Социальная политика и реклама против игромании
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие социальной
рекламы
1.1 Понятие Игромания
2. Социальная политика по
борьбе с игроманией
2.1 Социальная политика и
социальная реклама по борьбе с игроманией за рубежом
2.2 Примеры социальных
плакатов на тему игорной зависимости за рубежом
2.3 Социальная политика и
социальная реклама по борьбе с игроманией в России
3. разработка плаката
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная проблема весьма
актуальна на сегодняшний день, т.к. в настоящее время повысилось количество
зависимых от азартных игр людей. К числу игрозависимых откосится также и
большой процент детей от 13 лет.
Следует отметить новизну
данной работы, т.к. были перечислены и систематизированы факторы, влияющие на
возникновение игорной зависимости, выявлены положительные и отрицательные
действия государств по борьбе с данной проблемой.
Предметом исследования
являются различные социальные политики, проводимые как нашим государством, так
и в зарубежных странах. Так же была проанализирована социальная реклама
(плакат), призванная привлечь внимание как ЦА, связанной с игорной
зависимостью, так и контактные аудитории. Необходимость решения социальных
проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее
дальнейшего развития.
Методы исследования:
·
поиск и анализ
данных по маркетинговым стратегиям и их использованию на сегодняшний день;
·
исследования
основных тенденций по использованию стратегии линейного расширения крупными
копаниями, выявление ошибок и успешных примеров.
·
сбор информации и
анализ рынка на предмет применения маркетинговой стратегии «линейное
расширение»
Исследование степени зависимости от азартных игр на
сегодняшний день и анализ проводимой социальной политики, как в нашей стране,
так и за рубежом имеет важное значение, как в плане сугубо научном, так и в
целях практической реализации применяемой социальной рекламы для уменьшения
количества игрозависимых людей.
Целью данной научной работы является привлечь внимание к
относительно новой для нашей страны проблеме игромании (лудомания). Задачами
данной работы являются:
1. привлечь внимание
целевой и контактной аудитории к теме, освещаемой на плакате;
2. призвать людей к
борьбе с данной проблемой;
3. привлечь внимание
властей в к проблеме.
Поставленные цель и
задачи составляют структуру работы, которая состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографии и приложения.
Во введении обозначаются
основные цели и задачи работы, методы исследования.
В I главе автор дает основные понятия,
связанные с социальной рекламой и понятия игромании.
В II главе автор анализирует социальную
политику по борьбе с игрозависимостью за рубежом и в России.
Во III главе с учетом проанализированных
данных разрабатывается социальная реклама по борьбе с игроманией.
В заключении автор делает
вывод о растущем количестве игрозависимых людей и не серьезного внимания
государства к данной проблеме.
Библиография насчитывает
4 работы, включая Интернет источники.
В приложении находятся
иллюстрации.
Социальная реклама -
важнейший инструмент информационной политики. В настоящее время в России много
внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества.
Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного
вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего развития. Согласно ст. 18 Закона РФ
«О рекламе» «социальная реклама представляет общественные и государственные
интересы и направлена на достижение благотворительных целей». Социальная
реклама носит некоммерческий характер и решает важные общественные задачи. Она
призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным
действиям. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации
и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки их товаров. Данное
ограничение распространяется и на марки товаров, являющиеся результатом
предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
В настоящее время
рассматривается проект Федерального закона «О показе национальных фильмов и
размещении социально значимой информации в телевизионном вещании», который
предусматривает увеличение квот на производство и предоставление эфирного времени
(площади) под социальную рекламу. Под социальную рекламу предлагается отдавать
двадцать процентов эфирного времени (площади) в тех средствах массовой
информации, где в состав учредителей входят государственные органы, и десять
процентов — в остальных средствах массовой информации.
Условия, касающиеся
времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные
рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя, если
рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее, чем за месяц до
предполагаемого срока распространения социальной рекламы. Это также
свидетельствует о гарантиях размещения социальной рекламы в российских
средствах массовой информации.
