Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Государственный университет – Высшая школа
экономики
Эссе
по социальной психологии
Тема: «Социальные стереотипы и их
проявление в современном обществе»
Москва 2010
Содержание
Введение
Социальные стереотипы и их
проявление в современном обществе
Заключение
Список использованной
литературы
Актуальность исследования
социального стереотипа обусловливается, прежде всего, потребностью в объяснении
особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального
поведения и таких общественных процессов, как, например: межличностная,
массовая и межэтническая коммуникация, манипулирование общественным и
индивидуальным сознанием, распространение различных форм нетерпимости в
обществе. Все эти вопросы нельзя решить без знания и понимания природы,
сущности, свойств и назначения стереотипов в обществе.
С практической точки
зрения необходимость всестороннего изучения социальных стереотипов объясняется
потребностью в нейтрализации негативных последствий стереотипизации (процесса
образования стереотипов) и острых стереотипных проявлений негативизма,
нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии
манипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.
Социальный стереотип является
универсальным инструментом распознавания и передачи общественно значимой
информации в процессах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом.
Только на основе
социально-философского анализа стереотипов можно объяснить существование
устойчивой связи между восприятием объектов под определённым углом зрения и
соответствующим повторяющимся поведением, омассовление сознания и поведения
людей, особенности манипулирования ими, истоки нетерпимости в межличностных и
межгрупповых отношениях людей, взаимосвязь процессов идентификации личности с
состояниями её жизнедеятельности и др.
Существуют две взаимодополняющие стратегии
философского исследования социальных стереотипов, которые необходимо
синтезировать для достижения наиболее полной исследовательской картины [6].
1.
У всякого
стереотипа есть конкретные носители - люди. Следовательно, чтобы понять истоки
и механизм образования стереотипов мышления и поведения людей, нужно
исследовать самих людей и их психику, сознание.
2.
Поскольку
психика, сознание людей формируется в обществе и через общественную
деятельность, то, чтобы понять природу стереотипов, нужно исследовать
порождающее их общество, различные связи и отношения людей.
На современном этапе
встречаются две разновидности определения стереотипа: динамический стереотип - относительно
устойчивая система условно- рефлекторных реакций высших животных и человека на
привычные раздражители, и
социальный стереотип - схематический, стандартизированный
общезначимый образ или эмоционально окрашенное и устойчивое представление об
определённом явлении или объекте, в котором выражается привычное отношение людей
к ним, сложившееся под влиянием условий их бытия и предшествующего опыта.
Следовательно, такое определение на самом деле недостаточно для понимания
сущности этого феномена, так как данное определение не даёт ответа на вопрос,
что есть образ или «представление» в вышеуказанном контексте, с чем связаны
эмоциональная окрашенность и устойчивость социального стереотипа. [4]
В этой связи социальный стереотип
рассматривается в эссе как комплексное образование, в
котором имеет место неразрывное единство трёх его компонентов:
1.
когнитивного
(информационного) - выражающегося в осознании объектов - т.е., получаемая
человеком информация, сведения о рационально осознаваемых, объективных
феноменах;
3.
социального
(поведенческого) - представляющего программу действий касательно объектов
окружающего мира.
Социальные стереотипы как
шаблоны мышления и поведения людей, являющихся членами тех или иных групп,
усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясных
представлений о тех группах, к которым они относятся.
Как правило, исследователи обращают внимание на наличие двух
функциональных уровней социальных стереотипов - группового и индивидуального.
По их мнению, на индивидуальном, равно как и на групповом уровнях стереотипы
выполняют следующие задачи: селекцию социальной информации, её схематизацию,
генерализацию и упрощение (когнитивная функция), создание и поддержание образа
«Я» личности или образа «Мы» группы (ценностная функция). В научной литературе
отмечается, что любой стереотип выполняет также задачу обеспечения
определённого поведения (собственно социальная функция) в зависимости от
традиций и этнического своеобразия культуры, в которую погружены конкретный
индивид или социальная группа. [7]
Стереотипы регулируют
процессы идентификации и формирования социальной идентичности личности.
