Базовые ценности современной молодежи
Ливенский
филиал ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет»
БАЗОВЫЕ
ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Федорова И.Н.
Трансформация российского
общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок
россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для
русской культуры системы ценностей, вестернизации общественного сознания.
Ценности, как справедливо
отмечал Ч.Кули, являются «энергетическими узлами», точками эмоционального
приложения в отношениях с миром, и в то же время основой механизма мотивации
социального поведения людей. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества,
помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в
жизненно значимых ситуациях.
Нынешняя молодежь в
возрасте от 15 до 17 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических
и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни
родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать
новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся
жизненной реальности. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных
ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется
весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути
содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества.
В начале исследования мной
была выдвинута гипотеза, что под воздействием фактора времени и
социально-экономических перемен их детства, нравственные ценности и ориентации
претерпели изменения и сейчас направлены в сторону новых качеств жизненного
успеха (независимость, свобода, власть, деньги и др.), а также отношение к
алчным и аморальным поступкам стало более простым.
Мной был проведен опрос
среди школьников старших классов г. Ливны Орловской области в возрасте о 14 до 17
лет. Было опрошено 150 человек. Выборку составили 51% юношей и 49% девушек.
Использовался метод гнездовой выборки. Были поставлены следующие
исследовательские задачи: 1) выявить систему базовых ценностей современной
молодежи; 2) определить приоритетные жизненные цели и способы их достижения; 3)
выявить отношение молодежи к патриотизму, семье, религии.
Базовыми считаются
ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно
влияющие на его поступки в различных областях жизни. Они формируются в период
так называемой первичной социализации индивида к 18-20 годам, а затем остаются
достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни
человека и его социальной среды.
Чем же характеризуется
ценностное сознание современных «детей перемен»? Было предложено назвать пять наиболее
значимых для них жизненных ценностей. В группу предпочитаемых ценностей вошли
следующие критерии: здоровье (87,3%), семья (69,7%), общение с друзьями (65,8),
деньги, материальные блага (64,9%) и любовь (42,4%). Уровень ниже среднего
(разделяют от 20 до 40% респондентов) образовали такие ценности, как
независимость, свобода, работа по душе, самореализация. Низший статус (менее
20%) получили такие ценности, как личная безопасность, престиж, слава,
творчество, общение с природой.
В то же время молодежь
понимает, что в современных условиях положение человека в обществе определяют
именно личные достижения человека в образовании, профессиональной деятельности
(38,1% респондентов), а также его личные качества – ум, сила, привлекательность
и т.д. (29% респондентов). А такие качества как социальное положение семьи,
владение материальными средствами не имеют большого значения.
Структура базовых
ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об
основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых
критериев выделяют: наличие семьи, детей (71,5%), надежные друзья (78,7%),
интересная работа (53,7%), такие показатели как наличие престижной
собственности, богатство, высокая должность не так важны для современной
молодежи. И к сожалению, приходится констатировать сокращение значимости в
глазах молодых людей такой социально ориентированной цели как «честно прожитая
жизнь».
Я решила спросить влияют
ли СМИ на ценности нашей молодежи? Оказалось 38,8% респондентов считают, что
влияю, но незначительно, 36,3% - влияют в значительной степени, и лиши 5,4%
считают, что не влияют вообще. В первую очередь под влиянием СМИ, по мнению
молодежи, происходит формирование таких качеств как гражданина и патриота
(22,3%), пропаганда денег (31,7%), насилие (15,5%), справедливость (16,9%),
веры в бога (8,3%), ценности семьи (9,7%).
Весьма важным
представляется ответ молодых респондентов на вопрос о том, что они считают
главным в воспитании подростков в современных условиях. Как видно из
проведенного опроса, современная молодежь демонстрирует достаточно широкую
палитру воспитательных ориентаций, среди которых упоминается необходимость дать
детям хорошее образование, привить организованность, самодисциплину и
трудолюбие, воспитать честность и доброту, а также стойкость и умственные
способности.
Таким образом, в
воспитательных ориентациях современных молодых людей наблюдается сочетание так
называемых «хлебных» моментов (образование, обучение профессии, которая
«прокормит») и необходимости нравственного совершенствования и воспитания детей
(развитие честности, доброты, трудолюбия, самодисциплины).