Согласно Закону «О
рекламе» производство, размещение и распространение социальной рекламы являются
платными и производятся на основании договора. Однако на практике социальная
реклама может быть бесплатной для рекламодателя. В этом случае осуществляемая
на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по
производству и распространению социальной рекламы признается благотворительной
деятельностью.
Существуют три категории
социальной рекламы.
1.
политические
кампании,
2.
социальная
реклама, созданная по заказу различного рода неправительственных и некоммерческих
структур типа "Гринпис" и ЮНЕСКО.
3.
это социальная
реклама, заказчиком которой является непосредственно государство.
Опыт многих зарубежных
стран говорит о том, что социальная реклама является важнейшим инструментом
государственной информационной политики. В Великобритании существует
специальное ведомство при правительстве, которое занимается, по сути,
государственной идеологией. Подобные структуры действуют и в Голландии, и во
Франции.
1.1 Понятие Игромания
Игроманию – («лудомания»
- с латинского языка "ludus" - игра) - чрезмерного увлечения
азартными играми.
Как правило, лудомания
возникает в тех странах, где хорошо развит или практически неконтролируем
игорный бизнес.
В мусульманских странах
игромания запрещена не только законом, но и религией. Существует перечень
стран, где самый высокий процент азартных людей. Это Китай, Канада, США,
Аргентина, Колумбия, Россия и т.д.
В западной Европе
Значительная часть казино находится во Франции и Монако и 7% в Германии, менее
5% в Италии.
Самой крупной игровой
страной в мире считается США, где для азартных людей построены отдельные города,
такие как Лас-Вегас, Атлантик-Сити, и сейчас уже более половины штатов
вовлечены в игорный бизнес. Только в 348 индейских игорных клубах работают 206
000 игровых автоматов и 4 500 игровых столов. Штат Невада имеет, кроме этого,
186 430 игровых автоматов и 5 841 игровой стол. Игорный бизнес Америки даёт
стране до 25 млрд. долл. в год и предоставляет полмиллиона рабочих мест. Во
всём Санкт-Петербурге сегодня меньше игровых автоматов, чем в двух крупнейших
казино Лас-Вегаса вместе взятых.
Для сравнения, в России
44 тысячи игровых автоматов, что для огромного населения нашей страны даёт 3
автомата на 10 000. Даже Москва, где сконцентрировано более половины всех
игровых автоматов - 24 тысячи, отстаёт от всей Венгрии с таким же населением -
10 млн. чел. - 23 автомата против 35.
На сегодня в России
больше 300 казино, два десятка касс тотализаторов, чуть более 200 касс
букмекерских контор, примерно 44 тысячи игровых автоматов, несколько
всероссийских лотерей.[1]
По данным канадских
аналитиков существует 4 категории азартных игр:
1. постоянные игры,
включая местные лотереи, бинго, казино. Это также ставки на бегах, спортивные
ставки и видео лотереи.
2. различные денежные
пари и ставки между друзьями и коллегами по работе. Это могут быть спортивные,
политические, карточные, биллиардные и совершенно любые пари и ставки, и они
занимают значительное место в культурной и общественной жизни населения.
3. ставки у нелегальных
букмекеров, нелегальные игорные заведения для игры в карты и рулетку, казино в
Интернете.
4. игра на бирже, носящая
характер азартной игры, а не профессиональной обязанности.
По данным Американских
психотерапевтов, для больных наркоманией и алкоголизмом характерна склонность к
игромании. По их мнению, причиной лудомании, с психической точки зрения, обычно
является:
• Одиночество,
хроническая тоска. Люди, склонные к "тусклой меланхолии", то есть те,
у кого содержание эндорфинов в крови понижено изначально, гарантированно
"подсаживаются" на игру в погоне за эйфорией.
• Склонность к
импульсивному поведению. Подобно всем наркотикам игромания, прежде всего,
опасна для творческих людей - тонкая психическая организация более подвержена
разрушению под прессом биохимического эффекта.
• Финансовые
проблемы. Такие люди обычно думают: "Ну проиграюсь, и что? Все равно денег
нет. А если выиграю?" Они надеются на чудо. Социологические исследования
американских психиатров показывают, в среде бедных пристрастие а азартным играм
встречается значительно чаще, чем среди богатых.
