Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Немоногамные модели брака и семьи
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И
УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Контрольная работа № 1
Тема: Фамилизм и феминизм
как теоретические течения в изучении семьи
Специальность: Социальная
работа
Фамилия: Зуй Имя : Елена Отчество:
Владимировна
Дата поступления работы
Рецензент : Крапивка И.А.
Содержание
Введение
1 Фамилизм и феминизм как теоретические течения в
изучении семьи
1.1 Понятие термина «фамилистика», его
определение в социологической науке о семье
1.2 Феминология как наука и учебная
дисциплина
2 Немоногамные модели брака и семьи
2.1 Понятие определение «полигамный брак», формы
полигамии. Альтернативные модели семьи
2.2 Проблемы и противоречия полигамного брака
Заключение
Список использованных источников
Введение
В социологии
семьи существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта
социологического изучения, что вполне согласуется с его сложностью и
многокомпонентностью.
Понимание
семьи предполагает ее пространственную локализацию — жилище, совместное
проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное
имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию
быта и потребления. Семья — это социально-биологическая общность, основанная на
триедином отношении — супружества, родительства, родства.
Целью
контрольной работы является анализ фамилизма и феминизма как теоретического
течения в изучении семьи, а также немоногамных моделей брака и семьи.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих
задач:
- определить
понятие термина «фамилистика»;
-
охарактеризовать феминологию как науку, и как учебную дисциплину;
- дать
определение понятию «полигамный брак», установить возможные формы полигамного
брака;
- отразить
позитивные и негативные взгляды на полигамный брак, в частности на
многожёнство.
1 Фамилизм и феминизм как
теоретические течения в изучении семьи
1.1 Понятие термина
«фамилистика», его определение в социологической науке о семье
Фамилистика —
это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье, выделившаяся в
60-70-е годы XX в. Фамилистика — одна из самых молодых наук, возникших в процессе
дифференциации социологической науки. Это междисциплинарное направление в
социологии, так как изучение проблем брака и семьи предполагает анализ
экономических, исторических, этнографических, юридических, демографических,
тендерных, педагогических, психологических, медицинских и прочих аспектов [1,
с. 6].
Социологическая
наука о семье имеет древнейшие истоки. Издревле все попытки осмысления
общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейной
организации. В древности слово "фамилия" означало семья, род от
латинского familia — хозяйственно-юридической единицы, в состав которой входили
кровные родственники и рабы. Впоследствии фамилия стала обозначать родовое
наименование, приобретенное при рождении. Семья возобновляет и сохраняет жизнь
поколений, поэтому интерес к ее изучению никогда не ослабевал.
Фамилистическая
методология связана с комплексным подходом к изучению семьи и брака. Любое
явление изучается социологией через призму отношения "человек —
общество" или "личное и общественное", составляя основной вопрос
социологии как науки.
Социальная
сущность семьи выражается прежде всего в ее посреднической роли между личностью
и обществом. Исследование посреднической сущности семьи составляет специфику
социологического подхода к изучению семьи.
Многозначность
семьи как социального феномена заключается в сочетании функций социального
института с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Это само
по себе определяет такой методологический принцип, как рассмотрение всего круга
фамилистических проблем на макро- и микроуровнях социологического анализа.
Теоретическое
поле исследования семьи связано с широким кругом проблем соотношения семьи с
обществом и другими социальными институтами, взаимосвязи семьи и личности в
социальном контексте, а также на уровне первичных, межличностных отношений.
Комплексный подход к изучению семьи требует создания таких научных моделей,
которые в состоянии отразить диалектику макро- и микропроцессов, происходящих
как на уровне общества, так и индивидуального, личностного семейного поведения,
т.е. осуществить анализ семьи как системы.
Фамилистический
аспект раскрывает связь функционирования семьи прежде всего с нормами и
ценностями культуры, с экономической сферой, демографическими изменениями,
государственными институтами, физиологическими процессами, психологической
динамикой внутрисемейных отношений [2, с. 5 – 13].
1.2
Феминология как наука и учебная дисциплина
Феминология
- это наука
о положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: как
наука и как учебная дисциплина. Феминология как наука о жизнедеятельности
женщины в обществе отражает объективные закономерности ее существования и
служит основой гуманной деятельности, цель которой — проведение в жизнь принципа
равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед собой задачу
научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующих
противоречий между ними. Она призвана помочь объективно оценить характер этих
взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология исследует всю
совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей,
условий преобразования общества на основе эгалитарной системы — полного
равенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многих
сферах [3, с. 9].
Феминология
как учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям
базовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимо
будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого
спектра социальных проблем, как на общем, так и на индивидуальном, частном,
уровне [3, с.11].
Проблемы прав
женщин в современной России тесно связаны с проблемой формирования устойчивой
базы демократии, включения в демократические процессы всех без исключения
членов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте прав
человека в соответствии с принятыми международными нормами.
