состава преступления ____________________
(отношение
_____________________________________________________________
осужденного к преступлению,
при наличии материального ущерба
_____________________________________________________________
или иска указать их
размер и другие данные,
_____________________________________________________________
характеризующие деяние)
1.7. Сведения об
имеющихся судимостях и основания освобождения __
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
1.8. Медицинское заключение
о состоянии здоровья и трудоспособности
(заполняется начальником
медсанчасти ИУ)
_____________________________________________________________
1.9. Иные обстоятельства,
характеризующие осужденного и подлежащие
учету в воспитательной
работе с ним _________________________
___________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.
Индивидуально-психологические особенности личности осужденного (Раздел
заполняется каждые полгода психологом и начальником отряда)
2.1. Направленность личности:
мотивы совершения преступления,
ценностные ориентации,
жизненные планы и т.п. _______________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.2. Психологическая характеристика
(в карантине и по мере необходимости)
_____________________________________________________________
(Уровень
интеллектуального и культурного развития;
_____________________________________________________________
эмоциональная
устойчивость и основные черты характера;
_____________________________________________________________
взаимоотношения с другими
осужденными и сотрудниками ИУ;
_____________________________________________________________
самооценка и контроль за
своим поведением; положительные и
_____________________________________________________________
отрицательные личностные
качества и т.д.)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2.3. Сведения о поведении
осужденного, оценка выполнения им требований действующего законодательства и
Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Раздел должен включать
сведения за весь период отбывания наказания осужденным.
3. Индивидуальная
воспитательная работа, проводимая с осужденным
3.1. Индивидуальная
воспитательная работа, проводимая с осужденным начальником отряда
Дата
|
Содержание
проведенной с осужденным воспитательной работы
(вид воспитательной работы)
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
3.2. Индивидуальная
воспитательная работа, проводимая с осужденным членами совета воспитателей
отряда
Ф.И.О.,
спец. звание, должность
члена СВО
|
Содержание
проведенной с осужденным воспитательной работы (вид воспитательной работы)
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Индивидуальная
воспитательная работа, проводимая с осужденным иными сотрудниками
исправительного учреждения
Дата
|
Ф.И.О., спец.
звание, должность сотрудника ИУ
|
Содержание
проведенной с
осужденным воспитательной
работы (вид воспитательной работы)
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. Решения совета
воспитателей отряда в отношении осужденного
Дата заседания
СВО
|
Решение СВО,
принятое в отношении осужденного
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
|
4. Учет поощрений и
взысканий
4.1. Учет поощрений,
объявленных осужденному
N
|
Дата
|
Вид поощрения
|
За что
объявлено поощрение
|
Кем
поощрен
|
Дата,
N приказа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Учет устных взысканий,
наложенных на осужденного (без постановления руководства ИУ)
N
|
Дата
|
Вид
взыскания
|
За что
наложено
взыскание
|
Кем
наложено
взыскание
|
Отметка об
ознакомлении осужденного (подпись осужденного)
|
Отметка о
снятии
взыскания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3. Учет взысканий, наложенных
на осужденного по постановлениям руководства ИУ
N
|
Дата
|
Вид взыскания
|
За что
наложено
взыскание
|
Кем наложено
взыскание
|
Отметка о снятии
взыскания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Результаты работы по
подготовке осужденного к освобождению, его трудовому и бытовому устройству
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________