3,3
Практически все специалисты, принявшие участие в
исследовании, считают, что знают права детей и инвалидов в полной мере (99,4%).
Из документов, в которых прописаны права детей ОПФР,
специалисты в первую очередь называют Конституцию (основной закон) Республики
Беларусь 69.3% Затем опрошенные выбирали документы, декларирующие права
ребенка, в следующем порядке: Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с
особенностями психофизического развития» - 100%, Закон РБ «О правах ребенка» –
72%.Закон РБ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» – 58%.
Рассмотрение помощи детям с особенностями психофизического
развития (далее с ОПФР) и детям-инвалидам в контексте непрерывного
психолого-педагогического сопровождения процесса их развития дало возможность
выделить как наиболее успешные, так и проблемные области. К успешным областям
работы с детьми с ОПФР и детьми-инвалидами были отнесены:
коррекционно-развивающая (59,8%), учебно-воспитательная (52,3%),
консультативная (32,4%).
Проблемными областями работы, требующими значительного
усовершенствования, респонденты считают прежде всего трудоустройство детей в
будущем (58,9%) и оказание ранней (от 0 до 3-х лет) коррекционной помощи
(41,1%).
Опрошенные респонденты видит нерешенные проблемы в оказании
семейно-бытовой (42,3%), психологической (39,2%), медицинской (19,5%) помощи
детям с ОПФР и детям-инвалидам.
На вопрос «Согласовано ли действия
специалиста и семьи?» (38%) из специалистов ответили, что да; (34,7%) ответили,
что нет; (20,3%), ответили, что скорее нет, чем да; (7%) ответили, скорее да, чем
нет.
Комплексный характер помощи детям с ОПФР является важным
условием ее эффективности. Изучение мнения специалистов по этому вопросу
показало, что только чуть больше половины респондентов (53,8%) считает, что
помощь детям с ОПФР является комплексной, часть опрошенных специалистов
затруднилась ответить на этот вопрос (22,6%) и почти такой же процент
респондентов (23,6%) считает, что сегодня помощь детям с ОПФР комплексной не
является.
Для усовершенствования качества
диагностики нарушения развития необходимо повышения квалификации(43,8%),
совершенствование диагностического инструментария(30,4%),использование
компьютерных методов (20%), обеспечение комплексного исследования(5,8%).
У специалистов находит поддержку Государственная политика,
направленная на развитие образовательной интеграции и внедрение детей с ОПФР в
среду нормально развивающихся сверстников. Большинство опрошенных (69,8%)
считают необходимым дальнейшее развитие классов интегрированного обучения,
(30,2%) считают необходимым дальнейшее развитие специальных классов для эффективной
социализации и обучения детей с ОПФР.
Большинство специалистов считают, что они знают (56,0%) или
частично знают (35,6%) современные технологии работы с детьми с ОПФР,8,4%
затруднились с ответом на этот вопрос.
Несколько хуже опрошенные специалисты осведомлены в области
технологий работы с семьей, воспитывающей детей с ОПФР и детей-инвалидов: знают
эти технологии (26,1%), частично знают (48,9%),затруднились с ответом (25% ).
Свою профессиональную подготовку 30% специалистов оценило как
высокую, 68%-оценило как достаточную,2%-оценило как низкую.
Наряду с обучением в учреждениях повышения квалификации
специалисты, работающие с детьми с особенностями психофизического развития и
детьми-инвалидами, активно занимаются самообразованием. Так на вопрос «Какая форма
повышения свой профессиональной подготовки для вас наиболее приемлема?»,
опрошенные специалисты ответили, что регулярно изучают методическую литературу,
публикации в профессиональных журналах (58,3%); участвуют в работе методических
объединений учреждений образования (27,7%); в семинарах и практикумах
(12%);принимают участие в инновационных образовательных проектах( 2%).
Специалисты проявляют заинтересованность в более активном
участии родителей детей с ОПФР в работе учреждений специального образования и согласны,
что необходимо участие общественных организаций, Советов родителей в наблюдении
за деятельностью учреждений, где содержаться и обучаются дети с ОПФР и
дети-инвалиды 76,2% опрошенных специалистов,23% затруднились с ответом.
Проанализировав мнения и суждения специалистов, работающих с
детьми с особенностями развития, а также мнения родителей, воспитывающих
детей-инвалидов, выраженные ими в рамках двух опросов, я пришла к следующим
рекомендациям:
-Права детей и молодых людей с особенностями развития
родители знают, но лишь частично. По сравнению с ними специалисты более
компетентны в этом вопросе. Из документов большинство всех опрошенных выделяют
Конституцию (основной закон) Республики Беларусь. При этом до 40% опрошенных родителей
не знают никаких документов, в которых декларированы права детей с
особенностями, поэтому необходимо усовершенствовать работу специалистов по просвещению
родителей, имеющих детей с ОПФР о правовых документах, в которых декларированы
права детей с особенностями, чтобы родители были более уверенные в свой силах, при
воспитании своих детей на правовом уровне;
-Большинство родители называют школьный период как период
жизни их ребенка, в который оказывается наибольшая помощь и поддержка, оставляя
дошкольный период и период жизни после школы соответственно на втором и третьем
месте в процентном соотношении. В связи с этим необходимо пересмотреть оказание
помощи в дошкольный период жизни и после школы и определить наиболее
эффективные и значимые механизмы помощи в эти периоды;
-По итого опроса родителей и специалистов можно определить, что
ёще несовершенна возможность получения комплексной помощи и поддержки со
стороны различных специалистов, поэтому необходима более тесные межведомственные
отношения между определёнными структурами при социализации таких детей;
- Родители также скорее согласны с тем, что специалисты не
всегда обладают достаточными знаниями и личными качествами для работы с детьми
с особенностями развития, поэтому необходимо осуществлять более индивидуальный
и квалифицированный подбор кадров, в соответствии с современным запросом;
- Родители полностью согласны с тем, что отношение
сверстников к детям с особенностями было бы значительно лучше, если бы взрослые
были терпимее и добрее, поэтому необходимо специалистам проводить работу с
общественностью по социализации и адаптации детей с ОПФР и их родителей;
- Достигнув периода взросления, человек с ограничениями
должен иметь возможность продолжать свое обучение и приобретать профессию, а
также работать. Это его конституционное право, которое гарантируется нашим
государством. Однако, как показало исследование, большинство людей с
ограничениями такой возможности не имеют. Необходимо сконцентрировать усилия
специальных служб для решения этого вопроса, прежде всего открытие
специализированных мастерских во всех регионах страны. Требуется
совершенствование трудового обучения в специальных школах, разнообразие видов
профессий, а также возможность профессионального обучения в учреждениях
образования, так как социализации и адаптация детей-инвалидов в современном обществе
не будет эффективной без трудовой подготовки;
- Родители и специалисты полностью согласны с необходимостью
взаимодействия общественных организаций, Советов родителей с учреждениями
образования, где воспитываются и обучаются дети с особенностями развития,
поэтому необходимо в каждом учебном учреждении создавать такие советы и тесно взаимодействовать
с общественными организациями, проводить различные семинары по обмену опытом по
социализации и адаптации детей ОПФ;
-В целом уровень профессиональной подготовки специалистов
является достаточным и удовлетворяет запросам сегодняшней образовательной
практике. Однако, необходимо более активное включение педагогов массовых
общеобразовательных школ, педагогов-психологов, социальных педагогов в
переподготовку и повышение квалификации содержательно ориентированных на
вопросы помощи детям и молодым людям с ОПФР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении факторов социализации и социальной адаптации детей-
инвалидов в современном обществе я:
- рассмотрела основные понятии социализации и социальной
адаптации детей с ОПФР в психологии, педагогике, социологии и определила, что в
научном сообществе существуют такими понятиями как « социализация», «социальная
адаптация», «социализация личности», «процесс сопровождения», «метод
сопровождения», « социальная защищённость» и « социальная активность» которые
актуальны в данной работе и составляют основу исследования.
Изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в
развитии и факторов, влияющих на его социальную адаптацию предусматривает
изучение:
• отношения различных социальных групп населения к детям,
подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;
• влияния здоровых сверстников на характер и динамику
развития ребенка с отклонениями;
• макросоциальных условий, определяющих развитие и
социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с
психофизическими нарушениями;
• макросоциальных условий, определяющих максимально возможную
реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые
люди с психофизическими нарушениями. Результаты этого изучения позволят влиять
на факторы, определяющие социальную адаптацию ребенка. Разнообразие социальных
навыков требует не меньшего разнообразия направлений и методов по их развитию.
Концептуальный подход к психологическому изучению семьи,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, требует реализации
определённых цели, задач, принципов, направлений психической диагностики.
Осуществление данного подхода позволит разработать программу комплексной и
всесторонней помощи семьям данной категории с учетом специфики каждого
конкретного случая. Реализация программ, основанных на тщательной психодиагностике,
обеспечит в свою очередь максимально возможную адаптацию ребенка (а затем и
молодого человека с психофизическими нарушениями) в социальной среде, снизит
«фрустрационную» нагрузку у членов семьи и повысит ее реабилитационные
возможности.
Спектр проблем, может быть включен в разряд междисциплинарных
исследований: они изучаются не только социологом, психологом, но и другими
специалистами (социальным педагогом и социальным работником);
- рассмотрела учреждения образования как основные субъекты
социальной адаптации детей с ОПФР и их взаимодействие между собой. Определила, что
основными субъектами учреждения образования для социальной адаптации детей с ОПФР
являются коррекционно-развивающие и учебно-образовательные учреждения, а так же
родители, сами дети-инвалиды и ближайшее окружение.
Образование является наиболее адекватной формой социализации
ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше он нуждается в обучении.
Правильно организованная среда и соответствующая уровню развития ребенка
программа обучения оказывает на ребенка только положительное влияние и является
тем стимулирующим фактором, который способствует раскрытию способностей
ребенка.
Взрослая жизнь и будущее детей с особенностями в развитии –
это одна из самых глобальных проблем родителей в нашем обществе. Возможностей
самостоятельного и независимого проживания у людей с ограничениями в нашей
стране пока еще нет. Поэтому родители очень часто ориентируют своих здоровых
детей на заботу и уход за своими больными братьями или сестрами. Рождение и
воспитание ребенка с ограничениями влияет на отношения с их собственными
родителями, бабушками и дедушками ребенка. Несмотря на свои ограничения, такой
ребенок является полноправным членом семьи, с потребностями которого необходимо
считаться и учитывать. Сильная взаимная любовь, которая со временем развивается
и крепнет между родителями и ребенком, является самым большим приобретением в
их жизни. Именно она поможет в будущем справиться со многими из ожидающих
трудностей. Однако очень часто существует большая практическая и
психологическая зависимость от родителей, которая затрудняет процесс
социализации и социальной адаптации детей с ОПФР.
Взаимодействия между всеми этими субъектами носит
сопроводительный комплексный характер и является индивидуальным для каждого
ребёнка с ОПФР для успешной социализации и социальной адаптации в современном обществе;
- рассмотрела семью как основной агент социализации и
социальной адаптации детей с ОПФР и определила, что в современном обществе
семьи, имеющие детей с особенностями, все еще остаются довольно закрытыми,
пытаются сами, в одиночку, справиться со своими проблемами. Лишь немногие из
них участвуют в группах родительской взаимопомощи. Это усложняет
социально-психологическое состояние семьи, препятствует эмоциональному контакту
и обмену практическим опытом между людьми, имеющими одни и те же проблемы и является
большим препятствием для социализации и социальной адаптации детей-инвалидов;
- разработала и провела исследование по изучении
удовлетворённостью родителей и специалистов практикой социального включения детей-инвалидов
в учебно-воспитательный процесс, а также для разработке предложений по
совершенствованию социального включения детей- инвалидов в учебно-воспитательный
процесс.
Исследование показало, что наблюдаются позитивные изменения в
отношениях общества и специалистов к проблемам детей и молодых людей с ОПФР.
Положительная динамика этих отношений в значительной степени обусловлена
реализацией Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического
развития (в специальном образовании)», выстроенном на новой Концепции «Общество
для всех» и «Образование для всех». Закон предусматривает комплексное
регулирование общественных отношений в сфере специального образования,
определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы
специального образования и направлена на создание условий, обеспечивающих лицам
с ОПФР равные со здоровыми сверстниками возможности получения образования.
Наблюдается активизация позиции родителей в решении вопросов
обучения, воспитания и социализации детей с ОПФР. В настоящее время
осуществляется поиск наиболее эффективных форм общения в системе
«родитель-ребенок-педагог» для установления сотрудничества с семьей,
воспитывающей детей с ограниченными возможностями. Педагогические коллективы и
специалисты образовательных учреждений решают задачу комплексного сопровождения
ребенка с ОПФР при условии включения родителей в процесс принятия решений о
стратегии обучения, развития ребенка и оказании ему помощи.
Специалисты имеют возможность регулярно повышать
квалификацию. Им предлагаются разнообразные формы повышения квалификации в
государственных образовательных учреждениях, активно развиваются процессы
самообразования специалистов (участие в методических объединениях, в работе
семинаров, самостоятельное изучение специальной литературы, участие в
инновационных образовательных проектах и др.).
Наиболее проблемной областью помощи детям с ОПФР является
трудовая, профессионально-трудовая подготовка, а также трудоустройство молодых
людей с множественными нарушениями развития. Как показывает практика, выпускник
учреждения специального образования не является конкурентно способным на
современном рынке труда. В свою очередь без решения вопроса
профессионально-трудовой подготовки и бронирования рабочих мест для этих
категорий граждан невозможна их социализация.
В основе современной государственной политики образования
лежит идея интеграции детей с ОПФР в общество. Для интеграции создана и
совершенствуется нормативная правовая база, разрабатываются технологии
интегрированного обучения. Идея интеграции детей в общество широко
поддерживается педагогической общественностью.
Актуальным является усиление межведомственного диалога,
направленного на комплексное решение проблем обучения, воспитания и подготовки
к самостоятельной жизнедеятельности детей с ОПФР.
Требует дальнейшего развития непрерывное
психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОПФР. В этом контексте
важным является принятие концепции ранней (от 0 до 3-х лет) помощи детям с ОПФР
и соблюдение принципа непрерывности этого сопровождения.
Необходимым является вооружение специалистов в области
коррекционной педагогики современными технологиями обучения, воспитания детей с
ОПФР, а также сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями. Широкий спектр отклоняющегося развития требует от педагога
творческого преобразования своего педагогического опыта, поиска
здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий обучения.
На современном этапе развития теории и практики коррекционной
педагогики значимым представляется создание в учреждениях образования
адаптивной среды, соответствующей потребностям детей с ОПФР, способствующей
коррекции недостатков развития и становлению личности ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1.Акатов Л.
И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья /Л.И.
Акатов. -М., 2003.-123с.
2.Аксенова
Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с
отклонениями в развитии/Л.И.Аксенова // Дэфекталогiя. – 1997. - №1. –С. 3 -10.
3.Воспитание
и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития
/под ред. И.М.Бгажноковой.- М., 2007.-154с.