Социальные стереотипы усваиваются человеком с того момента, как только он
начинает идентифицировать себя с конкретным обществом, культурой, определённой
социальной группой и осознавать себя их членом.
Поведении личности и
отмечается, что зависимость в её различных формах делает человека поверхностным
в его оценках и суждениях об окружающем, что способствует активному
использованию им стереотипов, позволяющих ему видеть лишь то, что обслуживает
его зависимость.
Стереотипы негативного
отношения или поведения сопровождаются отрицательными эмоциями (гневом,
отвращением, презрением), трансформирующимися в общую антипатию и нетерпимость
по отношению к тому или иному объекту, вызвавшему эмоции. Их сущность
заключается в открытом, явном вербальном и действенном выражении неприязни,
отталкивания, вражды. [1; 2]
В стереотипах в значительной мере
акцентирован ценностный и антиценностный компонент, и потому нетерпимость
рассматривается как следствие и воплощение социального стереотипа в действии.
Будучи причиной образования социальных стереотипов и результатом их
образования, сама нетерпимость впоследствии может возводиться в ранг стереотипа
- отношение негативизма и нетерпимости к кому-либо или чему-либо закрепляется в
общественном сознании как стереотип. [3]
Ситуация вокруг инвалидности в
современном обществе - один из наиболее ярких наглядных примеров
стереотипизации и стигматизации сознания людей. Инвалидность представляет собой
социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, поэтому каждое
государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям
формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. В
диссертации проводится анализ инвалидности как медицинской и социальной
проблемы, и показываются принципы её решения. Автор считает, что для решения
проблемы необходимо переосмыслить понимание инвалидности и устранить социальные
стереотипы, являющиеся источником изоляции инвалидов[5]:
- люди с нарушениями должны рассматриваться как субъект
построения их собственной жизни;
- внимание должно быть направлено на общество, которое
нуждается в переменах внутри себя для изменения отношения к инвалидам;
- «нормализация»
необходима не людям с инвалидностью, а условиям жизни, которые должны
нормализоваться до такой степени, чтобы люди с особыми потребностями могли
участвовать в жизни.
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод о том, что дети разделяют стереотипы в отношении старости и
старения, которые существуют в обществе, и усваивают через макросоциальное
окружение доминирующий в обществе образ старости. Однако, отрицательные
стереотипы в отношении пожилых людей не относятся к родственникам, то есть к
бабушкам и дедушкам детей, с которыми они общаются с раннего детства. Отсюда
можно предположить, что частые контакты между поколениями в семье стимулируют
положительное отношение к пожилым людям. Как следствие, чем раньше дети будут
взаимодействовать с пожилыми людьми не родственниками, тем более позитивны
будут взаимоотношения между ними.
Для эффективного
взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные
представления о старости и пожилых людях в лучшую сторону. Изменению
стереотипов способствует:
1) знание о специфических
особенностях людей пожилого возраста;
2) личный контакт с
представителями людей третьего возраста;
3) создание позитивного
образа старости средствами массовой информации;
4) выделение общих
признаков, характерных для обеих групп (дети - пожилые люди).
1. Липпман У. Общественное мнение
/пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко.
М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
2. Судаков К.В. Динамические
стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.
3. Ослон А. Уолтер Липпман о
стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность,
2006, № 4, C. 125-141.
5. Жукова С.А. «Возрастные социальные
стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения».
6. Социальный стереотип в жизнедеятельности
людей // Философия и общество. №3, 2007. (стр. 152-160).
7. Социальная нетерпимость как
причина и следствие формирования стереотипов в обществе // Сборник материалов
Всероссийской конференции "Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские
измерения идеологии в "массовых обществах", НовГУ имени Ярослава
Мудрого. 2007. (стр. 315-317).