Примечательно, что
личностные качества, связанные отношением к другим людям также имеют у молодежи
направленность на традиционные нравственные ориентации. Представляет интерес в
этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего
ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как
отзывчивость (82,4%), надежность (92,8%), честность (74,9%), гостеприимность
(58,2%), скромность (25,6%). Наряду с этими традиционными нравственными
ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость
(57,8%).
Одной из традиционных
базовых ценностей российского общества является любовь к своей Родине. К
сожалению, сегодня часто можно услышать обвинения в адрес современной молодежи
в отсутствии у нее патриотизма. Так ли это? Опрос показал, что только
незначительная часть молодежи считает, что патриотизм изжил себя (17,6%). При
этом содержание понятия «патриотизм» не имеет уже государственно-державного
характера. Так, только 16,5% считает, что «быть патриотом – это ставить
интересы государства выше интересов личности». Для большинства (53,9%)
патриотизм означает «готовность посвятить свою жизнь Родине». У молодого поколения
формируется понимание того, что патриот – это не только герой, но и гражданин.
Так, 29,4% полагают, что «быть патриотом – это соблюдать законы своего
государства и добросовестно выполнять свои обязанности».
Также участникам опроса
было предложено высказать свое мнение к поступкам, которые считаются
аморальными и алчными. Как оказалось, не поддерживая следующие поступки
однозначно, молодежь допускает в определенных жизненных обстоятельствах достигать
своей цели любой ценой (70%), обогащаться за счет других (66,4%), давать взятку
(57,8%).
Ценности семьи являются
главенствующими во все времена. Последнее время на западе выделяют около сотни
различных браков. Я решила выявить отношение молодежи к гражданским бракам.
Ответ оказался ожидаем - 61,9% респондентов считают это нормальным явлением. Но
при ответе на вопрос: «Как Вы относитесь к рождению детей вне брака?», мы
выявили полную противоположность предыдущему ответу. Так, 56,5% считают, что
это просто недопустимо в их жизни.
Среди качеств, которые
современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы
образованность (71,9%), воспитанность (48,9%), трудолюбие (47,8%),
справедливость (48,8%).
В данный момент
возрождается ценность религии. Мы спросили: «В каких случаях в жизни Вы
прибегали к молитве?». Как оказалось, 52,55 респондентов прибегали к молитве в
беде, в опасности, 38% при сдаче экзаменов, 37% респондентов в церкви на
богослужении. Все знают сейчас «Великий пост», при этом представляет интерес
вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74,5% опрошенных никогда не
постились, 14% перед причастием, и только 4,7% респондентов соблюдают все
посты.
В целом результаты
проведенного исследования позволяют сделать вывод, что базовые ценности
современной молодежи не отличаются от традиционных ценностей российского
общества. Можно говорить о поколенческой преемственности морали. А также можно
сказать и о том, что в структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается неустойчивое
равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью
успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность
деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье,
коллективу. Возможно, что в дальнейшем это выразится в становлении новой
моральной системы.
Литература
1.Бойков, В.Э. Ценности и ориентации
общественного сознания россиян/ В.Э.Бойков// Социологические исследования. –
2004. -№7. – С.46-52.
2.Ефремова, Ж.Д. Формирование и
функционирование менталитета населения малого провинциального города/
Ж.Д.Ефремова: Дис. канд. социол. наук: 22.02.04: М., 2006. – 248с.
3.Запесоцкий, А.С. Дети эпохи
перемен: их ценности и выбор/ А.С. Запесоцкий // Социологические исследования.
– 2006. - №12. – С. 98-104.
4.Кули, Ч. Социальная самость //
Американская социологическая мысль: Тексты / Под общ. ред. В.И. Добренькова. –
М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С.314-327.
5.Лапин, Н.И. Динамика ценностей
населения реформируемой России /Н.И.Лапин, Л.А.Беляева, Н.Ф.Наумова,
А.Г.Здравомыслов. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 224с.
6.Маслоу, А. Мотивация и личность /
А.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.
7. Мегаполисы и провинции в
современной России: образы и реальность. Аналитический доклад ИКСИ РАН. М.,
2004. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. iksiran.ru.