Социализация детей-сирот
ДОНЕЦКИЙ
ИНСТИТУТ РЫНКА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Кафедра
социальной работы
Допустить
к защите
Зав. кафедрою кан. псих. наук
____________Жуковская Л.В.
"___ "______________2009 р.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РОБОТА
Социализация детей- сирот
Донецк, 2009
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена социализации
детей-сирот младшего школьного возраста в условиях школы-интерната.
В работе проведен
теоретический анализ проблемы сиротства как социального явления. Социализация рассматривается как
динамический процесс, как сложное структурное образование, интегрирующее
информационный, мотивационный и деятельностный компоненты.
Общий объем работы - 82
страницы. Она состоит из двух разделов, выводов, списка использованной
литературы (50 источников). Содержит 3 таблицы и 2 диаграммы.
Содержание
Введение
Раздел
I Теоретические аспекты исследования сущности процесса социализации детей -
сирот
1.1
Сиротство как социальное явление
1.2
Социальная защита детей-сирот как направление социальной политики
1.3 Социально
психологические особенности детей сирот
1.3.1
Социально-психологические особенности детей сирот младенческого возраста
1.3.2 Социально- психологические особенности детей-сирот
раннего возраста
1.3.3 Социально-психологические особенности детей-сирот
дошкольного возраста
1.3.4 Социально-психологические особенности детей-сирот
младшего школьного возраста
2.1 Диагностика
уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате
2.2 Использование
комплекса игр в работе с детьми-сиротами
2.3 Результаты
экспериментальной работы
Выводы
Литература
Приложение
Сложившаяся
социально-экономическая и политическая ситуация в Украине привела к росту числа
детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях
нередкими явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое
обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных
сирот", детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Конфликты,
природные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети
остаются без родителей. Число детей-сирот в Украине за годы независимости увеличилось
в два раза, превысив 100 тысяч человек. Каждый 160-й ребенок в стране не имеет
своего дома и семьи [#"475208.files/image001.gif">
Рис. 2.1. Динамика
изменений у детей контрольной группы незначительная по многим показателям, что
видно на рис.2.2.
Рис.2.2.
В
условиях социализирующей игровой среды дети-сироты в достаточной мере обобщили
разнообразные представления о действительности, старались активно
преобразовывать окружающий мир. Расширялся запас социальных знаний, навыков и
умений, повысилась активность и актуализация собственного опыта, то есть
позитивно изменились фундаментальные основания социализации детей-сирот. Это свидетельствует об эффективности использования игровых
технологий при социализации детей-сирот в условиях закрытого детского
учреждения.
Выводы
1. Социализация детей-сирот протекает как процесс установления
ребенком взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной
стратегии поведения, самопознания и самореализации личности.
Социально-педагогическая поддержка социализации детей-сирот в игровой
деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной
действительности, формированию социально ориентированных мотивов и овладению
многими социальными ролями, обогащающим социальный опыт ребенка.
2.
Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации
в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний и
способность к их передаче); мотивационный (интерес к познанию социальных норм,
своих прав и обязанностей в социуме); деятельностный (интенсивность участия в
игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения).
3. Подобранный комплекс
игр и использованный в ходе игровой деятельности включает в себя следующие
последовательно взаимосвязанные этапы: социальное обучение, самопознания, самореализации,
что обеспечивает закономерность формирования у детей социально значимых
качеств.
4.
Эффективность социализации детей-сирот в ходе игровой деятельности
подтверждается позитивной динамикой. Так, в экспериментальной группе возросло
количество детей с более высоким уровнем социальной адаптации, по сравнению с
контрольной группой.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования нашла
свое полное подтверждение.