В свою очередь, финские
учёные, изучающие проблемы лудоманов разделили подверженных болезненной
склонности к игре на пять условных категорий:
1. Люди подверженные
многочисленным пристрастиям: параллельно с лудоманией эти люди страдают от
каких-либо пристрастий (алкоголизм, наркомания и т. д.);
2. Люди, лечившиеся от
психических расстройств: все они проходили психиатрическое лечение в
клинических или амбулаторных условиях.
3. Люди, которые играют,
чтобы притупить чувство одиночества или неудовлетворённости: для таких игроков,
азартные игры служили отдушиной и суррогатом отсутствующей компании или
интересного дела.
4. Профессиональные
игроки: люди из этой группы играли профессионально, но время от времени игра
приобретала форму пристрастия.
5. Другие: во всех других
отношениях они отличались от всех выше описанных групп своей предысторией и
мотивацией к игре.
У людей, по мнению
ученых, есть генетическая склонность к игромании. Человек с синдромом дефицита
удовлетворенности, будет стараться найти вешние способы для удовлетворения
этого чувства.
Известны случаи, когда
человек проигрывает абсолютно все, становясь бомжом. От него уходит жена,
отворачиваются родственники. Количество суицидов у таких людей на порядок выше
среднего показателя.
Тем не менее, проблема
игромании действительно может стать весьма серьезной уже через несколько лет.
Причем главную опасность таят в себе отнюдь не казино и игровые залы, а одинокие
«однорукие бандиты», установленные, где попало: в метро, в универсамах, просто
на улицах. Поскольку здесь никто не контролирует, что за лица играют. А эта
бесконтрольность открывает дорогу к игре детям - наиболее подверженной
различным увлечениям и зависимостям категории. В казино и игровых залах лиц
моложе 18 лет к игре не допускают - таково требование закона.
2.1 Социальная политика и социальная
реклама по борьбе с игроманией за рубежом
Лечение лудомании
отличается в разных странах, как отличаются и методики диагностики и
классификации.
В Швейцарии лечение
сводится к приему антидепрессантов и лечению психотерапией добрую сотню как
местных завзятых игроков, так и ездящих в казино Франции и Италии. Метод
канадских учёных основан на убеждении пациентов в том, что их поведение
иррационально и серьезно рассчитывать на выигрыш в азартных играх нельзя. Этот
же метод находит своё применение в США, Австралии, Швейцарии, Швеции, Норвегии
и Испании.
В Дании выражают
обеспокоенность тем, что технический прогресс вторгается в сферу игорного
бизнеса, делает его более доступным. Не выходя из дома, по Интернету или просто
по мобильному телефону можно сделать ставки на ту или иную футбольную команду,
на результат матчей. И перевести деньги с банковского счета за проигрыш. Этих
"своих кровных" не видишь, поэтому потеря не столь ощутима. Одним из
способов "отрезвления" игроков является оплата игры только наличными,
из рук в руки, пусть даже эти наличные только что взяты в банкомате. Решение о
профилактике болезни специалисты видят в образовательной программе в средней
школе, структурированной по тем же самым параметрам, как и программы
токсикомании. Чтобы быть эффективным, образование не может сосредотачиваться на
запрещении, но надо объяснять людям, как играть на деньги, чтобы не вовлечь
себя в проблемы. В качестве лечения болезни врачи выбирают в основном
психологические тренинги. Однако существуют и более простые и доступные методы
лечения, в частности, медикаментозные. Так же за рубежом широко используется
применение социальных плакатов в качестве борьбы с игроманией. Главной
особенностью всех общественных организаций за рубежом является их нейтральная
позиция по отношению к игорной индустрии. Сейчас власти штата Миссисипи
рассматривают проект, расширяющий возможности добровольного самоисключения
игрока. Через два года игрок имеет право вновь сесть за игорный стол. Комиссия
рекомендует продлить срок самоисключения до 5-ти лет. Кроме того, игрок,
заключивший подобный договор, не имеет права получать рекламу казино, требовать
джекпот или какие-либо привилегии по платежам в игорных домах. Появились
игровые автоматы, отключающиеся через 50 минут непрерывной игры, и предлагающие
игроку надписью на табло 10-минутный отдых. Проводится контроль источника
платёжных средств - не являются ли они заёмными, корпоративными, семейными или
преступными. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех
цивилизованных государствах уже давно разработана система борьбы и профилактики
лудомании. Социальные институты, психологическая помощь, психотренинги,
специальные сайты, рассказывающие общественности о возможных последствиях
чрезмерного увлечения азартными играми, форумы в Интернете, в которых
заболевшие лудоманией игроки могут поделиться своими проблемами и
незамедлительно получить профессиональную психологическую помощь, социальные
плакаты. К тому же тема профилактики страсти к азарту возведена во многих
странах до уровня государственного регулирования. Например, практика социальной
защиты "наркоманов игры" активно используется в Швейцарии и Германии.