Задача
феминологии — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены,
во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в
современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном
развитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.
Радикальный
феминизм трактует противоречие между полами как вариант классовой борьбы.
Угнетение женщин носит универсальный характер во всех известных человеческих
обществах. Основа радикального феминизма — смещение акцента с биологического
понятия пола на социальный [4, с. 45]. Феминология — самостоятельная наука,
имеющая свой предмет и объект исследования. Объектом исследования является
женщина со всеми социальными связями и противоречиями. Предметом феминологии
является:
-изучение социально-политических и экономических закономерностей
решения женского вопроса;
-определение
социального статуса женщины в обществе;
-анализ
тендерного подхода к проблеме власти;
-сущность дискриминации женщины и ее социально-политические
последствия
Подводя
итоги, можно сказать, что феминология изучает существующие общественные
отношения, которые складываются между полами, женскими и мужскими
организациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороны
патриархальной власти; ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменения
стереотипа мышления у представителей обоих полов; предсказывает пути решения
женского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая рекомендации о
формах и средствах вовлечения женщин в активную общественную деятельность.
2 Немоногамные модели
брака и семьи
2.1 Понятие определение
«полигамный брак», формы полигамии. Альтернативные модели семьи
Для
россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной
формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в
одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия
т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве.
Полигамный брак (Polygamy от греч. Poly - много + Gamos – брак) - многобрачие;
форма брака, разрешающая иметь более одного супруга [5, с. 50]. Теоретически
возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько
мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных
отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда
женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного
брака является полигиния, или многоженство (Polygyny от греч.Polys -
многочисленный + Gyne – жена).
В
первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определенной
группы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. Подавляющее
большинство современных жителей Земли предпочитает моногамную форму брака –
союз одного мужчины с одной женщиной, наиболее соответствующий потребностям и
возможностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странах
Западной Европы появились альтернативы моногамному браку – групповые («браки
коммун»), открытые (допускающие супружескую неверность по соглашению между
супругами) и пробны браки. Преимущество таких браков не доказано. Напротив, все
данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от
фиктивного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, как
правило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов к
сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению [8].
Существуют
альтернативные семьи, такие как:
Одиночество.
Эту
категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е.
существующие в моноварианте. В настоящее время у молодых людей в целом
установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет.
Незарегестрированное
сожительство. Эта
форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России
под наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным,
так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и
фиксирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).
Сознательно-бездетный
брак. 10%
женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России — до 1%.
Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же
более характерна массовая абортизация.
Повторные
браки. Достаточно
распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как
правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания
новой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отца
несколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль по
отношению к ребенку, считая последнего менее счастливым.
Открытый
брак. Главной
его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни.
Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости
и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение
открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности
партнеров друг к другу.
Внебрачный
секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного
характера. Однако первый предполагает (допускает) некоторое участие в
совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь
мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют комкубинатом.
Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго
(порядка 10 лет), вместе с тем при ее наличии очень высок уровень близости и
доверия в первичной паре.
Свингерство.
Свингерством
называют обмен брачными парами. В данном случае две супружеские пары образуют
так называемую «шведскую» семью.
Гомосексуальные
пары. В
основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в
сексуальном влечении к лицам своего пола. Однополая любовь покоится на тех же
психофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговое
соотношение и того и другого определяется лишь в процессе индивидуального
развития.
Групповой
брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и
часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым
сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые
сообщества и коммуны (коллективные семьи).
1. Черняк Е.М.
Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К°», 2009. – 320 с.
2. Психология семейных
отношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие. Под. Ред.
Е.Г. Силяевой 4-е изд. – М.: «Академия», 2006. – 192 с.
3. Зуйкова Е.М.
Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300 с.
4. Черняк Е.М. Социология
семьи: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и К°», 2007. – 248 с.
5. Карабанова О.А.
Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное
пособие. – М.: Гардарика, 2006. – 320 с.
6. Фролов с.с. Социология семьи . URL://http:www.i-u.ru/biblio/archive/frolov%5Fsoc/soc_frol11
(дата обращения: 3.09.2010)
7. URL://http:glossary.ru/cgi-bin/gl_exs2.cgi?E.08*Bwgqo
(дата обращения: 3.09.2010)
8. В. Зорин. «Евразийская мудрость от а
до я», толковый словарь, брак URL://http:terme.ru/dictionary/470/word/%C1%D0%C0%CA (дата обращения: 11.08.2010)
9. Михаил Лабковский. «Полигамный человек.
Моногамный брак. Проблемы и противоречия». URL://http:www.labrys.ru/node/6156
(дата обращения: 3.09.2010)
10. Абашин С. Многожёнство: запретить нельзя
разрешить? URL://http:www.genderedu.freenet (дата обращения: 3.09.2010)
11. Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие /
Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384
с.