Организация социальной работы с молодежью
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо
учитывать нарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН
РАН, г. Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис:
причины, характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность
населения в стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она
интенсивно снижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а
Дальний Восток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе
проживает 25% населения, а Дальневосточном – 5%... Качество населения отражается
в следующих 3-х характеристиках:
- физическое, психическое и социальное здоровье;
- образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;
- духовно-нравственные и культурные изменения.
По этим трем векторам наблюдается негативная динамика, которая
устойчиво ведет к деградации российского генофонда. Об этом свидетельствуют
следующие факты:
- ежегодно возрастает доля детей, рождающийся уже больными. На
2006 год это около 40%;
- повышается социальное нездоровье среди молодежи – алкоголизм,
наркомания, криминальность;
- более 3 млн. детей школьного возраста не может получить
регламентного образования по причине низкого уровня здоровья;
- все меньшее значение население придает культурно-нравственным
ценностям, заменяя их денежным чистоганом…
Индикаторы, находящиеся в явном противостоянии:
- Россия занимает 10 место по объему ВВП и 64-е – по уровню
душевого дохода;
- Россия находится на первом месте но территории и на восьмом – по
численности населения;
Россия занимает 17-е место по числу рождений и четвертое по числу
смертей…
Прогноз: в 2015 г. в России будет проживать 134 млн. человек, в
2020 – 130 млн. человек, в 2050 – в пределах 100 млн. человек» /5, с.17 – 19/.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других
странах является частью государственной молодежной политики. Отечественная
концепция государственной молодежной политики сформировалась на рубеже 80 –
90-х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной
политики в СССР» (16 апреля 1991 г.). С распадом СССР данный Закон практически
прекратил свое действие и лишь с принятием в 1993 г. постановления Верховного
Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ»
стал осуществляться курс на проведение молодежной политики в современных
условиях.
Данным документом определяется, что государственная молодежная
политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых,
экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности
молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Государственная молодежная политика выражает по отношению к молодому поколению
стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического,
политического и культурного развития России, формирование у молодых граждан
патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на
соблюдение прав человека.
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
Составители Доклада о положении молодежи приходят к выводу, что
уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным
ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшению генофонда нации,
что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности
страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработки специальной
государственной политики.
С принятием нового Закона Российской Федерации «Об образовании»
уменьшилось количество обучающихся, дошкольная система воспитания с переходом яслей
и детских садов на платную хозрасчетную основу становится в силу финансовых
причин недоступной для многих семей. Да и сама школа во многом утрачивает свою
воспитательную функцию – многие учителя становятся простыми урокодателями,
прекратил свое действие такой институт, как вожатые и классные руководители,
практически на нет сведена работа с детьми во внешкольное время и по месту
жительства.
Институциализация социальной работы с различными категориями и
социальными группами, в том числе с семьей, детьми и молодежью, является одной
из попыток решения проблем и конфликтов — на индивидуальном или групповом
уровне, по месту жительства или в условиях трудового коллектива. Становление
социальной работы, и в первую очередь работы с молодежью затруднено по причине
ограниченности материальных ресурсов распада довольно мощной сферы
соцкультбыта, прекращения деятельности пионерской и комсомольской организаций,
деятельность которых, несмотря на справедливую критику имела и позитивные
стороны — организация свободного времени и отдыха детей и подростков, а также
их военно-патриотическое и интернациональное воспитание.
Социальная служба в школе предназначена для организации активного
сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей
между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной,
квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по
защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет
следующие функции: выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии
каждому члену школьного коллектива; охраняет и защищает личность, ее права,
интересы и труд; создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни
учащихся; оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям; налаживает
взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над
личностью; изучает общественное мнение в школьном коллективе; организует
социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов,
школьной администрации, родителей; разрешает конфликтные ситуации между
учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями; организует работу
школьного телефона доверия; способствует здоровому образу жизни коллектива и
каждого ее члена.
Основными принципами деятельности социальной службы являются:
многофункциональность – выполнение комплекса разнообразных мер по охране и
защите прав личности школьника и педагога; объективность – учет как можно
большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной
личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и
наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;
коммуникативность – организация системы взаимосвязи с администрацией школы,
педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и
федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни
школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной
ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств
квалифицированной помощи; интеграция – полученная информация должна
аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и
анонимность респондентов; оперативность – быстрое разрешение или профилактика
социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной
личности; автономность – социальная служба должна быть независимой от
администрации школы, органов управления образованием и других властных
структур; репрезентативность – представительство во всех социальных группах
школьников и учет их интересов; адаптация – ориентация на подвижность,
отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной
среды, свойств личности и коллектива.
1.2 Структура государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую
линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и
культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к
истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до
30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики
являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и
ассоциации, а также сами молодые граждане.
Цели государственной молодежной политики: содействие социальному,
культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение
дискриминации молодых граждан по возрастному цензу; создание условий для более
полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной
жизни общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего
жизненного пути, достижении личного успеха; реализация инновационного
потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.
