Ценности и ценностные установки студенческой молодежи
Для раскрытия темы моего эссе я выбрала социологическое
исследование, проведенное И.Б.Назаровой «Ценности и ценностные установки
студенческой молодежи: гендерный аспект». Исследование проводилось в
2008-2009гг. В опроснике предлагался перечень ценностей с краткой расшифровкой
каждого понятия. Необходимо отметить, что некоторые позиции так и не были
поняты респондентами или понимались по-разному. Всего было опрошено 425
студентов российских вузов.
Основной задачей исследования было сравнить ценности,
ценностные и культурные установки студенческой молодежи в зависимости от пола.
В качестве определения ценности, взято определение, данное в работе В.Магуна и
М.Руднева: «Ценность - это убеждение человека в значимости (или важности) лично
для него некоторого объекта или явления. Ценность – это синоним неравнодушия
человека к тому или иному аспекту действительности»[1]. В данном исследовании
автор исходила из того, что представители социальной общности – студенчества,
характеризуются определенными ценностными установками. По ее словам:
«студенчество, является представителем более широкой общности – молодежи как
социально-демографической группы и субъекта ценностного отношения».
В результате анализа ценности распределились в порядке
убывания: Самостоятельность, Благожелательность, Достижение, Гедонизм (человек
всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий[2]), Безопасность,
Конформность (податливость человека реальному или воображаемому давлению
группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок[3]), Стимуляция,
Универсализм, Власть, Традиционализм.
Ценность Самостоятельность содержит личные качества
участников опроса, Благожелательность направлена на заботу о близких
респондентам людях, а ценность Достижение – стремление к достижению целей,
компетентности, эффективности, непосредственному влиянию на людей и события.
Выходит, что первое место делят ценности, достигаемые за счет собственных
усилий, но далее проявляется эгоизм, стремление манипулировать другими людьми.
Следует отметить, что ценность Власть находится на одном
из последних мест, и только 10% юношей и 6% девушек поставили наиболее высокие
баллы данной ценности. Более того для девушек ценность Власть, включающая в
себя не только отношение к власти, доминированию, но и к богатству, менее
значима. Для юношей менее чем для девушек важна ценность Универсализма, которая
подразумевает равные возможности для всех, отсутствие войн и конфликтов,
устранение несправедливости, забота о слабых, терпимость к отличающимся идеям,
мнениям, убеждениям, защиту окружающей среды. Автор делает вывод, что «молодые
люди более эгоистично сориентированы, девушки же, напротив, более толерантны и
открыты».
Две основные терминальные ценности: «защита семьи» и
«настоящая дружба» получили наивысший балл от 79% девушек и 73% юношей и 74% и
68%, соответственно. Следует расшифровать определение терминальных ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что
конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство
личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует
традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства[4].
В данном исследовании ценность Безопасность
расшифровывается как защищенность страны от врагов, находится на 29 месте (а у
мужчин еще ниже), Равенство, т.е. равные возможности для всех – вообще на 42.
Ценности, составляющие традиционализм и консерватизм в
основном незначительны для молодых людей. Однако ценность "уважение
традиций" (сохранение обычаев, обрядов) студенты связывают с
толерантностью – уважением не только своих традиций, но и представителей других
национальностей.
Молодые люди скорее склонны поддерживать универсалистские
принципы, где закон и истина более значимы, чем личные отношения. Девушки,
напротив, чаще готовы проявить дружескую лояльность и являются представителями
скорее партикуляристской культуры. Отношения в партикуляристских культурах
строятся на человеческой дружбе, человеческих отношениях. Для девушек
межличностные связи более важны, чем правила, поэтому поведение человека должно
зависеть от обстоятельств и вовлеченных в ситуацию людей, поэтому девушки
скорее выскажут то, чем они довольны или нет, этого же они ждут от окружающих.
Молодые люди склонны считать, что открытое проявление эмоций неприемлемо и их
надо держать под контролем.
По данным проведенного исследования выходит, что к мускулинным,
т.е. мужским ценностям следует отнести такие качества как толерантность,
услужливость, честность, самодисциплину. К фиминным – умение прощать, уважение
старших, социальная справедливость и равные возможности для всех. По мнению
автора, эти гендерные различия помогают достичь равновесия: социального и
культурного. Сочетание мускулинности и фиминности является стабилизирующим
звеном социума и, дополняя друг друга, создают гармонию в обществе.