4.Гайдукевич
С.Е. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического
развития в условиях интегрированного образования: учебно-методическое
пособие/С.Е.Гайдукевич.-Мн., 2006.-96с.
5. Зайцева
Л.А., Кунцевич Т.П. Особенности образовательного процесса в центре
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации/Л.А.Зайцева, Т.П. Кунцевич.-
Мн., 2005.-155 с.
6.Зинкевич-Евстигнеева
Т. Д.Как помочь «особому» ребенку/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева,Л.А. Нисневич,А.П.
Воронова,Т.А. Нилова. –СПб: Питер, 1998. -348с.
7.Коноплева
А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями
психофизического развития/ А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская.- Мн., 2003.-205с.
8
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация/ И.А.Коробейников.- ПЕРСЭ,
2002. - 192 с.
9.Корнюшина Р.В.Зарубежный опыт социальной работы/Р.В.Корюшина.-Владивосток: Издательство Дальневосточного
университета,2004-85с.
10 Кунгурова Н.И. Социальная работа/ Н.И. Кунгурова, В.К.
Терехов.-Мн,:МФЦП.-2007.448с.: ил.
11.Лисовская Т.В. Научно-методические подходы к
образовательной деятельности в условиях ЦКРОиР / Т.И.Лисовская // Дэфекталогiя. – 2007. - №4. –С. 6 -14.
12.Образовательная
интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А.Н.
Коноплева [и др.]; науч. ред. Т.Л.Лещинская - Минск: НИО, 2005 – 260 с.
13.Современные
педагогические технологии в специальном образовании / под ред. А.М. Змушко.-
Мн., 2005.-257с.
14.Шипицына
Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением
интеллекта/Л.М. Шипицына.- СПб:Питер, 2005.-202с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Законодательство об образовании
ЗАКОН РБ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)
Дата публикации 15-Дек-2004 :.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные
термины и их определения
1. В настоящем Законе
используются следующие основные термины и их определения:
1.1. специальное
образование - процесс обучения и воспитания лиц с особенностями
психофизического развития, включающий специальные условия для получения
соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную
адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество;
1.2. лицо с особенностями
психофизического развития - лицо, имеющее физическое и (или) психическое
нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого
специальных условий;
1.3. ребенок с
особенностями психофизического развития - лицо с особенностями психофизического
развития в возрасте до 18 лет;
1.4. физическое и (или)
психическое нарушения - отклонения от нормы, ограничивающие социальную
деятельность и подтвержденные в порядке, установленном законодательством;
1.5. множественные
физические и (или) психические нарушения - два и более физических и (или)
психических нарушений, подтвержденных в порядке, установленном
законодательством;
1.6. тяжелые физические и
(или) психические нарушения - физические и (или) психические нарушения,
подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой
степени, что получение образования в соответствии с образовательными
стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности
обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире,
приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых
навыков и элементарной профессиональной подготовки;
1.7. ранняя комплексная
помощь - система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических
и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с
особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с
психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений
образования и организаций здравоохранения;
1.8. коррекция физических
и (или) психических нарушений - система психолого-педагогических и
медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и
(или) психических нарушений;
1.9.
психолого-медико-педагогическое обследование - изучение с использованием
специальных методов и методик индивидуальных особенностей личности ребенка,
развития его познавательной и эмоционально-волевой сфер, потенциальных
возможностей и состояния здоровья в целях определения специальных условий для
получения образования;
1.10. специальные условия
для получения образования - условия обучения и воспитания, в том числе
специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические
средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная среда
жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды
помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных
программ лицами с особенностями психофизического развития;
1.11. учреждение
образования общего типа - учреждение образования, созданное для обучения и
воспитания лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений,
препятствующих получению образования без создания специальных условий;
1.12. интегрированное
обучение и воспитание - организация специального образования, при которой
обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития
осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные
условия для пребывания и получения образования такими лицами;
1.13. специальное
учреждение образования - учреждение образования, созданное для обучения и
воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
1.14. обучение на дому -
организация специального образования, при которой освоение соответствующих
учебных программ лицом с особенностями психофизического развития, по состоянию
здоровья временно или постоянно не посещающим учреждение образования,
осуществляется на дому.
2. Определения иных
терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.
Статья 2.
Законодательство Республики Беларусь о специальном образовании
1. Законодательство
Республики Беларусь о специальном образовании основывается на Конституции
Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991
года "Об образовании" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi
Беларусь, 1991 г., № 33, ст.598; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), настоящего Закона и иных актов
законодательства.
2. Если международным
договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели
специального образования
Целями специального
образования являются:
реализация прав лиц с
особенностями психофизического развития на получение образования и
коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого
специальных условий;
социальная адаптация и
интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков
самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности,
семейной жизни.
Статья 4. Государственная
политика в сфере специального образования
1. Государственная политика
в сфере специального образования направлена на:
1.1. создание
благоприятных правовых, экономических, социальных и организационных условий для
реализации права лиц с особенностями психофизического развития на получение
образования;
1.2. развитие системы
специального образования;
1.3. обеспечение лицам с
особенностями психофизического развития условий для получения образования в
соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на всех
уровнях основного образования;
1.4. создание условий для
своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития,
оказания им ранней комплексной и коррекционно-педагогической помощи;
1.5. создание условий для
развития интегрированного обучения и воспитания;
1.6.
социально-психологическую поддержку семей, воспитывающих лиц с особенностями
психофизического развития.
2. Организационной
основой осуществления государственной политики в сфере специального образования
являются государственные программы развития специального образования. Государственные
программы развития специального образования лиц с особенностями
психофизического развития разрабатываются уполномоченными органами
государственного управления с привлечением общественных организаций
(объединений) не реже одного раза в десять лет и утверждаются Правительством
Республики Беларусь.
Статья 5. Права лиц с
особенностями психофизического развития на образование
1. Лица с особенностями
психофизического развития имеют право на получение образования в соответствии с
их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения.
2. Реализация прав лиц с
особенностями психофизического развития на получение специального образования
осуществляется на основании заключения государственного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в отношении ребенка и
заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии в отношении взрослого,
если иное не установлено настоящим Законом или иными законодательными актами.
Статья 6. Международное
сотрудничество в сфере специального образования
1. Международное
сотрудничество в сфере специального образования осуществляется в рамках
международных договоров Республики Беларусь, международных и национальных
проектов и программ в сфере образования, а также договоров физических и
юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере специального образования,
с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.
2. Физические и
юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере специального образования,
осуществляют международное сотрудничество путем:
2.1. установления связей
с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами,
осуществляющими деятельность в сфере специального образования, в том числе по
подготовке специалистов, обмену технологиями обучения, программами, опытом
организации специального образования;
2.2. приглашения
специалистов иностранных государств для участия в педагогической,
психологической, медицинской, исследовательской деятельности в сфере
специального образования;
2.3. направления
специалистов в иностранные государства в целях осуществления педагогической,
психологической, медицинской, исследовательской деятельности в сфере
специального образования;
2.4. проведения совместно
с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами
или по их заказу исследований в сфере специального образования в порядке,
установленном законодательством;
2.5. организации и
участия в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, а также в работе
международных организаций и ассоциаций;
2.6. осуществления
внешнеэкономической деятельности, направленной на выполнение задач,
определенных настоящим Законом, а также на развитие международных контактов в
соответствии с законодательством.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 7. Структура
системы специального образования
1. Система специального
образования включает:
1.1. участников
образовательного процесса;
1.2. образовательные
стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
1.3. учреждения,
обеспечивающие получение специального образования, научно-методические и другие
организации,
обеспечивающие эффективное функционирование системы специального образования;
1.4. республиканские
органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные
органы в пределах их
полномочий по управлению в сфере специального образования.