Государственная молодежная политика в силу ее комплексного
межведомственного характера осуществляется путем координации программ
отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью
негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной
политики осуществляется на следующих принципах:
- принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному
участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и
гражданского общества в целом;
- принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и
социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения
обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
- принцип гарантий: предоставление молодому гражданину
гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению,
воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной
подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны
обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной
жизни;
- принцип приоритета: оказание
предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей
деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании
мероприятий в области молодежной политики.
Основными направлениями осуществления государственной молодежной
политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в
сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности
молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное
предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование
условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности
молодежных объединений и содействие международным обменам.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях
важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам
населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе)
обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной
работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации
жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы.
Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют
различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной
практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в
образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим –
социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в
целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим –
характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация
цели социальной работы (от профилактики до коррекции).
То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с
молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного),
политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные
особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются
как социальный институт в широком смысле.
Так, в это понятие входят и социальные службы, роль которых в
обществе во многом отличается от деятельности обычных государственных
учреждений (последние в повседневной жизни часто называют «службами»).
Социальные службы выступают в виде институциональной основы социальной работы,
именно через них реализуются механизмы внедрения социальных проектов в практику
с целью защиты и поддержки различных групп населения.
Деятельность социальной службы в общих чертах регламентируется
Положениями, разработанными в рамках действующего законодательства. К
сожалению, до сих пор в России отсутствуют государственные социальные службы в
системе социальной защиты населения, специально направленные на поддержку и
защиту молодежи как социально-демографической группы. В настоящее время
существует ряд служб в структуре общественных организаций, оказывающих
различные услуги молодым людям. Однако, несмотря на особенности объектов
поддержки (дети, подростки, семья и др.), в Положениях различных социальных
служб существуют базовые блоки, которые необходимо учитывать при разработке
Положения о социальной службе, направленной на социальную поддержку молодежи. На
основе Положения формируется штатное расписание, определяется объем и характер
работы социальных работников. Сотрудники социальной службы должны обладать
умениями и навыками работы с клиентами (отдельными гражданами, различными
группами и т.д.), быть способными решать проблемы на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях.
Социальная служба является необъемлемым звеном целостной
(федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной
работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное
обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.
В начале XXI в. наиболее существенным нововведением в управленческих
структурах разного уровня стало реформирование источников и практики
финансирования социальной защиты населения на федеральном, региональном и
местном уровнях. В настоящее время в программах социальной защиты:
- государственная централизованная помощь планируется главным
образом только слабозащищенным слоям населения (за счет бюджетных средств);
- обеспечение, поддержка всех нетрудоспособных граждан и семей с
детьми в денежной форме (пенсии, пособия) осуществляется из внебюджетных фондов
за счет взносов на социальное страхование, вносимых предпринимателями и
наемными работниками, а также путем создания основной (государственной) и
дополнительных (частных, профессионально-групповых) систем социального
страхования;
- социальные услуги (общие – для всего населения и специфические –
для нетрудоспособных граждан и семей с детьми) финансируются в основном из
бюджета и фондов социального страхования, формируемых частично за счет
обязательных страховых взносов наемных работников;
- среди источников финансирования государственного социального
страхования предусматриваются обязательные страховые взносы наемных работников,
зачисляемые на их персональные счета, что дает возможность дифференцировать
размер обеспечения (например, по временной нетрудоспособности) в зависимости от
страхового вклада наемных работников.
Для повышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной
защиты населения, в том числе молодежи, необходимо:
- разработать принципы инвестирования резервных финансовых
средств, переструктурировать (изменить структуры) государственный долг по
социальному страхованию, оформлению задолженности государства в индексируемых
государственных облигациях по социальному страхованию;
- предоставить гражданам право: добровольно переводить облигации
по социальному страхованию из государственного фонда социального страхования на
персональные счета в любую негосударственную (частную) страховую компанию; передавать
частным страховым компаниям, частным пенсионным фондам приватизационные чеки,
получаемые по годовым программам приватизации;
- совершенствовать системы источников финансирования социальной
защиты населения – привести тарифные взносы на социальное страхование
предприятий, учреждений, организаций в соответствие с объемом средств,
необходимых для достижения дифференцированного социально гарантированного
минимума обеспечения (средний размер тарифа страхового взноса должен
устанавливаться Правительствам РФ);
- согласовать социальную поддержку с отраслями и регионами, а
также с отдельными категориями плательщиков (в зависимости от опасности,
вредности, трудности работ и состояния новых условий труда) по регулированию
социально-трудовых отношений с учетом дифференцирования тарифа страхового
взноса;
- учредить региональные (муниципальные) фонды социальной поддержки
населения.