Страна: не известно
Агентство: Ace5Studio
Страна: Сингапур
Страна: Сингапур
Агентство: McCANN Erikson
Страна: Сингапур
Агентство: McCANN Erikson
Страна: США
Агентство: Responsible Gambling Council
Страна: Австралия
Агентство: Gamecare (www.gamcare.co.uk)
Страна: США
2.3 Социальная политика и социальная
реклама по борьбе с игроманией в России
Игромания, безусловно,
является проблемой государственного уровня. В России же эта тема еще не
доработана. Ее обсуждение было поднято не так давно в Государственно Думе РФ
впервые. Решение этой проблемы требует объединения усилий законодателей,
юристов, психологов и бизнесменов от игорного бизнеса.
В 2000 году, по данным
Министерства здравоохранения РФ, к специалистам обратилось за психиатрической и
наркотической помощью около 7,5 млн. человек, что составляет 5,2% всего
населения России. Пять лет назад аналогичный показатель не превышал 6 млн.
человек. Очевиден рост психических расстройств, который составляет ежегодно
около 2,5%.
В два раза увеличилось
число преступлений совершаемых данной категорией лиц.[2]
В прошлом году был принят
закон о лицензировании, где игорный вид деятельности был отнесен к ведению
Госкомспорта России, а в августе вышло постановление правительства России 525
"О лицензировании деятельности игорных организаций, тотализаторов и
игорных заведений". В Госкомспорте был создан экспертный совет,
рекомендательный, в лучшем случае консультационный орган, который централизованно
выдает лицензии по всей России. Хоть в Доме Пашкова, хоть в переходе на
Пушкинской площади.
Для правительства Москвы
игорные дома приносят большой доход в качестве налога. Поэтому оно не
заинтересовано в полном запрете игорного бизнеса как в Москве, так и по всей
России.
Власти Москвы
заинтересованы в создании в столице достаточно серьезных
культурно-развлекательных центров при наличии определенных условий и
составляющих. Половина москвичей, посещающих эти "дома азарта",
приходят туда не играть, а развлечься, послушать музыку, посидеть в ресторане.
Крупные, продуманно
организованные с точки зрения безопасности, правильно расположенные комплексы и
приносят Москве прибыль, и помогают в организации досуга горожан. Более того, крупные
казино могут позволить себе заниматься и благотворительной деятельностью, они
жертвуют на храмы, приюты.
Не так давно в московском
метро появились социальные плакаты «Я борюсь с игроманией!». Так же был
произведен опрос на сайте www.molgvardia.ru/ об отношении
непосредственно молодежи к данной проблеме и к тому, что правительство России
начало борьбу с ней. Большинство высказалось «за», хотя, как они писали, не
имели отношения к этой проблеме.
В Тюмени в 2006 году
прошла серия мероприятий по борьбе с игорной зависимостью. Было два всплеска
интереса молодежи к проблеме игорного бизнеса — весной и осенью 2006 года.
Прошли мероприятия, организованные самым широким кругом молодежной
общественности, направленные против игорного бизнеса. Были обращения к
законодательным и исполнительным органам власти, федеральным и региональным, с
просьбой использовать все возможные ресурсы для того, чтобы отодвинуть этот
бизнес от тех, кто не может ему противостоять[3].
