Традиция гуманитарного мышления в теории социальной работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Определения необходимые для понимания гуманистической перспективы
2.
Гуманистический подход к пониманию человека
3.
Гуманистическая модель практики социальной работы
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В истории теории
социальной работы отмечают два подхода, окрашивавших и окрашивающих все
разнообразие теоретических построений в социальной работе. Эти подходы
сформировались: один – в русле позитивистской традиции научного знания, всегда опиравшегося
на естественно-научные парадигмы мышления, другой – в контексте парадигм наук о
человеке и обществе, в русле социально-гуманитарного знания.
В этой связи весьма
показательно обоснование Леонардом[1] дифференциации
двух систем научного знания о социальной работе в середине 70-х годов: научное
знание, ориентированное на парадигмы естественно-научного мышления и
полипарадигмальный статус наук о человеке и обществе, опирающийся по преимуществу
на гуманистическую традицию в истории социальной мысли.
Противостояние и
сосуществование позитивистского и социальногуманитарного подходов в социальном мышлении
в последние 100-150 лет проявлялось постоянно, в том числе и в теории социальной
работы. Современная теория социальной работы эту сторону проблемы рассматривает
в характеристике важнейших тенденций современного научного знания о теории
социальной работы, а также при характеристике ее важнейших моделей, сосуществующих
сегодня в современном общественном сознании.
Традиция гуманитарного мышления
в теории социальной работы - система требований, принципов научного осмысления проблем
социальной работы, используемых в контексте философско-гуманистического видения
развития человека и общества, опирающегося как на эмпирическое, так и на теоретико-методологическое
научное знание.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Гуманистическая
перспектива включает в себя базовые понятия «гуманизм», «гуманность»,
«гуманизация».
Гуманизм – это сложное
и многоплановое явление, в широком смысле этого слова употребляется как
исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как
личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих
способностей, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а
принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений
между людьми[2].
Фундаментальные научные
исследования последних лет дают более строгое определение понятия «гуманизм».
Так, Е.Н. Шиянов определяет гуманизм как «социально ценностный комплекс идей,
утверждающий отношение к человеку как к высшей ценности, признающих право на
свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил»[3].
Гуманность
рассматривается им как «качество личности, совокупность нравственно
психологических свойств, выражающих осознанное отношение к человеку как к
ценности»[4].
Понятие о гуманизме
связано с пониманием человека как части природы и члена общества, с осознанием
самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных»
потребностей, в том числе и потребности в реализации присущих индивиду
способностей и возможностей.
З.Г.Нигматов определяет
гуманизм как «принцип мировоззрения, который предполагает исключение всякого
угнетения и эксплуатации человека человеком, создание всех условий для
свободного, разностороннего развития человека, отношение к нему как к высшей
ценности, уважения его достоинства, заботу о нем, установление гуманистических
общественных отношений»[5].
Этимологический анализ
понятия «гуманизм» показывает, что оно означает «человеческий», «человечный». И
в самом определении присутствует «человек», признающийся высшей ценностью, то
есть гуманизм относится к миру моральных ценностей.
Гуманность, по
определению З.Г. Нигматова, это осознанное и заботливое отношение к людям,
выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности. Обобщая
наиболее характерные признаки гуманности, можно прийти к выводу, что наиболее
существенными являются:
- признание ценности
человека как высшего капитала;
- проявление заботы о
человеке (на основе чуткости, отзывчивости, доброты);
- нетерпимость к
равнодушию, ко всякому злу[6].
Гуманизация как
производное от понятия «гуманизм» выступает социально-ценностной и
нравственно-психологической основой общественной жизни, отношений между людьми.
В этой связи она характеризует и ценностные параметры образования социальной
работы как социального института. Гуманизация социальной работы соответственно
может быть рассмотрена, с одной стороны, как важнейший социально-образующий
принцип, а, с другой, отражающий гуманистические общественные тенденции в
построении и функционировании систем современного общества[7].