Социальный работник, участвуя в процессе формирования региональной
молодежной политики, должен иметь в виду:
- источники, объемы и принципы финансирования социальных проектов,
направленных на социальную поддержку и помощь различным группам населения, в
том числе молодежи в регионе;
- критерии определения социального положения различных групп
населения, в том числе молодежи, нуждающихся в разных формах социальной помощи;
- существующие системы учреждений социальной работы, а также
технологии оказания социальной помощи, реализуемой в различных типах социальных
служб;
- полномочия: федеральных, региональных и местных органов
социальной защиты, их дифференциацию и интеграцию; государственных и
негосударственных структур, включенных в процесс социальной защиты населения,
механизм их взаимодействия;
- наличие негосударственных структур, участвующих в социальной
защите населения края;
- характер и формы самозащитной деятельности различных групп
населения, в том числе молодежи.
Учет этих положений будет способствовать оптимальному
реформированию системы социальной защиты и поддержки молодежи в регионе, так
как при всех издержках централизованного управления деятельность структур
исполнительной и законодательной власти должна осуществляться на основе
межведомственной координации. Это позволит при разработке и реализации
программных действий интегрировать бюджетное финансирование и обеспечение
мероприятий социальной поддержки молодежи в единый алгоритм, который включает:
- организацию научно-исследовательских работ в сфере социальной
поддержки молодежи, основное предназначение которых заключается в опережающем
научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи;
- совершенствование нормативно-правовой базы социальной поддержки
молодежи в регионе;
- реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в
рамках бюджетного финансирования по статье «Прочие расходы».
Для работы с молодежью во всей субъектах Российской Федерации
функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. По данным
исследования, проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной
политике Минобразования России, в стране численность сотрудников органов по
молодежной политике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в
инфраструктуре сферы молодежной политики работает около 100 тыс. человек.
Важным в этой связи является расширение содержания старых и
развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и
работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных
новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной
работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка
социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа
поселения.
Необходимо также развивать научно-исследовательское направление
организации социальной поддержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую
очередь) следующие мероприятия:
- совершенствование информированности молодежи о различных акциях
по поддержке лиц, оказывающийся в трудных жизненных условиях;
- оценка эффективности взаимодействия национально-культурных
общественных объединений граждан, землячеств, заинтересованных в социальной
поддержке молодежи;
- разработка концепции и методики оценки качества оказываемых молодежи
социальных услуг с учетом дифференциации муниципальных образований;
- изучение: соответствия должностей и полученного образования
специалистов, работающих в социальной сфере; возможностей межрегионального и
международного сотрудничества в рамках СНГ в области совершенствования форм и
технологий поддержки молодых людей, находящихся в сложной жизненной ситуации
/4, с.70-74/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности и результативности социальной работы
большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и
интересов различных групп населения, данные которого используются органами
социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками
в своей деятельности.
Система обучения социальных работников должна обеспечивать
подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом,
воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него
самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную
активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной
защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их
жизни.
А.А. Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспекте
регионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должна
быть основана на следующих направлениях:
- развитие творческого, научного, спортивного и иного потенциала
молодежи;
- повышение уровней нравственной, правовой, политической культуры
молодых людей, а также пропаганда здорового образа жизни, национальных,
культурных и семейных ценностей;
- создание единого информационного пространства, способного
обеспечить повсеместный доступ молодежи к необходимой информации, его позитивное
оформление;
- интеграция государственного и коммерческого секторов экономики в
целях стимулирования активности молодежи;
- поощрение создания и поддержка молодежных объединений
организаций, коллективов и движений» /5, с.194 – 195/.
Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на
предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем
самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает
материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей,
творческий начал посредством развития сети социальных центров. Специфика
социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается
не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального
обновления.
Социальные службы должны:
- оказывать поддержку преимущественно в связи с проблемами
жизненного старта (следовательно, предоставлять более широкий комплекс услуг);
- учитывать особенности молодежной субкультуры;
Разрабатывать и апробировать инновационные программы, привлекать
общественные организации.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
- создание системы социального обслуживания молодежи как
государственно-общественной целостной системы социально-психологического
сопровождения человека;
- выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального
поведения несовершеннолетних и молодежи;
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи,
оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности
контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое
увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство
собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда у клиента отпадает
необходимость в помощи социального работника (конечная цель).
Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы
оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы
– от отдельных центров и традиционных технологий к государственной
межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных
служб с разветвленной инфраструктурой.
В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали
по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации
и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых
управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой
нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки
кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на
уровне региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социология
семьи: Учебник /А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
2 Безрукова О.Н. Социология
молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н.
Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 35 с.
3 Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.:
Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.
4 Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для
студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики,
2006. – 206 с.
5 Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы
/Материалы региональной научно-практической конференции «Демографическая
ситуация и миграционная политика в Приамурье: социально-экономические, правовые
и медико-экологические аспекты» 10-11 февраля 2006 года /Научное издание. –
2006. – 400 с.
6 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для
студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
7 Павленок П.Д. Основы социальной
работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра
– М, 2003. – 395 с.
8 Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов,
Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
9 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное
пособие /Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
10 Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ.
ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.