2. Специальное
образование может осуществляться на следующих уровнях основного образования:
2.1. дошкольное
образование;
2.2. общее базовое
образование;
2.3. общее среднее
образование;
2.4.
профессионально-техническое образование;
2.5. среднее специальное
образование;
2.6. высшее образование;
2.7. послевузовское
образование.
3. Специальное
образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в
том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и
переподготовки кадров.
Статья 8. Образовательные
стандарты специального образования
1. Образовательные
стандарты специального образования определяют обязательный минимум содержания специального
образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии
с типом учреждения образования применительно к разным категориям лиц с
особенностями психофизического развития, содержат требования к уровню
подготовки выпускников с учетом социальной адаптированности и к документам об
образовании.
2. Разработку
образовательных стандартов специального образования осуществляет Министерство образования
Республики Беларусь совместно с другими республиканскими органами
государственного управления. В разработке образовательных стандартов
специального образования могут участвовать иные заинтересованные
государственные органы (организации), общественные организации (объединения).
3. Порядок разработки и
утверждения образовательных стандартов специального образования устанавливается
Правительством Республики Беларусь.
Статья 9.
Научно-методическое обеспечение системы специального образования
1. Научно-методическое
обеспечение системы специального образования включает учебники, учебные пособия,
учебно-методические комплексы, средства обучения, тесты и образовательные
технологии, учебно-методические, информационно-аналитические материалы.
2. Учреждения,
структурные подразделения, осуществляющие научно-методическое обеспечение
системы специального образования, и их функции определяются Министерством
образования Республики Беларусь.
Статья 10. Формы
получения специального образования
1. Получение специального
образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с
учетом их потребностей и возможностей в форме получения соответствующего уровня
основного образования, а также дополнительного образования.
2. Для лиц с
особенностями психофизического развития допускаются сочетание различных форм
получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Статья 11. Порядок и
особенности приема в учреждения образования, перевода и итоговой аттестации лиц
с особенностями психофизического развития, их трудоустройства и патроната
1. Прием детей с
особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие специального
образования на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего
образования,
осуществляется с согласия
их законных представителей на основании заключения государственного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
2. Прием лиц с
особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического,
среднего специального, высшего и послевузовского образования
осуществляется в
соответствии с правилами приема, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством,
с учетом Перечня показаний и противопоказаний к получению профессий и специальностей,
утверждаемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. При проведении приема
лиц с особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие получение
профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского
образования, создаются специальные условия для прохождения вступительных
испытаний (сурдоперевод, использование технических средств социальной
реабилитации и др.). Данные условия для лиц с особенностями психофизического
развития сохраняются и при проведении централизованного тестирования.
4. Перевод детей с
особенностями психофизического развития из одного учреждения, обеспечивающего получение
специального образования на уровнях дошкольного, общего базового, общего
среднего образования, в другое учреждение образования соответствующего уровня
осуществляется с согласия законных представителей на основании заключения
государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по
согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения
принимающего учреждения образования в порядке, установленном Министерством образования
Республики Беларусь.
5. Перевод лиц с
особенностями психофизического развития из одного учреждения, обеспечивающего получение
профессионально-технического и среднего специального образования, в другое
учреждение образования соответствующего уровня осуществляется с их согласия и
по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту
нахождения принимающего учреждения образования в порядке, установленном
Министерством образования Республики Беларусь.
6. В случае прекращения
деятельности учреждения, обеспечивающего получение специального образования,
учредитель осуществляет перевод лиц с особенностями психофизического развития в
другое учреждение образования соответствующего уровня в порядке, установленном
законодательством.
7. Порядок и особенности
проведения итоговой аттестации лиц с особенностями психофизического развития,
освоивших соответствующие учебные программы определенного уровня образования, присвоения
квалификации и выдачи документов об образовании определяются Министерством образования
Республики Беларусь.
8. Местные исполнительные
и распорядительные органы совместно с учреждениями образования принимаю т меры
по трудоустройству лиц с особенностями психофизического развития.
9. Учреждения образования обеспечивают патронат лиц с особенностями
психофизического развития в течение двух лет после окончания учреждения
образования. Содержание и порядок осуществления патроната определяются
Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 3. УЧАСТНИКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 12. Участники
образовательного процесса
К участникам
образовательного процесса в сфере специального образования относятся:
обучающиеся и
воспитанники с особенностями психофизического развития;
законные представители
лиц с особенностями психофизического развития;
специалисты и иные
работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования.
Статья 13. Права и
обязанности обучающихся и воспитанников с особенностями психофизического
развития
1. Обучающиеся и
воспитанники с особенностями психофизического развития имеют право:
1.1. на получение
бесплатного дошкольного, общего базового, общего среднего, профессионально-технического
образования в соответствии с их познавательными возможностями в государственных
учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, а также на конкурсной
основе - на получение среднего специального и высшего образования;
1.2. на выбор учреждения
образования с учетом состояния здоровья и рекомендаций государственного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.3. на бесплатное
психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных
центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.4. на бесплатную
психолого-медико-педагогическую коррекцию физических и (или) психических
нарушений в государственных учреждениях, обеспечивающих получение специального
образования;
1.5. на создание
специальных условий при получении образования с учетом имеющихся особенностей психофизического
развития;
1.6. на обучение по
индивидуальным учебным планам и программам;
1.7. на подвоз в
учреждения образования на специально оборудованных транспортных средствах. Порядок
организации подвоза определяется Правительством Республики Беларусь или
уполномоченным им органом;
1.8. на бесплатное
пользование учебниками и учебными пособиями;
1.9. на дистанционное
обучение. Условия и порядок организации дистанционного обучения определяются Правительством
Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
2. Обучающиеся и
воспитанники с особенностями психофизического развития обязаны:
2.1. выполнять требования
учебных планов и программ;
2.2. соблюдать устав и
правила внутреннего распорядка соответствующего учреждения образования.
3. Иные права и
обязанности обучающихся и воспитанников с особенностями психофизического
развития в сфере специального образования определяются законодательством и
уставом учреждения, обеспечивающего получение специального образования.
Статья 14. Права и
обязанности законных представителей лиц с особенностями психофизического
развития
1. Законные представители
лиц с особенностями психофизического развития имеют право:
1.1. получать полную и
достоверную информацию о видах, методах и ходе проведения психолого-медико-педагогического
обследования ребенка с особенностями психофизического развития и его
результатах;
1.2. присутствовать при
проведении психолого-медико-педагогического обследования ребенка особенностями
психофизического развития в государственном центре коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации, обсуждать результаты обследования;
1.3. на пересмотр
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
в порядке, установленном настоящим Законом;
1.4. выбирать учреждение
образования, форму получения специального образования с учетом рекомендаций
государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.5. участвовать в
разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных
программ, присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
1.6. получать
консультации и посещать организуемые учреждением образования занятия в целях приобретения
специальных знаний по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического
развития.
2. Законные представители
лиц с особенностями психофизического развития обязаны создать необходимые условия
для развития, обучения и воспитания, получения образования лицами с
особенностями психофизического развития в соответствии с их познавательными
возможностями, укрепления здоровья, их социальной адаптации и интеграции в
общество.
3. Иные права и
обязанности законных представителей лиц с особенностями психофизического
развития в сфере специального образования определяются законодательством.