По своим целевым
функциям гуманизация социальной работы является действующей тенденцией
гармоничного развития личности, способствующая обогащению ее творческого
потенциала, роста сущностных сил и способностей. Она представляет собой
процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой
деятельности. И, наконец, гуманизация – ключевой элемент нового мышления,
утверждающего полисубъектную сущность процесса развития человека, основным
смыслом этого процесса становится развитие личности.
2. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЧЕЛОВЕКА
Гуманистическая линия в
научной картине мира как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в и
подменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировых
войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о
человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического
взгляда на прогресс человека, невиданные ранее масштабы жестокости, агрессии и
разрушительности заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им
импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур»[8].
Гуманистическая перспектива
появилась в противопоставление психоанализу и бихевиоризму как редукционистским
и механистическим течениям. Первые работы ученых-гуманистов приходятся на 50-е
годы ХХ столетия, однако расцвет данного направления произошел в конце 60-х –
начале 70-х годов.
Гуманистический подход может
быть представлен работами К.Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А.
Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., а также
некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов
психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических ученых[9].
Отношение социального
работника к возможностям личности служит одним из ключевых факторов успешности
его профессиональной деятельности. Сама социальная работа представляет собой
гуманистический процесс в рамках общественных отношений, свидетельствующий об
относительно высоком уровне развития социума, способного поддержать людей,
нуждающихся в помощи. Социальная работа нацелена на профессиональную помощь
индивидам по усилению или восстановлению их возможностей полноценного
социального функционирования.
Гуманистический подход
к пониманию человека предполагает веру в его созидательный потенциал,
способность к преодолению препятствий и социальной адаптации в самых сложных
условиях жизни. Эта вера основана на знании онтогенетических (а порой и
филогенетических) психологических закономерностей развития и функционирования
человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
В данном аспекте
человек понимается как уникальная, открытая, активная, интенциональная и
амбивалентная система, способная к самопознанию, самоизменению и саморазвитию.
Представления о человеке как об открытой системе получили широкое
распространение после исследований Л. фон Берталанфи, одного из
основоположников общей теории систем. Он рассматривал человека в качестве открытой
организованной динамической системы, способной функционировать независимо от
нарушений начальных условий её существования. Человек – это открытая система.
Он существует, лишь непрерывно взаимодействуя со своим окружением, он открыт
миру через свое поведение, деятельность, он что-то получает из мира и что-то
ему отдает[10].
Движущие силы развития
личности, лежащие в основе её активности, связаны с двумя тенденциями:
стремлением человека к избавлению от напряжения и достижению равновесия со
средой (редукция напряжения) и стремлением к созданию напряжения.
Личность взаимодействует
с миром на разных уровнях. Некоторые системы поддерживают равновесие организма
с окружающей средой и снимают состояние напряжения, но личностная система
стремится к нарушению равновесия и поддержанию определенного уровня напряжения.
Возникновение новых интересов, желание приобретать знания, чувство
ответственности и другие формы жизнедеятельности выходят далеко за пределы
редукционистского функционирования.
Диалектика этих двух
тенденций личности – стремления к напряжению и стремления к редукции напряжения
является основным источником активности человека. Нарушение определенного
баланса тенденций часто свидетельствует о психологических проблемах личности
или начале социальной дезадаптации.
В целом внутренние
противоречия личности рассматриваются как один из основных побудителей
саморазвития. Человек как индивид, личность и субъект деятельности выступает в
качестве целостной, интегрированной, активной и амбивалентной системы,
способной к саморазвитию. Амбивалентность личности представляет собой взаимное дополнение
и взаимную компенсацию разнонаправленных личностных тенденций, качеств,
особенностей, проявлений в деятельности и поведении. Система является сложной
целостностью, заключающей в себе тенденции, непосредственно друг с другом не
совместимые, но имеющие опосредованную совместимость. Амбивалентные тенденции
(подсистемы, особенности, черты), присущие человеку, взаимодействуют различными
способами.
В широком смысле
амбивалентность можно рассматривать как основную интегральную характеристику и
закономерность развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности[11].