Я считаю, что сейчас в стране, где пытаются подойти к
плюрализму, как политических, так и общественных мнений, важно проводить
исследование такого рода. Проблема исследования состоит в том, что в России
сейчас нестабильная ситуация и находясь на данном переломном этапе развития
общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуется
молодёжь, её представления о настоящем и будущем.
«Студенчество — это мобильная социальная группа, основным
условием которой является организованная по определенной программе подготовка к
выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном
производстве»[5].
Студенчество это полноценная, самостоятельная, общность, главной функцией
которой является образовательная деятельность. Студенчество способно принимать
самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое
производство и политическую деятельность. Я полагаю, что студенческая молодежь
динамична сама по себе, более того она чутко реагирует на малейшие изменения в
структуре государства, его политические и экономические трансформации, быстро
улавливает новые тенденции в культуре.
Получается, что студенчество выступает как некий
инновационный резерв, так называемая элита общества, которая в будущем
реализует идеи о политических, культурных и экономических преобразований в
обществе.
Но, как отмечает выдающийся американский социолог Н. Смелзер,
«различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер». В
настоящее время социологи исследуют эти различия, но общество чаще всего
приписывают женщинам такие качества как иррациональность, эмоциональность и
даже слабость. Однако, как можно назвать женщин «слабым полом», если по всем
биологическим особенностям, женщины более терпимы к боли? С другой стороны, в
обществе бытует мнение, что мужчины диаметрально противоположны женщинам и
характеризуются силой, активностью, рациональностью, выносливостью и желанием
во что бы то ни стало достичь целей. Но действительно ли только мужчины
обладают этими качествами? И что же важно в жизни мужчин и женщин для них
самих? Именно социологические исследования помогут разобраться в этих вопросах.
Мы все разные, но у нас есть и что-то общее, иначе мы не смогли бы жить в
обществе.
Анализ проведенного исследования не отрицает гипотезу о
том, что выбор ценностей и ценностных установок носит гендерную окраску, однако
некоторые типы поведения зависят от ценностных приоритетов, а не от пола
респондента. Таким образом, среди ценностных установок можно условно выделить
два типа:
ценности, не зависящие от культурного пола респондентов
ценности, носящие гендерную окраску.
Если в целом респонденты поставили на первое место такие
ценности как Благожелательность и Самостоятельность, то ценности связанные с
достижением целей путем доминирования или господства, или, наоборот, за счет
скромности и умеренность заняли последние места. Из более тщательного сравнения
верующих студентов с атеистами выходит, что им соответствует ценность
Традиционализм, в то время как атеистам соответствуют Универсализм, Гедонизм и
Достижение.
Несмотря на общую иерархию ценностей, существуют и
отличия в ответах респондентов. Девушки чаще отвечали, что природа неумолимо
следует своим путем развития, а остальным придется принять все, как есть. Юноши
склоняются к тому, что необходимо контролировать природные силы. Выходит, что
девушки более консервативны в своих мнениях, в то время как юноши даже
природные силы пытаются взять под контроль. Если студентки отдали ценности
Интеллект девятое место, то юноши поставили высокий балл и отвели ей второе
место, что странно так как девушки тоже учатся в вузе и, получая высшее
образование, углубляясь в навыки, растут как личность.
Кстати, ценность Равенство вызвало наибольшие разногласия
среди студентов. Считается, что равенство – это плохо, поскольку связано с
уравниловкой и равенства быть недолжно, но, подразумевая равный доступ к
общественным благам, необходимо сделают акцент на таких возможностях, как
медицинская помощь и образование, а также указать на необходимость равенства
всех перед законом. Я полагаю, что именно поэтому студенты поставили высокий
балл данной ценности.
Во-первых, за два года как просто обучения, так и жизни в
нашей стране может произойти перераспределение ценностей. Одни уйдут на второй
план, а некоторые встанут во главу угла.
Во-вторых, я считаю, что в каждый определенный вуз идет
особый контингент абитуриентов, ставших вскоре студентами. Одни более
консервативны и для них важна семья, традиции, другие настолько амбициозны, что
для них свобода слова, воплощение своих уникальных идей – это всё. Так какие
ценности важны для студентов нашего вуза?
[1] Магун В., Руднев М. Жизненные ценности населения:
сравнение Украины с другими европейскими странами // Украинское общество в
европейском пространстве / Под ред. Е.И.Головаха, С.А.Макеев. Киев, 2007. С.
226-273.
[2] Толковый словарь
русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов.
энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
[3] Социальная
психология.Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.
ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Гуничева Е.Л.
Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные
науки. – 2007. - №3. – С.173.