Статья 15. Специалисты и
иные работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования
1. Педагогические
работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования, должны
иметь специальную профессионально-педагогическую подготовку. Квалификационные
требования к педагогическим работникам определяются квалификационными
характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
2. Медицинские работники,
осуществляющие деятельность в сфере специального образования, должны иметь
специальную медицинскую подготовку. Квалификационные требования к медицинским
работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в
порядке, установленном законодательством.
3. Помощники воспитателя
и иные работники оказывают помощь в организации процесса воспитания и обучения
лиц с особенностями психофизического развития. Квалификационные требования к помощникам
воспитателя и иным работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными
в порядке, установленном законодательством.
Статья 16. Права и
обязанности специалистов и иных работников в сфере специального образования
1. Специалисты и иные
работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования, имеют
право на повышение:
1.1. квалификации в
порядке, установленном законодательством;
1.2. ставки (оклада) в
зависимости от типов и видов учреждений образования, а также от сложности выполняемой
работы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики
Беларусь.
2. Специалисты и иные
работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования, обязаны:
2.1. осуществлять
образовательную деятельность с соблюдением специальных условий, необходимых для
обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
2.2. осуществлять свою
деятельность с соблюдением прав лиц с особенностями психофизического развития
при гуманном к ним отношении;
2.3. осуществлять свою
деятельность во взаимодействии с организациями здравоохранения.
3. Другие права и обязанности специалистов и иных работников,
осуществляющих деятельность в сфере специального образования, определяются
законодательством, уставом соответствующего учреждения образования,
должностными инструкциями.
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОЛУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 17. Организация
специального образования
Организация специального
образования осуществляется:
в учреждениях,
обеспечивающих получение специального образования;
на дому;
в условиях организаций
здравоохранения;
в условиях учреждений
социального обслуживания.
Статья 18. Учреждения, обеспечивающие
получение специального образования
К учреждениям,
обеспечивающим получение специального образования, относятся:
специальные учреждения
образования;
учреждения образования
общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с особенностями
психофизического развития.
Статья 19. Специальные
учреждения образования
1. К специальным
учреждениям образования относятся:
1.1. специальные
дошкольные учреждения;
1.2. специальные
общеобразовательные школы (школы-интернаты);
1.3. вспомогательные
школы (школы-интернаты);
1.4. центры
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
1.5. иные специальные
учреждения образования.
2. В зависимости от
физических и (или) психических нарушений специальные учреждения образования создаются
для лиц:
2.1. с интеллектуальной
недостаточностью;
2.2. с нарушениями речи;
2.3. с нарушением слуха;
2.4. с нарушениями
зрения;
2.5. с нарушениями
психического развития (трудностями в обучении);
2.6. с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата;
2.7. с тяжелыми и (или)
множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
3. Специальные учреждения
образования могут быть государственными и частными.
4. Специальное учреждение
образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на
основании устава, утверждаемого учредителем в соответствии с законодательством.
5. Специальные учреждения
образования проходят аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном
законодательством.
6. Лицензирование
деятельности специальных учреждений образования осуществляется в порядке, установленном
законодательством.
7. Порядок создания и
функционирования специальных учреждений образования, указанных в пункте 1
настоящей статьи, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 20. Учреждения
образования общего типа, создавшие условия для получения образования лицами с
особенностями психофизического развития
1. Учреждения образования
общего типа создают условия для интегрированного обучения и воспитания лиц с
особенностями психофизического развития с учетом их физических и (или)
психических нарушений.
2. В учреждениях
образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями
психофизического развития, открываются:
2.1. специальные классы
(группы);
2.2. классы (группы)
интегрированного (совместного) обучения и воспитания;
2.3. пункты
коррекционно-педагогической помощи;
2.4. центры
профессиональной и социальной реабилитации в учреждениях, обеспечивающих
получение профессионально-технического образования.
3. Специальные классы
(группы) для лиц с особенностями психофизического развития могут создаваться в
учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего
среднего и профессионально-технического образования. В специальные классы (группы)
зачисляются лица, имеющие физические и (или) психические нарушения.
4. Классы (группы)
интегрированного (совместного) обучения и воспитания могут создаваться в образования
общего типа на всех уровнях основного образования для совместного обучения лиц
с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или)
психических нарушений.
5. Пункты
коррекционно-педагогической помощи могут создаваться в учреждениях,
обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего образования,
для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи
детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные
трудности в освоении учебных программ.
6. Центры
профессиональной и социальной реабилитации могут создаваться в учреждениях,
обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и
осуществляют функции по обеспечению профессионально-технического и среднего
специального образования, профессиональной подготовки лиц с особенностями
психофизического развития в соответствии с их познавательными возможностями, а
также по обеспечению условий для осуществления необходимой
коррекционно-реабилитационной помощи лицам с особенностями психофизического
развития, профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся и
дальнейшей их интеграции в общество.
7. В учреждениях
образования общего типа, создавших условия для пребывания и получения
образования лицами с особенностями психофизического развития, число лиц с
особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов
от общего числа обучающихся.
8. Порядок открытия и
функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного)
обучения и воспитания, пунктов коррекционно-педагогической помощи, центров профессиональной
и социальной реабилитации определяется Министерством образования Республики
Беларусь.
Статья 21. Специальные
дошкольные учреждения
Специальные дошкольные
учреждения открываются для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического
развития и обеспечивают получение дошкольного образования, коррекцию физических
и (или) психических нарушений, формирование личности, подготовку к получению
образования последующего уровня.
Статья 22. Специальные
общеобразовательные школы (школы-интернаты)
1. Специальные
общеобразовательные школы (школы-интернаты) открываются для обучения и
воспитания у чащихся с нарушениями речи, слуха, зрения, психического развития
(трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата и обеспечивают
получение общего базового и общего среднего образования.
2. Порядок и особенности
получения общего базового и общего среднего образования лицами, указанными в пункте
1 настоящей статьи, определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 23.
Вспомогательные школы (школы-интернаты)
1. Вспомогательные школы
(школы-интернаты) создаются для обучения и воспитания, коррекции физических и
(или) психических нарушений и социальной адаптации учащихся с интеллектуальной
недостаточностью (умственной отсталостью).
2. Вспомогательные школы
(школы-интернаты) обеспечивают специальное образование в соответствии с познавательными
возможностями учащихся.
3. Порядок и особенности
получения образования на уровне общего базового образования лицами, указанными
в пункте 1 настоящей статьи, определяются Министерством образования Республики
Беларусь.
Статья 24. Центры
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Психолого-медико-педагогическое
обследование детей с особенностями психофизического развития
1. Центры
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации являются специальными
учреждениями образования и обеспечивают создание комплексной системы оказания
психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического
развития, получение образования лицами с тяжелыми и (или) множественными
физическими и (или) психическими нарушениями, осуществляют диагностическую, педагогическую,
коррекционно-развивающую, социально-психологическую, методическую,
консультативную и информационно-аналитическую деятельность.
2. Государственные центры
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создаются районными (городскими),
областными (города Минска) исполнительными и распорядительными органами.
3. Государственные центры
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации могут создавать кабинеты учебного
оборудования и передавать в порядке, установленном законодательством, во
временное пользование лицам с особенностями психофизического развития, а также
при необходимости учреждениям, обеспечивающим получение специального
образования, компьютерную технику, средства обучения и иное учебное
оборудование.
4. В государственных
центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создаются психолого-медико-педагогические
комиссии для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с
особенностями психофизического развития.
5. В состав комиссии
включаются специалисты, имеющие высшее психологическое, педагогическое, медицинское
образование, прошедшие специальные курсы повышения квалификации, что
подтверждается соответствующим документом об образовании установленного
образца. Руководитель центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
является председателем психолого-медико-педагогической комиссии и несет
ответственность за ее деятельность.