В самом феномене
амбивалентности человека заложены потенциальные возможности для успешной
социальной адаптации, которые необходимо актуализировать в условиях особых
социальных ситуаций, когда субъект не справляется с жизненными трудностями и
ему нужна помощь социального работника.
3. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Эффективна в данном
случае технология «активного слушания» (основными компонентами которого
является эмпатия, направленность на клиента) и партнерский стиль отношений.
Процесс оказания помощи
включает в себя[12]:
1) обретение смысла
существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь
изменяется по пути прогрессивного развития;
2) центрирование,
акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они
готовы заняться их делами, доказывая это практически;
3) действие, когда
социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент
видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо — нужно
просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.
Гуманистическая модель
теоретического обоснования социальной работы в значительной мере играет роль
философско-гуманистической базы экзистенциальной технологии оказания помощи
нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тщательное изучение научных
литературных источников позволило нам сформулировать условия, обеспечивающих гуманистическую
перспективу в социальной работе:
- создание
гуманистически ориентированного учебно-воспитательного пространства для
студентов социальной работы;
- opиентация
профессиональной подготовки соцработника, с одной стороны, на социально
заданную гуманистическую цель профессиональной деятельности, а с другой — на
развитие его творческой индивидуальности;
- формирование
мотивационно-ценностного отношения соцработника к его профессиональной
деятельности, составляющего содержание гуманистической направленности его
личности;
- органичное сочетание
в рамках методологии ценностного подхода принципов культурологического,
личностно-деятельностного, полисубъектного и индивидуально-творческого
подходов;
- единство
общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности
в условиях широкой гуманитаризации содержания образования;
- демократизация
профессиональной подготовки социального работника в связи с обеспечением
субъектной позиции его развития, создание условий для его творческой
деятельности, самоорганизации и самоуправления;
- гуманизация общения и
организация учебно-профессионального сотрудничества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Акмалова А. А., Бабкин Н. И., Павленок
П. Д., Аникеева О. А. Основы социальной работы. М.: Инфра-М, 2007.
Актуальные проблемы обеспечения прав и
свобод человека и гражданина в современном мире. Материалы Международной
научно-практической конференции, посвященной тысячелетию Казани (30 мая 2005
года, г. Казань) / Отв. ред.: Нигматов З.Г. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
Кузьмин К.В. История социальной работы.
М.: Академический проект, 2005.
Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология
как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом. Гуманистическая
перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
Теория социальной работы: В 3 ч. Часть 1
/ Вырщиков А.Н., Кузнецова М.А., Новак Е.С., Чернов А.Ю. Волгоград:
Издательство ВолГУ, 1999.
Шиянов Е.Н. Социальная педагогика. М.:
ВЛАДОС, 2004.
[1] Leonard P. Towards a
paradigm for radikal practice // Radikal social work / Ed. R Bailey and N. Braik. L., 1975. Цит. по Кузьмин К.В. История социальной
работы. М.: Академический проект, 2005.
[2] Словарь-справочник по социальной
работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. М., 1997.
[3] Шиянов Е.Н. Социальная
педагогика. М.: ВЛАДОС, 2004.
[4] Там же.
[5] Актуальные проблемы обеспечения
прав и свобод человека и гражданина в современном мире. Материалы Международной
научно-практической конференции, посвященной тысячелетию Казани (30 мая 2005
года, г. Казань) / Отв. ред.: Нигматов З.Г. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
[6] Там же.
[7] Словарь-справочник по социальной
работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. М., 1997.
[8] Леонтьев Д.А. Гуманистическая
психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом.
Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С.21.
[9] Словарь-справочник по социальной
работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. М., 1997.
[10] Кузьмин К.В. История социальной
работы. М.: Академический проект, 2005.
[11] Акмалова А. А., Бабкин Н. И.,
Павленок П. Д., Аникеева О. А. Основы социальной работы. М.: Инфра-М, 2007.
[12] Теория социальной работы: В 3 ч.
Часть 1 / Вырщиков А.Н., Кузнецова М.А., Новак Е.С., Чернов А.Ю. Волгоград:
Издательство ВолГУ, 1999.