Социальная терапия
МИНИСТЕРСТВО
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ЗАПОРОЖСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по теме:
«СОЦИАЛЬНАЯ
ТЕРАПИЯ»
Запорожье, 2010
План
Введение
1. Сущность социальной терапии
2. Подходы и методы социальной
терапии
3. Виды социальной терапии
Выводы
Литература
Введение
В процессе осуществления
социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот
комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование
проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. На уровне
повседневного, обыденного сознания наличие какого-либо диагноза предполагает
осуществление процедур и мероприятий, которые мы называем лечением. Аналогичная
ситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает,
что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в
теории и практике социальной работы получило название социальная терапия.
Разные практики терапевтической
деятельности, направленные на помощь человеку, имеют свою специфику, которая зависит
от характера проблемы: например, психическое нарушение, поведенческие и межличностные
проблемы, проблемы самореализации личности, определение социального статуса,
жизненных стратегий и т. п. Ясно, что эти проблемы имеют разную плоскость решения
– психологическую и социальную, которые схожи, но в большей степени отличны по своей
природе. Поэтому методы терапии, используемые в различных сферах, часто «перетекают»
из одной в другую, но имеют как свои, отличные от других практик, векторы
направленности, так и субъекты взаимодействия и объекты воздействия.
1. Сущность социальной терапии
Социальная терапия – это
комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных
проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что
социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на
различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут
определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического
воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой
структуру общества, можно предложить следующую структуру
социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
- макроуровень,
предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
- микроуровень, на
котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных
коллективов.
Сущность социальной
терапии как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее
основе лежит идея "лечения", то есть достижение максимально
возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего
нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической
патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального
благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.
Социальная терапия
вбирает в себя методики, применяемые в различных видах профессиональной
деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.
Социально-терапевтическая
деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников
может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её
организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации
социальной политики.
Процесс социальной
терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и
содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед
субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о
существовании основных типов задач социальной терапии.
Среди них:
- исправление, коррекция
поведения и деятельности субъекта;
- предупреждение
дисфункций;
- обеспечение нормального
развития субъекта;
- самоутверждение
личности субъекта.
Даль В.И. дает следующую
трактовку понятия «терапия»: терапия или терапевтика от греческого лечебное искусство,
врачеванье; часть общего врачебнословия.
Портнов А.А., Федотов
Д.Д., Александровский Ю.А. рассматривают психотерапию как «лечение при помощи психического
воздействия на человека», лечение болезни.
Медицинская практика рассматривает
психотерапию в широком смысле как «систему отношения врача к больному», которое
«мобилизирует его волю к выздоровлению, и узком смысле как лечение психиатрических
заболеваний «словом», т. е. внушением – гипнозом и убеждением – беседой, которое
носит в контексте специфически психиатрического лечения вспомогательный
характер.
По определению С. В. Тетерского,
социальная терапия означает систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи
лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.
2. Подходы и методы социальной терапии
Решение всех этих задач с
необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно,
конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные
требования и к тому, как именно она будет решаться. Однако, большинство
социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения
хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и
результативные методы и подходы, основные из которых:
1.Административные.
Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование
формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции,
положения и т.п.).
Во-вторых, система
административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии,
господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в
практике государственных, судебных и административных органов и учреждений.
Использование административных методов предполагает выработку субъектом
определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или
указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами
и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике
социальной терапии является принятие главой администрации решения об
установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении
родительских прав и т.п.
2.Экономические методы.
Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их
использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и
экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных
методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии
и т.п.) и экономические санкции. Эффективность экономических методов социальной
терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается
применением и ряда других методов.
3.Психолого-педагогические
методы. В отличие от административных и экономических методов социальной
терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на
отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на
практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых
группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и
идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они
обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике
становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение,
воспитание, психологическая коррекция и т.п.
Рассматривая социальную
работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является
одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает
комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью
социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые
затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако,
решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может
выглядеть по-разному.
В соответствии с объектом
воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
1. Индивидуальная,
которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем
которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и
т. п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в
групповой терапии. Этот вид социально-терапевтического воздействия требует от
социального работника или другого специалиста высокой профессиональной квалификации,
личного такта, способности к пониманию и сочувствию.
2. Групповая,
представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи
людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с
использованием групп (при руководстве социального работника или иного
специалиста – психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим
принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной
деятельности и т.п. Люди, входящие в конкретную группу, должны быть
заинтересованы в решении каких-либо сходных проблем и ориентированы на
получение каких-либо знаний или навыков. Как правило, групповая терапия
предполагает использование психотерапевтических процедур и операций.
3. Семейная терапия –
работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая
рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в
гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и
разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть
внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более
гибкому поведению и т.п.
Доминирующий метод
оказания клиенту социально-терапевтической помощи позволяет выделять гораздо
более широкий спектр её разновидностей. К наиболее часто применяемым в практике
социальной работы видам терапии относятся следующие.
1.Трудовая терапия,
основанная на возможности оказывать тонизирующее и активизирующее воздействие
на человека через процесс труда. Трудовая терапия позволяет организовать
совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей и возможностей
человека, сформировать у него ощущение собственной нужности и полезности окружающим,
организовать систему межличностных отношений между клиентом и другими людьми,
расширить круг общения, снять ощущение напряжённости и беспокойства.
2.Терапия самовоспитания
представляет собой собственную деятельностьсубъекта по самопознанию,
самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и
самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений,
собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров»,
самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я»,
использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности.
Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек. Однако,
эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника,
психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы,
во-первых, научить человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых,
контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущения
нежелательных или необратимых изменений его личности.
3.Дискуссионная терапия
предполагает решение какой-либо проблемы через её активное обсуждение в кругу
заинтересованных лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения
может высказать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Такой
подход к решению проблем человека или группы даёт возможность определить
степень значимости данной проблемы для субъекта, оценку её другими людьми,
позволяет найти такой путь решения, который максимально соответствует
стремлениям и ожиданиям всех включённых в проблему людей.
Выводы
Социальная терапия – сравнительно
новая технология, которая получает все большее распространение в современной
социальной практике.
Несмотря на разницу
подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных
случаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья
– состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности,
функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также
неблагополучных в социальном плане.
Методы социальной терапии
– это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем
человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как
социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной
сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории
сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно
рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной
работы.
Литература
1.
http://inf.by/socrab/4/
2.
Справочное
пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М.,
1997.
3.
Технология
социальной работы. Ч.1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских и
практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.