6.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в
присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического
развития после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования.
7. Психолого-медико-педагогическая
комиссия после коллегиального обсуждения результатов обследования составляет
заключение, которое содержит квалификацию физического и (или) психического
нарушений и рекомендации об организации образовательного процесса для ребенка с
особенностями психофизического развития.
8. Первичное
психолого-медико-педагогическое обследование детей с особенностями
психофизического развития проводится районными (городскими) центрами
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В случаях, установленных законодательством,
первичное обследование может проводиться в областном (города Минска) центре
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
9. В случае несогласия с
заключением районного (городского) центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации по заявлению законных представителей проводится повторное
обследование ребенка особенностями психофизического развития в областном
(города Минска) центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
10. В случае несогласия с
заключением областного (города Минска) центра коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации, в котором первично обследовался ребенок, его повторное
обследование проводится в другом областном (города Минска) центре
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по заявлению и выбору
законных представителей.
11. Заключения областных
(города Минска) центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по
результатам повторного обследования могут быть обжалованы законными
представителями в порядке, установленном законодательством.
12. При наличии
клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических
нарушений территориальные организации здравоохранения направляют сведения о
ребенке с согласия законных представителей в государственный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для оказания
коррекционно-педагогической помощи в порядке, установленном законодательством.
Статья 25. Обучение на
дому
1. Для лиц с
особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям
временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются
условия для получения образования на дому на уровнях дошкольного, общего
базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
2. Перечень показаний к
обучению на дому, порядок организации обучения на дому определяются
Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством
здравоохранения Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты
Республики Беларусь.
3. Решение об обучении на
дому принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного
органа на основании заявления законных представителей лиц с особенностями психофизического
развития, заключения врачебно-консультативной комиссии и заключения государственного
центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на уровнях получения дошкольного,
общего базового, общего среднего образования и медико-реабилитационной экспертной
комиссии на уровне получения профессионально-технического образования.
4. Обучение на дому
организуется аккредитованным учреждением образования по месту жительства
обучающегося или учреждением образования, где он обучался до возникновения медицинских
показаний для обучения на дому.
Статья 26. Обучение в
условиях организаций здравоохранения
1. Для лиц с
особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в
организациях здравоохранения, создаются условия для получения дошкольного,
общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования в
порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по
согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
2. Решение об обучении
лиц с особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном
лечении в организациях здравоохранения, принимается управлением (отделом)
образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории
которого находится организация здравоохранения, на основании сведений, подаваемых
этой организацией здравоохранения.
3. Обучение лиц с
особенностями психофизического развития, находящихся на стационарном лечении в
организациях здравоохранения, осуществляется соответствующим аккредитованным
учреждением образования по месту нахождения организации здравоохранения.
Статья 27. Обучение в
условиях учреждений социального обслуживания
1. Учреждения социального
обслуживания обеспечивают получение специального образования лицами с особенностями
психофизического развития, принятыми в данные учреждения.
2. Порядок организации обучения лиц с особенностями
психофизического развития в учреждениях социального обслуживания определяется
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с
Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения
Республики Беларусь.
ГЛАВА 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС
Статья 28. Организация
образовательного процесса
1. Организация
образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального
образования, предусматривает создание специальных условий для получения
образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе
дистанционное обучение с использованием информационных и коммуникационных
технологий, дополнительную коррекционно-педагогическую помощь, направленную на
исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений.
2. Образовательный
процесс осуществляется на основе соответствующих учебных планов и программ с
использованием различных форм организации специального образования, средств и
методов обучения с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
Статья 29. Учебные планы
и программы специального образования
1. Учебные планы и
программы специального образования разрабатываются на основе образовательных
стандартов соответствующих уровней основного образования и образовательных
стандартов специального образования.
2. К учебным планам и
программам специального образования относятся:
2.1. программы ранней
комплексной помощи;
2.2. программы
коррекционных занятий;
2.3. специальные учебные
планы и программы для лиц с особенностями психофизического развития;
2.4. индивидуальные
учебные планы и программы для детей, для которых образование в соответствии с
образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и
возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире,
приобретением элементарных трудовых навыков.
3. Обучение по
специальным учебным планам и программам осуществляется в специальных
учреждениях образования, специальных классах (группах), классах (группах)
интегрированного (совместного) обучения и воспитания учреждений образования
общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями
психофизического развития.
4. Специальные учебные
планы разрабатываются на основе типовых учебных планов учреждений,
обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и
профессионально-технического образования, с учетом характера физических и (или)
психических нарушений соответствующей категории лиц с особенностями
психофизического развития и включают коррекционный компонент. Коррекционный
компонент специальных учебных планов предусматривает проведение коррекционных
занятий, направленных на исправление и компенсацию физических и (или)
психических нарушений.
5. Порядок разработки и
утверждения учебных планов и программ специального образования определяется
Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 30.
Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в
возрасте до трех лет
1. Образовательный
процесс для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех
лет организуется в рамках оказания ранней комплексной помощи в условиях семьи,
организаций здравоохранения и учреждений образования и включает выявление
физических и (или) психических нарушений, восстановление или компенсацию
нарушенных структур и функций организма, предотвращение и (или) устранение
ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей с
особенностями психофизического развития, консультирование и обучение их законных
представителей способам ухода и оказания специальной помощи таким детям в
условиях семьи.
2. Особенности
организации образовательного процесса для детей с особенностями
психофизического развития в возрасте до трех лет определяются Министерством
образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики
Беларусь.
Статья 31. Особенности
организации образовательного процесса для некоторых категорий лиц с
особенностями психофизического развития
1. Обучение лиц с
нарушениями зрения осуществляется с использованием тифлотехнических средств,
специального оборудования при соблюдении санитарно-гигиенических требований к
организации образовательного процесса для данной категории лиц. Обучение
незрячих (слепых) осуществляется на основе рельефно-точечной системы Брайля,
слабовидящих - по учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом.
2. Обучение лиц с
нарушением слуха на всех уровнях основного образования осуществляется с
использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального
пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и
другой информации на зрительной основе. Обучение лиц с нарушением слуха в
учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего
специального и высшего образования, осуществляется с использованием
сурдоперевода.
3. В зависимости от
степени потери слуха образовательный процесс для лиц с нарушением слуха
организуется на двух отделениях (первое и второе). Образовательный процесс на
втором отделении организуется на белорусском или русском (в устной, письменной,
дактильной формах) и жестовом языках. Порядок и особенности организации
образовательного процесса на первом и втором отделениях определяются
Министерством образования Республики Беларусь.
4. Изучение иностранного
языка лицами с нарушением слуха, обучающимися на втором отделении, и лицами с
нарушениями речи организуется по желанию обучающихся.
5. В зависимости от
степени умственной отсталости образовательный процесс для лиц с
интеллектуальной недостаточностью организуется на двух отделениях (первое и
второе). Обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью на втором отделении,
не способных освоить специальные учебные программы, организуется по
индивидуальным учебным планам и программам, разрабатываемым специалистами,
осуществляющими образовательный процесс, и утверждаемым руководителем
учреждения образования. Порядок и особенности организации образовательного
процесса на первом и втором отделениях определяются Министерством образования
Республики Беларусь.
Статья 32. Сроки
получения образования лицами с особенностями психофизического развития
1. Сроки получения
образования лицами с особенностями психофизического развития определяются в
зависимости от уровня получаемого образования и устанавливаются настоящим
Законом и иными актами законодательства.