Были проведены несколько
митингов, рейдов и других мероприятии, задачей которых было внимание
общественности, создать такой фон, на котором органы власти могли бы в короткий
срок и в наиболее оптимальном варианте проводить какие-то поправки в законы.
Необходимо вдумчиво
подойти к решению возникшей проблемы. Не стоит пытаться сделать из нее монстра
или «страшилку», а совместно со всеми заинтересованными в ее осмыслении и
решении выработать пути решения возникшей в нашем обществе проблемы игровой
зависимости.
Целевая аудитория: мужчины и женщины от 25 лет,
подростки от 13 лет, азартные, увлекающиеся люди, люди с предрасположенностью к
алкогольной или наркотической зависимости.
Контактная аудитория: родственники игрозависимых людей,
родители, близкие люди, государство РФ.
Цель плаката: привлечь внимание к относительно
новой для нашей страны проблеме – игромания (лудомания).
Задачи:
1.
привлечь внимание
целевой и контактной аудитории к теме, освещаемой на плакате;
2.
призвать людей к
борьбе с данной проблемой;
3.
привлечь внимание
властей в к проблеме.
Рекламная фраза (слоган): «Это больше чем привычка, это хуже
чем пристрастие!»
Формат плаката: 1600х1200 px. (3х6)
Шрифт: Bodoni MT Poster Compressed
Кегль: 66 тч.
Интерлиньяж: 80 тч.
Способ выполнения: иллюстрированная реклама.
Впервые о проблеме игромании
заговорили только с возникновением легального рынка игорных услуг. Появилась
статистика, начали появляться специалисты и методики лечения. Несомненно,
освещение этой проблемы заставило руководителей игорных заведений всерьез
приступить к классификации посетителей. Игромания, как и любая болезненная
привязанность возникает у людей с неполноценной психикой, поэтому менеджмент
серьёзных игорных заведений старается ограничить вход людей с непредсказуемой
реакцией на игровой процесс.
Проблемой, несомненно,
остаются игорные заведения, находящиеся в пользовании или владении случайных
людей без серьёзного профессионального уровня подготовки. В таких заведениях
можно встретить подростков, не достигших совершеннолетия, алкоголиков,
наркоманов и прочую асоциальную публику. Если в такое место попадает клиент со
склонностью к игромании, персонал, вместо объяснения необходимости покинуть
клуб, навязывает иллюзию доброжелательности, обходительности и в итоге разоряет
игрока по максимуму.
На сегодняшний день,
существующая у нас в стране Российская ассоциация развития игорного бизнеса,
немедленно реагирует на все негативные тенденции, появляющиеся в последнее
время на игорном рынке.
Необходимо также вдумчиво
подойти к решению возникшей проблемы. Не пытаться сделать из игромании ни «монстра»
или «страшилку», а совместно со всеми заинтересованными в ее осмыслении и
решении выработать пути решения возникшей в нашем обществе проблемы игровой
зависимости.
Весьма важным и
достаточно действенным способом решения проблемы игромания может стать социальная
реклама. Она является важнейшим инструментом информационной политики.
Социальная реклама призвана привлечь внимание людей к данной проблеме,
проинформировать их о возможной опасности возникновения игорной зависимости у
них самих или их близких.
Опыт многих зарубежных
стран говорит о том, что социальная реклама является важнейшим инструментом
государственной информационной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РФ «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ.
2. Матыцина Т. Социальная реклама //
Пчела. — 2002. — № 2. — С. 28.
3. Назайкин А.Н. Иллюстрирование
рекламы/ А.Н. Назайкин. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 320с.
4. Ученова В.В, Старых Н.В. Социальная
реклама: Учебное пособие.-М.: ИндексМедиа, 2006.- 304с.
5. www.molgvardia.ru/
6. www.mzsrrf.ru/
7. www.t-i.ru
Молодежь против
игромниии.
www.mosgvard.ru
Социальная реклама на
футболках в г. Казань.
Победитель конкурса
социальной рекламы в Великобритании 2004 год.
www.adgroup.uk
[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] www.mzsrrf.ru/
[3] www.t-i.ru