2. Срок обучения лиц с
особенностями психофизического развития зависит от характера, степени
выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения
учебной программы и составляет для общего начального образования 4-5 лет, на
уровне общего базового образования - 10-11 лет, на уровне общего среднего
образования - 12-13 лет, в специальных вечерних (сменных) школах - 14 лет.
3. Срок получения
образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающимися на первом
отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах
(группах), классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания,
составляет 10 лет. Для лиц с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на
первом отделении, могут создаваться классы углубленной социальной и
профессиональной подготовки со сроком обучения 1-2 года.
4. Срок получения образования лицами с интеллектуальной
недостаточностью, обучающимися на втором отделении во вспомогательных школах
(школах-интернатах), в специальных классах (группах), центрах
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, составляет 9 лет.
ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНИЕ В
СФЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 33.
Государственное управление в сфере специального образования
1. Государственное
управление в сфере специального образования осуществляют Президент Республики
Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы
государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в
пределах их компетенции.
2. Министерство
образования Республики Беларусь является республиканским органом
государственного управления, проводящим государственную политику,
осуществляющим регулирование, управление и государственный контроль в сфере
специального образования и координирующим деятельность иных республиканских
органов государственного управления в сфере специального образования.
Статья 34. Управление
учреждением, обеспечивающим получение специального образования
1. Управление
учреждением, обеспечивающим получение специального образования, строится на
сочетании принципов единоначалия и самоуправления и осуществляется в
соответствии с законодательством и уставом данного учреждения образования.
2. Непосредственное
управление учреждением, обеспечивающим получение специального образования,
осуществляет руководитель, назначаемый учредителем в порядке, установленном
законодательством.
3. В учреждениях,
обеспечивающих получение специального образования, создаются органы
самоуправления (советы, попечительские советы). Порядок создания и
функционирования органов самоуправления определяется Министерством образования
Республики Беларусь.
4. Управление учреждением, обеспечивающим получение
специального образования, осуществляется во взаимодействии с органами
государственного управления образованием, законными представителями лиц с
особенностями психофизического развития, соответствующими общественными
организациями (объединениями).
ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 35. Финансирование
учреждений, обеспечивающих получение специального образования
1. Финансирование
государственных учреждений, обеспечивающих получение специального образования,
осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов,
финансирование частных учреждений, обеспечивающих получение специального
образования, - за счет средств учредителя.
2. Дополнительными
источниками финансирования учреждений, обеспечивающих получение специального
образования, являются полученные в соответствии с законодательством:
2.1. доходы от реализации
продукции, выполнения работ и оказания услуг;
2.2. добровольные
пожертвования юридических и физических лиц;
2.3. иные источники.
3. Стоимость образования
в частных учреждениях, обеспечивающих получение специального образования,
определяется в соответствии с законодательством.
4. Учреждения,
обеспечивающие получение специального образования, могут осуществлять не
противоречащую законодательству предпринимательскую деятельность лишь постольку,
поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы,
соответствует этим целям и отвечает предмету их деятельности и способствует
развитию данных учреждений образования.
Статья 36.
Материально-техническая база учреждений, обеспечивающих получение специального
образования
Материально-техническая база учреждений, обеспечивающих
получение специального образования, формируется в зависимости от формы
организации специального образования, уровня образования, типа учреждения,
обеспечивающего получение специального образования, и включает помещения,
сооружения, оборудование, индивидуальные технические и иные средства,
необходимые для организации обучения и воспитания лиц с особенностями
психофизического развития.
ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 37. Вступление в
силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон
вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. До приведения
законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом
нормативные правовые акты Республики Беларусь применяются в той части, в
которой они не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено
Конституцией Республики Беларусь.
Статья 38. Приведение
законодательства в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров
Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего
Закона:
подготовить и внести в
установленном порядке предложения по приведению законодательных актов
Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести решения
Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и
отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными
Совету Министров
Республики Беларусь, их
нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
принять иные меры, обеспечивающие реализацию настоящего
Закона.
Приложение Б
Анкета для родителей
Здравствуйте, уважаемые родители !
Студенты МГПУ кафедры
«Социально-педагогические технологии» предлагают Вам принять участие в заполнении
анкеты на тему «Изучение семей, воспитывающих детей- инвалидов,
удовлетворённостью практикой социального включения детей с ОПФР в
учебно–воспитательный процесс». Все результаты исследования будут анонимными и
будут использоваться только в научно –практических целях в общем виде. Фамилию,
имя, отчество указывать не надо.
Инструкции по заполнению.
При заполнении анкеты прочитайте вопрос
и варианты ответа. Номер вашего варианта ответа обведите в кружок.
Заранее благодарны за сотрудничество.
1.Согласны ли вы, что положение детей с особенностями
развития в нашем обществе улучшается?
1.1 Да
1.2 Нет
2.Знаете ли вы права детей с
особенностями психофизического развития?
2.1 Да, в полной мере
2.2 Частично
2.3 Нет не знаю
3.Какие вы знаете документы, в которых
прописаны права детей с особенностями психофизического развития?
4.Соблюдаются ли права ваших детей?
4.1Да
4.2Частично
4.3 Нет
4.4 Не знаю
4.5 Затрудняюсь ответить
5. Назовите период жизни, в который ребенку-инвалиду была
оказана наибольшая помощь и поддержка?
5.1 Дошкольный возраст
5.2 Школьный возраст
5.3 После школьный возраст
6.Получаете ли Вы комплексную помощи и поддержку со стороны
специалистов здравоохранения, образования, социальной защиты
6.1 Да
6.2 Скорее да, чем нет
6.3 Скорее нет, чем да
6.4 Нет
7.Есть ли согласованность в работе различных специалистов по
оказанию помощи и поддержки Вам и Вашему ребенку?
7.1 Да
7.2 Скорее да, чем нет
7.3 Скорее нет, чем да
7.4 Нет
8.Какое типа образовательное учреждение посещаю ваши дети
8.1 специальную группу в ДДУ общеобразовательного типа
8.1Общеобразовательную школу
8.2 Специальную школу
8.3 Учреждение закрытого типа(интернат)
8.4 Интегрированные класс в образовательной школе
8.5ЦКРОиР
9.При выборе программы развития и обучения определяющим является:
9.1 Возможности ребёнка
9.2 диагноз
9.3 Специфические особенности и потребности детей- инвалидов
10.Знакомы ли вы педагогическими технологиями, позволяющими
эффективно взаимодействовать с ребенком?
10.1 Да
10.2 Частично
10.3 Нет
11.«Обсуждают ли с Вами специалисты коррекционную программу
развития Вашего ребенка?»
11.1 Да
11.2 Нет
12.Кто из специалистов имеет более высокую степень
профессиональной подготовленности при работе с детьми -инвалидами
12.1Специалисты – педагоги (дефектологи, психологи)
12.2 Школьные учителя
12.3 Специалисты в социальной сфере
12.4 Специалисты- медики
12.5 Другие специалисты____________________________
13.Считаете ли вы, что специалисты не всегда обладают достаточными
знаниями и личными качествами для работы с детьми с особенностями развития
13.1 Да
13.2 Нет
13.3 Свой вариант____________________
13.4Затрудняюсь ответить
14 Встречали ли вы негативное отношение сверстников к детям с
особенностями?
14.1Да
14.2Нет
15.Согласны ли с высказыванием, что отношение сверстников к
детям с особенностями было бы значительно лучше, если бы взрослые были терпимее
и добрее
15.1 да
15.2Нет
15.3 Не знаю
16 Согласны ли вы, что дети в учреждениях специального
образования получают хорошую образовательную подготовку?
15.1 Да
15.2 Нет
15.3 Не знаю
17.Удовлетворяет ли Вас трудовая подготовка детей в
специальных учреждениях образования,
17.1 Не знаю
17.2 Да
17.3 Скорее всего да, чем нет
17.4 Скорее всего нет, чем да
18.«Как часто приходилось Вам, при решении вопросов лечения,
обучения и воспитания детей с особенностями развития сталкиваться с такими
явлениями как …?
шкала
18.1 Равнодушием
18.2 Поддержкой и помощью
18.3 Дискриминацией
Распредели ответы по шкале 1- более часто
2 -иногда
3-никогда
19.На сколько Вы удовлетворены отношением к Вашей проблеме со
стороны….?
19.1Медиков
19.2Специальных педагогов
19.3Социальных работников
распределите специалистов по степени удовлетворённости от наиболее
удовлетворённого отношения до менее удовлетворенного
20 Согласны ли Вы с тем, что необходимо взаимодействие
общественных организаций, Советов родителей с учреждениями образования, где
воспитываются и обучаются дети с особенностями развития?
20.1Да
20.2 Нет
20.3 Затрудняюсь ответить
21.Приходится ли Вам сталкивается с неправильным решением
проблем своего ребенка с особенностями развития?
21.1 Да, регулярно
21.2 Да, но нечасто
21.3 Нет
21.4 Затрудняюсь ответить
21.5 Не знаю
22.С какими проблемами приходится вам чаще встречается, при социальном
включении детей- инвалидов в учебно-воспитательный процесс?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь немножко о себе:
23.Ваш пол
23.1Муж.
23.2Жен.
24.Ваш возраст(укажите количество полных лет на сегодняшний день)
________________________
25.Уровень вашего образования
25.1 Высшее
25.2 Незаконченное высшее образование
25.3 Среднее специальное образование
25.4 Среднее профессионально- техническое образование
25.5 Полное общее среднее образование
25.6 Базовое среднее образование
26. Ваше место жительства
26.1 Город
26.2 Село
27. Ваш семейный статус
27.1Замужем (женат)
27.2 Не замужем ( не женат)
27.3 Разведена (разведён)
28.Ваш состав семьи
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28. В как возрастном промежутке находится на данный момент
ваш ребёнок
28.1 В Возрасте от 4-6лет
28.2В возрасте от 7-17 лет
28 2В возрасте 18-25 лет.
Начало анкетирования_____________________
Конец анкетирования_______________________
Приложение В
Анкета для специалистов
Здравствуйте, уважаемые специалисты, работающие
с детьми ОПФР!
Студенты МГПУ кафедры «Социально-педагогические технологии»
предлагают Вам принять участие в заполнении анкеты на тему «Изучение
практической деятельности специалистов, работающих с детьми и молодыми людьми с
особенностями психофизического развития. Все результаты исследования будут
анонимными и будут использоваться только в научно –практических целях в общем виде.
Фамилию, имя, отчество указывать не надо.
Инструкции по заполнению.
При заполнении анкеты прочитайте вопрос
и варианты ответа. Номер вашего варианта ответа обведите в кружок.
Заранее благодарны за сотрудничество
1Согласны ли вы, что положение детей с особенностями развития
в нашем обществе улучшается?
1.1 Да
1.2 Нет
1.3 Затрудняюсь ответить
2.Знаете ли вы права детей с
особенностями психофизического развития?
2.1 Да, в полной мере
2.2 Частично
2.3 Нет не знаю
3.Какие вы знаете документы, в которых
прописаны права детей с особенностями психофизического развития?
__________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какая область работы с детьми
-ивалидами наиболее успешные
4.1коррекционно-развивающаяся
4.2 учебно-воспитательная
4.3.косультативная
4.4 профессионально-трудовая
4.5 затрудняюсь ответить
5 Какая область является наиболее
проблемной
5.1 трудоустройство в будущем
5.2 оказание ранее (от 0 до 3-х лет) коррекционной
помощи
5.3 не знаю
5. 4затрудняюсь ответить
6. В оказании какой помощи детям с ОПФР существуют проблемы
6.1 в семейно-бытовой
6.2 психологической
6.3 медицинской
7. Согласовано ли действия специалиста и
семьи
7.1 Да
7.2 Скорее да, чем нет
7.3 Скорее нет, чем да
7.4 Нет
8 Является ли помощь детям с ОПФР
комплексной со стороны специалистов
8.1 Да
8.2 Частично
8.3 Нет
8.4 Не знаю
9 Что нужно для усовершенствования
качества диагностики нарушения развития
9.1 повышения квалификации
9.2 совершенствование диагностического инструментария
9.3использование компьютерных методов
9.4 обеспечение комплексного
исследования
10. Для эффективной социализации и обучение
детей с ОПФР обучение должно осуществляться
10.1 в специальных классах
10.2 в интегрированных классах
10.3 в специальных школах
11 Знакомы ли вы с современными педагогическими технологиями,
позволяющими эффективно взаимодействовать с ребенком?
11.1 Да
11.2 Частично
11.3 Нет
11.4 Затрудняюсь ответить
12 Знакомы ли вы с современными педагогическими технологиями,
позволяющими эффективно взаимодействовать с родителями. воспитывающими ребёнка ОПФР?
12.1 Да
12.2 Частично
12.3 Нет
12.4 Затрудняюсь ответить
13 Как вы оцениваете свою профессиональную подготовку
13.1Высокая
13.2 Достаточная
13.3 Низкая
14 Какая форма повышения свой профессиональной подготовки для
вас наиболее приемлема
14.1 участие в методических объединениях
14.2 участие в работе семинаров
14.3 самостоятельное изучение специальной литературы
14.4 участие в инновационных образовательных проектах
15 Согласны ли Вы с тем, что необходимо взаимодействие
общественных организаций, Советов родителей с учреждениями образования, где
воспитываются и обучаются дети с особенностями развития?
15.1Да
15.2 Нет
15.3 Затрудняюсь ответить
А теперь немножко о себе:
16.Ваш пол
16.1Муж.
16.2Жен.
17.Ваш возраст (укажите количество полных лет на сегодняшний день)
________________________
18.Уровень вашего образования
18.1 Педагогическое высшее образование
18.2 Специальное педагогическое (дефектологическое) высшее
18.3 Переподготовка по дефектологии на базе высшего
педагогического образования
18.4 Медицинское высшее
18.5 Педагогическое среднее специальное
18.6 Специальное педагогическое (дефектологическое) среднее
18.7Медицинское среднее специальное
18.8 Иное высшее
18.9 Иное среднее специальное
19. Ваше место работы
19.1 Город
19.2 Село
20. Ваш профессиональный статус.
20.1 Руководитель учреждения
20.2 Руководитель подразделения
20.3 Специалист (дефектолог, психолог, социальный педагог)
20.4 учитель
21. Специалистом какой категории вы являетесь.
21.1 первой
21.2 второй
21.3 без категории
22 Ваш стажу работы с лицами с особенностями психофизического
развития
22.1До 1года
22.2 До 5 лет
22.3 До10 лет
22.4 Более 10 лет
23. С какой категорий детей ОПФР вы работаете
23.1 Глухие
23.2 Слабослышащие
23.3 Незрячие
23.4 Слабовидящие
23.5 С интеллектуальной недостаточностью
23.6 С трудностями в обучении
23.7 С нарушениями речи
23.8С нарушениями опорно-двигательного аппарата
23.9 С множественными нарушениями
23.10С иными нарушениями
Начало анкетирования_____________________
Конец анкетирования_______________________
Похожие работы на - Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе
|